Консультация для воспитателей
консультация (подготовительная группа) на тему

Горбатова Елена Борисовна

Воспитание звуковой культуры речи в разных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_zkr.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Консультация для воспитателей

                     «Воспитание звуковой культуры речи в разных возрастных группах»

Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, это составная часть общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:

 • Произносительные качества  (звукопроизношение, дикция, и т.д.);

 • Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.);

 • Двигательные средства выразительности (мимика, жесты);

 • Элементы культуры речевого общения (общая тональность, двигательные навыки в процессе разговора);

 • Речевой слух и речевое дыхание

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

 • формирование правильного звукопроизношения и слово произношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

 • формирование выразительности речи —предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

 • выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

 • воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Особенности овладения детьми звуковой стороной языка

 - Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные.

 - Большинство формирующихся слов проходит длительный период развития, иногда в несколько недель или месяцев, прежде чем установится правильное произношение.

 - В старшем дошкольном возрасте у многих детей отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывания окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных, свистящих, шипящих.

Содержание и задачи работы по ЗКР в разных возрастных группах определяются особенностями возраста.

                                       

Младший дошкольный возраст

преодоление общей смягченности произношения;

- воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков: а, у, и, о, э;

- уточнение и закрепление произношения согласных звуков: п, б, м, т, д. н, к, г, ф, в;

- свистящих звуков – с. з, ц;

- развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата;

- подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.

Средний дошкольный возраст

В этом возрасте у ребенка формируется осознание своих произносительных умений. Содержанием обучения является

- закрепление произношения гласных и согласных звуков;

- отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных (л, р);

- продолжается работа над дикцией;

- продолжается развитие фонематического слуха и интонационной выразительности речи.( знакомство с различной интонацией в ходе диалога, разнообразные виды театров)

Старший дошкольный возраст

Воспитание ЗКР в старшем дошкольном возрасте направлено на

- совершенствование произношения звуков,

- выработку отчетливого произношения слов.

- умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки с - з,

с - ц, с - ш, ш - ж, ч - ц, ж - з, л - р.

Подготовительная группа

Основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, называние слов с заданным звуком), определению места звука в слове (начало, середина, конец).

Продолжается работа по выработке внятности произношения, умение правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи.

Эти закономерности овладения звуковой стороной речи  дают нам возможность определить приоритетные линии формирования того или другого механизма на разных возрастных этапах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...