Из опыта работы на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области»
презентация к уроку (старшая группа) на тему

В презентации представлен опыт работы по заявленной теме, текст к презентации см.ниже

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация опыта работы2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом ». С. Михалков «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области » Воспитатель МБДОУ «Детский сад №430» Панова Наталья Юрьевна г . Нижний – Новгород 2018 г

Слайд 2

Нормативные документы Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», « Национальная доктрина образования», «Концепция непрерывного воспитания граждан РФ (дошкольное и начальное звено)», Образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС ДО: нацеливает на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование первичных представлений о себе , о малой родине и Отечестве .

Слайд 3

Теоретическое обоснование значимости опыта работы по приобщению к народной культуре Д.С. Лихачёв: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения – народом, нацией » Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн отмечают: в старшем дошкольном возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов, а каких – это во многом зависит от нас, взрослых . А.В.Бакушинская , П.П.Блонский , Т.С.Шацкий , Н.П.Сакулина , Ю.В.Максимов , Р.Н.Смирнова отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Слайд 4

Значение народного декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Народное искусство России: раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы, является частью его истории. В Нижегородском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность , креативность. Знакомство с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края способствует развитию у дошкольников не только художественного творчества, но и нравственно-патриотических чувств.

Слайд 5

Цели и задачи работы Цель: формировать основы духовно-нравственного воспитания детей через приобщение их к декоративно-прикладному искусству родного края, ознакомление с народными промыслами Нижегородской области. Задачи : Способствовать воспитанию любви к родному краю и гордости за своих соотечественников через знакомство детей с истоками искусства мастеров, краткой историей традиционных Нижегородских промыслов; Способствовать развитию интереса к наследию прошлого, путем ознакомления с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства Нижегородской области; Углубить знания о декоративной росписи родного края (городецкая, семеновская, полхов-майданская , хохломская). Познакомить с характерными элементами, колоритом, типичным для этих узоров.

Слайд 6

Создание условий в группе Создан мини-центр художественно-эстетического воспитания: Предметы декоративно-прикладного искусства, в т.ч . Нижегородского края Плакаты с образцами росписи Тематические альбомы Детские раскраски Дидактические игры Презентации для детей («Путешествие в Городец», «Городецкие узоры», «Золотая хохлома», «Народные промыслы России») Видеофильм «Художественные промыслы. Тайны Нижегородских мастеров»

Слайд 7

Методы и приемы работы

Слайд 8

Требования образовательной программы в старшей группе: Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов; Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов, учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов -Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей... Этапы работы по знакомству с промыслами Нижегородской области Перспективный план работы

Слайд 9

Знакомство с городецкой росписью Формы и методы работы : Виртуальные экскурсии, Просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, «Путешествие по Городцу» Организация выставки изделий городецких мастеров, Использование художественного слова (сказки, стихотворения, рассказы о Городце). Основная задача первого этапа работы - способствовать формированию у детей интереса к традициям родного края, воспитанию чувства гордости за талантливый русский народ, восхищения красотой изделий народных умельцев.

Слайд 10

II этап работы – практический Основные задачи: Способствовать развитию у дошкольников умения самостоятельно переносить свои впечатления в разные виды художественной деятельности: в лепку, аппликацию, рисование. Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть. Самостоятельно составлять композицию узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях городецкой росписи. Темы занятий: «Городецкая доска в подарок маме», «Украсим сарафан для матрешки, «Городецкая мебель для кукольного уголка», «Тарелка для праздничного пирога»

Слайд 12

Организация совместной деятельности воспитателя с детьми Ситуативные беседы с детьми Рассматривание иллюстраций, альбомов Просмотр презентаций Дидактические игры «Собери узор по образцу», «Русские узоры», «Угадай, какая роспись», «Разрезные картинки» Раскраски по мотивам городецкой росписи Творческие задания: «Веселые городецкие узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь »

Слайд 13

Индивидуальная работа с детьми Проведение дидактических игр : « Обведи элемент» ( цель - обучить технике рисования элементов городецкой росписи); « Обведи и раскрась » (цель - развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в городецкой росписи ; Пальчиковая гимнастика Индивидуальные упражнения в изображении элементов росписи

Слайд 14

Формы взаимодействия с родителями Анкетирование родителей Открытые показы воспитательно - образовательного процесса (день открытых дверей «Веселая мастерская»», присутствие родителей на занятии по рисованию «Городецкие узоры »); Проведение совместных мероприятий (привлечение родителей к изготовлению поделок для тематических выставок «Весёлый Городец», «Ой, да мы матрёшки !»); Наглядные формы работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей), Организация совместных тематических выставок работ, выставка дидактических игр по знакомству с народными промыслами; Совместные экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.

Слайд 15

Достигнутые результаты: Дети познакомились с некоторыми народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности Дети стали больше обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие. Некоторые воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, Дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в свободной продуктивной деятельности . У детей наблюдается интерес к занятиям по ознакомлению с произведениями народного творчества, что позволит обогатить представления о Родине, о ее культуре, будет способствовать воспитанию патриотических чувств . Ожидаемый результат работы (к концу учебного года): Дети проявляют интерес к истории родного края, к традиционным народным промыслам Нижегородской области. Дети узнают и называют знакомые виды народно-прикладного искусства Составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в свободной деятельности

Слайд 16

Используемая литература: Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006 . «Дошкольное воспитание». - №8.- 1981 . Ермолаева Н.В. «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство». Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011 ; Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент , 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по реализации концепции содержания дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному краю

Буклет "Методические рекомендации по реализации концепции содержания дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному краю"...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» Подготовила: Сысоева С.И.

laquo;С чего начинается Родина?»С чего начинается Родина?С картинки в твоём букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела ...

Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников любви к родному краю»

Цель: Раскрыть значимость воспитания у дошкольников  чувства патриотизма, любви к Родине....

Выступление из опыта работы по теме: «Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение детей к истокам русской народной культуры», ноябрь 2020 г.

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину; узнав её, стать подлинным патриотом…»(С. Михалков)Что может заинтер...