«Волшебный мир красок» (метод проектной деятельности)
проект (подготовительная группа) на тему

Лаврик Екатерина Людвиговна

Использование
нетрадиционных техник
рисования в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx102.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  г.Керчи РК«Детский сад № 14 «Кораблик»

Использование
нетрадиционных техник
рисования в подготовительной группе

«Волшебный мир красок»

(метод проектной деятельности)

                                                                             Проект разработала:

 Лаврик Екатерина Людвиговна,

                                                               Воспитатель

                                                                             Стаж работы: 18 лет

 2017г.

Тема проекта: Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду «Волшебный мир красок».

Проект разработала: Лаврик  Екатерина  Людвиговна

Вид проекта:  творческий.

Продолжительность проекта: 1учебный год

Участники проекта:  дети подготовительной  группы, воспитатель, родители воспитанников.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Актуальность проекта

И в десять лет, и в семь, и в пять                                              

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.  

В. Берестов

Нетрадиционные техники рисования  играют большую роль в развитии детей. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

 На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме, размере предметов и их частей.

Необычные способы рисования способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга. Истинная ценность такого вида деятельности заключается не в качестве, а в том, что дети получают радость от самого процесса. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

   Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А эмоции, как известно, — это и процесс, и результат  художественного творчества.

Цель: Знакомство  детей с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

  •  Ввести в воспитательно-образовательный  процесс нетрадиционные техники рисования с использованием различных материалов.
  • Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  • Способствовать развитию   эстетического восприятия,  художественного вкуса, творческих способностей.
  • Воспитывать аккуратность, уверенность в себе и своих способностях.

Полученный результат:

  • Развивает уверенность в своих силах.
  • Побуждает детей к творческим поискам  и решениям.
  • Развивает умение детей действовать  с разнообразным материалом.
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, чувство фактурности и объёмности.
  • Развивает мелкую моторику рук.
  • Способствует снятию детских страхов.
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

План реализации проекта:

Подготовительный этап проекта:

  • Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование)
  • Пополнение  материала,  необходимого для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
  • Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

 

Основной этап проекта:

                                                       

  • Разработка  занятий по знакомству с нетрадиционными техниками рисования.
  • Развлекательно-познавательный КВН.
  • Развивающие игры и упражнения на развитие творческого  воображения.
  • Пальчиковые игры

       Работа с родителями в реализации проекта:

  • Информационно-наглядные материалы.
  • Тематические выставки.
  •  День открытых дверей.

Используемая литература

  1. Г. Н. Давыдова  Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1.

«Издательство Скрипторий 2003», 2007

  1. Г. Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2.

«Издательство Скрипторий», 2007

3. Г. Н. Давыдова. Детский дизайн. Пластилинография «Срипторий» 2014 г.

4. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста. Творческий Центр Москва 2006

5. Т.М.Бондаренко . Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной  группе  детского сада. Сфера 2014 г.

6. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в дестком саду. «Карапуз-дидактика» Творческий центр СФЕРА  Москва 2009

 

Приложение1

Конспекты занятий с применением техники нетрадиционного рисования

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

в  подготовительной группе

Тема: «Осенние мотивы»

ЦЕЛИ:

  • Формировать эстетическое отношение к природе, произведениям изобразительного искусства.
  • Учить видеть в картине средства выразительности; подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определённое настроение, вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы.
  • Воспитывать эмоциональное отношение к природе.

Предварительная работа:

Разучивание песен, чтение стихов.

Материал и оборудование: картины на тему «Осень», гуашь, тычки, кисточки.

1. Вход в зал под музыку.

Музыкальный руководитель читает загадку:

 «Снега нет, но холодеет

Лист деревья покидает.

Скрылась в тучах неба просинь,

Это время года…..(осень)

Музыкальный руководитель: Сегодня пришло музыкальное письмо от осени. Попробуем угадать, что осень о себе рассказала.

(звучит весёлая музыка)

Музыкальный руководитель: Какой вы представили себе осень, слушая эту музыку?

(ласковая, светлая, солнечная, радостная…)

Музыкальный руководитель: Как  будто идём по тропинке осеннего леса.

(Заходит осень)

Осень:  А вот и я! Привет осенний вам , друзья!

Вы угадали мою музыкальную загадку?

А теперь посмотрим на картины и попробуем угадать, на какой картине нарисовано то , что вы представили под музыку.

(дети выбирают картину, на которой осень солнечная….)

Осень: Ребята, а какими красками рисует художник эту чудесную картину?

Ответы детей:

(тёплые, яркие: голубое небо, ярко-жёлтая листва напоминает цвет золота, поэтому и называют осень «золотой»)

Осень: Смотря на эту картину, мы испытываем удовольствие и радость. Художник специально подобрал для этой картины такие яркие, тёплые краски, чтобы через цвет выразить своё настроение.

Осень: Настроение осени выражается не только музыкой, живописью, но и стихами, которые пишут поэты.

(Чтение стихов детьми)

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Осень: О какой моей примете говорится в этом стихотворении?

Ответы детей: о листопаде.

2. Пение песни «Листопад»

Осень: Какая милая, красивая осень! Но я не всегда такая милая, веселая…

(Звучит музыка грустная.)

Осень: А какой вы представили меня, слушая эту музыку?

Ответы детей: (грозная, хмурая, холодная, пасмурная, дождливая)

Осень: А на какой картине изображена такая осень? Какими красками рисует художник эту картину?

Ответы детей  (тусклые, тёмные, холодные, небо и в тёмно-серых тучах,  листва  на деревьях  коричневого цвета,  трава  тускло-зелёного цвета)

Осень: Какое настроение вызывает эта картина?

Ответы детей: (грусть, печаль, скуку)

«Туча небо кроет

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит»

Осень: Это стихотворение подходит к этой картине?

А если мы войдём в эту картину, что мы услышим?

Ответы детей: (воет ветер, дождик моросит)

Осень: А чтобы эти звуки услышали наши гости, давайте изобразим их с помощью музыкальных инструментов.

3. Игра на металлофоне и колокольчиках.

Осень: А поможет нам ещё и музыка.

Осень: Дождь прошёл и  солнце осветило всё на столе.

4. Рассматривание натюрморта «Фрукты».

Осень: А если мы войдём в эту картину,  разрежем фрукты, что мы почувствуем?

Ответы детей:

Осень: А сейчас заведём мы хоровод «Урожай».

Осень: Я рассказала о себе и запахом и красками.

А вот листья, которые я сегодня принесла для вас, почему-то молчат. Как же их оживить?

Ответы детей: раскрасить.

5. Рисование:

Осень: Я приготовила для вас разный материал для работы.

Дети выбирают материал самостоятельно и под музыкальное сопровождение раскрашивают шаблоны листьев.

Осень: Какой красивый осенний ковёр получился из ваших осенних листьев.

Здесь и кленовые листья  и листья рябины, берёзы, тополя.

Осень: А какой лист самый весёлый?

А грустный? Почему?

Осень: А сейчас я вас всех приглашаю на танец с вашими красивыми листьями.

6.«Танец с листочками».

Осень: Эти красивые осенние листья пускай останутся у вас, они будут напоминать вам обо мне.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Зима. Зимние забавы»

        Цели:

  • Закрепить знания о зиме.
  • Активизировать отработанный воспитателями словарь.
  • Развивать умение выделять основные свойства, признаки.
  • Способствовать развитию слухового внимания.
  • Развивать способность слушать и эмоционально реагировать на содержание.
  • Развивать воображение и творчество с помощью рисования.
  • Поощрять творческое отношение, инициативность, интерес.
  • Воспитывать дружеские отношения во время работы.

I. 1. Организационный момент.

Логопед. Дети послушайте загадку и  отгадайте про какое время года в ней говорится.

2. «Расскажи о зиме»

Логопед: - Сейчас каждый передает друг другу «комок снега» и называет признак зимы.

3. «Подбери родственные слова»

Логопед. Какие осадки выпадают только зимой?

Дети. Снег.

Логопед. Давайте назовем слова-родственники слова снег.

Дети. Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь…

Логопед. А какой праздник мы празднуем только зимой? Дети. Новый год.

II. Рисование:

 Тема: «Ёлочные игрушки»

Цели: Закрепить навыки рисования способом «Граттаж»,

1. Организационный момент:

Воспитатель:

Наша ёлочка- краса

И пушиста и стройна.

Но нет на ней игрушек новогодних,

Ребята, а давайте мы с вами нарисуем игрушки для нашей ёлочки.

У меня для вас есть заготовки новогодних игрушек , но их надо оживить.

Для этого нам понадобятся зубочистки, ими мы будем процарапывать рисунок на игрушках.

2. Показ образца работы. (рассматривание образца, обсуждение)

3. Пальчиковая гимнастика:

Вот все пальчики мои

Их как хочешь поверни.

И вот этак и вот так

Не обидятся никак.

1 2 3 4 5 начинаем рисовать.

4. Самостоятельная работа детей.

Дети под музыку процарапывают рисунок на  новогодних игрушках.

5. Итог работы:

Ребята,  своими игрушками украсим нашу ёлочку и у нас она станет красавицей-ёлочкой.

Чтение стихотворения.

III. Музыкальный руководитель приглашает детей в хоровод вокруг ёлочки.

1.«Елочная хороводная»

2. танец «Зимушка-зима».

Итог занятия. Дети под елкой находят приглашения на новогодний праздник.

Тема: «Лес зимой»

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.                                 

 Цели:

1. Продолжать учить передавать в рисунке картину зимнего пейзажа,  используя нетрадиционные техники рисования.

3. Закрепить умение рисовать деревья, животных используя разные приёмы и материалы,  для создания выразительности рисунка.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к работам других детей.

Материал: гуашь белая, зелёная, жесткая кисть, листы пекинской капусты, трафареты животных. 

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, какое время года за окном? А вы любите зиму? Кто был зимой в лесу? Какой он лес зимой?  (ответы детей)

А давайте отправимся в зимний сказочный лес.

Вокруг себя обернитесь,
В зимнем лесу очутитесь!

Воспитатель: Вот мы и оказались в зимнем лесу.

 Послушайте, как о зимнем лесе пишет Федор Тютчев.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

2. Беседа по тексту стихотворения с опорой на картины с зимним пейзажем

Воспитатель: Почему лес называют сказочным, волшебным?

Дети: Все вокруг укрыто серебристым, пушистым белым снегом.

Деревья нарядились в белый наряд, словно укутались теплым одеялом. Кустов почти совсем не видно, их засыпал снег.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво нарисовал зимний лес художник. На ветвях деревьев и кустарников лежат пушистые хлопья снега, маленькие ёлочки спрятались под снежным одеялом. Тихо в зимнем лесу.

Воспитатель: Почему в лесу так тихо? Не слышно пения птиц.

Дети: Птицы улетели на юг. А те, что остались, их совсем мало. Они перебираются ближе к человеческому жилью, там теплее и сытнее.

Воспитатель: Что случилось с насекомыми, животными?

Дети: Насекомые спрятались под кору деревьев и под опавшими листьями деревьев от холода.

Звери укрылись от мороза и холодов в норах.

А медведь и вовсе уснул.

Зимой животным очень холодно и голодно.

Воспитатель: Вам, наверное, тоже холодно в лесу? Давайте немного погреемся.

Физминутка:

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте),
Сколько здесь вокруг чудес (показ руками),
Справа березка возле избушки (рука правая вытягивается)
Слева – сосна на нас глядит (рука левая – влево)

Воспитатель:  А с кем мы можем встретиться в зимнем лесу?    (ответ детей)

Отгадайте загадки:

Хитрая плутовка,

        Рыжая головка,

        Хвост пушистый – краса,

        А зовут её ….(лиса)

Комочек пуха,

        Длинное ухо,

        Прыгает ловко,

        Любит морковку.  (заяц)

Кто зимой холодной, 

        Ходит злой, голодный?  (Волк)

Воспитатель: Зимой очень холодно, звери тоже мёрзнут, что же их спасает?            

Дети: мягкая, пушистая шуба.

Воспитатель: Ребята, а хотите нарисовать свой уголок зимнего леса , в котором растут разные деревья и кустарники, живут лесные звери?

Но для этого нам нужно вернуться в детский сад.

Вокруг себя обернитесь,
В
 детском саду очутитесь!

3. Показ выполнения работы воспитателем с комментированием.

1. Берём капустный лист, покрываем его белой гуашью и прикладываем к альбомному листу, получился оттиск, похожий на дерево(берёзу).

2. Этот же лист покрываем зелёной краской и прикладываем к альбомному листу, но лист переворачиваем ,получился оттиск, похожий на ёлку.

 3. Представьте ребята, что вы встретились с лесным зверем, который ходит между деревьями или прячется под кустиком, животного мы нарисуем способом « печать по трафарету». Берём трафарет и тычком из поролона трафаретим животного,  пока весь контур не заполните. Дорисуете детали животного потом тонкой кистью.

4. Белый пушистый снег на деревьях изобразим жёсткой кистью или ватной палочкой.

 Воспитатель: У меня получился вот такой зимний пейзаж. Но прежде чем вам приступить к работе. Разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники  мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Чок-чок-чок

Скачет резвый табунок.

 Воспитатель: Приступаем рисовать, будьте внимательными и аккуратными.

4. Самостоятельная работа детей.

5. Итог работы

Воспитатель: Какие красивые картины вы нарисовали! Все постарались, молодцы.

Тема  «Морозный узор»

для подготовительной группы

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цели:

  •  Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования - фотокопией.
  • Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
  • Совершенствовать  умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить способ рисования.
  • Воспитывать  интерес к зимним явлениям природы.

 Материал для занятия:

Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой.

 Ход занятия:

  1. Организационный момент

       Загадки

С неба звезды падают,                      

Лягут на поля                                          

Пусть под ними скроется                  

Черная земля.                                      

   Много - много звездочек,                                                  

 Тонких, как стекло;                          

 Звездочки холодные,                    

 А земле тепло.                                  

                                   

Какой это мастер                          

 На стекла нанес                            

 И листья, и травы,                                                  

 И заросли роз.

     

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки.

Скажите, а когда бывают все эти явления природы?

В какое время года?

А кто зиме верный и незаменимый помощник?

Как наступает зима, приходят и холода.

По свету гуляет мороз. Прохаживается он по лесам и полям,

городам и селам. Приходил он в наш дом. Постучался он в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали.

Оставил нам мороз письмецо распрекрасное.

Красивое, расписное все в кружевах и узорах. Это мороз на окне нарисовал: веточки-травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные.

         Волшебник    

 Мороз – волшебник, это видно сразу:

 Я свой альбом еще не открывал,

 А он уже без кисточек и красок

 Все окна за ночь нам разрисовал.

2. Беседа

 Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как мороз эти узоры рисует?

(дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки).

На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки

воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга.

И так получаются разные узоры и рисунки. Мы с вами имели возможность наблюдать их.

Вспомните, кто и что увидел в рисунках мороза?

(елочки, снежинки, снеговика, цветы, птиц и другое).  

 Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры, таким образом, чтобы вначале они были не видны, потом вдруг проявились, как у мороза?

Предположения детей

Воспитатель: А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которым мы сначала получаем практически невидимые узоры, но если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка.

Этот способ рисования называется «фотокопией».

3. Показ способа рисования воспитателем

Воспитатель: Сейчас мы возьмем  кусочек свечки и попробуем провести им по дополнительному листу бумаги, чтобы убедиться в том, что свеча не оставляет видимых следов. Затем мы покроем сверху краской, и понаблюдаем за проявлением невидимого рисунка.    

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет?

Предположения детей

Воспитатель: Свечка состоит из вещества – воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения  на него акварельной краски, разведенной водой.  

Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи.

4.  Выполнение последовательности работы детьми  под устный комментарий на дополнительных листах).

Воспитатель: 

1. рисовать лучше всего, в  верхней части листа, спускаемся вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг  на друга.

2. Готовый рисунок покрываем поверх акварельной краской оттенками голубого или фиолетового цвета.

3. Во избежание размокания листа, краску многократно наносит не надо, и на одно и то же место. Покрываем лист равномерно, не оставляя пустых мест.

Пальчиковая гимнастика.

4. Самостоятельная работа детей.

5. Итог занятия

Воспитатель: А сейчас, рассмотрим, какие у нас получились узоры.

На что похожи узоры?

Найдем самый необычный узор?

Молодцы ребята, мы настоящие волшебники, помощники Деда Мороза

        На стекле морозный иней.

        Сколько черточек и линий?        

        Знаю только я одна,

        Кто стоит там у окна…    

Тема: “Какого цвета весна”.

для подготовительной группы.

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Цель занятия:

1. Познакомить с творчеством художника А.К. Саврасова. Систематизировать и закреплять знания детей о весне. Развивать творческие способности детей в рассматривании репродукции картины А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.

2. Учить передавать на бумаге характерные особенности ранней весны  с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны.

3. Активизировать в речи детей четкое произношение звука “Р”.

Материал:

Альбомные листы бумаги на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две ёмкости с водой на каждый стол, толстые кисточки, мокрые тканевые салфетки для рук на каждого ребёнка, репродукция картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, увеличенный фрагмент картины с изображением одного грача для проведения физминутки.

Словарная работа: Прозрачный воздух, пробуждение природы, грачи суетятся, перекликаются, небо лёгкое, с голубыми окнами-просветами, нежные, размытые цвета, бледно-голубой, беловато-серый, светло-коричневый.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: Загадывает загадку.

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

Дети.  Весной.

2.Рассказ воспитателя с опорой на картину А. К. Саврасова “Грачи прилетели”

Воспитатель: Правильно. Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне. О ранней весне.

Весну издавна любил народ. Люди ее называли «Весна – красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнит и прочесть нам стихи о весне?

(Дети читают ранее разученные стихи 1 - 2)

Воспитатель:  С чего же начинается весна?

Дети.  С капели, проталин, светит ярко солнце, появляются подснежники, прилетают перелетные птицы и т.д.

Воспитатель: А какие птицы прилетают к нам весной?

Дети. Грачи, журавли, скворцы, ласточки, жаворонки.

Воспитатель:    А что они делают?

Дети. Строят гнезда, чинят старые.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с русским художником, который очень любил рисовать природу нашей страны – это Алексей Кондратьевич Саврасов.

Он жил очень давно в Москве, в семье небогатого торговца. С самого детства он любил рисовать природу. Когда Алексей Кондратьевич вырос, он поступил в училище живописи. Саврасов много ездил по России, любовался красотой природы, явлениями, которые происходят, а потом эту красоту передавал в своих картинах. Сейчас мы посмотрим картину этого художника. Обратите внимание на то, как художник показал нам весну, какие основные цвета использовал художник , чтобы передать настроение картины.

Дети: Синий, белый, коричневый, зелёный.

Воспитатель: Какие оттенки этих цветов присутствуют в картине?

Дети: Голубые, серые, светло-коричневые, зеленоватые.

Воспитатель: Посмотрите, какие нежные, будто размытые цвета в картине: бледно- голубые, светло-коричневые, бело-серые. Ведь художник выбрал эти цвета не случайно.    Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают свои зимние сны. Но Саврасов хотел ещё показать, что сон этот уже не глубокий, природа постепенно начинает оживать, и молодые берёзки тянутся к свету.

- Если бы мы сейчас вдруг оказались там возле этих берёз, что бы мы услышали? (Закройте глаза и представьте себе, что мы там)

- Что вы слышите? (Гомон птиц, грачи суетятся, перекликаются, как бы переговариваются между собой, советуются, как строить гнёзд) Представьте, что вы грачи.

Физминутка: “Грачи”

Как-то ранней весной 
На опушке лесной
Появилась стая птиц
Не скворцов и не синиц,
А большие грачи 
Цвета черного, как ночь.
Все расселись по берёзкам:
Прррыг – скок, крррак-крррак,
Гнёзда вьют и все поют:
Крррак – крррак, кррррак-крррак!

(Долго и четко проговариваем звук “Р”, выполняют движения, соответствующие словам)

Воспитатель:  А теперь подумайте, ребята и скажит какой сюжет вы бы хотели нарисовать, что вы изобразите на своем листе бумаги. Какие цвета вы возьмете для ранней весны?

Воспитатель: А рисовать мы будем раннюю весну способом – монотипия.

4.Показ рисования воспитателем с комментированием

Воспитатель: Какие основные цвета мы будем наносить в верхней части листа – там, где у нас будет небо?

Дети: Синий, белый.

Воспитатель: А какие в нижней части листа – там, где земля?

Дети: Черный, коричневый, белый, зелёный.

Воспитатель: Какие новые оттенки у меня получились при смешивании красок? (Ответы детей)

Воспитатель: А чтобы оживить свой рисунок я нарисую деревья и на них грачей.

Пальчиковая гимнастика.

Пять и пять пошли гулять, 
Вместе весело играть,

Повернулись, 
Улыбнулись,

В кулачек вот так свернулись. 
Вот такие молодцы!

5.Самостоятельная работа детей

6.Итог работы.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня много говорили о весне, рассматривали картину А.К.Саврасова. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила.

Тема:  «Букет из вербы»

для старшей группы.

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Задачи:

  • Познакомить с приемом работы с краской - гуашь путем вливания цвета в цвет.
  • Упражнять в рисовании по-мокрому.

Материал: гуашь, кисточки, листы бумаги, ветка вербы.

Методические приемы:

1. Организационный момент

Солнце ласково смеется

Светит ярче, горячей

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

-Кто же делает все эти чудеса?      (Весна)

 Идет весна по свету

И вот уж нет зимы

По радостным приметам

Весну узнали мы.

Воспитатель: Что за беспорядок? Такой большой сугроб еще не растаял. А кто это за ним прячется? Зайчонок! А от кого ты прячешься?

Зайчик: За мной лиса гонится.

Воспитатель: Лисы уже не видно. А почему ты плачешь?

Зайчик: Я хвостик потерял, когда от лисы убегал.

Воспитатель: А может он в этом сугробе. Давайте растопим снег и найдем твой хвостик.

(раскрыть ветки вербы)

Зайчик: Вот он мой хвостик на веточке!

Воспитатель: Ох, зайка, какой ты не внимательный, твой хвостик на месте. Ты со страха поджал его под себя.

Зайчик: А кто же эти хвостики потерял?

Воспитатель: Это вовсе не хвостики. Это верба, по другому ее называют ветла. Это первое дерево, цветущее весной. Вербе посвящен праздник «Вербное воскресенье». В этот день веточки вербы ставят в воду, а потом засушивают и хранят весь год. На вербное воскресенье было принято устраивать вербные показы и народные гулянья. Вербные почки жевали, когда болели зубы. Ее веточками выхлестывали из тела все болезни.

Зайчик: А маленьких деток шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как  вербочка растет, так и ты расти».

Воспитатель: Как жаль ,что эти нежные, пушистые комочки на вербе временно. Потом они распустятся в сережки. Появятся листья. А так хочется, чтобы эта красота радовала нас еще много месяцев.

-  Как же нам сохранить эту красоту? (ответы детей)

Зайчик: Может быть написать её красками?

2. Показ образца (обратить внимание на строение и цвет стебля, расположение почек).

3.Показ способа изображения с комментированием.

-Увлажняем водой то место, где будет находиться цветок вербы. Наносим на него пятно белой краски. Промываем и осушаем кисть, далее  на конец кисти набираем немного черной краски. Которая вливается во влажное белое пятно

4.Обсуждение последовательности работы.

( дети пробуют  рисовать под устный комментарий на дополнительных листах).

5.Выполнение работы детьми самостоятельно.(индивидуальная помощь)

6.Анализ работ.( сравнение с натурой)

Воспитатель:  Зайка, посмотри, какое вербное дерево получилось. Теперь ты всегда сможешь спрятаться  от лисы под этой вербой!

Зайчик: Спасибо, вам ,ребята! Ну, мне пора убегать.

Воспитатель: А на прощанье дети прочтут стихотворение.

«Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня- прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга Бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!»

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Тема: “Разноцветные бабочки”.

для старшей группы

Цели:

1.С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

 2.Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению.

 3.Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

4.Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Материал: Трафареты бабочек,  акварельные краски, кисточки, по одному неотточенному шестигранному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, мокрые тканевые салфетки для рук.

Словарная работа:  Разноцветное лето, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий, перелетают (бабочки), шуршит (карандаш), припечатать, монотипия.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Воспитатель загадывает загадку о лете.

2.Беседа про лето

Воспитатель:  Ребята, какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплому солнечном лету)

- А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы? (Бабочки)

-Давайте и мы сегодня с вами нарисуем тех самых красочных бабочек, которых мы видели на прогулках.

- Вы хотите их нарисовать? Тогда занимайте места за столами и отгадайте, пожалуйста, загадку:

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь;
Солнце, горы, сосны, пляж,
Что же это? (карандаш).

Воспитатель : Правильно, ребята! А чем еще можно рисовать? (Фломастерами, мелом, кисточками и красками)

- А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы).

- Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).

- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая игра “Пять и пять”.

Пять и пять пошли гулять, 
Вместе весело играть,

Повернулись, 
Улыбнулись,

В кулачек вот так свернулись. 
Вот такие молодцы!

Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Вращение кистей рук.

Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее.

Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.

Стучат кулачок о кулачок.

(Упражнение повторить 2 раза)

Воспитатель : Молодцы! А теперь возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху).

- Что вы слышите?

- Какой звук издает карандаш? (Он шуршит)

- Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте.

А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми)

- Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию. Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “монотипия”. Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка.

3.Показ приёма рисования  воспитателем с комментированием

Воспитатель: Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них  я быстро нарисую обычные цветные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев я  припечатаю  сверху и разглажу ладошкой.

- А теперь раскрою бабочку и посмотрим, что получилось? (Вся бабочка стала разноцветной). Произошло волшебство!

Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для лета и веселых бабочек.

- Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получиться ли у вас волшебство? Я уверена, что получится!

4.Самостоятельная работа детей

В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю разукрасить бабочке головку и тело, а пока они подсыхают, самим превратиться в веселых бабочек и немножко поиграть.

Физминутка

“Бабочки”

Ветер бабочек качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз наклонились,
Два наклонились 
И на цветочки они приземлились.

Воспитатель: Ребята, пока мы отдыхали и порхали, как бабочки, наши разрисованные необычным способом бабочки подсохли, и мы можем их доделать, чтобы с ними поиграть. Давайте приклеим их брюшками к картонным цветочкам-ромашкам, и тогда они в наших руках замашут крылышками и смогут полететь туда, куда мы захотим. (Дети доводят работу до конца, а пока подсыхает клей, с помощью влажных салфеток протираем руки и столы, наводим порядок на рабочем месте)

5.Итог работы

- Ну вот, ваши бабочки совсем готовы и можно с ними поиграть!

Тема: Натюрморт «Сирень в вазе»

для подготовительной группы

Образовательная область: «Художественно - эстетическое творчество».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цели:

1.Учить детей понимать жанровые особенности натюрморта; учить рассматривать картину, выделяя средства выразительности, используемые художником.

2.Учить детей рисовать пышные соцветия сирени, применяя печатание мятой бумагой.

3.Учить детей передавать характерные особенности цветов сирени, используя приём накладывания краски в несколько слоев (каждый следующий слой светлее предыдущего).

4. Развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка.

5.Развивать цветовосприятие и чувство композиции.

Материалы для занятия: Ваза с живой (желательно) или искусственной сиренью,

 репродукция с картины П. Кончаловского «Сирень»,бумага для рисования, гуашь,

палитра для смешивания красок, беличьи кисти, мятая бумага.

 Ход занятия

1.Организационный момент.

Я на дерево похож, но не дерево:

У него один ствол, да большой,

А у меня много, но маленьких. (Кустарник.).

2.Беседа

Воспитатель: Но сегодня я хочу поговорить о цветах, которые мы все хорошо знаем (воспитатель вносит в группу вазу с большим букетом сирени). Узнаёте? Конечно же, это сирень. А к какому государству в царстве растений принадлежит сирень? Правильно, это кустарник, который в конце весны — начале лета замечательно цветёт.

Давайте внимательно рассмотрим цветки сирени. Какие они — маленькие или большие? Вот один цветок — он совсем маленький, по форме немного похож на колокольчик, у него четыре лепесточка. Но иногда в этих цветочках встречается и по пять лепестков.

У нас с друзьями в детстве была игра: мы искали среди цветков сирени те, у которых было пять лепестков. Считалось, что найти такой цветок — к удаче. Его нужно было съесть, загадав при этом желание. Мы верили, что такое желание непременно сбудется.

И все эти маленькие цветочки собраны в большие, красивые соцветия. Подумайте, какое растение это вам напоминает? (Воспитатель подводит детей к построению аналогии между кистью сирени и кистью винограда, кистью рябины, в которых отдельные ягодки собраны в одну гроздь.)

И еще у сирени есть одна замечательная особенность. Какая? (Воспитатель выслушивает ответы детей.) Её чудесный аромат.

Воспитатель: Как вы думаете, а почему это растение называется «сирень»?

  (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем при необходимости обобщает их.)

На самом деле в настоящее время существует очень много сортов сирени с цветами самой разной расцветки — и белая, и розовая, и красная, и бордовая. Но какого бы цвета не были цветы, сирень всегда прекрасна. Вам нравится это растение

3.Рассматривание и беседа по  картине

Воспитатель: Многие художники рисовали сирень на своих картинах. Сегодня я принесла показать вам репродукцию картины Пётра Петровича Кончаловского. Называется картина — «Сирень». К какому жанру принадлежит эта картина? Правильно, это натюрморт.

Посмотрите, как красиво художник изобразил сирень. Поделитесь своими впечатлениями от этой картине. (Воспитатель выслушивает высказывания детей.) На картине сирень словно живая, она как будто дышит.

Обратите внимание, отдельных цветов как будто и не видно. Кисти сирени изображены цветовыми пятнами, которые имеют разные оттенки сиреневого цвета. Наверное, если бы художники тщательно вырисовывали каждый цветочек сирени, картины не получились бы такими выразительными.

4.Показ работы с комментированием

Воспитатель: Сегодня я хочу научить вас рисовать цветы с такими же цветовыми пятнами. Их мы будем делать с помощью мятой бумаги. Нужно просто обмакнуть бумагу в краску и оставить отпечаток на листе.

Но и это еще не всё. Каждая кисть сирени, несмотря на вроде бы однородную окраску каждого цветка, имеет разные оттенки. Как же их получить? Очень просто. Я беру другой комочек смятой бумаги, обмакиваю его в краску более светлого оттенка и делаю еще один отпечаток поверх первого. Только нужно подождать, чтобы первый отпечаток немного подсох. Этот прием можно повторить несколько раз, тогда получатся более богатые оттенки.

Воспитатель: А вы помните, как можно получить разные оттенки одного цвета? Как вы думаете, какие краски нужно смешать, чтобы получить сиреневый оттенок? Попробуем смешать синий, красный и белый цвета.

5.Определение последовательности работы. 

Воспитатель: Давайте договоримся, что сегодня мы будем рисовать натюрморт. Как вы думаете, какой фон должен быть у нашей картины, на каком фоне сирень будет смотреться более выразительно? (На светлом.)

-Что будем рисовать сначала? (Вазу.) Её можно рисовать с помощью мятой бумаги или кистью — как вам захочется. Посмотрите внимательно на форму вазы, подумайте, какое место она будет занимать на листе бумаги? А что будет центральной частью вашего рисунка?

-Какой формы кисти сирени? (Треугольной.) Какой оттенок сиреневого цвета наносим сначала? (Более тёмный.)

-Пока сиреневая краска подсыхает, вы можете нарисовать листья. Они очень красиво оттеняют цветы сирени. Какого цвета листья? (Ярко-зеленого.)

-Следующий этап — наносим краску более светлого оттенка.

-В завершение работы рисуем детали, которые помогают сделать рисунок более выразительным (например, кистью прорисовываем тонкие веточки или рисуем узор на вазе).

6.Самостоятельная работа детей

(Во время рисования включается красивая, тихая музыка.)

7.Итог работы

При рассматривании детских рисунков выбирается самый разноцветный натюрморт, больше всего похожий на настоящий.

Познавательно- развлекательный К В Н

Цель:

1.Доставить детям радость, уверенность в своих силах через развлекательный досуг, посвященный   изобразительно – художественному искусству.

2.Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностях.

3.Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки и умения изобразительного, декоративного и оформительского творчества.

 4.Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства.

 Предварительная работа:

 Ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года и вне занятий.        

 Ход: Под веселую музыку в зал по очереди заходят две команды и строятся по обеим сторонам зала.

Ведущий: объявляет начало КВН:

Мы начинаем конкурс наш,

Берите в руки карандаш,

Кисти, краски и тетрадь

И начинайте рисовать:

Портрет, пейзаж иль натюрморт,

На тему «Космос» или «Спорт»,

«Моя семья» или Мой друг»,

Иль все, что видите вокруг.

А также в этом состязании

Мы проверим ваши знания.

Итак, кто нынче победит,

Жюри тех призом наградит.

Ведущий: В нашем КВН участвуют две команды:

Команда «Озорные карандаши» и «Веселые кисточки».

Звучит приветствие каждой команды

(стихотворение Н. Алексеевской).                                                                               

  Озорной карандаш                    

 Карандашик озорной

 На листочке заводной,

 А на деле это значит:

 -Живописные задачи

 Нам с тобою по плечу

 Нарисую, что хочу!

  Веселые кисточки

 Кляксу кисточкой для смеха

 Нам поставит - вот потеха!

 Радостно на свете жить,

 Если с кисточкой дружить.

Воспитатель: Вот мы сейчас и проверим, какие вы дружные, смелые

и умные. КВН-это соревнование веселых и находчивых.

И от того, насколько слаженно и дружно вы будете выполнять задания, зависит, какая команда станет победителем в этом соревновании. Оценивать ваши задания будет наше уважаемое жюри. Каждый конкурс будет оцениваться в баллах в виде конфет. Чем точнее и правильнее будет выполнено задание, тем больше конфет получит каждая команда.

И еще у соревнующихся команд есть болельщики, которые будут поддерживать их громкими аплодисментами.      

Ведущий: Наш КВН посвящен творческой деятельности, которая включает в себя рисование, аппликацию, умение делать поделки из разнообразных материалов. Творить, создавать что - то необычное нам помогают некоторые необходимые

предметы.

   Жили - были, поживали,

   Что хотели, рисовали

   Семь цветных карандашей,

   Семь прилежных малышей.

   С ними кисточка-сестрица,

   Горделивая девица.

   Франт заморский - славный мастер,

   по имени Фломастер

   А еще подружки-краски,

   Королевы яркой сказки.

   Жили - были, поживали,

   Что хотели, рисовали.

Ведущий: Как вы уже догадались, первое задание командам будет по рисованию. На каждый конкурс приглашаются по два участника из команды, один из которых будет выполнять задания. Тема задания определяется жребием между капитанами.

 Конкурс №1

«Фантик для конфеты»

Ведущий: Вы художники, работающие на кондитерской фабрике.

Ваша задача - придумать и нарисовать обертки для шоколадок, конфет, печенья.

При этом рисунки должны соответствовать названию кондитерского изделия. Ваш заказ – нарисовать фантики для новых конфет. Если известно, что новые конфеты называются «Фруктовые», «Медовые».

«Следы нечистой силы»

 Ведущий: Всем знакомым строка из стихотворения А.С Пушкина

«Там на неведомых дорожках следы  невиданных зверей»…

Никто и никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были следы нечистой силы.

Ваша задача – изобразить следы так, чтобы было понятно, кому они принадлежат-«Водяному», «Лешему».

Конкурс №2  

«Рисунок ниткой»

Ведущий: Нитки служат для того, чтобы шить, вышивать. А еще с помощью ниток можно сделать рисунок. Ваша задача нарисовать с помощью ниток – дерево и ежа.

«Незаконченный рисунок»

Ведущий: Один художник  решил нарисовать картину. Он провел фломастером на листе линию. А его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным. Ваша задача проникнуть в замысел художника и завершить его работу.

Ну а чтобы у вас все хорошо получалось, нужно немножко размять свои ручки и ножки.      

Разминка

 На разминку становись.                       Встать прямо

 Вправо – влево покрутись.                  Вращение туловищем

 Повтори посчитай,                               вправо и влево.

 Раз-два-три, не отставай.

 Начинаем приседать-

 Раз-два-три-четыре-пять,                     Приседание

 Тот, кто делает зарядку,

 Может нам сплясать вприсядку

 А теперь поднимем ручки                  Поднять руки над головой

 И опустим их рывком.                        Затем опустить. 

 Будто прыгаем мы с кручи               Повторить два раза.

 Летним, солнечным деньком

 А теперь ходьба на месте,                Ходьба на месте 

 Левой-правой, стой, раз-два.

 Мы размяться все успели,                Сесть на места.

 На места все дружно сели.

 Ведущий:  Наши дети очень хорошо разбираются в живописи и могут быстро определить, что изображено на картине: пейзаж, натюрморт или портрет.

Стих М. Яснова.       

 Если видишь на картине

 Чашку кофе на столе,

 Или морс в большом графине,

 Или розу в хрустале,

 Или бронзовую вазу,

 Или грушу или торт,

 Или все предметы сразу-

 Знай, что это…натюрморт.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

 Называется …пейзаж.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто – ни будь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина

Называется….. портрет.

Воспитатель: Как вы уже, наверно, догадались, следующее задание будет тесно связано  со знанием жанров живописи. 

Конкурс №3

«Отбери пейзаж или натюрморт».

Ведущий: В одном музее картины были развешаны  в строго заведенном порядке: пейзажи - в одном зале, натюрморты- в другом, портреты – в третьем. Во время реставрации все картины перепутались ваша задача разобрать картины по жанрам: натюрморты к натюрмортам, пейзажи к пейзажам, портреты к портретам.

«Составь натюрморт или пейзаж».

Ведущий: Ваша задача – из набора разных элементов на фланелеграфе составить пейзаж или натюрморт, используя лишь предметы, нужные для данного жанра живописи: натюрморт, пейзаж.

Конкурс №4 «Конкурс капитанов».

Отгадай загадку и нарисуй ответ»

Ваша задача - нарисовать ответ загадки, используя нетрадиционную технику рисования.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой улей пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

С ветку на ветку

Быстрый, как мяч,

Прыгает по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он

Шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

Воспитатель: Вот какие художники и мастера у нас есть в детском саду.

Они справились с заданием. На этом наш КВН подходит к

концу, а пока наше жюри подсчитывает баллы, мы поиграем. Все дети с ведущим, болельщиками танцуют танец «Если весело живется».

Жюри объявляет победившую по количеству заработанных баллов – конфет команду.

Награждение команд и болельщиков.  

Развивающие игры для развития воображения.

«Необычные кляксы»

 Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: лист плотной бумаги, чернила, перо или кисть (для каждого ребенка).

Ход   игры: Взрослый говорит детям: «Ребята, знаете ли вы, что раньше, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими девочками и мальчиками, шариковых ручек не было, и люди писали перьями или перьевыми ручками? Ими писать было очень трудно. Поэтому в тетрадях школьников часто появлялись кляксы. Учителя вырывали страницы с кляксами и предлагали ученикам переписать все заново. Конечно же и ребята и их преподаватели огорчались. Но иногда кляксы получались необычными. Ученики, с интересом рассматривая эти кляксы, находили в их причудливых силуэтах изображения зверей, птиц, насекомых, необычные фигурки людей, сказочных персонажей. Сейчас и мы займемся изготовлением необычных клякс». Взрослый показывает, как можно поставить кляксы, чтобы не испачкаться при этом, демонстрирует способ получения симметричных клякс (нужно капнуть на середину листа немного чернил, сложить бумагу пополам и затем развернуть).

 После завершения подготовительной работы, взрослый говорит: «Давайте рассмотрим все кляксы и скажем, на что они похожи. Постарайтесь увидеть в каждой из клякс, как можно больше изображений предметов». Выигрывает ребенок, который дал большее количество оригинальных ответов.

Примечание.  Можно предложить детям дорисовать кляксы до какого-либо изображения.

«Удивительная ладонь»

  Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

 Ход игры:  Взрослый предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами.

 После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки, давайте попробуем сделать их разными.  Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок».

Выигрывает ребенок, который создал наиболее оригинальный образ на основе заданного эталона.

Примечание. При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.  

« Незаконченные рисунки»

Цель:  развитие воображения, образного мышления, графических навыков.

 Ход игры: Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рассмотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте рисунки».

 Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение.

«Заколдованный лес»

 Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Ход   игры: Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой-невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».

Выигрывает ребенок, который создал целостное изображение леса, используя все данные элементы.

Примечание. Для раскрытия сюжета можно предложить детям дополнить получившиеся рисунки изображениями зверей, птиц, насекомых, людей или сказочных персонажей.

«Поможем художнику»

Цель: развитие воображения, образного мышления, гибкости построения графического контура, изобразительных навыков.

Ход  игры: Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Один рассеянный художник решил подготовить картины для выставки. Он сделал наброски - провел некоторые штрихи, а потом отвлекся и забыл, что хотел нарисовать.  Ребята, помогите художнику. Рассмотрите штрихи и превратите их в изображения различных предметов. Возможно, тогда художник вспомнит, что он хотел нарисовать. Затем мы устроим выставку и выберем лучшие картины». Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, создал самые оригинальные образы на основе схематического изображения.

Примечание. При возникновении трудностей, взрослый показывает на доске образец выполнения задания. Если один из детей справится с заданием быстрее, то можно предложить ему дополнительный вариант. Для усложнения игры количество исходных фигур увеличивают и доводят до 10-20.

«Добрые, злые»

Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков.

 Ход  игры: Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «На листе бумаги вы видите изображения двух фей. Представьте себе, что одна из них злая, другая добрая. Чтобы всем было понятно, где какая фея, дорисуйте и раскрасьте лица и одежду. Возможно, вы захотите изобразить какие-нибудь волшебные вещи или сказочных спутников наших фей».

Выигрывает ребенок, который наиболее точно и полно отразил в рисунке эмоциональное состояние и внешний вид персонажей.

 Примечание. Можно предложить детям изобразить фей при помощи мимики и пантомимы и выбрать ребенка, который, используя выразительные движения, создал наиболее яркие образы.

«Спрятанные рисунки»

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков.

Ход игры: Взрослый показывает детям одну из карточек и говорит: «Ребята, внимательно посмотрите на картинку. Рисунки, которые были изображены на ней, решили поиграть в прятки. Они спрятались за геометрическими фигурами подходящего размера и формы. Догадайтесь, кто или что может скрываться за фигурами, и нарисуйте их на своем листе бумаги».

«Волшебная нитка»

 Цель: развитие воображения, образного мышления, художественного вкуса.

Ход  игры : Взрослый показывает детям клубок ниток и говорит, что эти нитки волшебные, потому что они умеют рисовать картины. Затем он предлагает внимательно посмотреть, как это делается. Нитку окунают в краску и в произвольном порядке укладывают на листе бумаги. Сверху накрывают другим листом, слегка прижимают нижний лист и вытаскивают нитку за один конец - получается абстрактный рисунок. Дети повторяют все показанные операции и получают причудливые изображения. Взрослый просит детей дать одно или несколько названий картинам.

Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, подобрал наиболее удачное название своей картине.

 Примечание. При возникновении затруднений, можно предложить повернуть или перевернуть лист бумаги, придумать название коллективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательного прцесса методом проектной деятельности

В статье отражены основные концептуальные особеннсти метода проектов в дошкольном учреждении. Разработан план в соответствии с ФГТ....

Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

метод проектной деятельности

теория и практический материал по созданию проектов в детском саду...

Метод проектной деятельности в ДОУ

Данный материал поможет в максимально доступной форме познакомиться педагогам с теоретическими основами метода проектной деятельности в ДОУ...

Методическая разработка для воспитателей по методу проектной деятельности

В данной разработке определены теаретические основания составления педагогического проекта, представлена примерная структура проекта и разработан шаблон  представления педагогического проекта....