Мастер-класс «Волшебные пальчики.
презентация на тему

Рогова Наталья Николаевна

Цель: ознакомление педагогов с опытом работы по теме:" Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Задачи: 

1. закрепить теоретические знания педагогов по развитию мелкой моторики рук дошкольников.

2. познакомить участников с разнообразными видами пальчиковых игр.

3. содействовать появлению желания участников мастер - класса применять полученные знания в практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.25 КБ
Файл mou_irmo_dzerzhinskaya_nshds.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Волшебные пальчики.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский.

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Задачи:

1. Закрепить теоретические знания педагогов по развитию мелкой моторики рук дошкольников

2. Познакомить участников мастер-класса с разнообразными видами пальчиковых игр.

3. Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Оборудование: карандаши, манка, прищепки, подносы, шнуровки,  картонный круг, банки с крупами, счетные палочки, пуговицы, шишки.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня на нашем мастер-классе. Одним из принципов положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение со взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Дошкольный возраст является периодом, особенно благоприятным для развития речи. Работа по развитию речи тесно связана с развитием мелкой моторики рук.

Следуя, ФГОС ДО сегодня большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать, и обогатить здоровье детей.

 Тема, моего  мастер–класса «Развитие мелкой моторики рук с учетом здоровьесберегающих технологий»»

Человек – это очень сложный механизм, в котором все взаимосвязано. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук влияют на развитие таких свойств сознания, как мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь.

Ведь недаром известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Чем искусней ребенок работает руками, тем он умнее, изобретательнее. Ведь кончики пальцев – это неиссякаемый источник творческой мысли, «питания» человеческого мозга».

Определив одно из основных направлений в работе, стараюсь создать воспитанникам такие условия, построить с ними такие развивающие отношения, которые бы расширяли их мир, стимулировали их творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук, и, конечно же, сохраняли, поддерживали и обогащали как физическое так и психологическое здоровье детей.

Какие методы развития мелкой моторики вы знаете и используете?

Методы развития мелкой моторики достаточно условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные:

• Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание, самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т. д.);

• Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);

• Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т. д. ;

• Художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином,, водой, рисование мелками, углём и т. д. ;

• Игры на развитие тактильного восприятия«Гладкий-шершавый»«Найди такой же на ощупь» и т. д.

Эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Но больший интерес у меня вызвали нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики.

Какие нетрадиционные методы развития мелкой моторики вы знаете?

• все нетрадиционные художественные техники: простейшие виды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т. д;

• теневой и пальчиковый театр;

• пескотерапия;

Сегодня мне хотелось бы поближе познакомить вас с методами развития мелкой моторики, которые мною были внедрены в работу, и полюбились не только мне, но и детям. Я стараюсь подбирать новые игры и упражнения, разнообразить материал, ведь они не станут развивающими, если не интересны ребенку.

1. Пальчиковые игры и пальчиковый театр.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети массируют ладони, обогащают свой словарный запас, с удовольствием принимают участие в инсценировках кукольного, пальчикового театра. Пальчиковые упражнения мы используем в динамических паузах на ООД.

Подробно останавливаться не буду, т. к. все применяют их на практике.

Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с различными предметами и материалами

Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей и поиграть со мной в пальчиковые игры.

Для начала давайте разогреем ручки.
1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

2. «Колобок» - имитируем скатывание колобков.

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

3. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

Теперь разогреем пальчики

4. Растирание пальцев - руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)

«Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём»

Игры с прищепками, скрепками, зажимами.

1. Упражнения с речевым сопровождением.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Предлагаю взять прищепки и поиграть

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе«Кыш!».

2. Представьте вместе с ребенком, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.

3. Очень интересно детям «приделывать иголки» прищепок ежу, вырезанному из картона

«Ёжик»

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания.

Игры – шнуровки, бусины, развивающие модули.

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. 

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

Игры с сыпучими материалами

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, пшена и др.).

1. Самомассаж в «сухом бассейне»

Насыпаем в емкость крупу. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. В «сухой бассейн» помещаем крупу, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.

А сейчас мы с вами порисуем. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе. Возьмите яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу, на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но также можно взять рис и гречку). При рисовании и письме на подносе с крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.).

Покажите малышу, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой!

Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты.

Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал!

Выкладывание фигур из счетных палочек.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, бигудями, грецкими орехами, шишки, карандашами).

Вам понравилось, вы получили удовольствие? В заключение я вам предлагаю немного отдохнуть.

Закройте глаза, расслабьтесь. Найдите своё сердце, прижмите обе руки к груди, и прислушайтесь, как оно стучит«тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите немного своего сердечного света и тепла.

Я благодарю вас за внимание и вашу активность! И призываю всех использовать пальчиковые игры в работе с детьми: в режимных моментах и образовательной деятельности.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: воспитатель Рогова Наталья Николаевна МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС» МАСТЕР – КЛАСС ТЕМА: «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Слайд 2

Цель: Ознакомление педагогов с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Задачи: 1. Закрепить теоретические знания педагогов по развитию мелкой моторики рук дошкольников 2. Познакомить участников мастер-класса с разнообразными видами пальчиковых игр. 3. Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Слайд 3

Составление узоров из мозаики

Слайд 4

Игры с прищепками

Слайд 5

м ассаж

Слайд 6

Игры с пуговицами

Слайд 7

Рисование на манке.

Слайд 9

Выкладывание фигур из счетных палочек.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Зайчик на пальчик

Мастер-класс в фотографиях "Зайчик на пальчик" из ткани. Приложение к сценарию совместного досуга "Солнечные зайчики"...

Мастер-класс "Наши волшебные пальчики"

Развитие мелкой моторики рук....

презентация мастер класс "Зайчик на пальчик"

Изготовление тряпичной куклы "Зайчик на пальчик"...

Мастер-класс "Зайчик на пальчик"

Этот материал предназначен для воспитателей детского сада...

Мастер-класс для родителей «Пальчики учат говорить»

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики для стимуляции речевого развития детей....

Мастер - класс "Играем с пальчиками"

Материал направлен на развитие детей мелкой моторики пальцев рук, которое оказывает благоприятное воздействие на развитие речи детей дошкольного возраста...