Дидактические игры
картотека (старшая группа) на тему

Музафарова Гульнара Мавлитовна

Данный материал может быть использован родителями в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_doma.docx26.41 КБ
Файл didakticheskie_igry_doma.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры дома с детьми

Обучающие игры для младших дошкольников в домашних условиях

Сравниваем предметы

В эту игру удобно играть на кухне, когда вы заняты приготовлением обеда или ужина. Перед ребенком положите любые предметы, которые попадутся вам под руку, например, огурец, тарелку и яблоко. А теперь задавайте вопросы и предоставьте малышу возможность проявить сообразительность, ведь ответы он должен обосновать. Вопросы можно задавать самые разные, например:

• сравни предметы по форме;

• по «съедобности»;

• по цвету;

• по тяжести;

• по размеру;

• по назначению;

• можно ли их бросать, катать, пускать в воду (пусть проверит плавучесть в миске);

• можно ли их сгруппировать по другим признакам;

• что общего у всех этих предметов (все находятся на кухне) и т. д.

Между прочим, пока малыш «решает» проблемы, он может проголодаться и съесть некоторые «наглядные пособия»!

Сортировка и счет

На кухне есть возможность приобщить малыша и к сортировке. Это могут быть и продукты, и предметы. Например:

• крупы и бобовые (гречка, пшено, рис, горох, фасоль разных цветов);

• орехи и семечки;

• макаронные изделия разной формы: «рожки» — в одну миску, «витушки» — в другую (можно усложнить — добавьте в макароны горсть гороха или фасоли);

• кастрюли и крышки;

• чашки, тарелки, ложки;

• овощи, фрукты;

• крышки от банок разного размера.

Одновременно можно попросить малыша посчитать, сколько надо достать из корзины морковок, если в суп потребуется две и на салат еще одна. А чего для супа надо больше — морковок или картофелин? Или попросить достать кастрюлю, которая стоит между зеленой и голубой, и подобрать к ней крышку. Или пусть поможет накрыть стол к ужину, а заодно посчитает, сколько нужно поставить тарелок и положить вилок. Таких логических и математических «кухонных» задачек можно выдумать по ходу готовки очень много.

Мы знаем профессии!

Это один из вариантов игры на внимание. Вместо профессий можно дать задание не пропустить «растение», «животное», «виды транспорта», «посуду» — любые слова определенной группы. Вы произносите слова. Когда малыш слышит нужное, он поднимает руки или хлопает — о правилах можно договориться. Играть можно и с одним ребенком, и с группой детей.

Примерные слова:

попугай, пекарь, шахтер, ложка, птица, механик, липа, токарь, столяр, мельница, швея, артист, свеча, газета, сковорода, инженер, мороз, чайник, фотограф, лампа, водитель, ножницы, тракторист, ветеринар, архитектор, карандаш, водолаз, вальс, огонь, стрекоза, врач, голова, берег, обрыв, судья, улыбка, листок, учитель, океан, модельер, автобус, полицейский, бабочка, кондитер, солнце, музыкант, почтальон, коньки, балерина, продавец, пирог, кастрюля и т. д.

Фигурки

Нарисуйте геометрические фигуры в несколько рядов на листе (порядок любой, произвольный). Это могут быть круги, треугольники, флажки, квадраты и т. д. Задание: по сигналу малыш должен найти, например, треугольники, квадраты и флажки. В треугольнике поставить черточку, в квадрате плюсик (крестик), в середине флажка нарисовать крупную точку. Совет: когда играете в первый раз, начните с чего-то одного, к примеру, все кружочки надо разделить черточкой пополам. Когда малыш поймет принцип игры, задания можно усложнить.

Исключи лишнее слово

Задания лучше приготовить заранее, записать где-нибудь в блокноте или ежедневнике. Читаете вслух по четыре слова, ребенок выбирает лишнее, например, из этих слов:

• тюльпан, фиалка, фасоль, ромашка (лишнее слово фасоль);

• река, озеро, море, мост (лишнее слово мост);

• олень, лопатка, кукла, мяч (лишнее слово олень);

• Москва, город, Санкт-Петербург, Рязань (лишнее слово город);

• земляника, береза, тополь, осина (лишнее слово земляника);

• жадность, лень, трудолюбие, зависть (лишнее слово трудолюбие);

• треугольник, квадрат, указка, круг (лишнее слово указка);

• Петр, Иван, Нестеров, Андрей (лишнее слово Нестеров);

• добродушие, радость, отзывчивость, злость (лишнее слово злость);

• индюк, лебедь, петух, курица (лишнее слово лебедь);

• быстрый, грустный, веселый, вкусный (лишнее слово вкусный) и т. д.

Найди похожий предмет

Предложите малышу найти в комнате (или во дворе, в магазине) предметы, похожие на какую-нибудь геометрическую фигуру. Примеры:

• круг — тарелка, крышка от кастрюли, колесо, пуговица, мяч и т. д.

• треугольник — елка, пирамидка, крыша дома, лопатка для торта, морковь и т. д.

• прямоугольник — плоская коробка, кирпич, книга, портфель, ноутбук и т. д.

• овал — яйцо, огурец, кабачок, баклажан и т. д.

Особенно актуальны такие игры, когда вы с малышом закупаете товары в большом магазине, а ребенок изнывает от скуки. Дайте задание назвать «все круглое» (или «все зеленое», или «все громадное») — и малыш будет занят, и вы быстрее справитесь с покупками, не отвлекаясь на капризы чада.

Другой вариант поиска похожего предмета — с помощью карточек из вашей коробки с «выдумками». Нарисуйте крупно на большом листе разные геометрические фигуры и попросите малыша подобрать и положить на эти геометрические рисунки карточки с картинками, где есть похожие предметы. Например, на кружок можно положить картинки с круглыми овощами и фруктами: яблоком, апельсином, помидором и т. д.

Назови слова на букву...

Это хорошее занятие для длительной поездки, когда малыш вынужден долго сидеть без движения в транспорте. Выбираете какую-то букву и называете по очереди слова, которые с нее начинаются, например, буква К: коляска, камень, крыша, Коля, крокодил, колокольчик и т. д.

«Прятки» со звуками

Договариваетесь, какой звук надо искать, после чего называете малышу различные слова, а он должен сказать, есть этот звук в слове или нет. Например, ищете твердый звук «М»: машина, дом, дерево, матрешка, собака, костюм, арбуз, самолет, ромашка и т. д. Можно и зарифмовать слова с нужным звуком, к примеру, так:

Море, мыло, разум, гном,

Мандарин, панама, дом,

Фильм, команда, морж, музей,

Дым, знакомство, муравей.

Очень удобно использовать в звуковых «прятках» стишки, скороговорки, пословицы, поговорки. Тот же твердый звук «М» можно поискать в скороговорке «Мама намазала булку для Маши маслом с малиновым мармеладом» или в пословице «Москва — всем городам мать». Или в стишке:

Мама с Макаром идут к магазину,

Много покупок положат в корзину:

Масло, муку, макароны, маслины,

Морс, молоко, майонез и малину.

Не случайно подчеркиваю, что звук «М» — твердый, потому что есть еще и мягкий «М». Для него — другие слова и выражения, например:

Милая Людмила

Тесто в миске месила,

Пироги лепила,

Мишеньку кормила.

Или так:

Измельчили, помесили,

Отломили, изменили,

Потомили, умилились,

Поместились, помирились.

А чтобы малыш запомнил мягкий звук «М», разучите с ним веселую скороговорку «Мемлики мемли- ли, мямлики мямлили» или попробуйте звукоподражание: «Мяу-мяу! Ме-е-ме-е! Мям-мям-мям! Ми-ми- ми-и!»

В книге Е. Субботиной «Звучата. Играем со звуками» есть множество игр и упражнений на каждый звук русского языка. Кроме того, такие «звуковые» игры прекрасно развивают фонематический слух малыша, позволяя избежать в будущем различных ошибок при обучении чтению и письму.

Один — много

Называете существительные в единственном числе, а ребенок — во множественном. Малыш уже знает, что предмет может быть один или их бывает несколько. В этой игре учите ребенка правильно называть множественное число предметов. Можно использовать мячик. Скажите: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду называть словом один предмет, а ты назовешь много таких предметов. Например, птица — птицы. Когда поймаешь мячик, сразу скажешь и вернешь мячик мне». Бросаете или катите мяч крохе, а слова говорите такие, которые малышу знакомы, например: игрушка (игрушки), стул (стулья), диван (диваны), тарелка (тарелки), ложка (ложки), котенок (котята), петух (петухи), цыпленок (цыплята). Обращайте внимание на правильное произношение, ведь малыш может назвать вместо «цыплята» и «котята» — «цыплен- ки», «котенки», а вместо «стулья» — «стулы». Игра очень хорошо развивает речь.

Синонимы

К вашему слову малыш подбирает похожее по значению. Говорите, например, признак предмета — холодный, а ребенок придумывает слову «друзей»: морозный, прохладный. Или слово-предмет холод — мороз, прохлада, холодок, стужа и т. д.

Антонимы

А здесь, наоборот, вы называете слово, ребенок ищет противоположное по смыслу, слово-«противник». К примеру, хороший — плохой, вперед — назад, идет — стоит и т. д.

Из одного — много

Называете половину слова, малыш подбирает варианты окончания, их может быть несколько. Например: теле- ... (телефон, телевизор, телеграмма, телепортация); паро- ... (пароход, паровоз, пароварка) и т. д.

Закончи слово

Называете любой слог, малыш сам подбирает окончание слова. Например: «Ла...» — ладошка; «ки...» — кирпич; «во...» — волосы и т. д. Играть можно, пока не надоест. Обратить внимание следует на то, что слог должен быть ударным. Ведь малыш не знает правил написания, и если вы скажете «ка...», он может в ответ произнести «каша», а может сказать «катенок». Самое интересное, что ребенок будет прав: ведь звучит слово именно так!

Таких игр можно придумать очень много самому, когда вы начинаете (слово, предложение, рассказ), а ребенок заканчивает.

Закончи предложение

Вы говорите начало предложения, а ребенок заканчивает, например:

— Девочка быстро бежала и...

— Если воду вынести на мороз, то...

— Дяденька переходил дорогу и вдруг...

— Мальчик нашел в лесу ежика и...

Закончи фразу

Хорошо развивает понятийное мышление. Вы начинаете, а малыш должен закончить предложение, содержащее противопоставление или сопоставление. Варианты придумываете, их очень много. Для примера:

Сахар сладкий, а лимоны... Днем светло, а ночью... Ты слушаешь ушами, а видишь... У тебя две ноги, а у льва... В Англии говорят по-английски, а в России... Самолет летит, а машина... Строитель строит, а художник... Змея ползает, а рыба... Кашу варят, а блины... Люди живут в домах, а птицы... Кирпичи делают из глины, а тетради из... и т. д.

Какое бывает? Что бывает?

— Воздушный шарик может быть красным, а может быть...

— Книга бывает... (детская, взрослая, толстая, синяя, с картинками...)

Или:

— Что бывает тяжелым ?

— Что бывает зеленым ?

— Что бывает треугольным?

— Что бывает мягким ?

— Что бывает жидким? И т. д.

Что с ним/с ней можно делать?

— Что можно делать с песком?

— Что можно делать с водой?

— Что можно делать с сосновой шишкой?

— Что можно делать с яблоком (съесть, сделать сок, варенье, сварить компот, испечь пирог)? И т. д.

Что делает... А еще что?

— Что делает собака? Лает, бегает, а еще...

— Что делает огонь? Греет, готовит пищу, а еще...

Другой вариант:

— Едет машина, велосипед, а еще...

— Светит фонарик, луна, а еще... И т.д.

Что внутри?

— В холодильнике: йогурт, молоко, колбаса, яйца, а еще...

— В мебельном магазине: шкафы, диваны, а еще...

— В шкафу: платья, рубашки, кофты, брюки, а еще...

— В детском саду: игрушки, дети, воспитатели, качели, а еще... И т. д.

А больше? А меньше? (Размер)

— Кошка. А больше?

— Футбольный мяч. А меньше?

— Книга. А больше?

— Автобус. А меньше? И т. д.

Чего больше? Чего меньше? (Количество)

Играть можно где угодно, хоть дома, хоть на улице, хоть в очереди. Главное, правильно подобрать вопросы и предметы для сравнения по количеству. Например:

— Чего больше — шкафов или платьев?

— Чего меньше — машин или колес ?

— Чего больше во время дождя —- капель или зонтиков?

— Чего меньше у дерева — веток или листьев? И т. д.

Целое и часть

Вы называете часть какого-то предмета или существа, малыш называет как можно больше предметов (или живых существ), у которых есть эта часть.

— Винт. У вертолета, а еще...

— Колесо. У машины, а еще...

(Страница, парус, кнопка, ручка, плавник, клавиатура, дверь, панцирь, каблук, стержень, руль, хвост, ветка, перо, карман, стрелка, клюв и т. д.)

«Обратная» игра — когда вы просите малыша назвать части предмета или существа.

• компьютер — клавиатура, монитор, процессор, мышка, динамик...

• велосипед — руль, колеса, педали, багажник, звонок...

• белка — голова, тельце, лапки, хвост, зубки, коготки...

(Собака, часы, троллейбус, кресло, гриб, качели, корабль, цветок, дом, пальто, удочка, яблоко, книга, бабочка, стол, дерево и т.д.)

Что я прячу в кулачке?

Эта игра развивает речь вашего ребенка и учит задавать вопросы. Спрячьте в сжатой ладони какой-нибудь маленький предмет: пластиковую крышечку от бутылки, значок, небольшую наклейку, желудь, игрушку из киндер-сюрприза... Подойдут и небольшие кусочки сухих продуктов, например, орешек, колечко из сухого завтрака, мелкое печенье. Это ваш секрет, который малыш может разгадать и забрать себе. Скажите: «У меня что-то есть! Если ты спросишь, какое это, я тебе могу ответить только «да» или «нет», а ты попробуй догадаться!» На первых порах подскажите малышу примерные вопросы: это тяжелое? Оно похоже квадрат? Или на кружок? Это мягкое? Оно зеленое? Это вкусное? И т. д. Когда кроха догадается, бурно порадуйтесь, какой у вас умный и догадливый малыш, какие правильные вопросы он задавал, и торжественно вручите «секрет». Когда малыш поймет правила игры, поменяйтесь ролями, пусть ребенок что-то спрячет, а вы угадывайте. По опыту знаю, что малыши обожают всякие секретики и «угадайки».



Предварительный просмотр:

Дидактические игры дома с детьми

Обучающие игры для младших дошкольников в домашних условиях

Сравниваем предметы

В эту игру удобно играть на кухне, когда вы заняты приготовлением обеда или ужина. Перед ребенком положите любые предметы, которые попадутся вам под руку, например, огурец, тарелку и яблоко. А теперь задавайте вопросы и предоставьте малышу возможность проявить сообразительность, ведь ответы он должен обосновать. Вопросы можно задавать самые разные, например:

• сравни предметы по форме;

• по «съедобности»;

• по цвету;

• по тяжести;

• по размеру;

• по назначению;

• можно ли их бросать, катать, пускать в воду (пусть проверит плавучесть в миске);

• можно ли их сгруппировать по другим признакам;

• что общего у всех этих предметов (все находятся на кухне) и т. д.

Между прочим, пока малыш «решает» проблемы, он может проголодаться и съесть некоторые «наглядные пособия»!

Сортировка и счет

На кухне есть возможность приобщить малыша и к сортировке. Это могут быть и продукты, и предметы. Например:

• крупы и бобовые (гречка, пшено, рис, горох, фасоль разных цветов);

• орехи и семечки;

• макаронные изделия разной формы: «рожки» — в одну миску, «витушки» — в другую (можно усложнить — добавьте в макароны горсть гороха или фасоли);

• кастрюли и крышки;

• чашки, тарелки, ложки;

• овощи, фрукты;

• крышки от банок разного размера.

Одновременно можно попросить малыша посчитать, сколько надо достать из корзины морковок, если в суп потребуется две и на салат еще одна. А чего для супа надо больше — морковок или картофелин? Или попросить достать кастрюлю, которая стоит между зеленой и голубой, и подобрать к ней крышку. Или пусть поможет накрыть стол к ужину, а заодно посчитает, сколько нужно поставить тарелок и положить вилок. Таких логических и математических «кухонных» задачек можно выдумать по ходу готовки очень много.

Мы знаем профессии!

Это один из вариантов игры на внимание. Вместо профессий можно дать задание не пропустить «растение», «животное», «виды транспорта», «посуду» — любые слова определенной группы. Вы произносите слова. Когда малыш слышит нужное, он поднимает руки или хлопает — о правилах можно договориться. Играть можно и с одним ребенком, и с группой детей.

Примерные слова:

попугай, пекарь, шахтер, ложка, птица, механик, липа, токарь, столяр, мельница, швея, артист, свеча, газета, сковорода, инженер, мороз, чайник, фотограф, лампа, водитель, ножницы, тракторист, ветеринар, архитектор, карандаш, водолаз, вальс, огонь, стрекоза, врач, голова, берег, обрыв, судья, улыбка, листок, учитель, океан, модельер, автобус, полицейский, бабочка, кондитер, солнце, музыкант, почтальон, коньки, балерина, продавец, пирог, кастрюля и т. д.

Фигурки

Нарисуйте геометрические фигуры в несколько рядов на листе (порядок любой, произвольный). Это могут быть круги, треугольники, флажки, квадраты и т. д. Задание: по сигналу малыш должен найти, например, треугольники, квадраты и флажки. В треугольнике поставить черточку, в квадрате плюсик (крестик), в середине флажка нарисовать крупную точку. Совет: когда играете в первый раз, начните с чего-то одного, к примеру, все кружочки надо разделить черточкой пополам. Когда малыш поймет принцип игры, задания можно усложнить.

Исключи лишнее слово

Задания лучше приготовить заранее, записать где-нибудь в блокноте или ежедневнике. Читаете вслух по четыре слова, ребенок выбирает лишнее, например, из этих слов:

• тюльпан, фиалка, фасоль, ромашка (лишнее слово фасоль);

• река, озеро, море, мост (лишнее слово мост);

• олень, лопатка, кукла, мяч (лишнее слово олень);

• Москва, город, Санкт-Петербург, Рязань (лишнее слово город);

• земляника, береза, тополь, осина (лишнее слово земляника);

• жадность, лень, трудолюбие, зависть (лишнее слово трудолюбие);

• треугольник, квадрат, указка, круг (лишнее слово указка);

• Петр, Иван, Нестеров, Андрей (лишнее слово Нестеров);

• добродушие, радость, отзывчивость, злость (лишнее слово злость);

• индюк, лебедь, петух, курица (лишнее слово лебедь);

• быстрый, грустный, веселый, вкусный (лишнее слово вкусный) и т. д.

Найди похожий предмет

Предложите малышу найти в комнате (или во дворе, в магазине) предметы, похожие на какую-нибудь геометрическую фигуру. Примеры:

• круг — тарелка, крышка от кастрюли, колесо, пуговица, мяч и т. д.

• треугольник — елка, пирамидка, крыша дома, лопатка для торта, морковь и т. д.

• прямоугольник — плоская коробка, кирпич, книга, портфель, ноутбук и т. д.

• овал — яйцо, огурец, кабачок, баклажан и т. д.

Особенно актуальны такие игры, когда вы с малышом закупаете товары в большом магазине, а ребенок изнывает от скуки. Дайте задание назвать «все круглое» (или «все зеленое», или «все громадное») — и малыш будет занят, и вы быстрее справитесь с покупками, не отвлекаясь на капризы чада.

Другой вариант поиска похожего предмета — с помощью карточек из вашей коробки с «выдумками». Нарисуйте крупно на большом листе разные геометрические фигуры и попросите малыша подобрать и положить на эти геометрические рисунки карточки с картинками, где есть похожие предметы. Например, на кружок можно положить картинки с круглыми овощами и фруктами: яблоком, апельсином, помидором и т. д.

Назови слова на букву...

Это хорошее занятие для длительной поездки, когда малыш вынужден долго сидеть без движения в транспорте. Выбираете какую-то букву и называете по очереди слова, которые с нее начинаются, например, буква К: коляска, камень, крыша, Коля, крокодил, колокольчик и т. д.

«Прятки» со звуками

Договариваетесь, какой звук надо искать, после чего называете малышу различные слова, а он должен сказать, есть этот звук в слове или нет. Например, ищете твердый звук «М»: машина, дом, дерево, матрешка, собака, костюм, арбуз, самолет, ромашка и т. д. Можно и зарифмовать слова с нужным звуком, к примеру, так:

Море, мыло, разум, гном,

Мандарин, панама, дом,

Фильм, команда, морж, музей,

Дым, знакомство, муравей.

Очень удобно использовать в звуковых «прятках» стишки, скороговорки, пословицы, поговорки. Тот же твердый звук «М» можно поискать в скороговорке «Мама намазала булку для Маши маслом с малиновым мармеладом» или в пословице «Москва — всем городам мать». Или в стишке:

Мама с Макаром идут к магазину,

Много покупок положат в корзину:

Масло, муку, макароны, маслины,

Морс, молоко, майонез и малину.

Не случайно подчеркиваю, что звук «М» — твердый, потому что есть еще и мягкий «М». Для него — другие слова и выражения, например:

Милая Людмила

Тесто в миске месила,

Пироги лепила,

Мишеньку кормила.

Или так:

Измельчили, помесили,

Отломили, изменили,

Потомили, умилились,

Поместились, помирились.

А чтобы малыш запомнил мягкий звук «М», разучите с ним веселую скороговорку «Мемлики мемли- ли, мямлики мямлили» или попробуйте звукоподражание: «Мяу-мяу! Ме-е-ме-е! Мям-мям-мям! Ми-ми- ми-и!»

В книге Е. Субботиной «Звучата. Играем со звуками» есть множество игр и упражнений на каждый звук русского языка. Кроме того, такие «звуковые» игры прекрасно развивают фонематический слух малыша, позволяя избежать в будущем различных ошибок при обучении чтению и письму.

Один — много

Называете существительные в единственном числе, а ребенок — во множественном. Малыш уже знает, что предмет может быть один или их бывает несколько. В этой игре учите ребенка правильно называть множественное число предметов. Можно использовать мячик. Скажите: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду называть словом один предмет, а ты назовешь много таких предметов. Например, птица — птицы. Когда поймаешь мячик, сразу скажешь и вернешь мячик мне». Бросаете или катите мяч крохе, а слова говорите такие, которые малышу знакомы, например: игрушка (игрушки), стул (стулья), диван (диваны), тарелка (тарелки), ложка (ложки), котенок (котята), петух (петухи), цыпленок (цыплята). Обращайте внимание на правильное произношение, ведь малыш может назвать вместо «цыплята» и «котята» — «цыплен- ки», «котенки», а вместо «стулья» — «стулы». Игра очень хорошо развивает речь.

Синонимы

К вашему слову малыш подбирает похожее по значению. Говорите, например, признак предмета — холодный, а ребенок придумывает слову «друзей»: морозный, прохладный. Или слово-предмет холод — мороз, прохлада, холодок, стужа и т. д.

Антонимы

А здесь, наоборот, вы называете слово, ребенок ищет противоположное по смыслу, слово-«противник». К примеру, хороший — плохой, вперед — назад, идет — стоит и т. д.

Из одного — много

Называете половину слова, малыш подбирает варианты окончания, их может быть несколько. Например: теле- ... (телефон, телевизор, телеграмма, телепортация); паро- ... (пароход, паровоз, пароварка) и т. д.

Закончи слово

Называете любой слог, малыш сам подбирает окончание слова. Например: «Ла...» — ладошка; «ки...» — кирпич; «во...» — волосы и т. д. Играть можно, пока не надоест. Обратить внимание следует на то, что слог должен быть ударным. Ведь малыш не знает правил написания, и если вы скажете «ка...», он может в ответ произнести «каша», а может сказать «катенок». Самое интересное, что ребенок будет прав: ведь звучит слово именно так!

Таких игр можно придумать очень много самому, когда вы начинаете (слово, предложение, рассказ), а ребенок заканчивает.

Закончи предложение

Вы говорите начало предложения, а ребенок заканчивает, например:

— Девочка быстро бежала и...

— Если воду вынести на мороз, то...

— Дяденька переходил дорогу и вдруг...

— Мальчик нашел в лесу ежика и...

Закончи фразу

Хорошо развивает понятийное мышление. Вы начинаете, а малыш должен закончить предложение, содержащее противопоставление или сопоставление. Варианты придумываете, их очень много. Для примера:

Сахар сладкий, а лимоны... Днем светло, а ночью... Ты слушаешь ушами, а видишь... У тебя две ноги, а у льва... В Англии говорят по-английски, а в России... Самолет летит, а машина... Строитель строит, а художник... Змея ползает, а рыба... Кашу варят, а блины... Люди живут в домах, а птицы... Кирпичи делают из глины, а тетради из... и т. д.

Какое бывает? Что бывает?

— Воздушный шарик может быть красным, а может быть...

— Книга бывает... (детская, взрослая, толстая, синяя, с картинками...)

Или:

— Что бывает тяжелым ?

— Что бывает зеленым ?

— Что бывает треугольным?

— Что бывает мягким ?

— Что бывает жидким? И т. д.

Что с ним/с ней можно делать?

— Что можно делать с песком?

— Что можно делать с водой?

— Что можно делать с сосновой шишкой?

— Что можно делать с яблоком (съесть, сделать сок, варенье, сварить компот, испечь пирог)? И т. д.

Что делает... А еще что?

— Что делает собака? Лает, бегает, а еще...

— Что делает огонь? Греет, готовит пищу, а еще...

Другой вариант:

— Едет машина, велосипед, а еще...

— Светит фонарик, луна, а еще... И т.д.

Что внутри?

— В холодильнике: йогурт, молоко, колбаса, яйца, а еще...

— В мебельном магазине: шкафы, диваны, а еще...

— В шкафу: платья, рубашки, кофты, брюки, а еще...

— В детском саду: игрушки, дети, воспитатели, качели, а еще... И т. д.

А больше? А меньше? (Размер)

— Кошка. А больше?

— Футбольный мяч. А меньше?

— Книга. А больше?

— Автобус. А меньше? И т. д.

Чего больше? Чего меньше? (Количество)

Играть можно где угодно, хоть дома, хоть на улице, хоть в очереди. Главное, правильно подобрать вопросы и предметы для сравнения по количеству. Например:

— Чего больше — шкафов или платьев?

— Чего меньше — машин или колес ?

— Чего больше во время дождя —- капель или зонтиков?

— Чего меньше у дерева — веток или листьев? И т. д.

Целое и часть

Вы называете часть какого-то предмета или существа, малыш называет как можно больше предметов (или живых существ), у которых есть эта часть.

— Винт. У вертолета, а еще...

— Колесо. У машины, а еще...

(Страница, парус, кнопка, ручка, плавник, клавиатура, дверь, панцирь, каблук, стержень, руль, хвост, ветка, перо, карман, стрелка, клюв и т. д.)

«Обратная» игра — когда вы просите малыша назвать части предмета или существа.

• компьютер — клавиатура, монитор, процессор, мышка, динамик...

• велосипед — руль, колеса, педали, багажник, звонок...

• белка — голова, тельце, лапки, хвост, зубки, коготки...

(Собака, часы, троллейбус, кресло, гриб, качели, корабль, цветок, дом, пальто, удочка, яблоко, книга, бабочка, стол, дерево и т.д.)

Что я прячу в кулачке?

Эта игра развивает речь вашего ребенка и учит задавать вопросы. Спрячьте в сжатой ладони какой-нибудь маленький предмет: пластиковую крышечку от бутылки, значок, небольшую наклейку, желудь, игрушку из киндер-сюрприза... Подойдут и небольшие кусочки сухих продуктов, например, орешек, колечко из сухого завтрака, мелкое печенье. Это ваш секрет, который малыш может разгадать и забрать себе. Скажите: «У меня что-то есть! Если ты спросишь, какое это, я тебе могу ответить только «да» или «нет», а ты попробуй догадаться!» На первых порах подскажите малышу примерные вопросы: это тяжелое? Оно похоже квадрат? Или на кружок? Это мягкое? Оно зеленое? Это вкусное? И т. д. Когда кроха догадается, бурно порадуйтесь, какой у вас умный и догадливый малыш, какие правильные вопросы он задавал, и торжественно вручите «секрет». Когда малыш поймет правила игры, поменяйтесь ролями, пусть ребенок что-то спрячет, а вы угадывайте. По опыту знаю, что малыши обожают всякие секретики и «угадайки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...