План кружка "Цветной калейдоскоп"
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Бухтиярова Оксана Михайловна

План кружка "Цветной калейдоскоп" на 2018-2019 учебный год во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka_tsvetnoy_kaleydoskop.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад. № 53 «Лесная сказка» г.Новосибирск

Перспективное планирование

дополнительного образования во второй младшей группе 

на 2018-2019 учебный год 

воспитателя Бухтияровой О.М.

на тему «Цветной калейдоскоп»

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности

Цель:  создание развивающей среды, обеспечивающей развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины, тактильных ощущений, слуха,  запаха и вкуса.

Задачи воспитания и развития детей

1. обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств.

  1. способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
  2. формирование представлений формы, размера, объема, величины;
  3. развитие речи и других коммуникативных навыков;
  4. поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по чувственно воспринимаемым признакам.

Для детей 3-4 лет отличает от малышей то, что они уже достаточно овладели речью, для того чтобы выражать свои мысли, желания и намерения словами, а не жестами. Ребята хорошо владеют существительными и глаголами, и на этом возрастном этапе основной задачей является усвоение прилагательных. Чтобы правильно употреблять прилагательные, нужно научиться выделять отдельные признаки предметов, в том числе такие, как цвет, размер, форма. В процессе игр ребенок учится различным приемом зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Вследствие чего возникают сенсорные эталоны, т.е общепринятые представления о внешних качествах предметов.

Еще одним немаловажным предметом в развитии детей данного возраста является то, что уже к трем годам ребята обладают достаточно большим запасом слуховых впечатлений, однако еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться  сравнивать, оценивать звуки по силе, высоте, тембру. Способность управлять своим слухом нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. И, бесспорно, лучше всего это делать в игре.

Сенсорное развитие является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и др.), а также для полноценного и осознанного восприятия окружающей действительности.

Месяц

Неделя

Программное содержание

Цель

Дидактические игры

СЕНТЯБРЬ

Знакомство, диагностика

1.Знакомство

Адаптация к пространству (помещения группы: спальня, игровая, туалетная комнаты, участок), предметному оснащению группы и новому социальному окружению

Знакомство с оборудованием группы,  их назначением и способами его использования.

2. Диагностика

Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня сенсорного развития детей на начало учебного года

Проведение наблюдения, выявление уровня сенсорного развития детей в ходе применения дидактических игр

3. Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития

Уголки: наполнение и обновление

Игры в уголках

ОКТЯБРЬ

Развитие сенсорных эталонов цвета

I

Развитие цвета, пространственной среды (группа, участок)

Адаптация к пространству

«Цветные крышечки»

Цель: учить различать и называть цвета, сортировать по цвету

II

Развитие формы цвета, поверхности (овощи и фрукты)

Учить узнавать и называть фрукты и овощи. Формировать представления о форме, цвете, поверхности, запахе фруктов, овощей.

 «Собери все овощи (Фрукты)»

Цель: правильно передавать внешний вид овощей и фруктов, развивать зрительное восприятие.

III

Развитие памяти и внимания

Развивать память, мышление, внимание

 «Лото»   (узнавание цвета)

Цель: Продолжать выбирать цвет по образцу. Учить воспринимать и определять резко различные и близкие цвета и оттенки.

IV

Закрепление. Сортировка по цвету

Цель:  закрепление пройденного материала

Аппликация: корзина овощей (фруктов)

Цель: Учить составлять группы отдельных предметов, обращать внимание детей на цвет предметов, закреплять умение подбирать предметы одинакового цвета

НОЯБРЬ

Развитие сенсорных эталонов восприятия формы, величины

I

Развитие эталонов формы

Познакомить с геометрическими фигурами

 « Что катится, что не катится?»

Цель: Сделать форму предмета значимой для ребёнка. Учить опираться на неё в деятельности.                                          

II

Сравнение формы

Учить сравнивать, выделять отдельные признаки

 «Сделай  картинку»            

 Цель: Учить видеть форму в  предмете, соотносить форму прорези и вкладки. Составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные, с помощью проб и промеривания

III

Развитие эталонов величины

Познакомить с эталонами величины

Короткая и длинная дорожки. (конструирование)  

Цель: Учить детей аккуратно соединять кирпичики, выстраивая их в линию. Закреплять умение различать пространственные признаки (короткая, длинная) и правильно обозначать их словом. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности.

IV

Сравнение, выделение по признакам величины

Учить сравнивать, выделять отдельные признаки

Круг, Квадрат, Треугольник, Прямоугольник, Ромб   (блоки Дьенеша)                                  

Цель: Развивать у детей: восприятие формы; умение анализировать расположение предметов в пространстве, научить различать формы                                      

ДЕКАБРЬ

Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы и величины

I

Продолжать развивать сенсорные эталоны цвета по двум, трем признакам

Учить называть знакомые цвета, узнавать и называть фрукты и овощи. Формировать представления о форме, цвете, поверхности,

«Надень кукле Маше сапожки»

«Стиральные машинки»

Цель: учить подбирать парные предметы по цвету; формирование сенсорных эталонов; развивать логическое мышление.

II

Продолжать развивать память и внимание по двум, трем признакам

Развивать память, мышление, внимание

«Наряди солнышко»

 «Наряди зайчика»

Цель: учить подбирать парные предметы по цвету; формирование сенсорных эталонов; развивать логическое мышление.

III

Продолжать знакомить детей с эталонов формы по двум, трем признакам

Закреплять знания детей о геометрических формах

«Наряди матрешку»

«Спрячь мышку в домик»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о цвете и геометрических фигурах; учить соотносить  фигуры по определённым признакам (размер, цвет, форма)

IV

Продолжать знакомить детей с эталонами величины по двум, трем признакам

Познакомить с эталонами величины

 «Новоселье у куклы Ани».

Аппликация «Домик для медведя и зайчика»

  Цель: учить детей определять величину предмета.  

                                   

ЯНВАРЬ

Закрепление. Развитие тактильных ощущений

I

Сравнение предметов.  Развитие пространственной ориентировки

Продолжать учить детей правилам общения и совместной игры, вежливые обращения к другим детям, умения делиться игрушкой, играть дружно, договариваться о совместной деятельности. 

Большие и маленькие мячи. Ориентировка в пространстве        Цель: Выбирать большие и маленькие предметы разной формы. Аккуратно наклеивать изображения. Упражнять в сравнении двух групп предметов, разложенных в ряд; пользоваться словами: столько.. сколько, поровну. Развивать способности к пространственной ориентировке.

II

Учить классифицировать одежду по назначению, по сезонам

Развивать умение классифицировать одежду по назначению, по сезонам

 «Подбери одежду для куклы». 

Цель: соотносить предметы по величине.

Оденем кукол на прогулку (аппликация) Геометрические фигуры                                                  Цель: продолжать воспитывать интерес у детей к аппликации, вызывать желание помочь игрушечным персонажам. Продолжать знакомить с правилами наклеивания.  Учить выкладывать на бумаге готовые фигуры и наклеивать их. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, их цветом, методами обследования.

III

Развитие игрового опыта

Продолжать учить сравнивать предметы и группировать

 «Чем похоже, чем отличается»                            Цель: Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине.                                                                          «Кто скорее соберет игрушки»

Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. 

Развитие тактильных ощущений

IV

Познакомить со свойствами воды

Цель: Свойства воды (таяние льда, текучесть, брызги, переливание из емкости в емкость); игры-забавы с водой; наблюдение ручейка, окрашивание воды; опыты с водой и другими материалами и веществами (пускание корабликов, растворение, опыт «Тонет — не тонет»). Игра Горячо — холодно                                       Цели. Развивать осязание.

«Переливание воды»                                      Цель: Развивать осязание: знакомить со свойствами жидкости.                                      «Моем посуду»
Цель: Работать над умением определять название различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное восприятие

ФЕВРАЛЬ

I

Познакомить со свойствами бумаги, дерева, камней

Расширение знаний и представлений о бумаге, дереве и камнях

«Разбери по группам»

 Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности

II

Познакомить со свойствами воздуха

Формировать представление о воздухе и его свойствах

«Воздушный шарик»

Цель: знакомить с качественными характеристиками воздуха (невидимый, прозрачный, движется); расширить представление о значимости воздуха в жизни людей, животных, растений

III

Закреплять знаний детей о свойствах воды и воздуха

Продолжать формировать представление о свойствах воды и воздуха

 «Стирка белья»
Цель: Учить определять название различных влажностных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности этого предмета.

«Мыльные пузыри»

Цель: знакомить с качественными характеристиками воздуха

IV

Закреплять знаний детей о свойствах бумаги, дерева, камней

Продолжать формировать представление о свойствах бумаги, дерева, камней

«Волшебный сундучок»

Цель: Развивать у детей тактильную чувствительность; познавательную и творческую активность; эмоциональную сферу детей, уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду) ;развивать мелкую моторику рук

«Деревянные предметы»

Цель: Учить определять свойства дерева на основе простейших опытов.

Учить находить в окружающей обстановке деревянные предметы.

«Загадочные камни»

Цель: Закрепление умения определять качества и свойства предметов путём исследования

Аппликация «Подарок любимому папе»

 Цель: Продолжать знакомить детей с разными «мужскими» профессиями (пилот, летчик, водитель и т.д.). Развивать умение подбирать необходимые атрибуты для каждой профессии. Учить составлять изображение из деталей

 Вручение подарков папам. Оформление фотовыставки «Наши папы»

Игры с водой и песком (внесение атрибутов и игрушек, сделанных совместно с педагогом или родителями) Цель: Закрепление умения лепить простейшие формы, узнавая знакомые изображения

МАРТ

Развитие слухового восприятия

I

Определять на слух звучание музыкальных предметов

Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть

 «Догадайся, что звучит»      

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать

II

Определять пары шумов

Учить составлять пары шумов (коробочки)

 «Шумящие коробочки»                                                   Цель: Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов

III

Игры для развития ритмического слуха

Развивать ритмический слух

«Поезд»

Цель: дать представление о перемене темпа – ускорении, замедлении

(Дети сидят на стульчиках. Поезд набирает ход – медленно стучат кубиками, ускоряется темп – быстро стучат).

IV

Игры для развития динамического слуха

Развивать динамический слух

«Платочки»

Цель: развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков. (Дети стоят в кругу, под громкую музыку машут платочками впереди себя, а на тихую – прячут за спиной).

«Конфетки для мамочки»

Цель: Продолжать вызывать интерес к работе с гуашью, побуждать изображать хорошо знакомые кондитерские изделия доступными средствами выразительности; упражнять в изображении округлых форм. Воспитывать уважение и любовь к своим близким. Учить детей вместе с воспитателем составлять небольшой рассказ о маме (где работает, домашние дела и обязанности мамы, как ласково зовут маму и т.д.).                 

Выставка детских рисунков «Наши любимые мамочки и бабушки».

Игра «Постучим, погремим»!                          

 Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Развитие эталонов обоняния

АПРЕЛЬ

I

Упражнять в развитии эталонов обоняния

Развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты

«Фрукт или овощ?»

Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.

 «Коробочки с запахами».

Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния.

II

Упражнять в развитии эталонов вкуса

Упражнять в развитии  эталонов вкуса

«Кисло, сладко…»

«Узнай на вкус»

Цель: Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус.

III

«Травка зеленеет, солнышко блестит»

Рассказать об изменениях в природе, распускание почек и листвы, цвет листвы, деревья и польза некоторых растений, изменения в живой природе (поведение птиц — пение, полет, гнездование)

Д/игра: «Большие и маленькие»                                                      Цель: Учить выбирать большие и маленькие предметы разной формы. Закреплять представления о предметах разной формы, их различии по величине.                                                  Игры с сенсорным фондом (группировка по цвету, форме и т. п.)                                             

IV

«Здравствуй, лето»!

Признаки наступления лета, изменения в природе,

Рассматривание обитателей луга (бабочек, стрекоз, других насекомых), образы природы

Лепка «Разноцветных шаров»    Цель: Учить различать желтый, красный, синий цвета; закреплять приемы раскатывания пластилина между ладонями; прививать интерес к изобразительной деятельности.        

 Выставка детских работ, посвященная Дню Победы.                

ДИАГНОСТИКА

МАЙ

I

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

II

III

IV


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка «Веселый калейдоскоп» в первой младшей группе

Цель: способствовать развитию восприятию и сформировать представления детей о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Годовые задачи:·...

календарно - тематический план "новогодний калейдоскоп"

3 неделя декабря тема:новогодний калейдоскоп" средняя группа...

календарно - тематический план "новогодний калейдоскоп"

"новый год у ворот" 5 неделя декабря средняя группа...

План проведения «Калейдоскоп зимних игр и забав»

Цель плана создание условий   для физического развития, повышения двигательной активности , расширения кругозора детей и укрепление здоровья детей...

Перспективный план Витаминный калейдоскоп

Перспективный план  Витаминный калейдоскоп...

Календарный план Новогодний калейдоскоп

План работы по теме недели Новогодний калейдоскоп...

Календарный план Новогодний калейдоскоп

План по теме недели Новогодний калейдоскоп...