Сценарий встречи в родительском клубе. "Детский фольклор в развитии детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Григорьева Татьяна Сергеевна

Данная публикация - готовая разработка к проведению встречи с родителями в родительком клубе на тему о детском фольклоре и его развитии в жизни малыша. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий встречи в родительском клубе.

Тема: Детский фольклор в развитии детей

Цель:

Совершенствование нетрадиционной формы работы с родителями, формирование их педагогической компетентности и вовлечение в воспитательно-образовательную деятельность детского сада.

Здравствуйте, дорогие мамы. Я рада вас видеть сегодня. Рада, что пришли на встречу. Тема нашего занятия – Фольклор.  Вам известно значение этого слова?

Ответы родителей.

Сегодня вы узнаете о значении фольклора в развитиии детей, о видах фольклора. Поговорим с вами о песенном фольклоре, научимся различать пестушки от потешек. И, конечно, будет речь о том, как разумно использовать дома, в воспитании ребенка  народное наследие наших предков. Еще я расскажу вам о том, как проходят музыкальные занятия с вашими малышами. Итак, мы начинаем.

Слово фольклор – это английское слово, сложенное из двух слов “фольк”--народ, “лор”-- учение. Итак, фольклор – это народная мудрость. Слушая музыку, читая книги, мы хотим знать, кто их сочинил. Кто создал эти произведения? Фольклор не имеет автора. Это особое искусство – народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Далее  мне хочется отметить виды детского фольклора.

Песенный фольклор (колыбельные, попевки, пестушки, дразнилки и т. д.)

Игровой фольклор

Календарный фольклор (календарно- обрядовые праздники)

Танцевальный фольклор – хороводы, танцы.

Знакомство и игра на детских музыкальных народных инструментах (ложки, трещотки, бубны, свистульки и т. д.) 

 Сегодня мы с вами поговорим о песенном фольклоре. О его значении для развития малышей и как внедрить фольклор в воспитательный процесс дома.

В течении многих веков прибаутки, потешки, сказки, загадки любовно и мудро воспитывают, поучают ребенка,  их родные мотивы  приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Народные педагоги, наши предки хорошо понимали важное значение детского возраста, и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире, роли славянина в нем. В детском фольклоре содержатся уроки для их слушателя, психологические и бытовые. Заговоры на крепкое здоровье ребеночка, его красоту, ум, счастливую судьбу.

Большой пласт в фольклоре представляют колыбельные песни. Первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках – это своего рода обряд, успокаивание. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки. Часто в колыбельных песнях используются слова «люли», «Люшеньки-люли», ребенка до сих пор называют «лялей» Детей лелеют. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады - Лели. Славянская Богиня Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Леля заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах.  Заметим, что во всех народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня – это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей богине Леле.
Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола “баять”, “баить” – говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”. Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку покой и сон. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания. Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребёнком. Несомненно, на этих представлениях сказались общие понятия народа о всесилии сна, отраде отдыха. Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее ребенка. Матери как бы желают своему дитя всего хорошего, обещая богатства, пряника, сладостей, обновы и т.д.

Баю, баю, баиньки,
Купим сыну валенки, (Тане)
Наденем на ножки, 
Пустим по дорожке. 
Будет мой сынок ходить, (Танечка)
Новы валенки носить. 
Существуют такие колыбельные песни, в которых к детям приходят животные и убаюкивают их.
Например: Кот-баюн, Гули, собачки и другие. Кот у славян – олицетворение вредоносной силы. Берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов. Теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка.

Когда ребенок в младенческом возрасте, ему мамы читают пестушки. От слова «пестовать» -  холить, лееять. Речь матери сопровождается поглаживаниями, массажем ручек, ножек. (Пример….) А мы с вами поговорим о потешках. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки.

Если ребенок проснулся утром не в духе или не хочет идти в детский сад, то эти чудесные потешки помогут вам поднять ему настроение.

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!

 Здравствуй, Настенька!
Здравствуй, солнышко!
Как цветочек мой спал?
Как по маме скучал?
Сейчас на ручки возьму,
Прямо к сердцу прижму!
Поцелую, обниму!
К небу дочку подниму.
Поставлю на пятки
Прямо у кроватки.
Сниму штанишки
С любимой малышки.
Посажу на горшок.
Обрадуй маму, мой дружок!

Зарядка поможет малышу стать крепче и пластичнее. Она принесет пользу, если делать ее ежедневно и с удовольствием. Для малышей очень важен игровой момент, поэтому старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху собственным примером.  Потешки помогут вам сделать занятия более интересными.
Мы ногами топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами чик, чик 

Раз сюда, два сюда 
(повороты туловища вправо и влево)
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали
Словно ванькой-встанькой стали
А потом пустились вскачь 
(бег по кругу)
Будто мой упругий мяч
Раз, два, раз, два 
(упражнение на восстановление дыхания)
Вот и кончилась игра.

Потягуни - потягушечки, От носочков до макушечки, Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем, Растем, Растем!

Потешки для умывания, купания и расчесывания волос
Ваш маленький сынуля-грязнуля не хочет умываться, мыть руки после еды, и вам никак не удается загнать его в ванну? А дочка предпочитает ходить нерасчесанной? Надеемся, наши потешки помогут вашим деткам полюбить мыло и расческу.


Просто читать потешки для развития ребенка.

У кошки - котёнок, У утки - утёнок,
У медведя - медвежонок,У лошадки - жеребёнок,
У свиньи - поросёнок,У овечки - ягнёнок,
У коровки - телёнок,У курочки - цыплёнок,
У собачки - щенок,А у мамы - сынок.
Потешки-утешки
Наша Маша громко плачет? И никакие уговоры не могут ее утешить? Выручат потешки-утешки. Они помогут ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.
Не плачь, не плачь - куплю калач,
Не плачь, дорогой, куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три!

У киски боли,
У собачки боли,
А у моей малышки
Заживи-заживи-заживи. Придет киска неспеша
И погладит малыша
Потешки для знакомства с телом, физического контакта с ребенком
Через прикосновение, поглаживание мама дарит ребенку радость телесного общения, помогает малышу

Едим с удовольствием - потешки за едой
. Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас, пождет,
И ждет, кто же первым придет?

Утка-утенка,
Кошка - котенка,
Мышка - мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты еще нет?
Где ложечка?
Ешь на здоровьице! Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,

Потешка про горшок
Как тебя зовут, дружок? А меня зовут "Горшок"!
Я спасаю всех детей От разных неприятностей.
Если будем мы дружить, Будешь ты сухим ходить!
Ты гуляй, играй, читай, Но про меня не забывай!
Посиди, не торопись, Сделай мамочке сюрприз!

Потешки для игры на коленках у мамы
Потешки "по кочкам" и ее аналоги - едва ли не излюбленная игра малышей любого возраста. Берем ребенка на коленки и согласно сюжету качаем его, в яму - роняем. Сто раз будете повторять, сто раз будет смеяться. Очень полезными такие потешки бывают, когда нужно удержать малыша на руках. Например, чтобы одеть штанишки или в очереди к врачу. Потешки для игры на коленках развивают у детей чувство ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

Прибаутки отличаются от потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Вид прибауток – небылицы. Дети раннего возраста воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное. ( пример…..)

С тех пор как появились потешки, прошло уже немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети также, как и во все времена ожидают от своих близких внимания, заботы, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.  Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально ярко, выразительно выразить свое чувство. А народное слово – непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.  Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы почувствовать отношение мамы, папы или бабушки в конкретной ситуации, понимать их  настроение в данный момент.

Я приготовила для вас потешки, прибаутки, музыкальные народные игры в аудиозаписи, которые помогут  насытить домашний досуг ребенка, развивать, радовать его.

Ну что ж, оценим ваши знанья. (Ведущий берет корзинку с орешками.)

Есть у меня орешки мудрости
И в них сокрыт секрет…
Их раздадим  мы  вам,
В одних пословицы – конец,
В других – ее начало.

Звучит музыка. Ведущий  командам  раздаёт орешки. Родители  открывают орешки.  В ходе обсуждения  собирают пословицы и поговорки по смыслу.

Пословицы и поговорки.

  • Детишек воспитать – не курочек пересчитать.
  • В одиночку не одолеешь и кочку.
  • Ребенок – это воск, что хочешь, то и сольешь.
  • Играть играй, да дело знай.
  • Без догляда и дерево не поднимается.
  • Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
  • Верная указка — не кулак, а ласка.
  • Кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью.
  • У семи нянек дитя без глазу (т. е. без присмотра).
  • И к худу и к добру приучаются смолоду.
  • Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
  • Добрый пример лучше ста слов.
  • К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
  • Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

Ведущий. Какие мудрые пословицы… Они подтверждают, что воспитание – должно явиться для родителей мудрым процессом. Не поверхностным.

 А сейчас я расскажу вам о том, как же на музыкальных занятиях дети приобщаются к фольклору.  Не только. О том, что мы делаем, как проходят занятия и т.д.

С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока - сорока» и т. д

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.

Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких - все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Они для детей, в возрасте от года до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.

Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций и первичных вокализаций наших детей . Именно в песенном фольклоре дети знакомятся с окружающим миром. Песенный фольклор близок детям по певческому диапазону (до-фа 1 октавы) и дети, еще даже не умея петь, непроизвольно готовят голосовой аппарат, внутренне пропевая за взрослым простые мелодии (нисходящая диатоническая линия, повторы)


Игровой фольклор занимает ведущее место в младшем возрасте. Игра – важнейшее средство для развития полноценной личности ребенка. В младшем возрасте – это хороводные игры («Каравай», «Карусель») и игры-догонялки («У медведя во бору», «Кот и мыши»). В нашем случае, именно для развития музыкальности, используются игры с песенным-текстовым сопровождением или берутся игры в фольклорном музыкальном оформлении по принципу яркой контрастности (тихо-громко, медленно-быстро, высоко низко) – для развития музыкально-сенсорных способностей (ритмические, динамические и звуковысотные). Календарный фольклор – это присутствие и интерактивное участие малышей в календарно-обрядовых праздниках детского сада. Это прекрасное средство для развития музыкального восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Танцевальный фольклор - представлен хороводами и простейшими плясками, соответствующих возрасту («Сапожки», «Где же наши ручки»)

Знакомство и игра на детских музыкальных народных инструментах (ложки, трещотки, бубны, свистульки и т. д.) 

С этой целью обратилась к народным музыкальным инструментам - бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка и музыкальным игрушкам.

Танцевальный фольклор - представлен хороводами и простейшими плясками, соответствующих возрасту («Сапожки», «Где же наши ручки») Работая с малышами над музыкально- ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Возрастная особенность малышей раннего возраста – в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе. Наглядно показывая движения, двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера, научила детей простейшим танцевальным движениям:
• - кружение на месте, помахивание руками, притопы ногами, хлопки в ладоши, «фонарики», качание с ноги на ногу.
• - « пружинка», притоп одной ногой, хлопки по коленям, покачивание разведенными руками в стороны с поворотом и др.


Занятия музыкой должны приносить детям только радость. Для этого строю свои занятия в форме игры, маленького сюрприза, сказки. Так, знакомя детей с песней «Петушок», вношу яркую иллюстрацию, а когда песня выучена, предлагаю узнать ее по мелодии. После того, когда дети узнали песню, появляется петушок игрушка .Игрушка радует детей, они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь ласково и протяжно. Затем использую эту песню в ролевой игре. Когда ребенку надевается шапочка петушка, я говорю:
Как у Пети - петушка,
Шапка выше гребешка,
Сапоги сафьяновые,
Шпоры оловянные.
Голосок у Пети
Громче всех на свете.
Ребенок двигается важно, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение взрослых и детей.
Если у меня в руках зайчик, то обязательно читаю стихотворение или потешку, или загадываю загадку о нем, дети слушают музыку (как он скачет, убегает от лисы), затем зайчик пляшет под русскую плясовую, играет на каком- либо инструменте ( бубне, погремушке), в конце занятия он обязательно играет с детьми в догоняшки, прятки, ладушки-ладошки и т.д. Эта структура занятия остается, когда я прихожу с куклой, мишкой, петрушкой, матрешкой.

Таким образом, музыкальный фольклор является ценным материалом для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста.
И именно ритм, и певучесть фольклорной ткани близка детям. Малые фольклорные формы - это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально- сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе. 

Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.

Но, как говорится в народе, лучше один раз увидеть, чем много раз услышать.

Я предлагаю вам небольшую презентацию с фотографиями ваших деток на музыкальных занятиях.

Наша встреча подходит к концу. Я рада была встретиться с вами.  Желаю всем радостного общения с вашими малышами. И всего самого доброго. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...

Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Немалая роль в нравственном воспитании человека принадлежит искусству и литературе. Зн...

Собственный инновационный педагогический опыт «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» - Ипкаевой Лилии Маратовны

В данном материале говорится о роли фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста. Подробно описана актуальность и перспективность, своебразие и новизна, оптимальность и эффективность испол...

«Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Дополнительное образование " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии.

Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии....

Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии.

Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии....

Материалы родительского собрания «Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Что же такое фольклор?2.Фольклор (устное народное творчество - от английских слов «Folk» -народ,«Jore» -знание) – народная мудрость, народное знание, выраженные всловесно...