«Театр - волшебная страна»
проект (старшая группа) на тему

Костякова Олеся Леонидовна

Проект

по театральной деятельности

в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatr-volshebnaya_strana_neposedy.docx149.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  - детский сад № 10 «Огонек»

Проект

по театральной деятельности

в старшей группе

«Театр - волшебная страна»

19c088de3eb4246dbf11a71c7ba3db6f_0.jpg

Воспитатели:  Костякова О.Л.                                                                                                                              Кельчина Е.В.

Топки 2018 - 2019 г.

“Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей… ”

(Б. М. Теплов)

ТИП ПРОЕКТА:

       По виду деятельности: творческий, игровой.

       По составу участников: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

 Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет группы «Непоседы», воспитатели группы, родители воспитанников.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: сентябрь 2018 – апрель 2019

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно - ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
  • развитием коммуникативных качеств;
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.  

ЦЕЛЬ: приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности; способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

ЗАДАЧИ:

Образовательные  

 • Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
   • Учить сочинять этюды по сказкам.
   • Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
   • Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений 

  • Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
   • Пополнять словарный запас.
   • Учить строить диалог.
   • Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
   • Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.
   • Знакомить с создателями спектакля.
   • Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

Развивающие   

   • Снимать зажатость и скованность.
   • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
   • Развивать музыкальный слух.
   • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
   • Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
   • Развивать интерес к сценическому искусству.
   • Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
   • Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
 

 • Развивать чувство ритма и координацию движений.
   • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
   • Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.

 • Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
   • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
   • Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

Воспитательные
   • Воспитывать культуру поведения в театре.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДЕТЕЙ:

  • Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
   • Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
   • Запоминают заданные позы.
   • Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
   • Знают 5–8 артикуляционных упражнений.
   • Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.
   • Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
   • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
   • Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
   • Умеют составлять предложения с заданными словами.
   • Умеют сочинять этюды по сказкам.
   • Умеют строить простейший диалог.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

I этап – подготовительный:

  • анкетирование родителей;
  • наблюдение за деятельностью детей;
  • выделение целей и задач;
  • создание условий для реализации проекта.

II этап – основной:

  • работа с детьми;
  • взаимодействие с родителями.

III этап – заключительный:

  • подведение итогов реализации проекта;
  • соотнесение ожидаемых и реальных результатов.                  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

  1. Создание картотек театрализованных игр, пальчиковых игр.
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий «Театральные декорации», «Театральные костюмы», Афиши», рассматривание фотографий зданий театров.
  3. Презентации «Мы зрители в театре «Музыкальный театр», «Театр комедии», «Путешествие в театр»
  4. Беседы и рассказы  «Что такое театр?», «История возникновения театра», «Виды театра» , «Театральное здание» , «Актер, артист», «Художественное оформление спектакля», «Спектакль», «Правила поведения в театре» 

  5. Чтение А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Антон Соя «Ёжкин театр»,  Туве Янссон. «Опасное лето», Илзе Лиепа «Театральные сказки», Эмма Мошковская «Театр открывается»,  Наталия Дурова «Театр зверей дедушки Дурова»
  6.  Заучивание наизусть стихотворений, небольших текстов театрализованных игр.
  7. Разучивание скороговорок.
  8. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
  9. Пальчиковая гимнастика.
  10. Ритмопластика.
  11. Игровая деятельность: 

                          - подвижные, музыкальные: «Маска, я тебя знаю!» — на ребёнка надевается маска, которую он должен отгадать, задавая вопросы (Это человек? Птица? Она крякает или кукарекает? и т. д.); «Расскажи об эмоции»; «Угадай эмоцию» «Изобрази такую же эмоцию»; «Оживлялки»; «Маска, кто ты?»
                          - дидактические, настольно-печатные игры: «Подбери герою костюм», «Собери картинку», «Предметы по сказке», «Ступени доброты», «Нарисуй продолжение сказки» 

                         - сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр»

                         - настольный театр «Репка», «Колобок», «Теремок»

                         - театр  би-ба-бо «Три медведя», «Волк и лиса» «Три поросенка» 

                          - театр масок.

                          - пальчиковый театр

- свободные театрализованные и творческие игры детей.

           12. Продуктивная деятельность:

                         - лепка «Театр кошек», мастерская игрушек «пластилиновый театр»

                         - аппликация «Театральная маска», «Театр теней», «Пальчиковый театр»
                         - рисование «Театральный билет»,   «Театральная афиша»

  1. Участие детей в праздниках и развлечениях с использованием театрализованных постановок.

              14. Совместное создание педагога с родителями и детьми театрализованной зоны в группе:

- пальчиковый театр;        

- настольный театр;

- кукольный театр;

- плоскостной театр;

      - театр вязаных шапочек.

           15. Работа с родителями:

- Консультации и папки- передвижки для родителей: «Покажи мне спектакль!» «Театр  дома», «Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка», «Театр и дети», «Правила поведения в театре», папка-передвижка «27 марта - всемирный день театра»

      - Мастер – класс «Кукольный театр своими руками»

- Родительский клуб по теме

           16. Конкурсы и выставки совместного творчества детей и родителей:

- выставка театров из бросового материала(пластиковые и пластмассовые бутылочки, киндер – театр, плоскостной бумажный театр,  стаканчиковый и пальчиковый вязанный театры,  баночный театр, ложковый театр).

- Выставка «Афиша к спектаклю»

- Выставка рисунков «Театр»

- Фотовыставка «Я и театр»

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  • Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
  • Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:

  • Театрализованные представления для детей;
  • Досуги;
  • Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СРОКИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ОКТЯБРЬ

Игровая программа «Пока занавес закрыт»

1. Игра «И я тоже!».

2. Игра на знание театральной терминологии.

3. Игра «Птицы, на гнезда!»

Консультация «Покажи мне спектакль!»

Попросить принести книги, открытки, иллюстрациина тему «Театр»

Сказку ты, дружок, послушай и сыграй

1. Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».
2. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

3. Сказка «Зайчик и ежик».

Родительский клуб по теме «Театр – это игра».

Сказка «Зайчик и Ежик»

1. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».
2. Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка»

1. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».
2. Беседа о прочитанной сказке.

НОЯБРЬ

Репетиция сказки «Красная Шапочка»

 1. Упражнение для голоса «Воробьи».
 2. Беседа о театральной терминологии.
 3. Репетиция сказки «Красная Шапочка».

Папка-передвижка «Театр и дети»,

Репетиция сказки «Красная Шапочка»

1. Работа над дикцией.
2. Репетиция события «Работа дровосеков».

Мастер-класс «Кукольный театр своими руками»

Репетиция сказки «Красная Шапочка»

1. Работа над дыханием, артикуляцией.
2. Работа над голосом.
3. Репетиция I, II и III событий сказки «Красная Шапочка».

Изготовление декораций

Подготовка костюмов

Театральные игры.

1. Игра «Веселые обезьянки».
2. Игра «Поварята».

ДЕКАБРЬ

Действия с воображаемыми предметами    

1. Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами».

 2. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

Папка-передвижка «Театр  дома»

Репетиция сказки «Красная Шапочка» 

1. Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных.

2. Репетиция I, II, III эпизодов сказки «Красная Шапочка».

Выставка рисунков «Театр»

Репетиция сказки «Красная Шапочка» 

1. Упражнения на дыхание, на артикуляцию. Работа над скороговорками.
 2. Репетиция события «Красная Шапочка в лесу».

Изготовление декораций

Подготовка костюмов

Игра на действие с воображаемыми предметами

1. Упражнение со штангой.

2. Игра «День рождения».

ЯНВАРЬ

Разыгрывание этюдов

1. Беседа на тему «Что такое этюд?»
   2. Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

Консультация «Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка»

Разыгрывание этюдов

1. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение

Выставка «Афиша к спектаклю»

Разыгрывание этюдов

1. Разыгрывание этюдов на эмоции: гнев, отвращение.

ФЕВРАЛЬ

Репетиция сказки «Красная Шапочка»  

1. Упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, работа над голосом.
2. Репетиция эпизода «Хитрый Волк».

Консультация «Правила поведения в театре».

Ритмопластика

1. Беседа о театре.
2. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».

Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?» 

1. Беседа о театрализованной игре.

 2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Выставка театров из бросового материала.

Репетиция спектакля «Красная Шапочка»  

 1. Работа над техникой речи. Скороговорки.
 2. Репетиция спектакля «Красная Шапочка».

Изготовление декораций

Подготовка костюмов

МАРТ

Репетиция спектакля «Красная Шапочка» 

 1.Репетиция спектакля «Красная Шапочка».

Папка-передвижка «27 марта - всемирный день театра»

Спектакль «Красная Шапочка»

Творческий отчет по театральной деятельности

Фотовыставка «Я и театр»

Обеспечение проектной деятельности:

1.Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.

2. Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001

3.Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.

4.Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности   дошкольников и младших школьников. — М., 2001

5.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013

6. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. -  М.: РОСМЭН, 2000.

7.  Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

8. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

9. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

10. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.

11. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.

12. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.

13. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

14. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

15. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ ПО ТЕМЕ «ТЕАТР – ЭТО ИГРА».

Театр – один из самых демократических и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии связанные с:

-художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности (Обучением вербальным и невербальным видам общения);

- воспитанием воли, развитием памяти воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Виды театра: пальчиковый, би - ба – бо, на фланелеграфе, ролевой, театр игрушек(показ консультации и видов театра)

А сейчас мы будем участниками того, что дети делают на театральных занятиях. Для этого разделимся на 2 команды. Дайте название своим командам.

1. «Игра- пантомима» (имитирование движений)

1 Команда –«Сугроб»

На поляне сугроб. Большой – пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они ещё сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело ещё сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

2 Команда – «Медвежата»

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по поляне.

2. Второе задание «Игралочка».

Я буду говорить слова, а вы рифмовать: (Например: слон – звон, телефон, кто больше назовет.

Кочка – бочка, строчка, дочка, точка.

Картошка – матрешка, морошка, кошка.

Лягушка – квакушка, кружка, подружка.

Зайчик – мальчик, пальчик.

Мышь – тишь, камыш, шуршишь.

Кошка – ложка, блошка, плошка.

Крючок – сучок, бочок, молчок.

Снежинка – пушинка, пружинка.

3. Третье задание «Пропеть стихотворение – кто больше мелодий сможет пропеть»

- Я нашла себе жука

На большой ромашке

Не хочу держать в руках

Пусть лежит в кармашке.

- На паркете в восемь пар

Мухи танцевали.

Увидали паука –

В обморок упали.

4. Четвертое задание - Игра «Зеркало»

Ведущий загадывает загадку:

- И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть ему покажет!

Что же это? (зеркало)

Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него: первый – хвалит себя, восхищается, и др. ; второй – рассказывает о себе, что ему не нравится в себе.

Жюри подводит итоги.

5. Пятое задание «Игра на имитацию движений»

- Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

- Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох, доска качается,

Сейчас я упаду».

6. Шестое задание «Скороговорки», кто быстрее и яснее проговорит

а) Кузнец – молодец съел весь варенец;

б) Я по камушкам пошел, шубу шелковую нашел;

в) Лежебока – рыжий кот отлежал себе живот.

7. Седьмое задание «Веселые превращения»

а) Ведущий«Вы ребята – жеребята?» (Да)

- Подражают жеребятам.

«Вы ребята – телята?» (Да)

- Изображают телят, мычат.

«Вы ребята – козлята?» (Да)

- Говорят «ме-ме», изображают козлят.

«Вы ребята – поросята?» (Да)

- Хрюкают, изображают поросят.

б) Ведущий: - кони по лугу траву жуют.

- куры клюют на дороге зерно.

- кролики грызут морковку.

- кошки лакают молоко.

- Подведение итогов жюри.

- Награждение дипломами.

- Завершение родительского клуба.

Рассказы для детей о театре


Цель: знакомство с театром, воспитание интереса к нему.

Задачи:
•Познакомить детей с театром, историей театра, видами театра
•Познакомить детей с театральными профессиями
• Приобщать детей к театральной культуре

1.История возникновения театра.

Что это за красивое здание с колоннами, похожее на дворец? Это театр. 
Вот театр – волшебный дом!
Сказку ты увидишь в нём.
Танцы, музыка и смех –
Представление для всех!

Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества.
Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда ещё не понимали. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в деле считалось волшебство. Оно состояло в том, что перед каким – нибудь действием, трудом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Участники обрядовых игр использовали сложную пантомиму, сопровождая её музыкой, танцами, песнями. 
Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Древние театры были открытыми и достигали огромных размеров, они могли вмещать до 44 тысяч человек. Актёры пользовались в Греции большим почётом. Они должны были уметь петь, танцевать, владеть искусством слова. 
В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. Первые шаги русского театра также связаны с различными обрядами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. А самыми весёлыми были предвесенние праздники: нужно было задобрить божество, чтобы оно проснулось раньше, тогда урожай будет богаче. А задобрить его можно было только весельем, шутками, смехом. Во всех этих обрядах, играх, праздниках стали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, шутить, играть на музыкальных инструментах, рассказывать сказки привлекали всеобщее внимание.
Так в 11 веке на Руси появились скоморохи – бродячие актёры, комедианты. В течение нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Они разыгрывали маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера, дрессированных животных. Главный герой скоморошьих представлений – весёлый и ловкий мужик, всегда умевший перехитрить злого и глупого барина. Скоморохи были бродячими артистами. Большой популярностью пользовались представления с учёным медведем – «медвежья потеха». 
Постоянного театра на Руси тогда ещё не было. Такой театр открыл свой занавес в Ярославле. Его основателем был наш земляк Фёдор Григорьевич Волков. Федор Григорьевич Волков родился 20 февраля 1729 года в купеческой семье в Костроме, а с 10 лет жил в Ярославле. Был сообразительным, наблюдательным, трудолюбивым, любил книги, музыку, сам сочинял песни, играл на гуслях, любил участвовать в домашних спектаклях. Юношей во время учёбы в Московской академии всё свободное время отдавал любимому увлечению – театру.
Вернувшись в Ярославль в 1749 году, Волков создаёт театральную драматическую труппу и ставит спектакли в обыкновенном сарае, позднее строится деревянный театр. Множество людей приходили смотреть представления и восхищались талантом труппы. Слава о ярославском театре дошла до столицы, до императрицы Екатерины. В январе 1752 года труппа Волкова указом императрицы Елизаветы Петровны была вызвана в Петербург, где ярославцы дали несколько спектаклей при дворе, а также публичных, после чего четырех лучших актеров оставили в столице, в том числе Волкова и его брата Григория. Их двоих причислили к придворному театру. 30 августа 1756 был издан указ об учреждении постоянно действующего «Русского для представления трагедий и комедий театра». Директором театра был назначен драматург А. П. Сумароков, которому Волков сначала помогал в руководстве театром, а после заменил его. Волков обладал многими талантами: был замечательным актёром, стихотворцем, живописцем, музыкантом, скульптором.
Наш театр – первый национальный театр России. Называется он в честь его основателя: Академический театр драмы имени Фёдора Волкова. 

2.Виды театра
Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Иной раз бывает и страшновато, но чаще весело. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления. Театр – особое искусство. Есть театры разные. 

Есть театр оперы и балета, где в спектакле главное – музыка. В опере (музыкально – драматическом спектакле), например, оперные артисты не говорят, а поют арии. Голоса у певцов в опере очень красивые, чистые. Но кроме голоса оперному артисту нужны ещё и актёрские способности – ведь это не просто концерт, а целый спектакль со своим сюжетом. В опере важно не только то, что поёт певец, но и то, как он это делает, какие чувства передаёт зрителям.
Как создаётся опера? Сначала выбирается какое – либо литературное произведение, например, сказка. По ней пишется либретто – текст – основа для будущего спектакля. Композитор сочиняет музыку, певцы разучивают свои арии. В опере может быть и ария одного певца, и дуэт, когда поют двое, и хоровое исполнение многих артистов, и просто музыкальные вставки. Всё это складывается в спектакль. Сочетание красивой музыки, красивых голосов и красивой истории – разве это не здорово! В наше время в Москве был создан первый в мире музыкальный театр для детей. Он основан Наталией Ильиничной Сац. Она поставила в театре для детей оперы «Морозко», «Волк и семеро козлят», «Три толстяка», «Мальчик – великан»…

Есть театр оперетты. Оперетта – весёлый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами, остроумными диалогами. 

Балетное искусство – такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Слово «балет» происходит от латинского «танцевать». 
Создание балетного спектакля начинается с того, что автор пишет либретто – сценарий будущего представления, краткое изложение того, что увидят зрители. В либретто излагается сюжет, рассказывается, какие события и с участием каких персонажей развернутся на сцене. Потом на основе либретто композитор пишет музыку. Потом за дело берётся балетмейстер – балетный режиссёр. Роли поручаются артистам – танцовщикам. Все вместе они создают спектакль, танцуют. Обо всех событиях, отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают с помощью танца. Для создания определённого настроения, атмосферы, места действия используют декорации, которые создают художники. Особую роль играет в балете костюм: он должен быть лёгким, удобным для танца, красивым. Знаете, сколько балетов поставлено по сказкам? «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конёк – горбунок». Танцовщики движениями передают самые разные чувства, и зрители радуются и грустят вместе с героями так же, как если бы слышали их речь.

А в драматическом театре главное средство – слово. Не случайно драматический театр называют иногда разговорным.
Слово «драма» - по – гречески обозначает «действие». Драмой или пьесой называют особый текст, который написан для показа зрителям, публике в театре. В драме нет описаний, как в рассказе или в сказке. О героях, о событиях драматург – писатель, который сочиняет драму, – рассказывает в диалоге, разговор. Если бы о нас написали пьесу, то драматург бы включил нас в список действующих лиц, а потом бы поместил в пьесу наши разговоры – диалоги. Драматические спектакли бывают разные – комедия, трагедия, мелодрама. Комедия – спектакль весёлый, трагедия – серьёзный и печальный. Ведь в жизни есть не только радостные события. А трагедия заставляет людей задуматься. Мелодрама – пьеса, в которой происходят события грустные, но заканчивается всё хорошо – добрые герои становятся счастливыми, а злые – получают по заслугам.
Какой театр самый необычный? Таких театров много. 
Например, театр зверей. Там выступают звери. Роли в спектакле исполняют кошки, собаки, мыши или даже слоны. 
Есть ещё один театр – кукольный. Все мы знаем сказку Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре «Молния», где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют. Театр кукол появился ещё в Древнем Риме. Постепенно кукольные герои появились во многих странах. В Италии любимцем зрителей стал Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Англии – Панч, в России – Петрушка… На современной сцене кукольного театра куклы могут играть вместе с актёрами. Это замечательный театр, и куклы там бывают самые разные. Есть верховые перчаточные куклы (их артист надевает как перчатку на пальцы, а сам прячется за ширмой), есть куклы на нитках (кукловод управляет ими сверху, дёргая то за одну ниточку, то за другую. Кукол этой системы часто называют марионетками, но это неправильно, потому что марионеткой во многих странах называют любую театральную куклу), тростевые куклы (их держат за палку, которая проходит через всю куклу. Актёр управляет руками куклы с помощью тонких палочек – тростей, которые скрыты от зрителя в рукавах или в одежде куклы), механические, теневые… В театре теней кукол вообще не видно, видны только их тени. Главным театром кукол в нашей стране стал Центральный театр кукол в Москве, его создатель и руководитель – Сергей Владимирович Образцов.

Театры всякие бывают, 
И чего в них только нет!
Здесь спектакли вам сыграют, 
Драму, оперу, балет.
Здесь на сцене можно встретить 
Разных кукол и зверей.
Театр очень любят дети, 
Так пойдём туда скорей.


3.Театральное здание
Театральное здание – дом для волшебных представлений. Современное театральное здание насыщено техникой, электроникой, оптикой, как большое промышленное предприятие. 
А начиналось театральное здание с простой открытой площадки, как это было в древнегреческом театре. Гораздо позднее, в 17 веке, «театральное здание» скоморохов – кукольников заключалось в куске ярко раскрашенного холста. Посреди площади на ярмарке появлялся актёр – кукольник в странной одежде: вокруг пояса свисала почти до земли крашенина – нечто вроде юбки. Актёр поднимал руки и поднятая вверх «юбка» закрывала всю верхнюю часть его тела. И тогда наверху, по краю такой самодельной ширмы возникали и разыгрывали свои истории куклы. Иногда театральные представления разыгрывались прямо на площадях.
Сегодня обслужить сложное устройство театра, особенно сцены, может только коллектив специалистов. Особое значение при проектировании и строительстве театральных зданий имеет их акустика – создание наилучшей слышимости с любого места. Этим занимаются учёные – акустики. 

Вот зал. На сцене театральный занавес. Он открывается только во время спектакля. Занавесы имеют большое значение: есть противопожарный железный занавес, отделяющий при необходимости сцену от зрительного зала, антрактный опускной, антрактный раздвижной, глушитель, поглощающий разные ненужные шумы. 
В зале есть огромная красивая люстра. Во время спектакля свет в зале не горит, а сцена освещена. Наверху есть прожекторы – софиты. Их в зале много, и по бокам, и над сценой. Они освещают сцену и актёров лучами – то приглушёнными, то яркими, то белыми, то цветными. 

Сцена – главная часть театрального здания, площадка для игры актёров.
Сцена – часть театрального здания, где происходит представление. «Сцена» - слово греческое. 
В древнегреческом театре это была лёгкая постройка, где переодевались и откуда выходили артисты. А играли они в орхестре – круглом или полукруглом открытом пространстве перед сценой, под открытым небом. Позднее местом для игры актёров стала площадка, образуемая высокой декоративной постройкой перед сценой. В древнеримском театре она занимала большую часть орхестры и стала называться просцениум. Из него и развилась современная сцена.
Здесь есть всё. И подземное царство, где спрятаны сложные механизмы, оно называется трюмом. Трюмы в зависимости от своего назначения бывают разной глубины. Сюда, например, может в случае надобности провалиться герой спектакля – как сквозь землю. Пол сцены – планшет – состоит из отдельных щитов размером 2 * 1,5 метра. Трюм и планшет составляют нижнюю сцену.
Есть и заоблачные высоты, где расположены колосники, решётчатый настил, подъёмные устройства для декораций. В это театральное небо может вознестись волшебник, Баба – Яга…
Современная сцена – это сцена – коробка. Она отделена от зрителей портальной аркой. Часть сцены, выступающая перед ней, - просцениум – место, предназначенное главным образом для вставных эпизодов спектакля. Передняя часть сцены, вплотную примыкающая к занавесу, - авансцена; пространство за ней – игровая сцена, а у задней стены находится арьерсцена, где размещается, а иногда заранее заготавливается оформление спектакля. По обе стороны от портальной арки у боковых стен сцены расположены скрытые от зрителей пространства – карманы. Здесь готовятся к выходу артисты и хранятся необходимые для спектакля части оформления.
По бокам сцены на разных уровнях расположены рабочие площадки, с которых рабочие поднимают и опускают подвесные декорации. Рабочие площадки поднимаются несколькими ярусами и образуют так называемую верхнюю сцену. Над верхней сценой расположена колосниковая решётка – колосники. На ней установлены блоки для подвески декораций.
Оборудование верхней сцены состоит из сложной подъёмной системы, служащей для подачи на сцену и уборки под колосники части декораций. 
Благодаря механическому оборудованию нижней сцены со сцены может мгновенно исчезнуть предмет или человек. Иногда в спектаклях сцена может крутиться. Она оборудована очень сложными механизмами. Пол у сцены не цельный, в него вделан вращающийся круг. Декорации на этом кругу поворачиваются, кулисы на колёсиках разъезжаются, и декорации сменяют друг друга прямо во время спектакля.
Рампа – граница между сценой и зрительным залом. Вдоль неё по самому переднему краю сцены устанавливаются осветительные приборы, невидимые зрителям (это лишь часть осветительной аппаратуры современного театра). 
Перед сценой оркестровая яма. Тут стулья и разные музыкальные инструменты. Слово «оркестр» происходит от греческого термина орхестра. Так в греческом театре называлась круглая площадка, на которой выступали актёры. До середины 18 века оркестром называли место расположения музыкантов во время представления. Лишь позднее это слово приобрело современный смысл. 
Оркестр – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. Оркестры разделяются на симфонические, оперные, эстрадные, военные, духовые, оркестры народных инструментов. Торжественная одежда оркестрантов – одинакова для всех: у мужчин – чёрные фраки, у женщин – длинные – чёрные платья.
Слова дирижёр, дирижировать происходят от немецких и французских слов, которые означают «направлять», «руководить». Дирижёр необходим для того, чтобы оркестранты играли стройно, в нужном темпе и ритме, как единый ансамбль. Дирижёр определяет трактовку – настроение музыкального произведения. Так, например, танцевальную мелодию можно исполнять грустно или весело. Дирижёр становится соавтором композитора. Дирижёр необходим в каждом спектакле, который сопровождается музыкой.
Иногда во время спектакля на сцене поют птички, шумит ветер. Это не оркестр, а работа звукооператора. Он включал запись – фонограмму. В театре есть целое собрание – фонотека всяких звуков. Можно включить шум дождя, рокот волн, гул толпы, свист ветра… 
Сцена оборудована сложной осветительной аппаратурой: рампа (нижний свет), подвесные софиты (верхний свет), выносной свет (из зрительного зала), контражурный свет (из глубины сцены), местный свет, скрытые подвесы, световые эффекты, отдельные светильники. Все они оснащены цветными светофильтрами тончайших оттенков, благодаря чему меняется окраска света. Свет создаёт нужное настроение и атмосферу, разнообразные сценические эффекты (дождь, снег, восход…) Специалисты по свету – осветители. Каждый спектакль расписан строго по минутам: когда и какой софит должен включиться, какой свет должен быть направлен на главного героя… У осветителей своя роль – как изобразить на сцене, например, рассвет, вспышки молнии, звёздное небо…
В театре у спектаклей есть световая и звуковая партитуры: когда звучать оркестру, когда включать фонограмму.
А теперь поднимемся на подмостки. Это ещё одно название площадки, на которой происходит театральное действие. Заглянем за краешек занавеса. Кто – то что – то приносят, уносят, расставляют. Это рабочие сцены должны успеть поменять декорации для следующего действия. Избушка в лесу, дерево, скамейка – это всё декорации. 
Артисты выступают на сцене. Перед ней оркестровая яма, за ней – партер. В партере самые удобные места. А потом пол поднимается горкой – это амфитеатр. Над амфитеатром – бельэтаж, над ним ярусы, дальше галёрка, дальше ложи и балкон.
Мы узнали о премьере,
Дайте нам билет в партере.
Но билетов нет в театре – 
Дайте хоть в амфитеатре,
На балконе, в бельэтаже,
На галёрке сядем даже.
Только слышится в ответ:
Всё! Аншлаг! Билетов нет.

Прежде, чем зрители пойдут в зрительный зал, они попадут в фойе. Здесь можно погулять и во время перерывов в спектакле. Часто в фойе на стенах висят фотографии артистов театра, фотографии сцен из спектаклей.

В театре есть свои правила, например, если спектакль хороший, то зрители хлопают актёрам. А если зрители хотят увидеть спектакль ещё раз, они хлопают и кричат «Бис!», «Браво!»
В театре нельзя шуметь, особенно во время представления. Аплодировать можно после спектакля или в начале, если понравилось оформление сцены. Если в спектакле занят известный артист, его приветствуют аплодисментами, можно похлопать и после окончания действия. 

4.Художественное оформление спектакля
Спектакль создаётся и готовится не только на сцене, но и в театральном закулисье. 
Художник – постановщик – очень важный человек в театре, один из создателей спектакля, его художественного оформления. Художественное оформление спектакля составляют декорации, бутафория, мебель, костюмы, грим, освещение. 
Прежде всего художник пишет эскизы будущего оформления спектакля. По его эскизам создаётся макет – модель будущей декорации. Театральный макет – уменьшенная модель оформления спектакля. В нём воспроизводится сцена, декорации, мебель, бутафория, даже освещение – всё, что будет окружать актёров на сцене. Такой макет похож на кукольный домик. В нём бывают и куклы – фигурки актёров. 
По проверенному макету изготавливают точные чертежи. Затем начинается изготовление декораций, мебели и бутафории столярами, бутафорами и художниками – декораторами. Готовые декорации передают на сцену для монтировки. 
Декорация – оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия. 
Сегодня декорационное искусство, создание сценической обстановки стали называть сценографией. Декорации делают в художественно – производственных мастерских. Есть живописно – декорационный цех: художники цеха мягких декораций расписывают задник сцены, кулисы, обивку мебели, скатерти… Обычную мешковину превращают в бархат с помощью красок. В цехе жёстких декораций столяры – краснодеревщики, токари, резчики делают театральную мебель. Она должна быть лёгкой, прочной, разборной. Ведь декорации перевозят на гастроли. Рядом со столярным цехом слесарный. Здесь работают специалисты по металлу, они делают старинные кубки, абажуры из проволоки, бутафорские мечи.
Рабочие сцены не путаются, куда что ставить и прикреплять. Перед спектаклем они тренируются, чтобы знать, как и когда сменить оформление, поменять декорации, ничего не перепутать.
Вот, например, лес на сцене – нарисованный. Рисунки стоят на ширмочках вдоль сцены. Эти ширмочки – кулисы. Художник, который работает над оформлением спектакля, расписывает красками и кулисы, и задник – большая картина в глубине сцены. Артистам из – за кулис удобно смотреть спектакль, видеть, когда им выходить на сцену.
Реквизит происходит от латинского слова, которое в переводе на русский язык обозначает «необходимый». Так называют подлинные и бутафорские вещи, необходимые по ходу спектакля: портфель, велосипед, веер, очки, посуда, лампы и многое другое. Это необходимо, чтобы зритель лучше представил себе обстановку и время действия персонажей.
Бутафория – итальянское слово, означающее хлам. Бутафория – предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих: мебель, скульптурные украшения, оружие, части костюма, люстры, подсвечники… 
Они по виду не отличаются от настоящих, но делаются из более лёгких и дешёвых материалов: из картона, папье – маше, дерева, гипса, холста… В дело идут фанера, жесть, проволока, пенопласт, пластилин. А большие бутафорские предметы делаются разъёмными. 
Вот, например, посуда сделана из папье – маше, фрукты – поролоновые, оружие – из дерева… Но на сцене есть и настоящие вещи: еда, спички… Всё, что во время спектакля уничтожается, каждый раз готовится заново.

В театре работает много людей, профессии которых очень важны и интересны: осветитель, звукооператор, музыканты, гримёры, сотрудники театральных цехов… 
Над спектаклем работает много людей. Кто же самый главный? 
Есть человек, который организует всё, что происходит на сцене, хотя сам перед зрителями не появляется. Это режиссёр. Главный человек в театре – режиссёр. От него зависит, каким будет новый спектакль, как будут играть актёры, как прозвучит пьеса. Режиссёр выбирает пьесу, назначает на роли актёров, осуществляет постановку на сцене, вместе с художником решает, как спектакль будет выглядеть внешне, какими будут декорации, следит за подбором света, грима, звука, за декорациями, костюмами, музыкой. Режиссёр проводит репетиции с актёрами, объясняет им, как правильно двигаться, когда сделать паузу, какие слова произносить громче, тише. Репетиция в переводе с латинского – повторение. В репетициях, в повторениях и состоит главный способ подготовки любого спектакля. Во время репетиций режиссёр и актёры сначала читают пьесу, обсуждают её, обдумывают характеры героев. Затем репетиции переносятся на сцену. А накануне премьеры – первого представления – проводится генеральная репетиция. 

5.Актёр, артист
Искусство актёра – искусство создания на сцене образа человека, героя пьесы. Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре.
Амплуа – театральное понятие. Раньше театральный актёр выбирал себе роль одну на всю жизнь – амплуа: смешные роли или роли злодеев, роли героев или простаков. Сейчас это понятие уходит в прошлое. Современные актёры – универсальные – они играют разные роли и характеры.
Перевоплощение бывает иногда только внешним: артист изменяет с помощью грима своё лицо, надевает парик, старается изменить голос, придумывает походку.
Но артист должен ещё показать и характер своего героя, передать его мысли и чувства. 
В своей работе артист пользуется телом, мимикой, голосом, речью, жестами. Ему помогают память, наблюдательность, воображение, эмоциональность. Артист должен правильно, грамотно, красиво говорить. Сценическая речь – особое искусство, которое преподают в театральных учебных заведениях. Когда мы радуемся, грустим, сердимся, испытываем любое чувство, даже когда просто скучаем, мышцы нашего лица непроизвольно приходят в движение. Глядя на человека, мы можем определить, какое у него настроение, без всяких слов. Эти движения лицевых мышц, изменения выражения лица и называются мимикой. На сцене мимика – важная часть актёрского искусства. 
Актёрский труд очень сложный. Актёрскому мастерству учатся годами: учатся владеть голосом, телом, жестами, мимикой, учатся быть наблюдательными, чтобы роль была правдивее. Сначала артисты играют роли в массовках, потом получают небольшие роли, а самые талантливые получают главные роли и становятся знаменитыми. Но есть примеры, когда актёр из маленькой роли делал шедевр. Не зря говорят: нет маленьких ролей, есть маленькие актёры. Актёр профессия важная, он – главное лицо в спектакле. Театр – искусство коллективное. Каждый актёр должен согласовывать свою игру с игрой партнёра. 
Гримёрные – комната, где актёры переодеваются, отдыхают, готовятся к выходу на сцену. В комнате большое зеркало, лампа, перед зеркалом много баночек, коробочек с красками, гримом, кисточки. Актёры сидят перед зеркалом, а гримёр накладывает грим – раскрашивает лицо. Гримёр – интересная театральная профессия. Опытный гримёр может до неузнаваемости изменить внешность актёра – может использовать накладные усы, бороды, брови, носы…; из молодого сделать старичка – нарисовать морщины, приклеить бороду… В театре постоянно пользуются гримом. Характер грима зависит от работы актёра над образом, замыслом режиссёра. Гримёр надевает артисту на голову парик. Разные парики, усы, бороды делают в постижёрном цехе мастера – постижёры. 
Костюм помогает передать характер героя. В понятие театрального костюма входят все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы. Костюм для роли выбирается не по вкусу артиста. Эскизы, зарисовки всех видов одежды для персонажей спектакля выполняет художник, тот, кто оформляет весь спектакль. По его эскизам шьют костюмы в костюмерных мастерских театра.
В театральном ателье можно найти много костюмов и обувь. В театре есть и обувная мастерская. 
Художник нарисует костюм, портные подберут ткань. Можно даже выкрасить ткань – этим занимаются художники по росписи ткани.
Актёры делают всё, что скажет им режиссёр. Но каждый вносит в роль что – то своё. В театре все должны быть талантливыми.
Чтоб состоялась в театре премьера,
Долго готовят её костюмеры,
И осветители, и декораторы,
И драматург, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафоры,
Много хороших актрис и актёров,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё режиссёр.

6.Спектакль 
Прежде чем купить билеты в театр, нужно выбрать спектакль, который мы хотим посмотреть. Нам поможет в этом знакомство с репертуаром театра. Репертуар – список, перечень спектаклей, идущих в театре в данном сезоне. Поможет нам и театральная афиша – яркое, красивое объявление. На ней написано название спектакля, например: «Бременские музыканты. Музыкальная комедия по сказкам братьев Гримм. Премьера». Слово «премьера» означает «первый» – спектакль совсем новый. 
Вот надпись «Касса». Над ней табличка «Аншлаг» - все билеты на спектакль проданы. Это слово происходит от немецких слов «афиша», «объявление». Так называют специальное объявление у кассы о том, что все билеты на спектакль проданы. Слово «аншлаг» можно употреблять и для обозначения полного сбора – вместо того, чтобы говорить «зал был полон». Значит, спектакль хороший. 
Театральный спектакль делится на части – действия, или как их ещё называют – акты. В разных спектаклях разное количество действий. Антракт – перерыв между действиями, актами. Это слово происходит от французских слов, означающих в переводе «между» и «действие». Первое значение термина – перерыв между актами или действиями спектакля, концерта или представления. Он предназначен для отдыха исполнителей и перемены декораций. Но так же называется и небольшая музыкальная пьеса (музыкальный антракт). Она исполняется перед началом очередного действия в опере или спектакле с музыкой.
Пьеса делится на акты,
Между актами – антракты
.
Но вот звенит первый звонок, второй. Спектакль начинается после третьего звонка.

Чтобы помочь театральному делу, попытаться «остановить» яркие сценические мгновения создаются театральные музеи. В них хранятся и выставляются картины, скульптуры, рисунки, фотографии, посвящённые театру. Хранители и научные сотрудники театральных музеев собирают, берегут, изучают и показывают посетителям эскизы декораций и костюмов к спектаклям, сами костюмы великих актёров, предметы сценического быта, редкие фотографии, письма, документы, дневники и звуковые записи выдающихся мастеров сцены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр -волшебная страна

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетиче...

Проект «Театр - волшебная страна»

Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, гл...

Проект «Театр - волшебная страна»

Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, гл...

Проект "Театр - волшебная страна"

Проект предназначен для воспитанников старшей группы...

Проект "Театр - волшебная страна"

Проект предназначен для воспитанников старшей группы...