Главные вкладки

    "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"
    материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Гирфанова Гузель Калимулловна

    Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, понимания необбходимости трудовой деятельности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл list_po_samoobrazovaniyu.docx55.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №117 комбинированного вида»

    Ново-Савиновского района города Казани

    «План по самообразованию педагога»

    Гирфанова Гузель Калимулловна

    6 лет  

      (стаж работы)

    Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

    2018-2023

    Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».

    Цель: Формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, понимание необходимости трудовой деятельности.

    Задачи:

    • Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
    • Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.
    • Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

     

    Актуальность

    Воспитание должно развить в человеке 
    привычку и любовь к труду; оно должно 
    дать ему возможность отыскать 
    для себя труд в жизни. 

    К. Д. Ушинский

     В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)

    В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком». Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?

    Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

    Труд ребенка отличается от труда взрослых людей. Ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Дело не в том, что у труда ребенка нет результата, что то, что он делает, никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладевают трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд,  труд в природе, ручной и художественный труд. Формы  организации труда детей дошкольного возраста: Поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд. Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми.

    Ознакомление детей  младшего дошкольного возраста с трудом

    2018-2019

    Содержание работы

    Месяц

    Тема

    Формирование представлений о труде взрослых

    Трудовая деятельность в группе                  

    Трудовая деятельность на прогулке

    Сентябрь

    Осень

    Наблюдение за трудом дворника и на участке детского сада

    Приучать детей убирать игрушки на свои места, формировать бережное отношение к вещам, игрушкам.

    Привлекать детей к сбору природного материала (листьев).

    Октябрь

    Игрушки

    Наблюдение за трудом воспитателя (мытье игрушек).

    Игровой прием «Покажем мишутке как правильно надо расставлять игрушки»

    Приучать детей убирать игрушки по окончании прогулки (в корзину).

    Ноябрь

    «Водичка-водичка»

    Наблюдение за няней (мытье полов,  посуды, протирание пыли и т.д.)

    Учить детей мыть руки с мылом, на сухо вытирать. Учить детей пользоваться расческой, приводить себя в порядок.
    Формируя у малышей  навыки самообслуживания, следует широко использовать игровые приемы. Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий.
    Например, продолжая учить детей умываться, воспитатель может использовать такой игровой прием. 
    Воспитатель надевает на руку игрушку и от его лица обращается к малышам: «Научи-ка ты Ксюша, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь . что надо сначала  делать? Правильно, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо. Ну, кА бери мыло….
    Буль- буль- буль журчит водица.
    Все ребята любят мыться. 

    Приобщать детей мыть руки после прогулки. Учить детей заботится о природе, осознавать важность своего труда.

    Декабрь

    Новый год

    Наблюдение за трудом взрослых, украшающих группу и другие помещения детского сада.

    Помощь в изготовление елочных игрушек.

    Привлечь детей к украшению участка детского сада.

    Январь

    Зимушка-зима

    Наблюдение за трудом взрослых: работой дворника, работой водителя управляющего снегоуборочной машиной.

    Приучать детей самостоятельно одеваться после сна, в определенной последовательности. Обучать умению надевать штанишки, застегивать пуговицы.

    Привлекать детей к посильной помощи дворнику убирать дорожки от снега.

    Февраль

    Посуда

    Наблюдение за трудом младшего воспитателя при подготовке к завтраку, обеду и ужину.

    Поощрять желание детей участвовать в сервировке стола. Учить детей узнавать и называть некоторые блюда: каша, суп, салат, пюре, котлеты, сок и т.д
    Игра: « Накорми куклу» 

    Прямое обучение умению застегивать  «молнию» (на дидактическом пособии).
    Раз, 2,3, 4. 5_ собираемся  гулять.
    Кукла в уголке лежит, на нас с мамой не  глядит.
    Кофточка  на ней  раздета, застегнем скорей ее,
    И скорей гулять пойдем…..

    Март

    Ягоды, фрукты, овощи

    Наблюдение за работой повара.

    Работа в уголке живой природы: посадка лука, полив комнатных растений и уход за ними.

    Дидактическая игра «Поручения» -привлекать детей к выполнению простейших поручений.

    Апрель

    Профессии

    Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.  Особенно в этом возрасте приобщают к наблюдению за трудом взрослых. Обращают внимание на мотивы, результат  деятельности. На конкретные действия, основные инструменты, материалы. Наблюдение за трудом взрослых (повара, медсестры, прачки)

    Продолжать приучать детей мыть руки с мылом. После прихода с улицы, после посещения туалета, перед едой, по мере загрязнения.  

    Поливать посаженный лук. Игра-занятие: «Мы посадим лук, лук…»

    Май

    Я в мире человек

    Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями, оказание помощи в поливе, опрыскивание растений водой.

     Приучать детей следить за своим внешним видом:
    Радоваться чистой красивой одежде.

    Рассматривание иллюстраций с изображением красиво одетых детей. 
     Игра занятие: «Мыльные перчатки».

    Игра: «приведи куклу в порядок».

    Труд на участке детского сада. Наблюдение за трудом старших дошкольников, помогающим воспитателю ухаживать за клумбой.

    Труд – основное условие всей человеческой жизни (вторая младшая группа)

    2019-2020

    Содержание работы

    Месяц

    Тема

    Формирование представлений о труде взрослых

    Трудовая деятельность в группе

    Трудовая деятельность на прогулке

    Сентябрь

    «Мой детский сад»

    Знакомить детей с работой других профессий. Развивать элементарные трудовые умения и навыки; воспитывать желание помогать взрослым.

    Привлечь детей к помощи няне убрать салфетницы и хлебницы.

    Беседа «Всему свое место».

    По окончанию прогулки попросить детей собрать игрушки в корзину и отряхнуть их от песка; воспитывать чувство радости и желание принимать участие вместе трудиться.

    Октябрь

    «Я люблю трудиться»

    Привлечение детей к помощи воспитателю (подготовка к занятию).

    Игра «Убери мусор в корзину». Объяснить детям, что для мусора есть специальные корзины; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок.

    Посильная помощь дворнику – уборка веточек, воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

    Ноябрь

    «Как я помогаю…»

    Помочь няне развешивать полотенца в умывальной комнате. Учить расправлять полотенце, вешать за петельку. Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми, испытывая удовлетворение от совместного труда.

    Поручения, связанные с трудом в природе. Показ. Под руководством воспитателя протирать крупные листья. Цели: Дать детям понятия о том, что  за растениями  нужно ухаживать, протирать листья, опрыскивать. Учить выполнять эти действия. Воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность.

    Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Показ. Сгребать листву в кучу.

    Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес  к повседневному труду, желание принимать в нем участие;  желание трудиться самостоятельно активно, желание старательно трудиться на общую пользу; стремление добиваться результата в труде, имеющем значение для окружающих.

    Декабрь

    «Здравствуй зимушка зима»

    Закрепить понятия «много» и «один»; развить трудовые умения, воспитать желание помогать взрослому.

    Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Показ. Расставлять стулья (в групповой комнате). Учить выполнять порученное дело до конца, трудиться совместно, трудиться рядом, общаться в процессе деятельности, действовать в соответствии с заданием. Формировать дружеские взаимоотношения.

    Развивать настойчивость, терпение, аккуратность. Воспитывать стремление оказывать помощь.

     Труд в природе. Показ. Подкармливать птиц. Цели: Учить готовить корм для птиц: измельчать руками кусочки хлеба, оставшиеся после обеда.

    Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу.

    Январь

    «Все мы делаем по порядку»

    Ознакомление с трудом взрослых. Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост).  Наблюдение. Цели: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления к  труду взрослых, общественной значимости труда.

    Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.

    Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Показ. Цели: Учить снимать и надевать одежду, обувь в определенной последовательности. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого; бережное отношение к вещам, самостоятельность.

    Поручение: работа на участке. Учить сметать снег со скамеек и построек.

    Февраль

    Мы едем, едем, едем

    Ознакомление с трудом взрослых. Наблюдение за трудом шофера (ведет машину, сгружает продукты, ремонтирует). Наблюдение. Цели: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления о труде взрослых, общественной значимости труда.

    Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.

    Самообслуживание в процессе умывания. Разыгрывание игровой ситуации «Причеши куклу Катю после сна». Цели: Учить: пользоваться расческой. Учить спокойно вести себя, проявлять вежливость и  аккуратность.  

    Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Объяснение. Сметать снег со скамеек, построек; собирать снег в кучу. Цели: Учить выполнять задания воспитателя, няни. Формировать навыки работы с лопатами. Учить  доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневному труду, желание принимать в нем участие; желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку, желание старательно трудиться на общую пользу. 

    Март

    «Весенние превращения»

    Ознакомление с трудом взрослых.

    Экскурсия в прачечную, наблюдение за процессом глажения белья. Разыгрывание игровой ситуации «Погладим белье для куклы Кати». Цели: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления о труде взрослых.

    Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемыми взрослыми. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.

    Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Показ. Убирать строительный материал, помогать товарищам убирать игрушки. Цели: Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки.

    Развивать стремление к общению. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться.

    Формировать дружеские взаимоотношения. Воспитывать стремление оказывать помощь.

    Поручения, связанные с трудом в природе. Продуктивная деятельность. Под руководством воспитателя сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Цели: Учить сажать растения (какой частью нужно сажать луковицы в землю).

    Закреплять представления об уходе за растениями.

    Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.

    Апрель

    «Все работы хороши»

    Ознакомление с трудом взрослых.  Вместе с  родителями понаблюдать  за трудом продавца. Беседа.  Цели: Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.

    Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Объяснение. Переодевать кукол.

    Цели: Закреплять знания об одежде, последовательности раздевания и одевания; упражнять в расстегивании и застегивании пуговиц, застежек. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам. Воспитывать стремление оказывать помощь.  

    Поручения, связанные с трудом в природе. Обучение. Поливать рассаду. Цели: Закреплять представления об уходе за растениями.

    Учить пользоваться лейкой (воду нужно лить под листья).

    Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.  

    Май

    Моя весна

    Ознакомление с трудом взрослых. Рассматривание иллюстраций с изображением работающих людей (мама шьет, стирает, готовит, шофер ведет машину, парикмахер делает стрижку, птичница кормит цыплят) и других иллюстрации, доступных  пониманию детей. Цели: Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.

    Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Цели: Закреплять умение детей  аккуратно складывать и вешать одежду, убирать на место обувь. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам, самостоятельность. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке (не шуметь, не бегать, не стучать громко дверцами шкафов, не сорить, помогать товарищам, не мешать другим)

    Поручения, связанные с трудом в природе.  Высадка рассады в грунт. Наблюдение. Учить высаживать растения в грунт. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу; желание трудиться сообща; стремление к труду; наблюдательность, эстетическую отзывчивость.  

    Радость труда – могучая воспитательная сила ( средняя группа)

    2020-2021

    Содержание работы

    Месяц

    Тема

    Формирование представлений о труде взрослых

    Трудовая деятельность в группе

    Трудовая деятельность на прогулке

    Сентябрь

    «Всему свое место»

    Совместный труд детей и взрослых, ручной труд. Беседа. Помогать убирать посуду после еды (собрать чайные ложки, принести хлебницы, салфетницы). Цели: Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается). Воспитывать уважение к труду няни; бережное отношение к посуде.

     

    Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

    Показ. Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам. Так же учить убирать игрушки на свои места; бережное отношение к ним.

    Поручения, связанные с трудом в природе. Объяснение. Убирать с клумбы или грядки высохшие растения, складывать в тележки, отвозить в определенное место. Цели: Учить выдергивать растения и осторожно, бережно класть в корзину, ящик; пользоваться тележками, граблями; насыпать листву в тележку, в ведра, засыпать кусты. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.

    Октябрь

    «Мы взрослеем»

    Ознакомление с трудом взрослых. Наблюдение за трудом дворника (поливает участок, сгребает граблями листву, мусор, увозит на тачке). Наблюдение. Цели: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых.

    Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым.

    Самообслуживание в процессе одевания и  раздевания  Разыгрывание игровой ситуации «Помоги кукле с одеждой». Цель: Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам. Д/игра «Кому, что нужно для работы.

    Труд в природе:

    Подметание дорожек, сгребание листьев в кучу. Перекопка грядок на огороде, окапывание деревьев и кустарников.

    Ноябрь

    «Дары осени»

    Экскурсия по детскому саду: в прачечную, на кухню, в кабинет заведующей. Цель: Закрепить представление детей о работе сотрудников детского сада, формировать представление детей, что все взрослые трудятся.

    Совершенствование умений самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду и вешать. Воспитывать стремление всегда быть аккуратным, опрятным.

    Труд в природе:

    Подвешивание кормушек; уборка участка сухих веточек; кормление птичек у кормушки; сбор мусора с участка в определенное место.

    Декабрь

    «Я люблю зиму»

    Экскурсия в музыкальный зал. Цель: Знакомство с трудом музыкального работника. Раскладывать по просьбе музыкального руководителя в зале султанчики, флажки и прочие пособия на определенные места для удобства пользования (или убирать в коробки по окончании занятия). Цели: Учить выполнять порученное дело до конца, соблюдать порядок, чистоту в помещении, трудиться совместно, трудиться рядом, общаться в процессе деятельности, действовать в соответствии с заданием Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца.

    Формировать дружеские взаимоотношения.

    Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом. Показ. Расставлять на столах  краски, материал (раздаточный) перед занятием.

    Дид. игра «Шнуровка» Цель: Учить застегивать и расстегивать пуговицы. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого, самостоятельность. 

    Труд в природе и на участке:

    - очистка участка от снега;

    - расчистка дорожек от снега;

    - расчистка снега со скамеек;

    - расчистка от снега дорожки, ведущей к кормушке;

    - кормление птичек у кормушки.

    - сбор снега для постройки;

    - расчистка дорожки после снегопада;

    - сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопаткой;

    - кормление птичек у кормушки;

    - постройка снежной горки.

    Январь

    «Какие мы хорошие»

    Чтение худ. литературы. Под руководством воспитателя поливать растения. Цели: Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, протирать листья, опрыскивать. Учить выполнять эти действия.

    Закреплять названия растений (фикус, герань). Воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность.

    Самообслуживание:

    Совершенствование умений самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду и вещать; учить просушивать мокрую после прогулки одежду.

    Учить самостоятельно или с помощью взрослого поддерживать одежду в порядке.

    Труд в природе и на участке:

    - постройка из снега столовой для птиц;

    - посыпание скользких дорожек песком;

    - постройка снежной горки;

    - кормление птичек у кормушки;

    - сгребание снега в определенное место для построек

    Февраль

    «Моя любимая книга»

    Хозяйственно-бытовой труд:

    - помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок);

    - уход за игрушками, их мытьё;

    - стирка кукольной одежды;

    - участие в посадке цветов, в посеве семян в уголке природы;

    - помощь сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов, замена постельного белья и др.

    Дежурство:

    - дежурство по столовой;

    - дежурство по группе;

    - дежурство в уголке природы;

    - дежурство по подготовке материалов к занятию.

    Закрепление навыков дежурства по столовой.

    Совершенствование умения самостоятельно поддерживать порядок в группе.

    Совершенствование умения самостоятельно ухаживать за комнатными растениями.

    Труд в природе и на участке:

    - сгребание снега в определенное место для построек;

    - расчистка кормушек от снега, кормление птиц;

    - расчистка дорожек от снега;

    - постройка из снега столовой для птиц;

    - закрепление на ветках деревьев самодельных кормушек.

    - расчистка дорожек от снега;

    - посыпание скользких дорожек песком;

    - сгребание снега вокруг деревьев;

    - кормление птичек у кормушки;

    - сгребание снега в определенное место для построек.

    Март

    «Мы чистюли»

    Ознакомление с трудом взрослых. Наблюдение за трудом дворника. Наблюдение. Цели: Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления о труде взрослых, общественной значимости труда.

    Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.

    Самообслуживание в процессе одевания и раздевания.  Чтение Чуковского «Федорино горе». Цели: Учить аккуратно складывать и вешать одежду, убирать на место обувь. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам, самостоятельность. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке (не шуметь, не бегать, не стучать громко дверцами шкафов, не сорить, помогать товарищам, не мешать другим).

    Труд в природе и на участке:

    - коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

    - коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

    - сбор на участке сухих листьев;

    - кормление птичек у кормушки;

    - уборка мусора на участке.

    -вскапывание песка в песочнице;

    - сбор на участке сухих веток;

    - помощь взрослым в посадке деревьев;

    - помощь взрослым во вскапывании огорода;

    - кормление птичек у кормушки.

    Апрель

    «Солнышко блестит…»

    .Совместный труд с няней по уборке группы

    цель: учить получать удовлетворение от наведения чистоты и порядка; воспитывать положительное отношение к труду

    Беседа об обязанностях дежурных

    Цель: конкретизировать знания детей об обязанностях дежурных по различным видам деятельности; воспитывать положительное отношение к дежурству.

    Самообслуживание в процессе умывания. Разыгрывание игровой ситуации «Расскажи Незнайке зачем нужен носовой платок». Цели: Учить своевременно пользоваться носовым платком. Учить спокойно вести себя, проявлять вежливость; бережно относиться к предметам личной гигиены (носовой платок); проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду).  

    Труд в природе и на участке:

    - наведение порядка на участке;

    - подметание дорожек;

    - расчистка дорожек от мусора;

    - помощь взрослым в посадке цветов на клумбе.

    Вызывать желание трудиться в коллективе.

    Учить мальчиков уважать девочек, выполнять более тяжелую работу (носить ведерки с песком).

    Показать пример уважительного отношения к труду.

    Воспитывать желание трудиться.

    Воспитывать желание трудиться сообща.

    Май

    «…травка зеленеет»

    Ознакомление с трудом взрослых. Сюжетно-дидактические игра «Больница»,  Цели: Закреплять представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.

    Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом.  Подметать пол в домиках и прочих постройках. Цели: Закреплять умение детей  пользоваться веником, выметать сор из углов, мести в сторону выхода. Воспитывать желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку, желание старательно трудиться на общую пользу.  

    Поручения, связанные с трудом в природе.  Высадка рассады в грунт. Наблюдение. Учить высаживать растения в грунт. Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу; желание трудиться сообща; стремление к труду; наблюдательность, эстетическую отзывчивость.  

    Путешествие в страну чистоты в старшей группе

    2021-2022

    Содержание работы

    Месяц

    Тема

    Формирование представлений о труде взрослых

    Трудовая деятельность в группе

    Трудовая деятельность на прогулке

    Сентябрь

    «Осенние подарки»

    Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать  знание о труде людей в разное время года.

    Складывание кроватных покрывал. Закреплять умение правильно складывать покрывало; воспитывать аккуратность.

    Поддержание порядка в шкафу с игрушками и пособиями. Цель: Учить детей самостоятельно расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.

    Сбор урожая и семян на огороде в детском саду.  НОД «Собираем урожай»-вызывать желание трудиться, пробуждать принимать активное участие в сборе урожая. Учить оценивать результат  своей работы с помощью взрослого.

    Октябрь

    «Мой дом»

    Наблюдение за работой медсестры. Уточнить имеющиеся знания о данной профессии; воспитывать положительное отношение к ней.

    Мытье комнатных растений. Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов; воспитывать бережное отношение к природе.

    Сбор листьев на участке. Посильная помощь дворнику, воспитывать отзывчивость и      доброжелательность.

    Ноябрь

    «Мой город»

    Познакомить детей с трудом творческих профессий художников, писателей, композиторов и мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты.

    Продолжать учить раскладывать столовые приборы; закрепить понятие  «столько-сколько»  при раскладывании тарелок, ложек; воспитывать желание помогать старшим.

    Трудовое поручение: собирать игрушки в конце прогулки. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

    Декабрь

    «Зимние забавы»

    Знакомство с профессией «животновод». Формировать обобщенные представления о социальной значимости труда людей; расширять знания о труде людей в сельской местности; воспитывать уважение к труду взрослых.

    Изготовление украшений к празднику. Совершенствовать навыки ручного труда в работе с бумагой; воспитывать бережное отношение к результатом своего труда.

    Поручения: работа на участке. Очистить лопатой дорожки к участку.

    Январь

    «В гостях у снежной бабы»

    Знакомство с профессией «Овощевод», «садовод». Показать путь попадания фруктов и овощей на прилавки магазинов; воспитывать уважение к результатам деятельности людей.

    Навести порядок в

    шкафу с инвентарем;

    по уходу за уголком

    природы;

    Разобрать новогодние

    украшения в

    группе.

    Формировать умение  трудиться индивидуально, проявляя самостоятельность,

     планировать работу; воспитывать аккуратность.

     Продолжать учить действовать в организованном труде большого количества сверстников; уметь соотносить свою деятельность с трудом других; воспитывать ответственное отношение к

    труду.

    Поручения: работа на участке. Закреплять умения расчищать  небольшой отрезок  дорожки. Учить собирать снег в кучу.

    Февраль

    Проводы зимы

    Беседа о том, кем работают родители. Продолжать учить соотносить свою деятельность с трудом других; формировать культуру труда; прививать любовь к труду. Расширять кругозор; воспитывать уважение к различным профессиям, гордость за родителей.

    Упражнение « Наши вещи ложатся спать». Продолжать учить  детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам.

    Убрать строительный материал после игры. Воспитывать привычку убирать за собой игрушки.

    Очистка крыльца от снега- воспитывать аккуратность при выполнение трудовых  действий. Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые действия.

    Март

    «Весна пришла»

    Дидактическая игра

    «Кому что нужно для работы». Уточнить знания о различных профессиях; расширять кругозор; воспитывать интерес к труду.

    Отбор игрушек, подлежащих ремонту. Развивать внимательность, умение замечать испорченные игрушки; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    Пересадка комнатных растений. Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов; формировать умение работать старательно.

    Совместная деятельность «Покормим птиц»- закрепить знания о жизни птиц зимой, весной воспитывать желание заботиться о них.

    Апрель

    «Солнышко лучистое»

    Рассказать о профессиях педагога, врача, строителя, транспорта и др. Объяснить, что для облегчения труда используются разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат и т.п.)

    Дежурство в обеденной зоне;

    уборка групповой комнаты;

    посев семян укропа и петрушки;

    мытье игрушек.

    Развивать творчество и инициативу при выполнение различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

    Посадка растений, цветов; бережное отношение к ним. Ежедневный полив.

    Май

    «Кем быть»

    «Оформление альбома «Кем быть».

    Обобщить знания о различных специальностях; поддерживать стремление подражать взрослым в процессе игровой деятельности.

    Ремонт книг; генеральная уборка в уголке природы;

    Привлекать детей к выполнению поручений, привлекать малоактивных детей. Поощрять успехи детей.

    Привлекать детей к посильному участию в прополке сорняков. Воспитывать умение трудиться совместно с взрослыми.

    Развитие у детей простейших трудовых навыков (подготовительная группа)

    2022-2023

    Содержание работы

    Месяц

    Тема

    Формирование представлений о труде взрослых

    Трудовая деятельность в группе                  

    Трудовая деятельность на прогулке

    Сентябрь

    «Мы чистюли»

    «Кто где работает?»
    Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных 
    профессий, как называется их рабочее место.
    Воспитатель – в детском саду; 
    учитель – в школе; 
    врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; 
    повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

    Игра «Путешествие в страну чистоты» - воспитывать аккуратность при выполнении обязанностей, уверенность. Закреплять умения детей следить за личной гигиеной.

    Поручение: «Сбор листьев на участке»- побуждать принимать активное участие в уборке прогулочного участка.

    Октябрь

    «Мое здоровье»

    «Познание» «Здоровье» «Мое здоровье в моих руках» - формировать у детей интерес к профессии врача, взаимосвязи здоровья и здорового образа жизни.

    Д.и. «Одень куклу» - закреплять умение последовательно одевать и снимать одежду.

    Складывание кроватных покрывал – закреплять умения правильно складывать покрывало; воспитывать аккуратность.

    Приобщать детей мыть руки после прогулки. Учить детей заботится о природе, осознавать важность своего труда.

    Ноябрь

    Осенняя листва.

    «Кто это знает и умеет?»
    Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
    должны обладать люди разных профессий.
    Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
    Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
    Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач.

    Беседа «Культура поведения во время еды». Чтение: С. Махотин «Завтрак».  Учить аккуратно есть ложкой, и пить из бокала.

    Труд в природе: подготовка кустарников к зиме. Задача: закрепить знания о необходимости сгребания листьев к корню куста.

    Декабрь

    Книга – мудрость.

    «Кто это делает?»
    Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
    Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
    Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
    Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

    Коллективный труд: «Заклеим книжки». Цель: вызвать у детей уважение к труду взрослых, писателей; воспитывать бережное отношение к книгам.

    Трудовое поручение: «Выбери тупые карандаши». Цель: продолжать учить детей пользоваться точилкой для карандашей.

    Трудовое поручение: расчистка дорожек к кормушке, утепление ствола деревьев снегом. Задача: предложить детям придумать, как можно выполнить два поручения одновременно.

    Январь

    «Кем бы я хотел стать…»

    «Все профессии важны- все профессии нужны»- закреплять и расширять представления детей о труде взрослых. Узнать о профессии мамы и папы.

    Досуг «Что такое личная гигиена» - закрепить и обогатить знания детей личной гигиены в быту, представление детей о необходимости выполнения правил личной гигиены.

    Поручения «Помочь дворнику в уборке снега на участке»- развивать умение видеть целесообразность трудовых действий.

    Февраль

    Профессия моего папы.

    Наблюдение за работой водителя спец. Транспорта - расширять знания о спец. Транспорте воспитывать интерес к технике и труду взрослых.

    Дежурство по столовой.

    Задача: повышение самостоятельности детей на каждом этапе дежурства.

    Совместная деятельность «Покормим птиц» - закрепить знания о зимующих птицах, воспитывать желание заботиться о них.

    Март

    Помощь маме.

    Подбор иллюстраций о труде взрослых – Закреплять знания детей о различных профессиях; расширять кругозор; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

    Проверять, все ли осталось в порядке перед уходом на занятие, прогулку: порядок складывания одежды в шкафах, на стульях, состояние кроватей после их уборки детьми.

    Приводить в порядок кукол: мыть, причесывать, при необходимости менять одежду. Мыть и протирать игрушки, строительный материал.

    Свозить снег на клумбы; подгребать снег под деревья и кусты; посыпать дорожки песком; убирать снег; освобождать от снега постройки. Цель: учить работать коллективно, помогать друг другу и начатое дело завершить до конца.

    Апрель

    Весеннее солнышко.

    СРИ «Космонавты» - расширять представление профессии космонавт, значимости их труда, учить  правильно распределять роли.

    Д.И. «Завяжи шнурки»- закрепить умения самостоятельно завязывать шнурки на ботинках.

    Ремонт книг- совершенствовать навыки ручного труда; воспитывать бережное отношение к книгам.

    Сбор на участке мелкого мусора, поломанных веток  – воспитывать положительное отношение к труду и формировать желание трудиться сообща.  « А теперь за дело дружно, убирать участок нужно!»

    Май

    Каким я стал самостоятельным.

    Рассматривание картины «Труд дворника». Цель: продолжать закреплять знания детей о труде дворника, его рабочем инвентарем, прививать интерес к труду взрослых, развивать желание поддерживать чистоту.

     «Уборка строительного материала». 
    Цель: Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены. 

    Поручения на участке.

    Собирать игрушки, приводить их в порядок перед уходом в помещение. Очищать песок от мусора. Поливать песок, собирать его в кучу. Убирать участок, веранду, постройки.

    Литература:

    1. Кокарева Н. Н. "Любить труд на родной земле".

    2. Т. А. Маркова,  В. Т. Нечаева "Нравственное воспитание в детском саду".

    3. В. Т. Нечаева "Воспитание дошкольников в труде".

    4. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991. Маркова Т.А.

    5. Учите детей трудиться. - М., 1983. Буре Р.С., Година Г.Н.

    6. Сергеева Д.В. Воспитание детей в процессе трудовой деятельности./ Д. В. Сергеева  М.: Просвещение,1987.

    7. Герепанова И.Б. "Дети взрослеют в труде".

    8. Воспитатель и дети. Уч. пособие. Глава "Растим самостоятельных и  инициативных" / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - М.: Ювента 2001.

    9. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г.Рузской.-М.,1989.

    10. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание.-1977.-№2.

    11. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста.- Новосибирск: ГЦРО, 2000.

    12. Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

    13. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.

    14. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. – Минск, 1988.

    15 Труд и наблюдения в труде.- М., 1987.

    16. Ушинский, К.Д. Собрание  сочинений / К.Д.Ушинский – М.: Прогресс, 1985.

    17. Черепанов, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

    Презентация "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"...

    Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

    Труд - это могучий воспитатель, а также средствовсестороннего развития человека. А. С. Макаренко....

    «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.»

    Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к д...

    План самообразования воспитателя в старшей группе на тему "воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"

    Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном го...

    План самообразования воспитателя Старшей группы №2 «Цветик-семицветик» на 2017-2018 год на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

    Плансамообразования воспитателяСтаршей группы №2«Цветик-семицветик»на 2017-2018 годна тему:«Воспитание дошкольниковпосредством трудовой деятельности»...

    Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности

    Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию...

    План самообразования «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

    Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....