Роль педагога психоога в меняющихся условиях ДОУ в условиях ФГОС
учебно-методический материал на тему

Ярандаева Ольга Юрьевна

Современный подход к деятельности педагога-психолога ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_pedagoga_psihologa_mo_2017.doc110.5 КБ
Файл rol_pedagoga-psihologa.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Современный подход к деятельности педагога-психолога ДОУ.

Педагог-психолог:Ярандаева О.Ю.

В последние годы происходят существенные изменения в системе образования, в том числе и дошкольного.

И если учитывать тот факт, что от ухода от ФГТ и от прихода и вступления в силу ФГОС, а это, напомним, произошло в 2014 году, мы находимся в неком кризисе «трех лет».

        Весь прошлый период коллективы детских садов работал над формированием единого понимания федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и поиска новых подходов к реализации данных требований. В результате проделанной работы в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждения произошли следующие изменения:

  1. Уход от классно-урочной системы.
  2. Выстраивание образовательного процесса, «идущего от ребенка».
  3. Обновление позиции самого педагога (педагог ДОУ – тьютор образовательного процесса).

                

        В таких «новых условиях» психологическое сопровождение в ДОУ строится на системе профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

  • Слайд 1 Рассмотрим, какова роль педагога-психолога в меняющихся условиях дошкольного образования в условиях ФГОС.

  • Слайд2
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт– Приказ МОиН РФ    от 17октября 2013 г. № 1155 дошкольного образования вступил в силу 01. 01.2014г.
  2. Приказ Мин Труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н

С 1сентября 2017 года вступает в силу профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», Профессиональный стандарт «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)» должен применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработки должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 г.

  • Слайд 3

Стандарт разработан……

  • Слайд4

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком (Л.С. Выготский) 

В соответствии с введение нового стандарта ДО стало самостоятельным уровнем общего образования!!!!

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

младенческий возраст (2 месяца - 1 год)

дети раннего возраста (1 год - 3 года)

дети дошкольного возраста (3 года - 8 лет)

дети с ограниченными возможностями здоровья дети,

имеющие специальные образовательные потребности

2) начальное общее образование;   преемственность

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование. 

Происходит признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка!!!

В этой системе: ребёнка ценят, а не оценивают;  Детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе. Ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка ; Переход от диагностики контроля к диагностике развития. Тем самым происходит повышение требований к дошкольному образованию, и значимой роли педагога-психолога! 

  • Слайд 5 На что же ннаправленСТАНДАРТ? 

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

 1. Повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

2. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

3.Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. 

  • Слайд 6

Стандарт включает в себя требования ТТТ к:

  • структуре Программы и ее объему; (ООП) определяется как: «Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребёнка, а не обучения!» *
  • условиям реализации Программы; Условия - это социальная ситуация развития ребенка. Если условия созданы – то Стандарт реализован! * Главное условие – это ЧИСЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ! В группе детей 6-7 лет – 24 чел. В группе детей 3 лет – 16 чел.
  • результатам освоения Программы. В ФГТ не были разработаны!!!Сейчас Они представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 

  • Слайд7 Основная задача деятельности педагога-психолога: участие в создании психолого-педагогических условий реализации Программы ДОО
  • Уважение взрослых к человеческому достоинству детей
  • Защита детей от всех форм физического и психического насилия Построение обр. деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми 
  • Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу
  • Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в обр. деятельность 
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических видах деятельности Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
  • Использование форм и методов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей
  • Развивающая предметно-пространственная среда. (в кабинете психолога и рекомендованныая среда для педагогов ДОУ)

По возможности площадь каждой группы  можно разделить на секторы:

  1. активный сектор (занимает самую большую площадь в группе). Включает в себя центры игры, двигательной активности, конструирования, музыкально-театрализованной деятельности;
  2. спокойный сектор состоит из центров: книги, отдыха, природы;
  3. рабочий сектор включает в себя центры: познавательной,  исследовательской, продуктивной и творческой деятельности.

Слайд 8 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Основной результат - это СОЦИАЛИЗАЦИЯ детей

Будут оцениваться:

  1. результаты социализации;
  2.  личностные результаты развития ребенка, а не результаты обучения!
  3. целевые ориентиры

Сравнительный анализ ФГОС дошкольного и школьного обучения!

Слайд 9 Основные образовательные области

Слайд 10 Вопрос:  Как должны быть сформулированы результаты в дошкольном образовании?

  • А если ребенок не осваивает их?
  • * Если это ребенок с ОВЗ?
  • Дети мигрантов?
  • * Ребенок не владеет русским языком?
  •  * Дети с девиантным поведением?
  •  * Дети из асоциальных семей?
  • * Дошкольным образованием охвачены лишь 70% детей. А остальные 30%?

Закон «Об образовании» требует 3 группы Требований, но для дошкольного образования их прописать сложно!

Слайд 11. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Слайд 12. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Предлагаемые целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и  предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Слайд 13. Принципы утвержденные стандартом

Слайд14. ФГОС ДО: задачи

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств… ;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями … ;
  •  обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства… ;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей… ;
  •  формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей 

Отсюда вытекают задачи педагога-психолога: 

  • Определение индивид.образовательных потребностей
  • Предотвращение и преодоление трудностей развития
  • Создание психологических условий для успешного освоения  образовательных областей

Слайд15.  Субекты взаимодействия: дети, родители, педагоги.

Слайд16 Главным условием становится Вовлечение родителей в партнерское взаимодействие с детьми в условиях введения фгос

Слайд17 Цель психологического сопровождения родителей обучающихся –

установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком. Психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них. В этом случае возрастает роль педагога-психолога, как инициатора доверительных открытых отношений и помощника в развитии ключевых родительских компетенций. 

Задачи психологического сопровождения родителей:

  •  Повышать психолого-педагогическую культуру родителей, их психологическую компетентность.
  •  Оказывать поддержку родителям в трудных, кризисных ситуациях.
  •  Осуществлять психологическую помощь в выстраивании эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.
  •  Способствовать приобретению родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей.
  •  Содействовать обмену опытом между родителями для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания и трансляция положительного актива.

Слайд18 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО 

  • Познавательное направление
  • Наглядно-информационное направление
  • Информационно-аналитическоен аправление
  • Досуговое направление

Слайд19. Повышение компетентности педагогического коллектива основная задача

Слайд20. Основные формы работы с педагогами ДОУ

  • Деловая игра
  •  Тренинг
  •  Педагогический КВН
  •  Мозговой штурм
  •  Круглый стол
  •  Дискуссия
  •  Педагогический ринг
  •  Педагогический диалог
  •  Семинар / семинар-практикум
  •  Аквариум «Скрытый вопрос»
  •  Выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион
  •  Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская
  • Консультации (примеры) 
  • «Психологическая безопасность»
  • «Педагогическое мастерство в кризисные периоды развития ребёнка»
  • «Игровые методы развития интеллектуальных способностей детей »
  • «Эмоциональное выгорание воспитателей» «
  •  Гиперактивный и агрессивный ребёнок»
  • «В группе новый ребёнок»
  • «Коммуникативные игры в группе» 
  • «Одаренный ребенок»

Слайд21.Направления деятельности современногопедагога-психолога

 

        Проанализировав традиционную модель психологического сопровождения в ДОУ, мы пришли к выводу, что данная модель приводит к пассивной позиции психолога, в буквальном смысле к позиции «в ожидании запроса». Отталкиваясь от приоритетов, реализуемых в нашем учреждении, базируясь на трудах А. Корнева, нами была разработана модель включённого взаимодействия, основной особенностью которой является включенность психолога в образовательный процесс, его непосредственное участие в реализации образовательной программы.  

Структурная модель психолого-педагогического сопровождения в ДОУ

(«модель включённого взаимодействия»).

        

        Взаимодействие с педагогами.

  1. Индивидуальное сопровождение через включение в деятельность педагога.

Один раз в месяц проводится совместная непосредственно-образовательная деятельность. Планирование НОД (сценарий, анализ) осуществляется вместе с педагогом. При таком планировании психолог помогает педагогу индивидуализировать содержание и уровень задач, учитывая индивидуальные особенности детей, что придает деятельности не только развивающую, но и коррекционную направленность.  Такая форма работы позволяет естественным образом, имея конкретные наличные ситуации, в реальном времени более конструктивно консультировать педагога. Ситуация требует не абстрактных рекомендаций, а конкретных предложений. Как следствие, повышается эффективность психологической помощи.

  1. Групповое сопровождение  «Час открытого общения».

        Данный вид сопровождения включает в себя:

        - тренинги личностного роста (раскрытие личностных качеств педагога);

        - анализ совместной работы  (выявление положительных и проблемных моментов, совместный поиск путей решения);

        - создание совместного инфопродукта, отвечающего актуальным задачам.

        Взаимодействие с родителями.

        Во взаимодействии с родителями наряду с основными традиционными формами используются и новые формы модели включенного взаимодействия:

  1. Индивидуальное сопровождение (по запросу).
  2. Групповое сопровождение «Психологические Гостиные».

        Организация по запросу группы вечеров встреч с родителями, на которых в форме открытого прямого взаимодействия обсуждаются актуальные проблемы взаимоотношений с детьми. При такой форме родители взаимодействуют как с педагогом-психологом, так и между собой, делясь опытом. Такая форма также позволяет повысить эффективность психологической помощи в процессе группового взаимодействия.

  1. Создание совместного инфопродукта, актуального настоящему запросу родителей.

        Взаимодействие с детьми.

        Осуществление диагностической и коррекционно-развивающей работы педагога – психолога через включение в непосредственно-образовательную деятельность группы. При этом на индивидуальных занятиях педагог-психолог может выработать стратегию решения тех или иных проблем, и на основе этого внести необходимые коррективы в групповую работу. Фактически при такой стратегии повседневная образовательная деятельность может решать и коррекционные задачи.

Ожидаемые результаты реализации данной модели мы определяем согласно следующим критериям:

  1. Положительная динамика показателей психического развития и эмоционального статуса детей.
  2. Удовлетворённость педагогов сотрудничеством с психологом.
  3. Удовлетворённость психолога сотрудничеством с педагогами.
  4. Удовлетворённость родителей работой педагога-психолога.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль педагога-психолога в меняющихся условиях дошкольного образования в соответствии с ФГОС Педагог-психолог МАДОУ №346 г.Казань Ярандаева О.Ю.

Слайд 2

Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ Г ОСУДАРСТВЕННЫЙ О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ С ТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию . Федеральный государственный образовательный стандарт– Приказ МОиН РФ от 17октября 2013 г. № 1155 дошкольного образования вступил в силу 01. 01.2014г. Приказ Мин Труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г . № 514н С 1сентября 2017 года вступает в силу профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», Профессиональный стандарт «Педагог- психолог ( психолог в сфере образования)» должен применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработки должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 г.

Слайд 4

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком (Л.С. Выготский В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; младенческий возраст (2 месяца - 1 год) дети раннего возраста (1 год - 3 года) дети дошкольного возраста (3 года - 8 лет) дети с ограниченными возможностями здоровья дети, имеющие специальные образовательные потребности 2) начальное общее образование; преемственность 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Повышение требований к дошкольному образованию В этой системе: ребёнка ценят, а не оценивают; Детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; Ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка ; Переход от диагностики контроля к диагностике развития;

Слайд 5

Зачем учить? Чему учить? Как учить? Кого учить? Кому учить? Стандарт направлен на достижение следующих целей: 1 . Повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; 2. Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 3.Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Слайд 6

ФГТ НЕ БЫЛО!!! представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. (ООП) определяется как: «Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребёнка, а не обучения!» * Условия - это социальная ситуация развития ребенка. Если условия созданы – то Стандарт реализован! * Главное условие – это ЧИСЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ! В группе детей 6-7 лет – 24 чел. В группе детей 3 лет – 16 чел.

Слайд 7

Основная задача деятельности педагога-психолога: участие в создании психолого-педагогических условий реализации Программы ДОО К психолого-педагогическим условиям относится; Защита детей от всех форм физического и психического насилия Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических видах деятельности Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения Развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 8

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Основной результат - это СОЦИАЛИЗАЦИЯ детей Будут оцениваться: результаты социализации; личностные результаты развития ребенка, а не результаты обучения ! ц елевые ориентиры ФГОС ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3 группы Результатов 1. Предметные УУН учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные ), 2. Метапредметные( орг-ция учебн . Д-тью , постановка и решение проблем, вступление в диалог, партнерское общение и деятельность) 3 . Личностные мотивации к обучению, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 группа Результатов: 1 Предметные ЗУН, которыми дети овладевают по образовательным областям и в процессе детских видов деятельности 2. Метапредметные Универсальные предпосылки учебной деятельности 3 Личностные Особенности мотивационной, эмоционально-волевой сферы, морально- нравственного развития

Слайд 10

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Вопрос: Как должны быть сформулированы результаты в дошкольном образовании? А если ребенок не осваивает их? * Если это ребенок с ОВЗ? Дети мигрантов? * Ребенок не владеет русским языком? * Дети с девиантным поведением? * Дети из асоциальных семей? * Дошкольным образованием охвачены лишь 70% детей. А остальные 30%? Закон «Об образовании» требует 3 группы Требований , но для дошкольного образования их прописать сложно!

Слайд 11

● ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними ; ● эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; ● использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. ● Владеет простейшими навыками самообслуживания; ● стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; ● владеет активной речью, включенной в общение; ● может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; ● знает названия окружающих предметов и игрушек; ● стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; ● появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; ● проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; ● проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; ● эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; ● у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

Слайд 12

●ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; ● способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; ● активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ● ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ● ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ● ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; ● у ребенка развита крупная и мелкая моторика; ● он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ● ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ● ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; ● склонен наблюдать, экспериментировать. ● Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; ● знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ● ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Слайд 14

ФГОС ДО: задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств … ; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями … ; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства… ; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей… ; формирование социокультурной среды , соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей Определение индивид.образовательных потребностей Предотвращение и преодоление трудностей развития Создание психологических условий для успешного освоения образовательных областей

Слайд 16

Вовлечение родителей в партнерское взаимодействие С детьми в условиях Введения фгос

Слайд 17

Цель психологического сопровождения родителей обучающихся – установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи , позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком Психолого-педагогическое сопровождение род ите лей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них. В этом случае возрастает роль педагога-психолога, как инициатора доверительных открытых отношений и помощника в развитии ключевых родительских компетенций Задачи психологического сопровождения родителей: Повышать психолого-педагогическую культуру родителей, их психологическую компетентность. Оказывать поддержку родителям в трудных, кризисных ситуациях. Осуществлять психологическую помощь в выстраивании эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений. Способствовать приобретению родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей. Содействовать обмену опытом между родителями для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания и трансляция положительного актива

Слайд 18

4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО 4 Досуговое направление Формы работы с родителями дошкольников Родительский день «Я и моя профессия» Родительские собрания Дни добрых дел Акции Открытые занятия Родительский тренинг Дискуссии «Душевный разговор» Мастер-класс «Мастерство родителей» Круглый стол «Ящик предложений» Интервью / анкетирование Информационные стенды «Листики -памятки» Тематические консультации (групповые/индивидуальные) Практико-ориентированный подход!!!

Слайд 20

Основные формы работы с педагогами ДОУ Деловая игра Тренинг Педагогический КВН Мозговой штурм Круглый стол Дискуссия Педагогический ринг Педагогический диалог Семинар / семинар-практикум Аквариум «Скрытый вопрос» Выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская Консультации (примеры) «Психологическая безопасность» «Педагогическое мастерство в кризисные периоды развития ребёнка» «Игровые методы развития интеллектуальных способностей детей » «Эмоциональное выгорание воспитателей» « Гиперактивный и агрессивный ребёнок» «В группе новый ребёнок» «Коммуникативные игры в группе» «Одаренный ребенок»

Слайд 21

Индивидуализация образования Образовательная траектория Оптимизация работы с группой В контексте ФГОС Развивающая работа Психологическая помощь в реальных затруднениях В рамках ФГОС приоритетное направление!

Слайд 26

Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса Дайте детству созреть в детях !!!! (Жан-Жак Руссо)

Слайд 27

Апробация профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (2015 -2017 гг.) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н Профессиональный стандарт «Педагог- психолог ( психолог в сфере образования)» должен применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработки должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 г Участники – пилотные площадки, действующие в субъектах Российской Федерации: Республика Башкортостан 2 . Республика Чувашия 3. Хабаровский Край 4 . Калининградская область 5 . Калужская область 6 . Краснодарский Край 7 . Новосибирская область 8 . Самарская область 9 . Свердловская область 10 . Челябинская область 11 . Ярославская область 12 . г. Москва. «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в 2017 – 2019 годах в режиме адаптации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль предметно-окружающей среды в оздоровлении детей в условиях ФГОС.»

При формировании предметно-окружающей среды важно учитывать особенности детей: возраст, уровень развития, способности и склонности....

Буклет для педагогов "Здоровьесберегающая предметно-пространственная развивающая среда в условиях ФГОС ДО".

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) ...

Статья в сборнике «Роль педагогов образовательных организаций в реализации основных образовательных программ ФГОС»

laquo;Социально- педагогическое взаимодействие с семьей посредством реализации проекта «Дари добро»...

Консультация для педагогов: «Обновление развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС»

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающее пространство должно отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверст...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе педагога дополнительного образования по элементарному музицированию в условиях ФГОС ДО»

Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования по элементарному музицированию и музыкальным руководителям детских садов....