Консультация для воспитателей «Устройство вариативной предметно-пространственной среды по оздоровлению детей в группе»
консультация на тему

Сурма Наталья Александровна

Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_233.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Устройство вариативной предметно-пространственной среды по оздоровлению детей в группе»

Наш детский сад работает по проблеме физкультурно-оздоровительной работы с детьми второй год. В ДОУ создана система работы, которая позволяет изучать индивидуальные физические данные и возможности ребенка.

Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В нашей группе «Ромашка» оформление началось с ремонта и подбора краски для стен и мебели. Вопросы окраски и освещения интерьера необходимо рассматривать в тесной связи.

Свет создает оптимальные условия для зрительной работы, а так же продуктивность занятия, режим активного труда и отдыха. Свет обеспечивает хорошее самочувствие, настроение, предупреждает преждевременную усталость, способствует высокой производительности, деятельности.

Цвет вызывает определенные эмоции и настроения, способствует видоизменять окружающую среду. Цвет способен визуально изменять пространства: теплые насыщенные цвета – уменьшают пространства, а холодные светлые тона – зрительно расширяют пространства.

В связи с выше сказанным, группу выкрасили в светло-бирюзовый цвет, а спальню – в бежевый. И мебель в бежевый цвет. Такое сочетание не возбуждает, а успокаивает и настраивает на рабочий лад и взрослых, и детей.

Стратегию и тактику построения среды выстраиваем, опираясь на особенности личностно-ориентированной модели воспитания, взаимодействия между детьми и взрослыми. Её основные черты таковы:

1. В общении с детьми придерживаемся положения: «Не рядом, не над, а вместе!»

2. Цель – содействовать становлению ребёнка как личности

3. Это предполагает решение следующих задач:

  • Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру.
  • Радости существования (психологическое здоровье) 
  • Формирование начал личности (базис личностной культуры). 
  • Развитие индивидуальности ребёнка – «не запрограммированность», а содействие развитию личности.
  • Знания, умения, навыки рассматриваем не как цель, как средство полноценного развития личности.

4. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основаны на формирующейся у нас способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

5. Тактика общения – сотрудничество. Наша позиция – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

В своей работе мы стараемся придерживаться этой модели воспитания детей.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые дают простор изобретательству, открытиям.

Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реализации такого важного принципа - принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

В группе, где мы работаем, созданы условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности.

В двигательный центр подобраны такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые соответствуют требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям эстетики, привлекают детей формой, окраской, удачным их сочетанием, отвечают индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловлены состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности. (Фотографии атрибутов). В зависимости от возраста детей, меняется содержание двигательного центра.

В нашей группе повышение двигательной активности достигается, прежде всего, поощрениями индивидуальных игр с предметами. Поэтому мы предусматриваем, сколько и каких предметов должно быть.

Один из путей повышения подвижности детей в самостоятельной деятельности - это различные способы использования сюжета в оформлении и пособиях. Используем сюжетные подвижные игры с масками-шапочками. (Фотографии оборудования и пособий для игр, маски-шапочки). Игра как ведущий вид деятельности детей для нас остается приоритетом и в вопросе организации двигательной среды.

Мы учитываем тот факт, что определенное место для определенных действий и упражнений создает условия безопасности детей, удобства, рациональности, в то же время не ограничивает свободы выбора и действий (фотографии – дети в игре самостоятельной с атрибутами).

Оборудование предназначается для развития разных движений, различных групп мышц. В центре не просто набор пособий, а это продуманный и обоснованный выбор необходимого. Зонирование делается условным (касательно двигательного центра), которое дает возможность изменения без особых затруднений (фотографии детей в игре со спорт. инвентарем).

Для того чтобы избежать проявления негативных эмоций детей, мы стараемся предложить интересные, красочные, многофункциональные снаряды и тренажеры (приобретенные родителями и администрацией ДОУ).

Часто (после активной двигательной деятельности и перед прогулкой) используем минутки покоя:

- посидим в тишине с закрытыми глазами;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под эту прекрасную музыку (фото релаксация).

В своей работе используем элементы закаливания.

Дети, проснувшись, делают коррегирующую гимнастику после сна, затем проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, крышкам (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем идут по дорожке, смоченной в воде с морской солью и по сухой дорожке из махрового полотенца. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.

(Фотографии игровых зон)

Пространство группы мы разделили на отдельные подпространства. Подпространства, структурированные в определенном порядке, разграниченные мебелью и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором игрушек и материалов, представляют собой многообразие различных развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться, они созданы с целью предоставления каждому ребенку дать возможность сосредоточиться на своей деятельности, пережить эмоциональное состояние и служат основой для реализации программного материала.

- Уголок природы.

- Познавательно-исследовательский центр.

- Книжный уголок (речевой деятельности).

- Центр дидактических игр и мелкой моторики.

- Строительно-конструктивный центр.

- Уголок изодеятельности.

- Уголок театрализации и музыкальной деятельности.

- Учебная зона.

- Зона ПДД и гараж.

- Больница.

- Магазин.

- Парикмахерская.

- Комната для кукол.

Планировка и оборудование в нашей группе периодически меняется в течение года, вслед за изменениями индивидуальных интересов детей и уровня развития каждого ребенка. Организация помещения рассматриваем как весьма важное средство обучения и воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент.

Все имеющиеся в группе игрушки и материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации собственных идей и планов. Детям и взрослым в группе комфортно и интересно.

Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно (фантазировать, экспериментировать, творить), искать необыкновенное в обыкновенном, изучать и познавать окружающий мир в разнообразной деятельности.

Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности, за их использование и хранение; дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования: убирать на место и бережно к ним относиться.

В групповой комнате оборудованы уголки уединения. Каждый ребенок может найти в группе свой «личный» уголок (свое любимое место), свою территорию. (Фотография детей в «Уголке уединения»).

Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Экскурсии;
  • Походы;
  • Солнечные и воздушные ванны;
  • Водные процедуры;
  • Фитотерапия;
  • Витаминотерапия;
  • Закаливание.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее четырех часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе. При участии родителей с ноября месяца дети радуются прогулкам на нашем зимнем участке.

Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе обращаем свое внимание на:

  • Личную гигиену (с использованием худ. слова);
  • Проветривание;
  • Влажную уборку;
  • Режим питания;
  • Правильное мытье рук;
  • Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
  • Полоскание ротовой полости после еды;
  • Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

При создании предметно – пространственной среды учитываем, что прогрессивное воздействие на ребенка заключается в востребованности детского опыта, приобретаемого в процессе непосредственно образовательной деятельности.

В образовательных деятельностях даем понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своем здоровье.

В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Оформили альбом «Мир вокруг нас» и собрали гербарий.

Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения очищают воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнали, какие растения дают оздоравливающий эффект - это: фикус, герань, хлорофитум.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры (фото рекомендаций).

Соответственно, для родителей оформляем в «Уголке здоровья» рекомендации, советы:

  • предлагаем папки-передвижки, фотогазеты;
  • рекомендуем ходить с детьми в походы, на экскурсии;
  • проводим анкетирования.

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать и приобщить к здоровому образу жизни детей. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.

Созданные условия позволили нам обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы в группе.

Предметно - пространственная среда способствует:

1. обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни;

2. воспитанию и развитию ребенка в коллективе;

3. развитию опорно-двигательного аппарата;

4. развитию у детей организованности, инициативности;

5. умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками;

6. самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр;

7. наполняемости нравственно - эстетическими ценностями;

8. развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и д.р.;

9. формированию личности.

Предметно-развивающая среда - это мощный обогащающий фактор детского развития.

Список используемой литературы:

1. Гаврючина А.С. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» М.»Сфера» 2010г.

2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. «Твое здоровье». СПб. 1998г.

3. Кулик Г.И. «Школа здорового человека» Москва 2010г.

4.Интернет ресурсы. Автор и источник заимствования неизвестны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Особенности коррекционной предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОНР».

Создание комфортных, благоприятных условий для гармоничного развития ребенка в самостоятельной и  совместной деятельности, которые обеспечат эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие е...

консультация для воспитателей "Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ ЗОЖ у детей"

Данная консультация содержит рекомендации для воспитателей по наполнению разнообразным содержанием уголков ЗОЖ в разных возрастных группах...

Консультация для воспитателей ДОУ презентация "Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе"

Для повышения педагогического мастерства воспитателей по годовой задаче,была подготовлена презентация  о совершенствовании предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе с...

Консультация для воспитателей: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития детей в изобразительной деятельности»

Косультация поможет воспитателям совершенствовать художественно-развивающую среду в ДОУ, как необходимое условие развития творческих способностей у детей дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Детский сад «Журавлик» прежде всего создаем как комфортную и безопасную для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения В дошкольной педагогике под т...

Консультация для воспитателей: «Построение развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе»

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольног...