Величина. Широкий. Узкий
план-конспект занятия на тему

Шеховцова Инна Анатольевна
  • Формировать  представления  о  различных  свойствах  предметов  по  величине:  широкий – узкий.
  • Формировать  умение  сравнивать  предметы  по  ширине,  выделяя признаки  сходства  и  различия,  объединять  предметы  по  этому  признаку.
  • Упражнять  детей  в  счёте  в  пределах  10.
  • Продолжать  учить  соотносить  количество  предметов  с  цифрой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velichina._shirokiy._uzkiy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

                      ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

                ДОМ   ДЕТСКОГО   ТВОРЧЕСТВА   “ СОЗВЕЗДИЕ “

                           СТУДИЯ  РАННЕГО  РАЗВИТИЯ  “ ЛУЧ “

                           План – конспект   занятия

             

                   ДЛЯ   ДЕТЕЙ   СТАРШЕГО   ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

                       “ Величина.  Широкий.  Узкий

                                                                   Cоставитель:

                                                                               педагог  дополнительного   образования

                                                                Шеховцова  Инна Анатольевна

                                                                           

                                      г.  КРАСНОДАР

                                              2014  г

   Тема  занятия:

   Величина. Широкий – узкий.

   Цель  занятия: Познакомить  с  понятиями  “широкий “  и   “ узкий “.   

   Задачи:  

                              Обучающие 

  • Формировать  представления  о  различных  свойствах  предметов  по  величине:  широкий – узкий.
  • Формировать  умение  сравнивать  предметы  по  ширине,  выделяя признаки  сходства  и  различия,  объединять  предметы  по  этому  признаку.
  • Упражнять  детей  в  счёте  в  пределах  10.
  • Продолжать  учить  соотносить  количество  предметов  с  цифрой.
  • Продолжать  учить  сравнивать  предметы  различных  размеров  по  величине  и  объединять  их  по  этому  признаку.
  • Закреплять  умение  сравнивать  предметы  по  высоте  ( высокий – низкий ),  объединять  предметы  по  этому  признаку.
  • Учить  отгадывать  математические  загадки.

                       Воспитательные

  • Воспитывать  умение  сотрудничать,  соблюдать  правила  игры  в  группе,  в  коллективе.
  • Формировать  навык  самостоятельной  работы  и  способность  к  самоконтролю.

                         Развивающие

  • Развивать  речь,  зрительную  и  слуховую  память,  логическое  мышление,  произвольное  внимание,  воображение,  пространственное  представление.
  • Способствовать  развитию  познавательного  интереса,  наблюдательности,  сообразительности,  любознательности,  самостоятельности.

 Тип  занятия:  Комбинированный

 Вид  занятия:  Практическое  занятие

 Формы  работы:  Групповая

                                 Индивидуальная

 Методы:  Словесный

                   Практический

                   Наглядный

                   Игровой

                   Проблемно – поисковый

 Оборудование:

  Демонстрационный  материал:

Картинки  с  изображением  предметов  разной  ширины.

 Презентация  “Весёлые  цифры”.

 Раздаточный  материал:

  1. Карточки  с  цифрами  от 0  до  9.
  2. Числовые  карточки  с  картинками.
  3. Конверты  с  полосками  разной  ширины  для  каждого  ребёнка.
  4. Картинки  с  изображением  предметов  разной  ширины.
  5. Набор  пуговиц  разного  размера.

                                    План  проведения

 

            I.Вводная  часть.

                               Организационный  момент.

                               Приветствие.

             II.Основная  часть.

  1.  Математическая  разминка.
  • Пальчиковая  игра  “ Теремок “
  • Считалочка
  1.  Загадки  и  отгадки.
  2.  Игра “ Найди  своё  место “.
  3. Игра  “ Число  и  цифра “.
  4.  Музыкальная  разминка.
  5. Практическая  часть.
  • Игра  “ Широкий – узкий “
  • Работа  с  пособием.
  • Путешествие  по  лесу.

    III. Заключительная  часть.

            Подведение  итогов  занятия.

            Оценка  работы  детей.  

                                Ход   занятия

     Организационный  момент.  Приветствие.

   Математическая  разминка.

   Пальчиковая  игра  “ Теремок “

       Стоит  в  поле  теремок,

       На  двери  висит  замок.

       Открывает  его  волк:

       Дёрг,  дёрг,  дёрг,  дёрг.

       Пришёл  Петя – Петушок

       И  ключом  открыл  замок.

       А  там  спят  наши  пальчики.

  Считалочка:

       Пальчики  уснули,

       В  кулачки  свернулись.

       Захотели  поиграть:

       Один,  два,  три,  четыре,  пять.

       Разбудили  дом  соседей.

       Там  проснулись  шесть  и  семь,

       Восемь,  девять,  десять.

       Веселятся  все.

       Но  пора  обратно  всем.

       Десять,  девять,  восемь,  семь.

       Шесть  калачиком  свернулся,

       Пять  зевнул  и  отвернулся.

       Четыре,  три,  два,  один.

       Снова  в  домиках  мы  спим.

  Загадки  и  отгадки.  (Сопровождается  показом  презентации  “Весёлые  цифры”).

  А  сейчас,  мои  друзья,

  Загадаю  вам  загадки  я.

  Кто  загадки  отгадает,

  Тот  и  цифру  получает.

  1. Длинной,  тонкой,  грустной  птицей  цифра  встала… (единица ).

  1. Здесь  понурый  гусь  сидит,  ничего  не  говорит,

Лишь  вздыхает  он  едва: “ Я  похож  на  цифру…” (два ).

  1. Два  крючка  сцепились  вместе,  что  за  цифра?  Посмотри.

Дырку  я  протру  на  месте,  повторяя  цифру…  (три ).  

  1. Мы  в  игре  с  тобой  возьмём, стулья  все  перевернём,

Улыбнёмся  им  пошире – это  ж  цифры  все… (четыре ).

  1. Вот  пошла  плясать  девица,  школьная  она  царица.

Вправо  рученькой  махнула,  кругло  ножку  изогнула,

По  строке  пошла  плясать.  Кто  же  это?  Цифра… (пять ).

  1. На  двери  висит  замочек – сверху  крюк,  внизу  кружочек.

У  замка  сестричка  есть – он  похож  на  цифру… (шесть ).

  1. Вот  так  цифра – кочерга,  у  неё  одна  нога.

Вот  так  фантазёрка,  циферка… (семёрка ).

  1. Без  начала  и  конца  встали  рядом  два  кольца.

Назовитесь – их  попросим.  И  ответят  хором… (восемь ).

  1. Ловко  вертит  колесо – изменяется  число,

Если  на  голову  встанет,  цифрой  шесть  вдруг  она  станет.

Цирковая  акробатка – это  циферка… (девятка ).

  1. Рядом  встал  один  и  ноль.  Назови  меня,  изволь.

Что  ж  ты  голову  повесил?  Не  узнал?  Я  цифра… (десять ).

Игра  “ Найди  своё  место “

А  сейчас  у  нас  игра.

       Поиграем,  детвора!

  У  каждого  ребёнка  в  руках  карточка  с  цифрой.  Дети  свободно  передвигаются  по  комнате.  По  сигналу:  “ Цифры!  Станьте  в  ряд!”  дети  становятся  в  ряд  и  называют  свои  цифры: 1,2,3…  Педагог  проверяет,  правильно  ли  дети  построились  в  ряд.  После  этого  дети  меняются  карточками  и  игра  продолжается.

       Игра   “ Число  и  цифра “

       Есть  ещё  у  нас  игра.

       Поиграем,  детвора!

  У  детей  карточки  с  различным  количеством  предметов  ( от  1  до  10 ),  педагог  поочерёдно  показывает  цифры  ( от  1  до  10 ).  Детям  предлагается  поднять  карточку  с  таким  количеством  предметов,  какое  обозначает  цифра  в  руках  педагога.

  Дети  меняются  карточками,  игра  продолжается.

       Музыкальная  разминка.

   Педагог: Любите  ли  вы  путешествовать?

   Дети: Да!

   Педагог:  Тогда  мы  отправляемся  в  путь.

( Звучит  песня  из  к/ф  “Красная  Шапочка” ).  Дети  выполняют  движения  под  музыку.

  - Ребята,  мы  сейчас  с  вами  шли  по  дороге  так  долго,  что  могли  и  в  Африку  попасть.

  - Скажите,  каким  был  наш  путь:  длинным  или  коротким?

  - На  пути  нам  повстречались  горы  вот  такой… ( вышины ).

  - Реки   вот  такой… ( ширины ).

  - Ребята,  смогли  бы  мы  перепрыгнуть  через  такую  речку?

  - Почему?

  - А  через  ручеёк?

  - Почему?

  Дети  пытаются  перепрыгнуть  через  воображаемые  водоёмы  и  делают  вывод:  Через  речку  перепрыгнуть  нельзя,  потому  что  она  широкая,  а  через  ручеёк  можно,  так  как  он  уже.

       Практическая  часть.

 Дети  садятся  на  свои  места.  На  столах – конверты  с  полосками  разной  ширины.

  - Ребята,  положите  перед  собой  самую  широкую  полоску.  Какого  она  цвета?  ( Оранжевая ).

  -  Рядом  положите  полоску  поуже.  Какого  она  цвета?  ( Жёлтая ).

  -  Положите  самую  узкую  полоску.  Сколько  всего  полосок  получилось?    

     (Три).

   Дети  определяют,  какая  полоска  шире  путём  наложения. 

       Игра  “ Широкий – узкий “

  Дети  получают  карточки  с  изображением  широких  и  узких  предметов.

  - Ребята,  положите  слева  от  себя  картинки  с  изображением  широких  и  узких  предметов.

  -  Что  вы  видите ?  ( Лес,  реку,  дорогу ).

  -  Сколько  рыб  на  картинке?

  -  Сколько  плывут  налево?  Сколько  направо?

  -  Cколько  больших  рыб,  сколько  маленьких?

  -  Сколько  машин  на  дороге?  В  какую  сторону  они  едут?

  -  Сколько  домов,  деревьев,  облаков  на  картинке?

  -  Сколько  в  лесу  берёз,  цветов,  грибов?

  -  Сколько  животных,  птиц?

  - А  сейчас,  ребята,  подберите  и  положите   полоски,  которые  подходят  к  этим  предметам  по  ширине. ( Самостоятельная  работа  детей ).

  - Почему  сделали  такой  выбор?

  - Тропинка – самая  узкая,  дорога – пошире,  а  река – самая  широкая.

                           Путешествие  по  лесу

  - Наше  путешествие,  ребята,  продолжается.  Мы  отправляемся  с  вами  в  лес.  ( Педагог  раздаёт  детям  карточки  с  изображением  лесных  зверей,  мостов  разной  ширины,  пеньков  разной  высоты,  наборы  пуговиц  разного  размера ).

  - Каких  зверей  мы  повстречали  в  лесу?   (  Ежа,  зайца,  лису,  волка,  медведя ).

  - Сколько  всего  зверей?  ( Пять ).

  - Кто  из  них  самый  маленький?  ( Ёж ).

  - Кто  самый  большой? ( Медведь ).

  - Кто  самый  хитрый?  ( Лиса ).

  - Кто  самый  злой?  ( Волк ).

  - Кто  самый  трусливый? ( Заяц ).

  - Звери  собрались  на  лесной  концерт.  Чтобы  попасть  на  полянку  и  занять  своё  место  на  пенёчке,  они   должны  перейти  через  речку.  У  нас  есть  мостики  разной  ширины  для  каждого  зверя.  Сколько  всего  мостиков?  

( Пять ).  Давайте  переведём  зверей  через  речку.  

       Педагог  предлагает  взять  пуговицу  самого  маленького  размера.

  - Эта  пуговица  будет  как  будто  ёжик.  По  какому  мостику  пойдёт  ёжик?  На  какой  пенёк  сядет?  Почему?  ( Дети  переводят  ёжика – пуговицу  по  мостику,  сажают  на  пенёк  и  объясняют  свой  выбор ).

       Педагог  предлагает  выбрать  пуговицу  размером  побольше  для  зайца.

  - По  какому  мостику  пойдёт  заяц?  На  какой  пенёк  сядет?  Почему?

       Выбираем  пуговицу  побольше  размером  для  лисы.

  - По  какому  мостику  пойдёт  лиса?  На  какой  пенёк  сядет?

       Дети  выбирают  пуговицу  ещё  большего  размера  для  волка.

  - По  какому  мосту  пойдёт  волк?  На  какой  пенёк  сядет?

  - А  теперь  берём  самую  большую  пуговицу  для  медведя.  По  какому  мосту  пойдёт  медведь?  На  какой  пенёк  сядет?

     ( Дети  переводят  зверей  по  мостикам,  рассаживают  их  на  пеньках  и  объясняют  свой  выбор ).

       Подведение  итогов  занятия.

       Оценка  работы  детей. 

  Педагог  подводит  итог  занятия,  основываясь  на  впечатлениях  детей.    

 

  Использованная  литература:

  1. Л.Г.Петерсон,  Е.Е.Кочемасова  “ Игралочка “

Москва,  2004г.

  1. Т.А.Фалькович,  Л.П.Барылкина  “ Формирование  математических  представлений “    Москва, 2007г.
  2. М.А.Касицына,  В.А. Смирнова  “ Дошкольная  математика “

Москва, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Величина. Широкий. Узкий».

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Величина. Широкий. Узкий»....

Величина Широкий Узкий

Цель: Формировать представления о величинах: широкий, узкий.Формировать умение  детей сравнивать предметы по ширине. Закрепить название геометрических фигур. (круг, квадрат). Воспи...