Технология проблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая группа) по теме

Лупинос Людмила Владимировна

«Лучше иногда задавать вопросы,  чем знать наперед все ответы»

Дж. Тэрбер.

 

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Мы знаем, что у выпускника детского сада должны быть сформированы целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет  любознательность; установление причинно-следственных связей; открытие нового через проявление стремления к получению знаний; установление способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В этой связи усилия воспитателя детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка. Рассмотрим технологию проблемного обучения.

Технология проблемного обучения – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить, решать познавательные задачи вместе со взрослыми и сверстниками. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnoogiya_problemnogo_obucheniya.docx24.08 КБ
Файл problemnoe_obuchenie.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Лупинос Людмила Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №4

г. Называевска Омской области»

Технология проблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста

«Лучше иногда задавать вопросы,  чем знать наперед все ответы»

Дж. Тэрбер.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Мы знаем, что у выпускника детского сада должны быть сформированы целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет  любознательность; установление причинно-следственных связей; открытие нового через проявление стремления к получению знаний; установление способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В этой связи усилия воспитателя детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка. Рассмотрим технологию проблемного обучения.

Технология проблемного обучения – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить, решать познавательные задачи вместе со взрослыми и сверстниками. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением. 

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки. Для этого существуют различные формы организации проблемного обучения.

Творческий цикл совместной деятельности: постановка проблемы; поиск решения; реализация продукта. «Спросил, открыл, создал»

Основные условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.  

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.  

3. Ребенок ставит проблему, воспитатель помогает ее решить.

4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает.

На примере проблемной ситуации «Вода во всем живом» рассмотрим алгоритм ее решения, состоящий из 5 этапов:

  1. Постановка проблемы – преподносит факт: «растения, животные, человек состоят на 2/3 из воды», демонстрирует виноград  и спрашивает: «Ребята, виноград – тоже состоит из воды, но где она?»
  2. Актуализация знаний детей – Виноград относится к ягоде, потому что он имеет тонкую кожуру, много семян и сочную внутренность.  Виноград состоит из воды. Они начинают задавать вопрос: «Где же вода?».
  3. Выдвижение гипотез, предположений – дети рассуждают, используя имеющие знания: «На кожице у винограда нет воды, а на ощупь он мягкий, возможно, вода внутри» У детей возникает любопытство, они осознают необходимость в новых знаниях и подтверждении научного факта.
  4. Проверка решения – Проводят поисковую деятельность в процессе опыта. Воспитатель предлагает выжать кусочки винограда с помощью марли: «Давайте поступим так, как делают ученые, которые открывают для нас новые знания: проведем опыт, исследование. Давайте разломаем ягоду винограда  на небольшие кусочки, отожмем через марлю и сравним количество жидкости и твердой массы».
  5. Введение в систему знаний – на основе актуализации знаний дети выдвигают гипотезу: «Вода внутри винограда – это виноградный сок».

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Обучение направлено на самостоятельный поиск новых знаний и способов действия:

- воспитатель подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;  создает проблемную ситуацию, направляет детей на ее решение, организует поиск решения;

- воспитанники осваивают знания в готовом виде путей доказательства их истинности.

Суть проблемного обучения: проблемная ситуация, самостоятельный поиск знаний и способов действий, разрешение проблем. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по- новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно.

Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:

• Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.

• Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

• Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что - то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет).

• Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).

• Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в…»

• Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса, карандаша»).

Рекомендации по стилю общения с детьми

• Выслушивайте каждого желающего.

• Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».

• Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.

• Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.

• В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребенка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки.

Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

В итоге проблемного обучения у детей воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №4 г. Называевска Омской области » Технология п роблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста Выполнила: воспитатель, Лупинос Людмила Владимировна

Слайд 2

«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тербер Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста

Слайд 3

Согласно ФГОС целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - любознательность ; - установление причинно-следственных связей; - открытие нового через проявление стремления к получению знаний; - установление способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Слайд 4

Технология проблемного обучения – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить, решать познавательные задачи вместе со взрослыми и сверстниками Творческий цикл совместной деятельности : - постановка проблемы ; - поиск решения; - реализация продукта. «Спросил, открыл, создал»

Слайд 5

Основные условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Слайд 6

Уровни проблемности в обучении: 1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми. 2 . Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. 3 . Ребенок ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. 4 . Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает.

Слайд 7

Современные образовательные технологии. НОД на основе проблемного обучения «Вода во всём живом». Практическая часть

Слайд 15

«Не дайте угаснуть желанию ребенка познавать окружающий мир»

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста

laquo;Лучше иногда задавать вопросы,  чем знать наперед все ответы»Дж. Тэрбер. Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заи...

Методическая разработка на тему «Игры на развитие речи С использованием технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста»

Использование интерактивных игр в развитии речи с детьми дошкольного возраста. Использованы интерактивные технологии "Круг" (младший возраст), "Броуновское движение"  (младший...

Проблемное обучение в работе с детьми дошкольного возраста в ДОУ

Согласно ФГОС у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), ...

Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Картотека игр

Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста. Картотека игр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Использование проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»

В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы ста...

Методическое пособие: Здоровьесберегающая технология – по средством нетрадиционных технологий хатха - йоги в работе с детьми дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ.Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждениях.Только здоровый ребен...

Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста.

Технологии интерактивного обучения в работе с детьми дошкольного возраста....