Проект "Школа молодых родителей"
проект по теме

Проект  "Школа молодых родителей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shkola_mol_roditeley.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании методсовета

Протокол № 1

от  сентября 2018 г.

Приложение №_____

к приказу №_______

«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ № 15 «Ромашка»

_________________________Топоева Е. А.

 

 Проект

«Школа молодых родителей»

на 2018-2019 уч.г

 

Разработала: Марьясова Г.А.

педагог-психолог

  МБДОУ №15 «Ромашка»

г. Шарыпово, 2014г.

Пояснительная записка                                       

   Перемены, происходящие в образовании, предъявляют новые требования к качеству и содержанию отношений образовательных учреждений и семьи. Самой сложной проблемой остаётся привлечение родителей к образованию и развитию собственных детей. И, как следствие, возникает необходимость в организации просветительской работы с родителями. Решение обозначенной проблемы возможно при условии расширения взаимодействия системы образования с молодыми семьями. Создание образовательного пространства для полноценного личностного развития каждого ребёнка побудило к необходимости разработки программы по формированию у молодых семей осознанного родительства. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка. Процесс взаимодействия семьи и  ДОУ должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательную и досуговую деятельность.

Ребенок поступает в детский сад и становится равноправным членом социальной группы, а в семье – он объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье зачастую – стихийный. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто не хватает элементарной психологической грамотности, что бы решить свои проблемы. Познакомить родителей с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие - это главная миссия детского сада, а «школа» это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это – университет педагогической информации.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Шарыпово, обеспечивая обучение, воспитание и развитие детей предлагает молодым семьям заниматься в «Школе молодого родителя», где обмениваются опытом и мнениями специалисты и родители детей дошкольного возраста.                  

Цель: повышение педагогической культуры молодых родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, оказание консультативно-методической помощи молодым родителям.

Задачи: 1.пропагандировать положительный опыт семейного воспитания детей и здорового образа жизни.

               2.Повышать уровень педагогических знаний родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

               3.Оказывать педагогическую и коррекционную помощь родителям в процессе воспитания и развития детей.

  В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

- открытости и информированности;

- добровольности;

- сотрудничества;

- конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
Основные направления деятельности школы:

  • Оказание медико-педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников.
  • Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.
  • Популяризация деятельности ДОУ среди населения города Шарыпово.

Срок реализации программы – 1 год.

Периодичность заседания: 1 раз в месяц (третий четверг месяца).

Время проведения: 17.30.

Участниками школы являются: родители детей, посещающих ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед, старшая медсестра ДОУ, воспитатели.

Данная программа работы с родителями является вариативной, так как её содержание может быть дополнено в ходе ее реализации.

Ожидаемые результаты

Работа школы позволит:

- повысить родительскую компетентность;

- оптимизировать детско-родительские отношения.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования (приложение №1).

Кроме того, об эффективности  реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности  родителей на мероприятиях, уровня родительской удовлетворенности и эффективности используемыми формами работы, перспективных технологий в работе с семьей, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоения детьми образовательных областей на конец учебного года.

 

План работы  проекта «Школа молодых родителей»

     Темы

    Форма       проведения

   Месяц

Ответственный

«Как преодолеть трудности, возникающие при поступлении ребёнка в ДОУ»

цель: активизация  воспитательных  умений  родителей

Круглый стол

 сентябрь

Педагог-психолог, воспитатели

«Детский сад или домашнее воспитание?»

Цель: выявление преимущества воспитания детей в различных его формах

Дискуссионный клуб

октябрь

Педагог-психолог, воспитатели

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

 Цель: предупреждение и преодоление нарушения в эмоциональном развитии детей»

 Семинар с элементами тренинга

Письменные консультации в папках-раскладушках

ноябрь

Педагог-психолог, воспитатели

«Новогоднее настроение»

Цель: изготовление подарков близким

Творческая мастерская

декабрь

Педагог-психолог, воспитатели

«Развитие самостоятельности ребенка»

Цель: определение значимости самостоятельности в воспитании детей

Круглый стол

январь

 Педагог-психолог, воспитатели

«Общение с ребенком»

Цель: знакомство  родителей  с  методами  и  приемами  работы  с  детьми, способствующими  развитию  гармоничных  взаимоотношений,  созданию  благоприятного  эмоционального  климата  в  семье

 

тренинг взаимодействия

Письменные консультации в папках-раскладушках

февраль

 Педагог-психолог, воспитатели

Конкурс «Семья года»

Цель: Выявление лучшего опыта семейного воспитания

Конкурсная программа

март

 Педагог-психолог, воспитатели

 «Профилактика заболеваний у детей»

Цель: Привлечение  родителей  к вопросам  профилактики  плоскостопия, сколиоза, заболеваний верхних дыхательных путей  у  дошкольников

Практикум решения педагогических ситуаций

апрель

Педагог-психолог, воспитатели, ст. медсестра

«Сделаем детский сад краше»

Цель: привлечение родителей к организации предметно-развивающей среды

Акция, круглый стол

май

Педагог-психолог, воспитатели  



Приложение №1

Тест - опросник родительского отношения (ОРО) А. Варяги, В. В. Столина на выявление родительской компетентности

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО: Инструкция.

Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Вопросы теста.

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка. За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов.

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Ключ.

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Интерпретация.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

- отвержение,

- кооперация,

- симбиоз,

- контроль,

- инфантилизация (инвалидизация).

Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разум­ные потребностипо этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.        

Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

 

 


 Используемая литература:

  1. Горб Р.А., Исанченкова И.М. Воспитание детей в условиях семьи и детского сада.- СПб.: Детство – Пресс. – 2003.
  2. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2003. 160 с.
  3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)
  4. Доронова Т.Н. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития. –М., 2001.
  5. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
  6. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума /Авторы и составители: Т.П. Колодяжная и др. – Ростов-на-Дону, 2002. – 119 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Школа молодого педагога"

В материале представлен алгоритм работы с начинающими педагогами....

Социальный проект"Школа молодых родителей"

Детский сад - первый внесесейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в онтакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместн...

Проект «Школа молодого педагога»

   Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится...

Проект "Школа молодых родителей "Кроха" как форма социального партнерства детского сада и семьи

    На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифф...

Проект "Школа молодых родителей"

Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. В соответствии с законом «Об образовании в Ро...