«Роль предметно-окружающей среды в оздоровлении детей в условиях ФГОС.»
статья по физкультуре на тему

Гусева Юлия Александровна

При формировании предметно-окружающей среды важно учитывать особенности детей: возраст, уровень развития, способности и склонности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_predmetno.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №40 ЦРР»

                   

                                                                                             

Выступление на педагогическом совете.

«Роль предметно-окружающей среды в оздоровлении

детей в условиях ФГОС.»

             

Подготовила: инструктор

по физической культуре – Гусева Ю.А.

                                       

                                                        МАРТ, 2016 Г.

Роль предметно-окружающей среды в оздоровлении                    

                       детей в условиях ФГОС.

Созданная двигательная предметно - развивающая среда в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждение Центре развития ребенка - детском саду  №40  представляет собой целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий, вариативность его использования как на непосредственно организованной деятельности по физическому воспитанию, так и в других формах работы с детьми по физическому развитию.

В нашем дошкольном образовательном учреждении дети приобретают богатый двигательный опыт, а также получает элементарные знания о своем организме. Возможность получения подобного опыта расширяется при условии создания в  ДОУ предметно – развивающей среды отвечающей современным требованиям образования.

Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть безопасной, способствовать укреплению здоровья, созданию комфортных условий для воспитания.

При формировании предметно – развивающей среды важно учитывать особенности детей: возраст, уровень развития, интересы, способности и склонности.

Главные цели организации, требований и принципов построения

 предметно - развивающей среды:

1.        Обеспечить безопасность  пространства жизнедеятельности ребенка.

2.        Обеспечить психологическое благополучие ребенка.

3.        Реализовать программу воспитания и обучения.

4.        Развивать ребенка.

Требования ФГОС к предметно-развивающей среде.

 Она обязана обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна подразумевать:

  • доступность для воспитанников всех помещений, в которых осуществляется процесс образования;
  • возможность для каждого ребенка развивать свою индивидуальность, учитывая его склонности, интересы и уровень активности;
  • неограниченный доступ детей к играм, книгам, игрушкам, пособиям и материалам, которые обеспечивают их деятельность;
  • обогащение среды элементами, которые будут способствовать стимулированию эмоциональной, познавательной и двигательной деятельности детей.

Для того чтобы предметно – развивающая среда способствовала качеству образования, была проведена  работа по созданию условий, то есть созданию интерьера и дизайна помещения. Летом 2015 года  в  физкультурном зале  были покрашены стены в светлые пастельные тона, заменили и нарисовали яркие рисунки на защитных экранах на батареях отопления.  Оборудовали комнату для хранения спортивного инвентаря. Зал украсили  яркой, разноцветной, флажной гирляндой. Закуплено новое оборудование:  детский массажный коврик, валики массажно-корригирующие, массажные  балансировочные полусферы, массажный коврик с камушками, ребристая (массажная) дорожка ( 150 см), массажные  игольчатые мячи, туннель "Эстафетный", щит для метания (50х50 см), ролик гимнастический, ходули на веревочках, хоккей с шайбой, мешки для прыжков, эстафетные косы, игра коллективная "Парашют-гигант", 5 метров, дорожка для тренировки равновесия,

В физкультурном зале и групповых физкультурных уголках оборудование хранится  и обновляется в соответствии с санитарными и психолого - педагогическими требованиями.

Вся предметно – развивающая среда ДОУ организована с учетом требований инструкций техники безопасности, пожарной безопасности, САНПиНов.

В условиях правильно организованной среды повысилось качество образовательного процесса.  Дети с удовольствием занимаются  в физкультурном зале, на свежем воздухе, в групповых физкультурных уголках.

Основным содержанием предметно-развивающей среды является развитие двигательной сферы детей, формирование разнообразных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и творческих способностей, воспитание нравственно-волевых качеств, повышение интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям.

Дети в большинстве своем не испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, выше нормы. Это уменьшает статистическую нагрузку на определенные группы мышц, повышает силу и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта детей, раскрытие их функциональных возможностей и способностей.

Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников. Помогают изменения методики в проведении организованной образовательной деятельности не только с использованием стандартного спортивного оборудования и инвентаря, но и за счет применения нестандартного оборудования, изготовленного руками воспитателя и инструктора по физической культуре  из бросового материала. Оборудование привлекает детей к занятиям физкультурой, развивает интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития:

- формирование и совершенствование жизненно необходимых двигательных умений и навыков (ходьба, бег, равновесие) ;

- развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей (силовые, скоростно – силовые, координационные и др.) ;

- самостоятельное применение предметов спортивно – игрового оборудования.

Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней.

Двигательная активность по достижению цели любого действия, например бросание мяча в корзину, ходьба по гимнастической скамейке, определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью детей:

-побуждаем интерес к занятиям физической культурой, расширяем круг представлений о разнообразных видах физических упражнений, их оздоровительном значении;

- поощряем двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей;

- способствуем развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности;

- создаем условия для формирования взаимоотношений детей с советниками и взрослыми, для проявления сопереживания, взаимопомощи.

Характеризуя среду с позиции базовых компонентов, необходимых для полноценного физического развития детей руководствуемся следующими функциями развивающей среды:

- информационной- каждое пособие несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта;

- стимулирующей - развивает детей, когда представляет для него интерес, побуждает его к действиям, исследованию;

- мобильной и динамичной - педагог учитывает «зону ближайшего развития», индивидуальные, возрастные, половые особенности детей, их потребности, стремления и творческие способности;

- эмоциональные- которые побуждают детей к деятельности, приобщают к физической и оздоровительной деятельности, в процессе которых у детей вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам;

- развивающая - представляет собой сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Для полноценного физического развития детей, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды, как в групповых комнатах, так и в спортивном зале. При проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий широко используется разнообразный спортивно-игровой материал, стандартное и нестандартное оборудование.

Предметно – развивающая среда в Центре развития ребенка - детском саду № 40 «Колокольчик» способствует тому, что у детей появляется желание выполнять игровые действия, добиваться результата, мыслить и творить, возникает интерес к новым усилиям и достижениям, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре "Роль предметно - развивающей среды в оздоровлении детей", 2012 год

Выступление на семинаре "Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада". Качество педагогического процесса определяется сегодня не только деятельностью педагогов, но и  под...

Оздоровление детей в условиях детского сада

«Оздоровительно - профилактические занятия с использованием тренажеров». Цель: Содействие гармоничному физическому развитию ребенка и своевременной коррекции психофизических нарушений.Задач...

Роль дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в закаливании и оздоровлении детей в условиях дошкольного учреждения.

От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и   умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость чел...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наш детский сад, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье»...

Физическое развитие и оздоровление детей в условиях дошкольного учреждения в свете современных требований ФГОС ДО

Актуальной проблемой современного общества является малоподвижный образ жизни, который в 21 веке ведут не только взрослые, но и дети. Ограничение двигательной активности ребенка, так называемое мышечн...