Рабочая программа инструктора по физической культуре
рабочая программа

Шигонцева Анастасия Владимировна

Рабочая программа по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx98.13 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

Протокол №

Заседания педагогического коллектива

МБДОУ «Детский сад № 131»

«___» ______________ 201__г.

Утверждено:

Заведующий МБДОУ №131 «Вишенка»

_______________С.Ю.Буреева

Приказ № ____ от «___»__________ 201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Инструктора по физической культуре

Составитель:

 Шигонцева

Анастасия

Владимировна

г. Дзержинск

Нижегородской области

2017 год

I. Целевой раздел

Введение

Рабочая программа инструктора по физической культуре обеспечивает развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основному направлению – «Физическое развитие».

Физическое развитие в дошкольном образовании включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

1.1 Пояснительная записка

При разработке рабочей программы инструктора по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 131» комбинированного вида были использованы

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 от 30.07. 2013 г.№58

- ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155).

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 131, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

Цель программы: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста.

В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;

– развития различных видов двигательной активности;

– формирования навыков безопасного поведения.

Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:

- принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;

- принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий, на правленых на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

- принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных
задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности
;

- принцип результативности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;

- принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей физического развития детей 3-7 лет.

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогом посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную систему. За период дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.  После года отмечаются прибавки массы тела на каждом году жизни по 2 – 2,5 кг. К 6 -7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка.

Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка. Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2 – 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S – образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь. В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д.

К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5 – 4 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила - сила мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам до 32 – 34 кг по сравнению с 15 – 17 кг в 3 – 4 года. Статическое состояние мышц называется мышечным тонусом. Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом, как регулярного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. На протяжении первых семи лет у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.

После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат и мускулатура) у детей 6-7 лет еще далеко до завершения. Кости детей содержат значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. В 6-8 лет заканчивается формирование физиологических изгибов позвоночника. Скелетная мускулатура ребенка 6-7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Так, брюшной пресс ребенка 6 лет как мышечно- фасциальный комплекс еще слабо развит и не в состоянии выдержать значительные напряжения, например, связанные с подъемом тяжестей.

К 6-7 годам хорошо развиты круглые мышцы живота, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. К 6-7 годам заметно увеличивается сила мышц-разгибателей туловища, бедра и голени – это способствует развитию координированных двигательных актов (ходьба, бег, прыжки) и физических качеств (быстрота, сила, выносливость).

Уровень развития костно-мышечной системы и двигательного анализатора у детей 6-7 лет дает им возможность, кроме естественных движений (ходьба, бег, прыжки), имеющих место в повседневной двигательной активности, воспроизводить ряд сложных двигательных действий. Качество выполнения этих движений позволяет сделать заключение об определенной моторной зрелости детей 6-7 лет. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще не велики.

1.2 Целевые ориентиры

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

1.3 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

Структуру физической подготовленности детей 3—7 лет составляет овладение основными движениями и физическими качествами. Оценку уровня сформированности и развития следующих основных движений и физических качеств определяют: 1. Челночный бег 10 м; 2. Прыжок в длину с места; 3. Метание мешочка с песком вдаль правой и левой руками; 4. Гибкость (наклон вперед с прямыми ногами из положения, сидя или стоя); 5. Сила (бросание набивного мяча весом 1 кг).

Методика экспресс-анализа и оценки составных компонентов физической подготовленности.

1.Челночный бег.

Проводится на дорожке, расстояние которой 10 м. На одной из сторон дорожки кладется два кубика, на другой— ставится стул или скамейка. Ребенку предлагается взять кубик и перенести его на другую сторону, добежать и взять 2-й кубик, отнести его и остановиться. Таким образом, ребенок пробегает расстояние 30 метров. Воспитатель дает установку: «Перенеси как можно быстрее кубики». Отмечается время в секундах.

Качественные ориентиры техники бега.

 Младший дошкольный возраст.

1.Туловище прямое пли немного наклонено вперед. 2.Выраженный момент «полета» (отрыв от почвы). 3.Свободное движение рук. 4.Соблюдение направления с опорой на ориентиры.

Средний дошкольный возраст.

1.Небольшой наклон туловища; голова прямо. 2.Руки полусогнуты в локтях. 3.Выраженный вынос бедра маховой ноги. 4.Наличие полета. 5.Ритмичность бега. 6.Соблюдение направления без ориентиров.

Старший дошкольный возраст.

1.Небольшой наклон туловища; голова прямо. 2.Руки полусогнуты, энергично работают (назад-вперед, вверх). 3.Ярко выраженная фаза полета. 4.Быстрый вынос бедра маховой ноги. 5.Ритмичность, прямолинейность.

2.Прыжок в длину с места.

Для проведения обследования детей необходимо иметь на участке яму с песком 4x4 м. Глубина ямы 40—50 см. На расстоянии 40 см перед ямой вкапывается доска для отталкивания. Если обследование проводится в помещении, необходимо иметь маты. Ребенку предлагается встать на опорную доску и прыгнуть как можно дальше. Измерить расстояние в см.

Качественные ориентиры техники прыжка в длину с места.

Младший дошкольный возраст.

1.И. П. Ноги слегка расставлены и согнуты в коленях. 2.Отталкивание одновременно двумя ногами. 3.При полете ноги слега согнуты, руки свободны. 4.Приземление мягкое на обе ноги.

Средний дошкольный возраст.

1.И.П. Ноги на ширине ступни. Полуприсед с наклоном туловища. Руки слегка отведены назад. 2.Отталкивание 2-мя ногами, мах руками вперед-вверх. 3.При полете туловище и ноги выпрямлены, руки вперед-вверх. 4.Приземление на обе ноги с пятки на носок. Положение рук свободное.

Старший дошкольный возраст.

1.И. П. Ноги на ширине ступни, туловище наклонено вперед. Руки отведены назад. 2.Отталкивание двумя ногами одновременно. Ноги выпрямляются. Резкий мах руками вперед-вверх. 3.При полете туловище согнуто, голова вперед. Ноги полусогнутые в коленях выносятся вперед- Руки идут вперед-вверх. 4.Приземление на обе ноги с перекатом с пятки на всю ступню, Колени полусогнутые; туловище слегка наклонено. Руки свободно движутся в стороны. Сохранение равновесия.

3. Метание на дальность.

 Проводится на участке. Выбирается дорожка, длина которой 15-20м, ширина 4-5 м; дорожка размечена на метры или 0,5 м флажками. Отмечается начальная черта, к которой встает метающий ребенок. Для метания берутся мешочки весом 150 г — для детей младших групп 200-250 г — для старших. Воспитатель предлагает ребенку встать у черты и бросить мешочек с песком как можно дальше правой и левой руками. Скольжение по земле мешочка не учитывается.

Качественные ориентиры техники метания.

Младший дошкольный возраст.

1.И.П. Стоя лицом в направлении броска. Ноги слегка расставлены. Рука согнута в локте. 2.При замахе небольшой поворот в сторону бросающей руки. 3.При броске выдерживает направление.

Средний дошкольный возраст.

1.И. П. Стоит лицом в направлении броска. Ноги слегка расставлены. Нога противоположная бросающей руке выставлена несколько вперед. Держит предмет на уровне груди. 2.Замах: поворачивает туловище в сторону бросающей руки, сгибая одноименную ногу. Бросающая рука идет вниз-вперед, затем вверх-вперед. 3.Бросок: резкое движение руки вдоль вверх. Сохранение заданного направления полета предмета. 4.Сохранение равновесия.

Старший дошкольный возраст.

1.И. П. Ноги на ширине плеч. Левая нога при броске правой рукой— впереди, правая — на носке. Правая рука с предметом на уровне груди, локоть — вниз. 2.Замах: поворот туловища вправо, вес тела переносится на согнутую правую ногу, левая— на носок. Затем, разгибая правую руку, отводит ее вниз-назад — в сторону. Переносит вес тела на левую ногу, поворачивает туловище в направлении броска, прогибает спину — «положение натянутого лука». 3.Бросок: выпрямляет резко правую руку, бросает кистью предмет вдоль-вверх. 4.Приставляет правую ногу. Сохранение равновесия.

4.Гибкость.

Гибкость — морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Ребенку предлагается встать, ноги слегка расставив и, не сгибая колен, достать кончиками пальцев стопы ног. Расстояние между пальцами рук и ногами измеряется линейкой. Чем меньше расстояние, тем лучше гибкость.

5.Сила.

Проводится с помощью бросания набивного мяча весом 1 кг вдаль двумя руками. Ребенок встает у обозначенной черты и бросает набивной мяч 2-мя руками как можно дальше.

ПРИМЕЧАНИЕ. При обследовании детей дается не менее 2-х попыток; в протокол заносится лучший результат. При обследовании педагог не показывает способ действия, он только предлагает выполнить задание как можно лучше, например: «Брось мяч как можно дальше». Обследование детей проводится 2 раза в год: в сентябре, мае.

Для оценки выше обозначенных основных движений и физических качеств используется 4-х балльная система.

4 балла. Все количественные показатели ребенка соответствуют или превышают норму.

3 балла. 50% показателей соответствуют или превышают норму.

2 балла. 25 % показателей соответствуют или превышают норму.

1 балл. Все показатели ниже нормы.

Показатели физической подготовленности

Параметр 

 Пол

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Скорость бега на 10м с хода (сек)

Мальчики

3,5 – 2,8

3,3 – 2,4

2,5 – 2,1

2,4 – 1,9

2,2 – 1,8

Девочки

3,8 – 2,7

3,4 – 2,6

2,7 – 2,2

2,5 – 2,0

2,4 – 1,8

Скорость бега на 30м со старта (сек)

Мальчики

11,0 – 9,0

10,5 – 8,8

9,2 – 7,9

8,4 – 7,6

8,0 – 7,4

Девочки

12,0 – 9,5

10,7 – 8,7

9,8 – 8,3

8,9 – 7,7

8,7 – 7,3

Длина прыжка с места (см)

Мальчики

47 – 67,6

53,5 – 76,6

81,2 – 102,4

86,3 – 108,7

94 – 122,4

Девочки

38,2 – 64

51,1 – 73,9

66 – 94

77,7 – 99,6

80 – 123

Дальность броска правой рукой (м)

мальчики

1,8 – 3,6

2,5 – 4,1

3,9 – 5,7

4,4 – 7,9

6,0 – 10,0

Девочки

1,5 – 2,3

2,4 – 3,4

3,0 – 4,4

3,3 – 5,4

4,0 – 6,8

Дальность броска левой рукой (м)

мальчики

2,0 – 3,0

2,0 – 3,4

2,4 – 4,2

3,3 – 5,3

4,2 – 6,8

Девочки

1,3 – 1,9

1,8 – 2,8

2,5 – 3,5

3,0 – 4,7

3,0 – 5,6

Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см)

Мальчики

119 – 157

117 – 185

187 – 270

221 – 303

242 – 360

Девочки

97 – 153

97 – 178

138 – 221

156 – 256

193 – 313

Скорость бега

90м

 

 

30,6 – 25,0

 

 

120м

 

 

 

35,7 – 29,2

 

150м

 

 

 

 

41,2 – 33,6

II. Содержательный раздел

В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

–становления у детей ценностей здорового образа жизни;

–развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

–приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

–формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Методы физического развития:

  1. Наглядные:

-наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, имитация, зрительные ориентиры);

-тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).

  1. Словесные:

- объяснения, пояснения, указания;

-подача команд, распоряжений, сигналов;

-вопросы к детям;

-образный сюжетный рассказ, беседа;

-словесная инструкция.

  1. Практические:

-Повторение упражнений без изменения и с изменениями;

-Проведение упражнений в игровой форме;

-Проведение упражнений в соревновательной форме.

2.1 Способы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей

Младший дошкольный возраст

Содержание

Образовательная

деятельность,

осуществляемая в ходе режимных моментов

Непосредственно

Образовательная

Деятельность

Самостоятельная

деятельность детей

- Развивать двигательную деятельность детей посредством создания благоприятных условий.

- Способствовать накоплению индивидуального опыта в разнообразных видах движений в играх, быту, упражнениях.

- Привлекать к правильным, более экономным формам движений.

- Развивать умения выслушивать пояснения, следить за показом и выполнять предложенные воспитателем движения. Воспитательная направленность.

- Побуждать принимать посильное участие в коллективных действиях, эмоционально отзываться на яркие впечатления, проявлять активность в двигательной деятельности, использовать двигательные действия в играх с взрослыми и сверстниками.

- Формировать гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к окружающим.

Оздоровительная направленность

-Знакомить с оздоровительными свойствами физических упражнений.

-Развивать умение выполнять движения в соответствии с определенным темпом и ритмом.

Индивидуальная работа - игровые упражнения.

-Утренняя гимнастика.

-Подражательные движения.

-Подвижная игра большой и малой подвижности.

-Гимнастика после дневного сна.

-Физкультурные упражнения.

-Гигиенические процедуры.

- Прием пищи.

- Прогулка.

- Сон.

- Воздушные и водные

процедуры.

- Прием детей на

воздухе в теплое

время года.

- Утренняя

гимнастика.

-Физкультминутки - Физкультурные

занятия.

- Физкультурные

Досуги.

- Рассматривание

иллюстраций и беседы о пользе физических

упражнений.

- НОД

- Беседа о личной гигиене в детском саду и дома.

-Дидактические игры.

-Игровые ситуации.

-Прогулка (индивидуальная работа).

-Чтение художественной

литературы.

- Рассматривание иллюстраций

- Двигательная

активность на прогулке и в совместной деятельности в группе (подвижные игры, физические упражнения).

- Гигиенические процедуры (умывание).

- Сюжетно-

ролевые игры.

-Рассматривание иллюстраций.

Перечень основных движений, спортивных игр и упражнений.

Основные движения.

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом). Ходьба по прямой дорожке (ширина 15-20 см, длина 2-2,5 м), по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по наклонной доске (высота 30-35 см). Медленное кружение в обе стороны.

Бег. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25-50 см, длина 5-6 м), по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа (в медленном темпе в течение 50-60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м).

Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча (шарика) друг другу, между предметами, в воротца (ширина 50-60 см). Метание на дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5-5 м), в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (расстояние 1,5-2 м), в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м) правой и левой рукой (расстояние 1-1,5 м). Ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 70-100 см). Бросание мяча вверх, вниз, об пол (землю), ловля его (2-3 раза подряд).

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние 2-3 м), из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15-20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4-6 линий (поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с места через две линии (расстояние между ними 25-30 см); в длину с места на расстояние не менее 40 см.

Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; размыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево переступанием.

Общеразвивающие упражнения.

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно, поочередно). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворотом в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворачиваться положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику (диаметр 6-8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни.

Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, с поворотами направо, налево.

Подвижные игры.

С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках».

С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку».

С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики».

С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».

На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».

Спортивные развлечения. «Кто быстрее?», «Зимние радости», «Мы растем сильными и смелыми».

Средний дошкольный возраст

Содержание

Образовательная

деятельность,

осуществляемая в ходе режимных моментов

Непосредственно

Образовательная

Деятельность

Самостоятельная

деятельность детей

- Формировать правильную осанку.

- Приучать к выполнению действий по сигналу.

-Упражнять в построениях, соблюдении дистанции во время передвижения.

- Развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту, выносливость и др.

- Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей.

-Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.

- Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

- Закреплять умение выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.

- Приучать детей к самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулках.

- Прием на воздухе в теплое время года.

-Утренняя гимнастика.

- Подвижная игра.

- Подражательные

Движения.

-Физкультурные досуги.

-Индивидуальная работа.

- Гимнастика

после дневного сна.

-Гигиенические процедуры.

- Прием пищи.

- Прогулка.

- Сон.

- Воздушные

процедуры.

-Занятие физической

Культурой.

-Утренняя гимнастика.

-Физкультурные досуги.

-Непосредственно образовательная деятельность.

- Беседа о личной гигиене в детском саду и дома, «Зачем мы спим».

-Дидактические игры.

-Игровые ситуации.

-Прогулка (индивидуальная работа).

-Чтение художественной

литературы.

- Рассматривание

Иллюстраций

-Самостоятельная двигательная активность.

-Двигательная активность на прогулке (подвижные игры, развлечения).

-Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны).

-Сюжетно-ролевые игры.

-Настольно- печатные игры.

- Рассматривание

иллюстраций.

Перечень основных движений, спортивных игр и упражнений.

Основные движения.

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону (направо и налево). Ходьба в колонне по одному, по двое (парами). Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук); ходьба в чередовании с бегом, прыжками, изменением направления, темпа, со сменой направляющего. Ходьба между линиями (расстояние 10-15 см), по линии, по веревке (диаметр 1,5-3 см), по доске, гимнастической скамейке, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом, с мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки в стороны). Ходьба по ребристой доске, ходьба и бег по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20 см, высота 30-35 см). Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой на 20-25 см от пола, через набивной мяч (поочередно через 5-6 мячей, положенных на расстоянии друг от друга), с разными положениями рук. Кружение в обе стороны (руки на поясе).

Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе з течение 1-1,5 минуты. Бег на расстояние 40-60 м со средней скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5-6 секунд; к концу года).

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Пролезание в обруч, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево).

Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах (20 прыжков 2-3 раза в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед (расстояние 2-3 м), с поворотом кругом. Прыжки: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге (на правой и левой поочередно). Прыжки через линию, поочередно через 4-5 линий, расстояние между которыми 40-50 см. Прыжки через 2-3 предмета (поочередно через каждый) высотой 5-10 см. Прыжки с высоты 20-25 см, в длину с места (не менее 70 см). Прыжки с короткой скакалкой.

Катание, бросание, ловля, метание. Прокатывание мячей, обручей дpyг другу между предметами. Бросание мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его (на расстоянии 1,5 м); перебрасывание мяча двумя руками: из-за головы и одной рукой через препятствия (с расстояния 2 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3-4 раза подряд), отбивание мяча о землю правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд). Метание предметов на дальность (не менее 3,5-6,5 м), в горизонтальную цель (с расстояния 2-2,5 м) правой и левой рукой, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5-2 м.

Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному; в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по два, по три; равнение по ориентирам; повороты направо, налево, кругом; размыкание и смыкание.

Общеразвивающие упражнения.

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (одновременно, поочередно отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на поясе, руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за голову, разводить в стороны и опускать. Поднимать руки через стороны вверх, плотно прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке); поднимать палку (обруч) вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук; вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног. Наклоняться, выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений (ноги вместе, ноги врозь). Наклоняться в стороны, держа руки на поясе. Прокатывать мяч вокруг себя из исходного положения (сидя и стоя на коленях); перекладывать предметы из одной руки в другую под приподнятой ногой (правой и левой); сидя приподнимать обе ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходных положений лежа на спине, сидя. Поворачиваться со спины на живот, держа в вытянутых руках предмет. Приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на пятку, на носок; выполнять притопы; полуприседания (4-5 раз подряд); приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны. Поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях. Ходить по палке или по канату, опираясь носками о пол, пятками о палку (канат). Захватывать и перекладывать предметы с места на место стопами ног.

Статические упражнения. Сохранение равновесия в разных позах: стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе (5-7 секунд).

Спортивные упражнения.

Скольжение. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.

Ходьба на лыжах. Передвигаться на лыжах по лыжне скользящим шагом. Выполнять повороты на месте (направо и налево) переступанием. Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой (прямо и наискось). Проходить на лыжах до 500 м.

Игры на лыжах. «Карусель в лесу», «Чем дальше, тем лучшее, «Воротца».

Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном и двухколесном велосипедах по прямой, по кругу. Выполнять повороты направо и налево.

Подвижные игры.

С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушки», «Бездомный заяц», «Ловишки».

С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается».

Сползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята».

С бросанием и ловлей. «Подбрось - поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».

На ориентировку в пространстве, на внимание. «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки».

Народные игры. «У медведя во бору» и др.

Старший дошкольный возраст

Содержание

Образовательная

деятельность,

осуществляемая в ходе режимных моментов

Непосредственно

Образовательная

Деятельность

Самостоятельная

деятельность детей

- Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

- Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.

- Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость.

-Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

- Знакомить со спортивными играми и упражнениями, с играми с элементами соревнования, играми-эстафетами.

- Развивать самостоятельность, творчество; формировать выразительность и грациозность движений.

- Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

- Продолжать формировать умение самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

- Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь для физических упражнений, убирать его на место.

- Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им наиболее важные сведения о событиях спортивной жизни страны.

- Во время физкультурных досугов и праздников привлекать дошкольников к активному участию в коллективных играх, развлечениях, соревнованиях.

-Игровые упражнения.

-Утренняя гимнастика.

-Подвижная игра большой и малой подвижности.

-Гимнастика после дневного сна.

-Физкультурные упражнения.

- Прием детей на воздухе в теплое время года.

-Гигиенические процедуры.

- Физкультминутки.

- Прием пищи.

- Прогулка.

- Сон.

-Воздушные и водные процедуры.

-Утренняя гимнастика.

-Физкультурные занятия.

-Подвижные спортивные игры и спортивные упражнения на прогулке.

-Спортивные досуги, праздники, развлечения.

-Рассматривание иллюстраций и беседы о пользе физических упражнений.

- НОД.

-Беседа об устройстве и функционировании человеческого организма.

-Беседа о профессиях врачей.

- Игровые ситуации.

- Рассматривание и обсуждение иллюстраций.

-Составление коллективного рассказа «Мой режим дня».

-Прогулка (индивидуальная работа).

-Чтение художественной литературы, загадки.

-Двигательная активность на прогулке и в совместной деятельности в группе (подвижные игры, физические упражнения).

-Подвижные спортивные игры и спортивные упражнения на прогулке.

- Рассматривание иллюстраций, отражающих различные виды спорта, рисунки с изображением детей, занимающихся различными видами спорта.

-Сюжетно-ролевые игры.

-Настольно-печатные игры.

- Рассматривание иллюстраций.

-Выполнение правил личной гигиены.

Перечень основных движений, подвижных игр и упражнений.

Основные движения.

Ходьба. Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо и влево. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, вдоль стен зала с поворотом, с выполнением различных заданий воспитателя. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, веревке (диаметр 1,5-3 см), по наклонной доске прямо и боком, на носках. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов, прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом) с мешочком песка на голове. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком (приставным шагом). Кружение парами, держась за руки.

Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5-2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80-120 м (2-3 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5-5,5 секунды (к концу года —30 м за 7,5-8,5 секунды). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.

Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3-4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (по 30-40 прыжков 2-3 раза) чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, нога вперед — другая назад), продвигаясь вперед (на расстояние 4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед, в высоту с места прямо и боком через 5-6 предметов — поочередно каждый (высота 15-20 см). Прыжки на мягкое покрытие высотой - 20см, прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в длину с места (не менее 80 см), в длину с разбега (примерно 100 см), в высоту с разбега (30-40 см). Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).

Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не менее 4-6 раз); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками. Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений и построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли). Отбивание мяча о землю на месте с продвижением шагом вперед (на расстояние 5-6 м), прокатывание набивных мячей (вес 1 кг). Метание предметов на дальность (не менее 5-9 м), в горизонтальную и вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3-4 м.

Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, в шеренгу, круг, перестроение в колонну по двое, по трое, равнение в затылок, в колонне, в шеренге. Размыкание в колонне — на вытянутые руки вперед, в шеренге — на вытянутые руки в стороны. Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

Общеразвивающие упражнения.

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову. Поднимать руки со сцепленными в замок пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь) вперед-вверх; поднимать руки вверх-назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены, касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками. Поочередно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и взявшись руками за рейку на уровне пояса. Наклоняться вперед, стоя лицом к гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса; наклоняться вперед, стараясь коснуться ладонями пола; наклоняться, поднимая за спиной сцепленные руки. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положений руки перед грудью, руки за голову. Поочередно отводить ноги в стороны из упора, присев; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ногу к груди (группироваться).

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Переступать на месте, не отрывая носки ног от пола. Приседать (с каждым разом все ниже), поднимая руки вперед, вверх, отводя их за спину. Поднимать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх). Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать их; перекладывать, передвигать их с места на место. Переступать приставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).

Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на гимнастической скамейке на носках, приседая на носках; сохранять равновесие после бега и прыжков (приседая на носках, руки в стороны), стоя на одной ноге, руки на поясе.

Спортивные упражнения.

Катание на санках. Катать друг друга на санках, кататься с горки по двое. Выполнять повороты при спуске.

Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и вставая во время скольжения.

Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять повороты на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, спускаться с нее в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию 1-2 км.

Игры на лыжах. «Кто первый повернется?», «Слалом». «Подними», «Догонялки».

Катание на велосипеде и самокате. Самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде по прямой, выполнять повороты налево и направо. Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.

Спортивные игры.

Городки. Бросать биты сбоку, занимая правильное исходное положение. Знать 3-4 фигуры. Выбивать городки с полукона (2-3 м) и кона (5-6 м).

Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от 7 уди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.

Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.

Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов; закатывать в лунки, ворота; передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.

Элементы хоккея. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.

Подвижные игры.

С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».

С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».

С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении».

С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок?», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».

Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».

С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?».

Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.

Спортивные развлечения. «Веселые старты», «Подвижные игры», «Зимние состязаниям, «Детская Олимпиада».

Физическое развитие, в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача — стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

-  развитие речи посредством движения;

- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

-управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия.  Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

Взаимодействие со специалистами

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующего вида напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя

Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребенка до самого низкого. Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей. Воспитатель интегрирует образовательную область «Физическое развитие» по содержанию на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни детей:

- Использование здоровьесберегающих технологий и специальных физических упражнений для укрепления органов и систем (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз), воздушное закаливание.

- Взаимодействие и помощь друг другу не только во время эстафет и спортивных мероприятий, а также в быту детского сада; справедливая оценка результатов игр, соревнований и другой деятельности.

- Формирование навыков безопасного поведения во время подвижных игр, при пользовании спортивным инвентарем, во время самостоятельной деятельности.

- Помощь в раздаче и уборке пособий, спортивного инвентаря, групповых игрушек и т.п.

- Активизация мышления детей, подвижные игры и упражнения, закрепляющие полученные знания.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-дефектолога

Задачи взаимосвязи:

1.Коррекция звукопроизношения;

2.Упражнение детей в основных видах движений;

3.Становление координации общей моторики;

4.Умение согласовывать слово и жест;

5.Воспитание умения работать сообща

Взаимодействие инструктора по физической культуре и музыкального руководителя

Музыка воздействует:

1.на эмоции детей;

2.создает у них хорошее настроение;

3.помогает активировать умственную деятельность;

4.способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации;

5.освобождает инструктора или воспитателя от подсчета;

6.привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Система физкультурно-оздоровительной работы

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:

- принцип активности и сознательности - участие   всего   коллектива педагогов и родителей   в поиске   новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;

- принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление   здоровья, научно   обоснованными и практически апробированными методиками

  •   принцип   комплексности и интегративности - решение оздоровительных
    задач   в   системе   всего воспитательно-образовательного    процесса и всех видов
    деятельности
  •  принцип результативности и преемственности -   поддержание   связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья
  • принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия   положительных результатов независимо от   возраста и уровня   физического развития.

Основные направления физкультурно-оздоровительной работы

1.Создание условий:

- организация здоровье сберегающей среды в ДОУ

- обеспечение благоприятного течения адаптации

- выполнение санитарно-гигиенического режима

2. Организационно-методическое и педагогическое направление:

- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов

- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик

- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров

- составление планов оздоровления

- определение показателей   физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.

3. Физкультурно-оздоровительное направление

- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры

- коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье

План профилактики и оздоровления воспитанников

Содержание

Группа

Время проведения

Ответственные

Организация жизни детей, создание комфортного режима

Все группы

Ежедневно

Воспитатели, медсестра

образовательная деятельность - физическая культура

Все группы

Ранний возраст 2 раза в неделю, дошкольный возраст - 3

Воспитатели, музыкальный руководитель

Физкультминутки

Все группы

Ежедневно

Воспитатели

Гимнастика после сна

Все группы

Ежедневно

Воспитатели, контроль медсестры

Подвижные игры

Все группы

Ежедневно

Воспитатели

Спортивные игры

Старшие дошкольные группы

1 раз в неделю

Воспитатели

Физкультурные упражнения на прогулке

Все группы

Ежедневно

Воспитатели

Физкультурные досуги

Группы дошкольного возраста

1 раз в месяц

Воспитатели, музыкальный руководитель

Спортивные праздники

Средняя, старшая, подготовительная группа

2 раза в год

Воспитатели, музыкальный руководитель

День здоровья

Дошкольные группы

1 раз в квартал

Воспитатели, контроль медсестры

Самостоятельная двигательная активность

Все группы

Ежедневно

Воспитатели

Индивидуальная работа

Все группы

Ежедневно

Воспитатели

Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует сезону)

Все группы

Ежедневно

Воспитатели

Прогулки на воздухе

Все группы

Ежедневно

Воспитатели

Хождение по траве

Все группы

Ежедневно (июнь, июль, август)

Воспитатели

Обширное умывание

Старшая, подготовительная

Ежедневно, после сна

Воспитатели

Игры с водой

Все группы

Во время прогулки (июнь, июль, август)

Воспитатели

Пальчиковая   гимнастика

Все группы

Ежедневно

Воспитатели, учителя-дефектологи

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Все группы

Ежедневно

Воспитатели

Элементы зрительной гимнастики

С 2 младшей группы

Ежедневно

Воспитатели

Упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки

Дошкольные группы

1 раз в неделю во время утренней гимнастики, занятия физической культурой

Воспитатели

Витаминизация третьего блюда

Все группы

Ежедневно

Медсестра

2.2 Особенности взаимодействия инструктора по физической культуре с семьями воспитанников

Одним из важных условий реализации основной образовательной программы ДОУ является сотрудничество инструктора по физической культуре с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса.

Цель взаимодействия инструктора по физической культуре с семьями воспитанников: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия инструктора по физической культуре с семьями воспитанников:

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада;

- возрождение традиций семейного воспитания;

- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

- повышение педагогической культуры родителей.

Основные принципы работы ДОУ с семьями воспитанников:

- открытость детского сада для семьи;

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

План взаимодействия с семьями воспитанников

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Беседа с родителями о внешнем виде детей на занятиях физической культурой

Октябрь

Информация в родительские уголки о физической культуре в каждом возрасте

Ноябрь

Праздник с участием мам

Декабрь

Информация в родительские уголки о спортивных достижениях детей

Январь

Участие родителей в строительстве снежной крепости

Февраль

Праздник с участием пап

Март

Праздник с участием мам, бабушек и др. женщин

Апрель

Консультация для родителей по подготовке к городскому конкурсу «Сильные, ловкие, смелые»

Май

1.Праздник с участием родителей

2.Информация в родительские уголки о физическом развитии детей по итогам диагностики за учебный год.

Июнь

Беседа с родителями о внешнем виде детей на занятиях физической культурой

Июль

Информация в родительские уголки о физической культуре в каждом возрасте

Август

Праздник с участием мам

III. Организационный раздел

3.1 Организация физкультурно-оздоровительной работы

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.

Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки.

В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу).

В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.

Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

- в младшей группе – 15 минут;

- в средней группе – 20 минут;

- в старшей группе – 25 минут;

- в подготовительной группе – 30 минут.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Организация двигательного режима

Форма организации

2 группа раннего возраста

1 младшая группа

2 младшая

группа

Средняя

Группа

Старшая

Группа

Подготовит.

группа

Организованная образовательная деятельность –физическая культура

2 раза в неделю (в помещении) – 9 мин.

2 раза в неделю (в помещении) – 9 мин.

3 раза в неделю (в помещении) –

15 мин.

3 раза в неделю

(в помещении) –

20 мин.

2 раза в неделю

(в помещении) - 25мин.

1 раз на воздухе

2 раза в неделю

(в помещении) -

30 мин.

1 раз на воздухе

Утренняя гимнастика

-

Ежедневно

7.55 – 8.00

(4 -5 минут)

Ежедневно

7.55 – 8.00

 (5 минут)

Ежедневно

7.40 – 7.48

(6-8 минут)

Ежедневно

7. 50 – 8.00

(8 -10 минут)

Ежедневно

8.05 – 8.15

(8 -10 минут)

Физкультминутки

Ежедневно по мере необходимости

1-2 мин

1-2 мин.

1-2 мин

1-2 мин

2-3мин.

2-3мин.

Упражнения после дневного сна

Ежедневно 15.00-15.05

(5 мин.)

Ежедневно

15.00 -15.05

 (5 мин)

Ежедневно

15.00 -15.05

 (5 мин)

Ежедневно

15.00 -15.05

 (5 мин)

Ежедневно

15.00 -15.06

 (6-10 мин)

Ежедневно

15.00 -15.10

 (6-10 мин)

Подвижные игры вне НОД

Ежедневно

5-10 мин

Ежедневно

10-15 мин

Ежедневно

10-15 мин

Ежедневно

10-15 мин

Ежедневно

10-15 мин

Ежедневно

10-15 мин

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

Физкультурно-массовые мероприятия:

-Физкультурный досуг

1 раз в месяц

20 мин

1 раз в месяц

20 мин

1 раз в месяц

30-45 минут

1 раз в месяц

40 минут

Физкультурный праздник

2 раза в год (зимой и летом) до 45 мин

2 раза в год (зимой и летом) до 60мин

2 раза в год (зимой и летом) до 60 мин

День здоровья

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме

Ежедневно

5 мин (утром и вечером)

Ежедневно

 5 мин

(утром и вечером)

Ежедневно

5 мин

(утром и вечером)

Ежедневно

 7-10 мин

 (утром и вечером)

Ежедневно

8-10 мин

(утром и вечером)

Ежедневно

10 мин

(утром и вечером)

Физ. упражнения на воздухе

Ежедневно

5 мин

Ежедневно

 5мин

Ежедневно

8 мин

Ежедневно

 10 мин

Ежедневно

 12 мин

Ежедневно

 15 мин

Спортивные игры (элементы игр на прогулке –первая половина дня)

10 мин

12мин

15

 мин

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно, 3-4    раза в день

План праздников и развлечений

Месяц

Возраст

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая

группа

Подготовительная группа

Старшая гр. комп. напр.

Подготов.

гр. комп. напр.

Сентябрь

День знаний

Игрушки в избушке

На прогулку в лес

С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны

Кто на свете всех быстрее

С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны

Кто на свете всех быстрее

Октябрь

Прогулка в зоопарк

Цирковое приключение

Спорт – это сила и здоровье

Физкульт-Ура!

Спорт – это сила и здоровье

Физкульт-Ура!

Ноябрь

Моя мама-лучшая на свете!

Папа, мама, я – дружная семья

Мамины помощники

Декабрь

В гости к зимушке зиме

Вот зима, кругом бело

А у нас метелица по округе стелится

Снежная карусель

А у нас метелица по округе стелится

Снежная карусель

Январь

Встреча со снеговиком

Мы веселые ребята

Нам беда-не беда, строим крепость без труда

Давай обуем лыжи?

Нам беда-не беда, строим крепость без труда

Нам беда-не беда, строим крепость без труда

Февраль

Зимние забавы

Бравые солдаты

Аты-баты, мы с папой солдаты.

Широкая масленица

Март

Звонко капает капель

Весна, весна на улице

8 Марта – праздник мам

Апрель

А пойдем в весенний лес?

Посоревнуемся?

Мы -космонавты

Сильный, ловкий, смелый

Мы –космонавты

Сильный, ловкий, смелый

Май

Мой веселый звонкий мяч

Мы туристы

Семья – это семь Я

Спортивная семейка

Семья – это семь Я

Спортивная семейка

План поддержки детской индивидуальности

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обучение отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.

Индивидуальную работу проводят, начиная с младшей группы, в форме игры и игровых упражнений. Проводить индивидуальную работу можно, как с одним ребенком, так и объединяя их в небольшие группы. Главное правило «Вместе с детьми!», педагог показывает и объясняет упражнения, дает предварительную ориентировку в действиях, активизирует сознательное и творческое отношение к физкультурным упражнениям. 

День недели

Время проведения

Вид основных движений

Понедельник

9.55-10.15

10.55-11.15

Вторник

9.55-10.15

10.55-11.15

Среда

10.50-11.05

11.25-11.45

Четверг

9.55-10.15

10.55-11.15

Пятница

10.00-10.20

10.55-11.15

11.25-11.45

        прыжки, бег, ходьба

                

        упражнение на гибкость

        метание и силовые упражнения

        

3.2 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

«Физкультурный уголок»

Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

- Оборудование для ходьбы, бега, равновесия (Коврики массажные)

- Для прыжков (Скакалка)

- Для катания, бросания, ловли (Обруч, мяч для мини баскетбола, мешочек с грузом, кегли)

- Для общеразвивающих упражнений (Мячи, палки гимнастические, ленты короткие).

- Атрибуты к подвижным и спортивным играм

Спортивный зал

Созданы условия для двигательной активности детей, воспитания физически развитого ребенка, приобщения к ЗОЖ-

-Непосредственно образовательная деятельность

-Спортивные досуги;

- Утренние гимнастики;

- Развлечения, праздники

- Спортивное оборудование для развития основных видов движений (Полоса препятствий, шведская стенка, гимнастические скамейки, спортивный комплекс «Спортсмен», маты, индивидуальные коврики, мячи, гимнастические палки, дуги для подлезания, обручи, мешочки для метания

- Оборудование для подвижных игр

- Магнитофон

- Модули

- Нетрадиционное физкультурное оборудование

- Стеллаж для пособий

- Тренажеры: батут, мини степпер, велотренажер

- Пианино

Физкультурная площадка

Организованная образовательная деятельность по физической культуре, спортивные игры, досуговые мероприятия, праздники

- Спортивное оборудование

- Оборудование для спортивных игр

3.3 Материально-техническое обеспечение

Оборудование зала

Наименование

Количество

1.

Бадминтон

2 набора

2.

Батут

1 шт.

3.

Велостеппер

1 шт.

4.

Гантели пластмассовые

25 пар

5.

Гимнастические ленты

52 шт.

6.

Гимнастические маты

13 шт.

7.

Гимнастические палки (длинные)

6 шт.

8.

Гимнастические палки (средние)

32 шт.

9.

Гимнастические палки (короткие)

30 шт.

10.

Гимнастические разметки (гири)

25 шт.

11.

Дуги разноуровневые

8 шт.

12.

Канат (6 м)

1 шт.

13.

Кегли пластмассовые

  33 шт.

14.

Коврики для занятий

15 шт.

15.

Коврики развивающие

4 шт.

16.

Кольцеброс

2 шт.

17.

Конусы с отверстиями

14 шт.

18.

Конусы футбольные (фишки)

10 шт.

19.

Корзина для ловли мячей

1 шт.

20.

Косы плетеные

16 шт.

21.

Маски животных

11 шт.

22.

Массажные блоки

17 шт.

23.

Мешки для прыжков

2 шт.

24.

Мешочки с песком 400 г

17 шт.

25.

Мешочки с песком 150 г

3 шт.

26.

Министеппер

1 шт.

27.

Мяч фитбольный

5 шт.

28.

Мячи для большого тенниса

6 шт.

29.

Мячи большие

18 шт.

30.

Мячи средние

8 шт.

31.

Мячи пластмассовые

3 шт.

32.

Мячи 150 мм

7 шт.

33.

Массажная дорожка

1 шт.

34.

Мячи набивные

5 шт.

35.

Модуль мягкий (гусеница)

1 шт.

36.

Модуль мягкий (набор)

5 шт.

37.

Модуль мягкий (препятствия)

1 набор

38.

Моталочка

2 шт.

40.

Обручи

  50 шт.

41.

Парашют

1 шт.

42.

Платочки

26 шт.

43.

Простынбол

1 набор

44.

Ракетки для настольного тенниса

4 шт.

45.

Ребристые доски

2 шт.

46.

Скакалки

19 шт.

47.

Султанчики

40 шт.

48.

Тоннель

2 шт.

49.

Флажки

42 шт.

50.

Шумелки

6 шт.

51.

Штаны для эстафет

2 шт.

52.

Гимнастические скамейки

4 шт.

53.

Корзина для мягких игрушек

2 шт.

54.

Пианино

1 шт.

55.

Подвес для мячей

1 шт.

56.

Шведские стенки

2 шт.

57.

Шкаф для инвентаря

2 шт.

58.

Мишень

2 шт.

59.

Стенка для скалолазания

1 шт.

60.

Полка для фитбольных мячей

1 шт.

Обеспеченность методическими материалами

1.Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Линка-пресс, 1993

2.Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения 3-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014

3.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., Мозаика-Синтез, 2014

4.Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений с детьми 3-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014

5.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Младшая группа. М., Мозаика-Синтез, 2014

6.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа. М., Мозаика-Синтез, 2014

7.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду в детском саду. Старшая группа. М., Мозаика-Синтез, 2014

8.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду в детском саду. Подготовительная группа. М., Мозаика-Синтез, 2014

9.СтепаненковаЭ.Я. Сборник подвижных игр с детьми 2-7 лет. М., Мозаика-Синтез, 2014

10.Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2005

11.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. М., Астрель, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей от 1.5-7 лет

Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценность...

Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей от 1.5-7 лет

1. Пояснительная запискаЗадача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огром...

Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей 3 – 7 лет на 2019 – 2020 учебный год

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется в...

Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)

Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)...

Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» на 2020-2024 год

    Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности по физическому воспитанию на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает позитивную социализа...

Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2020-2021 учебный год...