ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРНИР
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Лаврик Екатерина Людвиговна

(использование коммуникативных и  мультимедийных технологий)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  ТУРНИР

(использование коммуникативных и

мультимедийных технологий)

                                                                       Воспитатель Лаврик Е.Л.

                                                              Стаж работы 18 лет

                                                            высшая категория

http://ruzacbs.ru/sites/default/files/inline_images/18554271.png

-2017-

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель: формировать у детей экологическое сознание, воспитывать правильное отношение к природному окружению; способствовать формированию представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

  1. Воспитывать активность, желание участвовать  в общей работе, выполнять правила поведения.
  2. Развивать умение осуществлять элементарные действия самоконтроля и взаимооценки.
  3. Воспитывать  любовь к природе, желание оберегать  и заботиться о животном и растительном мире.

Познавательное развитие

  1. Развивать знания детей о животном и растительном мире, о влиянии человека, его поведения на окружающую природу.
  2. Формировать представление об этапах развития живых организмов.
  3. Закрепить знания детей о том, что в природе все взаимосвязано через использование экологических цепочек.
  4. Совершенствовать умение узнавать животных по их следам, а птиц - по их голосам.
  5. Выявить знания детей о правилах поведения в природе.
  6. Развивать у детей любознательность и познавательную мотивацию. Способствовать развитию памяти, внимания.

Речевое развитие

  1. Активизировать в речи обобщающие слова (насекомые, птицы, звери, растения).
  2. Закрепить знания пословиц и поговорок о защите окружающей природы.
  3. Знать и правильно называть дома (убежища) – муравейник, дупло, берлога, улей, нора, гнездо, водоем, скворечник.
  4. Развивать связную речь (использовать разные типы высказывания с компонентами объяснения, закреплять умение передавать интонационную законченность предложения)

Художественно-эстетическое развитие

  1. Учить детей согласовывать свои действия с характером музыкального сопровождения.
  2. Обогащать музыкальные впечатления детей.
  3. Закреплять умение выразительно передавать мелодию, текст, добиваться образности и ритмичности движений, их координации.

Физическое развитие

  1. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
  2. Совершенствовать координацию движений.

Дети под музыку заходят в зал.

Ведущий: Здравствуйте дорогие участники и  гости нашего экологического турнира Знатоков Природы.

На фоне аудио записи:

Ведущий: Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир!

Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озера, высокие горы и зеленые равнины, широкие степи и безграничные пустыни!

Как удивительны и уникальны животные, насекомые, птицы - населяющие нашу планету!

    Дети нашей группы с огромным интересом познают этот мир природы!

    И сегодня на экологическом турнире они готовы показать не только свои знания о природе, но свое правильное отношение к ней.

    И так, сегодня играют две команды: «Чистый ручеек» и «Защитники леса». Их ждут разнообразные конкурсы, игры и задания. Но так как наши дети очень любят соревноваться между собой, то экологический турнир позволит выявить лучших знатоков природы.

  За каждый правильный ответ команда «Чистый ручеек» получает капельку (будет наполнять свой ручеек чистой водой). Команда «Защитники леса» будут получать новое дерево, и видеть, как растет их лес.

     Начать наш экологический турнир предлагаю с представления своей команды. Слово предоставляется капитанам команд.

  1. Представление команд

Капитан команды «Чистый ручеек»

Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, каждый мотылек.

Сохраним мы красоту природы,

Пусть журчит, искрится

Чистый родничок!

Капитан команды «Защитники леса»

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим,

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

(оценка приветствия)

Наш следующий конкурс «Разминка»

Каждой команде предстоит ответить на 5-ть вопросов

1. Кто на себе дом носит (улитка)

2. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

3. Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

4. Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

5. У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)

6. Какие звери летают? – (летучие мыши).

7. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

8. Какое животное называют “кораблём пустыни” (верблюд)

9. Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

10. Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения)

Конкурс  «Угадай, где чьи следы?»              

(на основе компьютерной презентации)

     Перед вами на экране сейчас появятся следы, которые оставляют животные и птицы. Вы должны угадать, чей это след. Правильность вашего ответа будет подтверждать появляющаяся картинка с изображением данного животного.

Конкурс  «Ответь правильно!»

Участникам каждой команды задают тематические вопросы:

«Защитники леса» - про лес, «Чистый ручеек» - про воду.

Команда «Защитники леса» ( на экране монитора картинка леса)

  1. Кто живет в лесу? (насекомые, птицы, звери)
  2. Что растет в лесу? (деревья, кусты, травы, ягоды, грибы)
  3. Как называется лес, где растут ели, сосны? (еловый лес, сосновый лес).
  4. Что такое смешанный лес? ( Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, осина, ель)
  5. Что значит « беречь лес»? (не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разводить костер, беречь от пожара, не разорять птичьи гнезда и муравейники)
  6. Продолжите пословицы: 

«Лес рубят — …(щепки летят)».
«В лес не съездишь — …(так и дома замерзнешь
«Возле лесу жить – …(голоду не видеть

Команда «Чистый ручеек»  (на экране монитора картинка ручья)

  1. Где обитали первые живые существа? (в воде)
  2. Можно ли пить воду из морей и океанов? (нет, она соленая)
  3. Какая вода нужна для питья? (пресная)
  4. Что значит бережно относиться к воде? (не засорять водоемы, следить за тем, чтобы кран был полностью закрыт, когда не идёт использование воды)
  5. Что мы делаем с помощью воды? (пьём, варим еду, стираем, плаваем, купаемся, поливаем растения, поим животных)
  6. Продолжите пословицы:

«Богато живем - ….(сполна воду пьем

«Ручей поит реку - …(река поит море

«Хлеб да вода - ….(молодецкая еда

Разминка (музыкально-ритмическая игра с экологической тематикой)  

Конкурс «Кто быстрее расселит жильцов»

       На доске, для каждой команды, расположены картинки, отражающие их дома (убежища)- муравейник, дупло, берлога, скворечник, улей, нора, гнездо, водоем и др. Задание - нужно разместить животных, птиц, насекомых по своим домам. Победит тот, кто быстрее всех жильцов расселит по домам.

Конкурс «Поющая природа».

  Команды по очереди поют песни о лесе, птицах, животных, растениях, побеждает та команда, которая знает больше песен.

Компьютерная игра  

      

    Каждое живое существо - животное, растение, насекомое - на протяжение своей жизни растёт, развивается и видоизменяется. Как же это происходит? Свои знания вы можете показать в познавательных компьютерных играх.

Команде «Защитники леса» предлагается игра «Вырасти бабочку»

А команде «Чистый ручеек» - игра «Вырасти комнатный цветок».

    Чтобы пройти игру, нужно перетянуть карточки с изображениями роста бабочки и цветка в соответствующие пустые ячейки с номерами от 1 до 5.

Задание на каждом компьютере будет выполнять один ребенок, а остальные члены команды помогать. Но не забывайте, что после выполнения задания нужно будет дать объяснение, почему именно так были расставлены картинки.

Пока дети выполняют задание, проводится интеллектуальная разминка со зрителями.

•Назовите, какого числа отмечают «День птиц» -1 апреля

•Назовите, какого числа отмечают «День Земли» - 22 апреля

•Назовите, какого числа отмечают «День воды» - 22 марта

•На следах, каких хищных зверей нет когтей? (Рысь)

  • В стволе, какого австралийского дерева можно разместить небольшое кафе? (в баобабе)
  • Чем отличаются насекомые от пауков? (У насекомых 6 лапок, у пауков 8 лапок)
  • Что ест зимой жаба? (она спит зимой)
  • Самое большое животное на земле? (Синий кит)

Конкурс «Угадай птицу по голосу»     

    Звучат голоса птиц (болотная сова, сорока, глухарь, филин, соловей, кукушка, дятел, грач). Дети каждой команды по очереди должны угадать птицу по голосу). Правильность ответа будет подтверждать изображение данной птицы на мониторе.

Конкурс «Экологические цепочки»

Ребята, что нужно животным для жизнеобеспечения? Правильно им нужна пища. Кто чем питается?

Вам предложены картинки с изображением растений, животных, птиц, насекомых. Нужно соотнести животных с их пищей. Вам надо на доске с помощью стрелок составить пищевые цепочки. Победит та команда, которая составит больше таких цепочек и, конечно же, без ошибок.

Динамическая пауза

Конкурс «Отгадай на вкус»

     На столе тарелочки с фруктами и овощами. Нужно отгадать с завязанными глазами, что это и какую пользу здоровью человеку приносит.

Конкурс «Экологические знаки» (правила друзей природы)

   По 3 ребенка от каждой команды выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников турнира с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

Разминка: игра-пантомима «Лесные правила»

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель: Вот и подходит к концу наш экологический турнир.

«Ты человек, любя природу

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она твой давний лекарь,

Она союзница души.

Не жги ее напропалую,

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую

Нас много, а она - одна».

Входит Флора

Флора: Здравствуйте, дети, гости. Вы узнали меня? Я - Флора, царица растительного мира природы на всей планете. Мне сегодня утром синичка принесла ваше объявление, и я сразу поспешила к вам на игру. Какие вы молодцы много знаете о растительном, животном мире, знаете природу родного края. Я к вам пришла с игрой. Игра называется «Да - нет».

•Может ли сазан забраться в океан? (нет, речная рыба)

•Может ли дрозд отморозить хвост (нет, зимует на юге)

•Может ли оса взлететь на небеса? (да)

•Может ли барсук залезть за шишками на сук? (нет)

•Может ли кулик прикусить себе язык? (нет)

•Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)

•Может ли синица на крыше поселиться? (да)

•Могут ли собаки отодрать всем ракам бока? (нет, раки живут на дне водоема)

•Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой спит)

Флора: Молодцы, справились с шуточными вопросами.

Ведущий: Да Флора ребята наши молодцы. Давай вместе подведем итоги нашего турнира.

Подведение итогов, поздравление, награждение.

Флора: И у меня есть для вас всех угощение, (корзина с яблоками)

Наша планета Земля

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

Давайте будем беречь планету

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым

В обиду ее никому не дадим.

В заключении дети поют песню.