Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.
статья

Бронских Ольга Петровна

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности проектирования и реализации". Секция "Детское чтение как культурная практика" с докладом на тему "Папы, читающие детям. Возрождение традиций семейного чтения" Так же препдлагаю Вашему вниманию статью на тему: "Детское чтение как культурная практика. Социально-культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНИКОВ.

О.П.Бронских

ГБОУ СОШ № 191

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности.

Культурные практики — это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и события с другими людьми (Н.Б. Крылова).

Культурные практики сопряжены с активной, самостоятельной, разноаспектной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, а также способов ее осуществления и разных форм организации, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях. Можно сказать, что культурные практики — это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного и начального школьного образования, направленного на позитивную социализацию и гибкую индивидуализацию.

В основе культурных практик ребенка лежат культурные умения. В компетенции современного педагога входит готовность к формированию культурных умений ребенка как универсальных. Такие умения, по мнению  Н.Б. Крыловой, интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни человека.

Культурные практики — это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру — формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.

Культурный опыт — это те нормы, ценности, установки, образцы поведения, способы деятельности, которые специфичны для данной социокультурной общности. (Причем слово «деятельность» нужно понимать в самом широком смысле, как любую форму материального и духовного освоения человеком окружающего мира.) Они формируются в ходе исторического развития социокультурной общности и приобретаются личностью в ходе ее развития и становления. Индивидуальный культурный опыт — это освоенная человеком информация как основа его готовности к культуросообразным действиям в конкретных ситуациях (И.А. Лыкова).

Культурный опыт является одновременно результатом культурной деятельности и ее регулятором, обеспечивающим преемственность существования культуры и общества, а также возможность социокультурного развития все новых и новых поколений. Культурные практики позволяют человеку освоить культурные умения, сохранить их в культурной памяти, обобщить в культурном опыте и войти в социокультурное пространство.

Детское чтение – это механизм приобщения к материальной и духовной культуре, включающий в себя содержательные и технологичные социальные практики.

Читательские практики - это принятые в культуре способы и навыки обращения с книгами, иными печатными и электронными артефактами. Читательские практики можно типологизировать по двум основаниям: по способам чтения (традиционные, новые); по степени автономности (управляемые/канализированные, самостоятельные/свободные). Традиционные читательские практики подразумевают обращение в первую очередь к печатным источникам, посещение библиотек, использование библиографических списков, посещение книжных выставок и пр.

Обращение к новым типам литературы, особенным формам подачи информации для детей младшего дошкольного возраста следует отнести к современным практикам чтения, которые связаны с появлением новых, в том числе электронных технологий.

Читательская культура - это определенный уровень развития читательских умений, потребностей и кругозора.  Устойчивый интерес к чтению и книгам, читательская эрудиция. Навыки выразительного и осознанного чтения текста. Способность к восприятию произведений различных жанров.  Речевые умения, умения выражать свои мысли и чувства в связи с прочитанным произведением, умения понимать позицию автора.

Читательская культура формируется с детства. В дошкольном возрасте нужно наладить общение ребёнка с книгой, чтобы он понимал её ценность. Через образец и подражание в первую очередь родителям ребёнок учится любить книги. В детском саду и семье происходит первый уровень литературного образования.

Многие воспитатели используют в своей работе традиционные методы и приемы работы с книгой, такие как выразительное чтение, беседа о прочитанном, театрализация  произведения.

Приоритетом сегодняшнего времени является использование в сочетание с традиционными методами и приемами новых информационно-коммуникативных технологий. Использование современных коммуникативных  технологий позволяет осуществить различные подходы к ознакомлению детей с художественной литературой.

Еще одна форма организации детской деятельности это - музыкально-театральная и литературная гостиная. Эта форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном материале.

В настоящее время библиотеки ведут пропаганду работы с книгой: организуются различные встречи с читателями, очень модно встречаться в так называемых "Читательских гостиных", где работники библиотеки рассказывают о книжных новинках, делятся своими впечатлениями от прочитанных произведений.

Библиотека наравне с дошкольными образовательными учреждениями  использует различные новые интерактивные формы работы. Для педагогов это форумы через интернет, различные вебинары, показ презентаций и фильмов и т.д.

А для дошкольников библиотеками проводятся различные занятия, квесты, «Клубы выходного дня» на которых дети вместе со своими родителями погружаются в прекрасную атмосферу книг, чтения, театра.

Культурология образования позволяет проектировать образовательную деятельность и прогнозировать ее основной результат — готовность ребенка к саморазвитию — из целей самой культуросообразной педагогики (поскольку нет целей образования вне самого образования) и предлагает идею организации всех уровней образования на основе культурных практик ребенка (Н.Б. Крылова).

Литература:

  1. Крылова, Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.
  2. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138. 4
  3. Лыкова И.А., Протасова, Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и пратика». 2015. № 5. С. 6–18. 6
  4. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. Санкт-Петербург: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге 2008. - С. 63. 37

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства, методы и формы социально-культурной деятельности, направленные на формирование здорового образа жизни старших дошкольников.

Специфической функцией социально-культурной деятельности является рекреативно – оздоровительная. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, ценности здорового образа жизн...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.

В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...

Технологическая карта образовательной «ситуации» 2 младшая группа Тема ОС: чтение сказки «Снегурушка и лиса». Культурная практика: коммуникативная деятельность.

Тема ОС: чтение сказки «Снегурушка и лиса».Культурная практика: коммуникативная деятельность.Культурно-смысловой контекст: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и ...

ПАПКА ПЕРЕДВИЖКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в игровых и социально- культурных практиках»

В данном материале подробно описаны проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников, которые решает дошкольная образовательная организация. Родителям воспитанников предложены рекомедации ...

Методическая разработка конспекта культурно-образовательной практики в рамках партнерства ДОУ и семьи в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга "Маршрут выходного дня по теме «Покормите птиц зимой!»"

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формирова...

Городское методическое объединение воспитателей на тему «Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик»

В «Ивушке» прошло заседание Городского методического объединения воспитателей 10.04.19 В середине минувшей недели на базе дошкольной образовательной площадки «Ивушка» прошло за...

РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.В детских садах произошло изменение возрастной структуры контингента. В этой связи можно говорить о намечающейся тенденц...