Методическая разработка "Система работы с родителями"
методическая разработка на тему

Методическая разработка "Система работы с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vmeste_dokument_microsoft_office_word_3.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

                                               г. Шарыпово

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 Программа «Система работы с родителями»»

Номинация: «Лучшие методические разработки ДОУ»

Разработала: Марьясова Г.А.

педагог-психолог

  МБДОУ №15 «Ромашка»

г. Шарыпово 2014г.

Пояснительная записка

                                       Наказывать по-русски значит поучать.

                              Поучать нужно только примером.

                                      Воздаяние же злом за зло, не поучает, а развращает.

Л.Н.Толстой

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменения  взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно-исторической педагогики развития. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Шарыпово, обеспечивая обучение, воспитание и развитие детей предлагает консультативную работу  с семьёй воспитанника.  Тесный контакт воспитателей и педагога-психолога с родителями, индивидуальный подход поддерживает интересы детей и способствует реализации их способностей.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Одно из главных назначений семьи - воспитание детей.  В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости семьи в деле воспитания детей. С другой стороны - наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка. Процесс взаимодействия семьи и  ДОУ должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательную и досуговую деятельность.

 В основу построения программы «Мы вместе» легли теоретические обоснования выдающихся отечественных ученых и психологов, где личность рассматривается с точки зрения культурно-исторической педагогики развития.  

Данная программа предполагает оказание помощи воспитателям, родителям и воспитанникам в разрешении проблем воспитания и взаимодействия участников образовательного процесса.

Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительских функций. Наша позиция состоит в том, что «воспитание родителей» должно включать в себя комплекс мер, таких как психологическое просвещение, консультирование и профилактика, благодаря которым родители должны осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребёнка.

Цель: создание условий для сотрудничества детей и взрослых, направленных на развитие способностей и здоровья воспитанников.

Задачи:

  • Формировать у родителей воспитанников ДОУ убеждение в огромной роли семьи в деле воспитания детей;
  • Формировать положительные установки во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, через оказание семье разнообразной помощи, с целью профилактики негативного семейного воспитания и   детско-родительских отношений;
  • Выстраивать систему взаимоотношений «педагог-ребенок-родитель» по принципу «человек-человек».

В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

- открытости и информированности;

- системности;

- сотрудничества;

- преемственности межпоколенческих связей.

Главными направлениями работы с родителями являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.

Срок реализации – 1 год.

Просветительская деятельность.

Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: информационного стенда для родителей, разработка памяток и рекомендаций для родителей, круглые столы, тренинги и консультации.

Профилактическая деятельность.

Беседы, лектории по проблемам семьи, консультации специалистов,   разбор конкретных ситуаций, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на профилактику детско-родительских отношений.

 Консультирование является одной из основных форм работы с родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование родителей, предполагает оказание помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с воспитателем, сверстниками и родителями.

В ходе семейного консультирования оказывается помощь в разрешении ситуаций семейного конфликта (родители-дети), проблемы, которую родители не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда родители  не понимают проблемы, не видят ее причин, путей решения или не верят в свои возможности и находятся в состоянии стресса.

Диагностико-аналитическая деятельность.

Диагностическая работа направлена на выявление условий воспитания детей в семье, путей и форм сопровождения родителей в воспитании детей. Данные, полученные в результате диагностики, используются для коррекции работы с родителями.

Данная программа работы с родителями является вариативной, так как её содержание может быть дополнено в ходе реализации.

План работы по направлениям деятельности

№ п\п

наименование

цель

дата

I. Просветительская деятельность

1.

Информационный стенд для родителей:

1.1.

Нормативные документы для родителей.

Знакомство с правоустанавливающими документами.

сентябрь

1.2.

Здоровое поколение нового века.

Пропаганда здорового образа жизни.

ноябрь

1.3.

Роль отца в семье и обществе.

Составление портрета «идеального отца».

декабрь

1.4.

Развитие творческих способностей детей.

Оказание помощи в развитии способностей ребенка с учетом возрастных особенностей.

январь, февраль

1.5.

Родитель глазами ребенка «Милой мамочки портрет».

Формирование позитивных детско-родительских отношений.

март

2.

Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Просвещение.

октябрь, февраль

3.

Тренинги: социально-психологический и коммуникативных умений.

Развитие компетентности в общении и обучение межличностному общению.

  по запросу воспитателей.

II. Профилактическая деятельность

1.

Родительские собрания в  группах.

 Знакомство родителей с возрастными особенностями детей.

сентябрь, октябрь

2.

Консультации воспитателей по вопросам детско-родительских отношений.

Формирование позитивного микроклимата в семье.

по запросу педагогов, родителей

3.

Консультирование специалистов: педагог-психолог, учитель логопед, педиатр.

 Предупреждение ранних нарушений речи, познавательных процессов и заболеваний.

в течение года

4.

Консультирование родителей  и воспитателей по проблемным вопросам  

Разрешение проблемных ситуаций.

в течение года

5.

Психокоррекционная и психоразвивающая работа.

Создание социально-психологических усл6вий для развития личности  ребёнка

в течение года

7.

Профилактическая работа для педагогического коллектива.

Освоение и использование социально-психологических знаний:

приобретение навыков саморегуляции;

снятие негативных переживаний и замена их на  позитивные;

формирование устойчивой мотивации для самосовершенствования.

в течение года

8.

Коррекция детско-родительских отношений.

Преодоление проблем в детско-родительских отношениях.

в течение года

9

Привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ.

Вовлечение родителей в реализацию воспитательной программы.

в течение года

III.Диагностико-аналитическая деятельность

1.

Анкетирование по удовлетворенности образовательными услугами.

Выявление уровня удовлетворенности.

апрель

2.

Ознакомительная анкета при поступлении ребенка в ДОУ.

Изучение социального положения семьи, психоэмоциональных особенностей ребёнка

сентябрь, октябрь

Ожидаемые результаты

1. Выстраивание системы взаимоотношений «педагог-ребенок-родитель» по принципу «человек-человек».

2. Расширение знаний участников образовательного процесса в области детско-родительских отношений.

3. Профилактика негативного семейного воспитания.

4. Развитие способностей и здоровья воспитанников.

5. Повышение  информированности участников образовательного процесса в области детско-родительских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические пособие "Работа с родителями" по программе О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной "Я, ты,мы"

Методические пособия разработаны для работы с родителями по каждому возрасту и соответствуют всем темам и разделам программы  О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной "Я, ты, мы". Это программа для развития...

Методическая разработка : "Работа с родителями гиперактивных детей"

Родители гиперактивных детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в общественных местах и дома. Многочисленные окрики и за...

Методическая разработка. Работа с родителями. Семейный клуб Школа вежливых наук"

В данной тематик данна разработка совместных мероприятий родителей и детей...

Методическая разработка Работа с родителями «Ранний возраст – «золотая пора» сенсорного развития».

Ранний возраст благоприятен для развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Задачей родителей и воспитателей детских садов является формирован...

Методическая разработка. Работа с родителями в подготовительной группе.

Цель работы с родителями:Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.Задачи:Установить партнерские отношения с семьей каждог...