«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Абжуева Наталья Ивановна

 

 Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребенка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов пантомимики.

 Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.

 Начиная работу по теме: «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи детей младшего возраста я поставила следующую цель:

  •  Создание условий для формирования и совершенствования речевых умений и навыков детей, через вовлечение их в театрализованную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

 Уже давно известно о значительной роли, которую играет театрализованная деятельность в развитии и воспитании ребенка.

 Наверное, нет такого детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность.

 Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребенка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов пантомимики.

 Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.

 Начиная работу по теме: «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи детей младшего возраста я поставила следующую цель:

  •  Создание условий для формирования и совершенствования речевых умений и навыков детей, через вовлечение их в театрализованную деятельность.

 

Свою работу начала с изучения методической литературы, поиска интересных форм совместной деятельности с детьми и родителями.

Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать. У ребёнка улучшается речь, ее грамматический строй, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

 Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном возрасте творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

 О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Антон Семёнович Макаренко называл театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающим своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющим большое удовольствие и много радости.

 Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов.

 Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

 Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребѐнку».

Важным условием успешного применения театрализованных игр является  речевая активность самих детей на основе подражания образцу.

 Она выражается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов. Посредством театрализованной деятельности дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, гармонией, словесными формами - вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием.

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В своей работе я использую следующие виды театра:

На фланелеграфе

      Магнитный

Теневой

      На палочках

      На стаканчиках

      Бумажный - вязаный

На ложках

      Настольный: резиновый, деревянный, из бумаги

      Модульный

      БИ-БА-БО

      Пальчиковый: из бумаги, фетра, вязаный, резиновый

      Топотушки

      Сюжетно-ролевой (с применением шапочек, масок)

      Книжки – панорамки

А так же используем Д/ игры.

     Многие театры  сделаны своими руками. Дети с удовольствием играют этими театрами, а также отдельными персонажами, придумывая свою сказку.

     У детей еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Поэтому акцент делаю на дыхание,  на артикуляцию,  на дикцию,  на интонацию или  высоту звучания. Для этого мы вместе с детьми проводим простые дыхательные упражнения, речевые игры и игры -  драматизации, разучиваем стихи, чистоговорки.

     Мною создана картотека по играм, некоторые пособия для них.

     Театрализованная деятельность позволяет учесть основные факторы речевого развития дошкольников:

Увиденное в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно,  способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Использовать театрализованную деятельность можно как в НОД, так и  режимных моментах.

      Успешную работу с детьми по развитию речи посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности проведены консультации.  в ходе которого рассказала родителям о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей.

    В приемной был оформлен уголок для родителей по теме «Театр – это интересно», «Зачем ребенку кукольный театр» и др.

    дети показали сказку «Репка»

    Провела мастер – класс для родителей. Изготовили персонажи к сказкам «Теремок»,  

Родители приняли участие в конкурсе «Театр своими руками». Были сделаны театры на магнитах, на палочках, на стаканчиках, топотушки и вязаные.

   

  По результатам опроса родителей, все были довольны проделанной работой по театрализованной деятельности. 100% родителей считают, что театрализованная деятельность положительно влияет на речевое развитие ребенка.  42% родителей готовы принимать участие в театрализованной деятельности в ДОУ.

        В заключении, хочется отметить, что использование театрализованной деятельности в работе с детьми требует от воспитателя развитого профессионального мышления, осмысленности жизненной позиции, которая включает в себя понимание глубинного смысла своей деятельности и ответа на вопросы: С какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Чему дети могут научить меня? 

По результатам своей работы, я могу сделать вывод, что театрализованная деятельность, – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков и эмоционально- волевой сферы детей, а совместная творческая деятельность - это прекрасная возможность самореализации всех ее участников, независимо от возраста.                                        

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, определяющая уровень умственного и речевого развития ребенка. Развитие связной речи детей в детском саду является актуа...

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Овладение родной речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.          Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, пото...

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Очень важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Одним из таких условий выступает  театрализованная деятельность....

Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи детей среднего возраста (текст к презентации)

Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи детей среднего возраста...

Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи детей среднего возраста (презентация)

Организация центра театрализованной деятельности как средство развития связной речи детей среднего возраста...