КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация (подготовительная группа)

Щаклина Наталия Викторовна

 «Детский сад «Журавлик» прежде всего создаем как комфортную и безопасную для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».                                                                                                                                                                         Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.                                                                                 Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание   в детском саду уделяется формированию среды, в которой происходит  обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.                                                                                                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_v_doo_po_fgos.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование развивающей предметно-пространственной среды в МАДОУ «Детский сад «Журавлик»  для детей младшего дошкольного возраста»

                                 

        Воспитатель: Щаклина Н.В.

                                                  Тамбовский район, 2020

 «Детский сад «Журавлик» прежде всего создаем как комфортную и безопасную для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».                                                                                                                                                                         Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.                                                                                 Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание   в детском саду уделяется формированию среды, в которой происходит  обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.                                                                                                                                                                       Цель воспитателя: сформировать  многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности  воспитанника на  каждом  из этапов его развития в дошкольном  учреждении.

Обстановку в младшей группе  МАДОУ обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим  планируем расстановку оборудования для наших детей.

Маленькие дети - это в первую очередь «деятели». Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности. В совместной деятельности с ребенком воспитатель помогает освоить новые способы и приемы действий, дает образец поведения и отношения. С учетом этого пространственно обстановка организуется для одновременной деятельности 2-3 детей и взрослого.

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование располагаем по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотриваем достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не включаем  в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства  остаются свободными.

Предметную среду  группы организуем так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы подбираются чистых цветов, четкой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Подбираем предметы, из которых  можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные свойства.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок, — включаем в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Примеряя крышки к коробкам, ребенок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.

В группе для четырехлетних детей  используем  игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры.

Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Поэтому размещаем  материалы на открытых полках, а сами материалы подбираются внешне привлекательные, яркие, и довольно часто их  меняем. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка, это способствует развитию его активности, самостоятельности.

Много возможностей  развития детей заложено в игре- экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования это оборудование можно приобрести или сделать своими руками. Поэтому в своей младшей группе мы начали  создавать уголок экспериментирования. Сейчас собираем материалы для этого уголка. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Должны быть также мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая), пазл из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения. Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют организовать игру по- разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.

Ребенок младшего возраста начинает проявлять все более активный интерес  к рисованию. У нас в группе доступны для детей листы бумаги и карандаши, краски. Для накопления опыта изобразительной деятельности планируем приобрести специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Обои закрепляются на стене, покрытой пленкой, или на столе и перематываются по мере использования. Любят малыши рисовать ладошками, для такого рисования используем  гуашь с добавлением жидкого мыла или специальные краски.

Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид.  Приобрели еще одно зеркало, повесим в уголке ряженья. А уголок ряженья позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Очень любят наши дети театральный уголок, здесь пробуют себя в роли полюбившихся сказочных героев. Надевают на руки  куклы и разыгрывают запомнившееся диалоги сказочных героев.

Периодически обновляем атрибуты для сюжетно-ролевых игр  в парикмахерскую, больницу, семью. Очень  важную роль в детсадовской жизни малышей  играет спортивный уголок. Дети любят забираться вверх по лесенке, чувствуют себя смелыми, отважными. В спортивном уголке есть ленточки разных цветов  и размеров. массажные  коврики. Все это применяется в работе с детьми  на утренней гимнастике, гимнастике пробуждения в свободной деятельности детей. Предметно-развивающую среду постоянно совершенствуем и обновляем, меняем. Дети находятся в детском саду весь день, поэтому очень важно, какая создана для их развития  предметно-развивающая среда  в группе.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « Журавлик»

Доклад на тему: «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в  ДОУ  для детей  младшего дошкольного возраста

        

                                   Воспитатель: Щаклина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план занятий художественно-эстетического курса образовательной системы "Детский сад 2100" для детей младшего дошкольного возраста "Кукла Таня", О.Л.Куревина

Данные занятия могут использоваться как кружковая работа и как дополнительный материал по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста...

Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста с ОНР»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра...

Сценарий встречи в родительском клубе. "Детский фольклор в развитии детей младшего дошкольного возраста"

Данная публикация - готовая разработка к проведению встречи с родителями в родительком клубе на тему о детском фольклоре и его развитии в жизни малыша....

Центр детского речевого творчества для детей младшего дошкольного возраста

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года со...

Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста

В ходе игры ребенок приобретает необходимые навыки, а также практику. В процессе практических упражнений закладываются основные данные о теории. Благодаря методике Воскобовича удается максимально разв...

Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста.

Картотека развивающих игрс использованием игровых технологий В.В. Воскобовичадля детей младшего дошкольного возраста....

Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста.

Картотека развивающих игрс использованием игровых технологий В.В. Воскобовичадля детей младшего дошкольного возраста....