Главные вкладки

    ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    статья (старшая группа) на тему

    Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, определяющая уровень умственного и речевого развития ребенка. Развитие связной речи детей в детском саду является актуальной проблемой в современном мире

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gubina_n._yu._-_statya.docx20.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, определяющая уровень умственного и речевого развития ребенка. Развитие связной речи детей в детском саду является актуальной проблемой в современном мире.

    Просмотрев литературу и требования программ по теме, выяснила,  что эффективное средство для развития связной речи дошкольников – театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность является одним из самых действенных способов воздействия на детей, где полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя [2, c. 12].

     Работу над темой «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей 5-6 лет» осуществляла в соответствии с основной образовательной  Программой дошкольного образования МК ДОУ «Починковский детский сад № 8» г. Починки.

    Мы остановимся на исследовании связной речи с помощью серии заданий, опираясь на методику О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной.

    Задание 1

    Детям было предложено послушать рассказ Е. А. Пермяка «Первая рыбка», но название рассказа не дается при чтении взрослого. Детям предлагалось ответить на ряд следующих вопросов (О чем говориться в данном рассказе? О чем говорится в начале текста? О чем говориться в середине текста? Чем закончился данный рассказ? Какое название можно дать прочитанному нами рассказу?).

    Следует сказать, что 70 % детей относятся к низкому уровню, а 30 % к среднему уровню.  Отметим, что у детей слабо сформировано представление о структуре текста, а именно о его начале, середине и конце.

    Задание 2

    Каждому из детей предлагалось самостоятельно составить рассказ на тему «Как Серёжа нашёл котёнка». Обращаясь к детям, было сказано: «Вы часто придумывали различные рассказы на различные темы во время занятий, а также на прогулках. Подумайте и придумайте рассказ на заданную тему».

    Анализируя детские рассказы, можно констатировать, что 60 % детей относятся к низкому уровню, а 40 % – к среднему уровню развития умения строить повествовательный рассказ. У детей нарушены или не сформированы связность и плавность изложения, делают частые паузы, речь не плавная, присутствуют повторы.

    Задание 3.

    Старшим дошкольникам предлагалась серия из трех сюжетных картинок, которые были разложены произвольно, то есть не в заданном порядке. Детям необходимо было разложить картинки в нужном порядке и составить с помощью них рассказ, а также после составление дать ему название.

    Анализируя детские рассказы по картинкам, можно констатировать, что 75 % детей относятся к среднему уровню развития умения строить связанные высказывания, а 25 % – к низкому уровню.

    Делая вывод, можно сказать, что старшие дошкольники затрудняются в придумывании рассказов по серии сюжетных картинок. Трудности возникают в том, чтобы верно передать замысел, а также развитие сюжетной линии. У детей возникло затруднение в том, чтобы определить название своего рассказа. Не каждый ребенок использовал зачины и концовки при составлении своих рассказов. Наблюдалось нарушение в расставлении картинок. Большинство старших дошкольников используют простые распространенные предложения в своей речи.

    Для проведения формирующего эксперимента с детьми были разыграны конспекты непосредственно образовательной деятельности [1, c. 15]. Многие дети из экспериментальной группы, с которыми были проведены упражнения, игры, занятия при выполнении заданий показали результаты выше, чем контрольная группа. Из полученных результатов, отнесли 60 % детей экспериментальной группы к высокому уровню развития связной речи. В экспериментальной группе 40 % детей относятся к среднему уровню, а в контрольной 50 % детей. Низкий уровень в экспериментальной группе не наблюдается, а в контрольной группе составляет 50 % детей старшего дошкольного возраста.

    Итак, у детей 5-6 лет сформировались навыки связной речи с помощью экспериментального обучения. Эффект занятий проявляется в непосредственном речевом продвижении каждого ребенка, в повышении уровня развития познавательных процессов. У детей возрастает уверенность, а также активность и инициативность в общении.

    Список использованной литературы

    1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

    2. Доронова, Т. М. Играем в театр : метод. пособие / Т. М. Доронова. – М. : Просвещение, 2005. – 127 с.

    3. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду : новые подходы / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. – Ростов-н/Д. : Учитель, 2002. – 32 с.

    4. Цейтлин, С. Н. Язык. Речь. Коммуникация. Междисциплинарный словарь / С. Н. Цейтлин, В. А. Погосян, М. А. Еливанова, Е. И. Шапиро. – М. : КАРО, 2006. – 128 с.

    © Губина Н. Ю., 2018


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

    Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

    Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

    Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

    "Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

    "Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...

    ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

    Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...

    Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

    В презентации подробно представлено  использование  интерактивных технологий  как средства развития  связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....

    Презентация "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"

    Материал-презентация для педагогов по развитию речи детей. Тема:  "Инновационное обучение, как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста"....

    Индивидуальный план по теме самообразования "Технология развития критического мышления как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

    Данный план  раскрывает особенности организации педагогической деятельности  по применению методов и приемов инновационной технологии развития критического мышления как средства речевого раз...