Родительсое собрание на тему: "Роль игр и игрушек в жизни наших детей"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Нуртазанова Динара Саяхатовна

«Игра – это средство обучения и воспитания детей», «Игра – помеха для обучения», «Игра – источник забавы и удовольствия»). Как вы считаете, чем же игра является для вашего ребенка?» (родителям предлагается проголосовать за одно их высказываний). 

 

«Игра – первая школа общественного воспитания ребенка, «арифметика социальных отношений», - Л.С.Выготский. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobr.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Ташантинская общеобразовательная школа” 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект родительского собрания  на тему 

 «Роль игр и игрушек в жизни наших детей». 

 

 

 

 

 

 

подготовила 

Воспитатель: Нуртазанова Динара Саяхатовна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Ташанта  

2018 год 

  

 

Цель: дать родителям знания о значении игрушек, и ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек. 

Участники: родители и воспитатели группы, психолог. 

 

Ход проведения собрания. 

 

Родители входят в зал: «Обратите внимание на эти высказывания (на доске надписи: «Игра – это средство обучения и воспитания детей», «Игра – помеха для обучения», «Игра – источник забавы и удовольствия»). Как вы считаете, чем же игра является для вашего ребенка?» (родителям предлагается проголосовать за одно их высказываний). 

 

«Игра – первая школа общественного воспитания ребенка, «арифметика социальных отношений», - Л.С.Выготский. 

Антон Семёнович Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка... Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…». 

Что же такое игра? В истории психологии предлагалось много определений этой формы активности ребенка. Одни психологи считали, что игра – это развитие задатков, другие связывали ее с получением удовольствия, третьи полагали, что это способ, снимающий напряжение, четвертые считали, что в игре происходит получение информации. Все это верно. Как верно и то, что игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. 

Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. 

Анализ высказываний родителей: Когда Вы заходили в зал, Вам предлагалось отдать свой голос за одно из высказываний. Какие же результаты у нас получились (обсуждение результатов) 

Сейчас Вам предлагается поработать в группах. На листах ватмана напишите, что развивает игра.   

Родители работают в группах 4-5 минут. После чего идет обсуждение (каждая команда высказывает свое мнение). И как подведение итогов на доске появляется цветок. 

Значение игры в жизни ребенка очень велико: 

  • игры развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение; 
  • тренируют наблюдательность и ум; 
  • развивают творческие способности детей; 
  • формируют эмоционально-чувственную сферу личности ребенка; 
  • способствуют познанию ребёнком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию. 

Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач. 

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. Игра детей неотделима от игрушек, о которых мы сегодня с Вами и поговорим. 

Игрушка – это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приблизить игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т.п. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль.  

- Наверное, и у Вас в детстве была любимая игрушка. Сейчас я Вам предлагаю вернуться в детство и вспомнить о своей любимой игрушке. Упражнение «Моя любимая игрушка». 

Включить релаксационную музыку и медленно говорить: 

«Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себя в том возрасте, в котором Вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры Вы с ней играете. Она очень Вам нравится, Вы ее любите и стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит Вам много радости и счастья, и Вы улыбаетесь, Вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в этот зал». 

- С помощью нашей волшебной игрушки (передавать игрушку по кругу) расскажите о Ваших ощущениях, о своей любимой игрушке (задавая  общий тон, первыми на вопрос отвечают воспитатели, затем клубок передают родителям). 

- Вы стали взрослыми, а до сих пор вспоминаете свои любимые игрушки. Что должны делать взрослые, чтобы дети через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках? (непродолжительная дискуссия). 

 

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста. Виды игрушек: 

  • Сюжетные (образные) – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. 
  • Технические – транспорт, конструкторы всевозможные технические агрегаты. 
  • Забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков (в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность). 
  • Спортивно-моторные – способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве. 
  • Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения (куклы бибабо). 
  • Музыкальные – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки и др. 
  • Дидактические – с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т.д. (разноцветные вкладыши, ящички, матрешки, мозаики, лото и т.д.) 
  • Строительные (состоят из геометрических тел). 

 

Бывает, что самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел игры. Правильный подбор игрушек – серьезное дело. Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющиеся игрушки однородны – это приведет к однообразию сюжета игры. 

В серийной игрушке, с которой чаще имеет дело современный ребенок, содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. Внешняя привлекательность важнее  игрового применения. Игрушка программирует поведение ребенка.  

 

Вопросы: 

- На что Вы опираетесь в подборе игрушек? 

- Каково Ваше отношение к игрушкам-монстрам, куклам Барби... 

(Высказывания родителей)

 

Мнения психологов: игрушки-монстры могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу. Предлагаемые сейчас различные монстры, воины-скелеты и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших». Если же ребёнок с детства окружён представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована. Игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками-монстрами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к чему-то совершенно нормальному. Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека.  

Много споров идет и о куклах Барби. Играя в Барби, ребёнок приходит как бы «на все готовое». Ребёнок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Через Барби транслируется образ жизни – бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее,  горничной, прислугой, ухаживающей за госпожой, убирающей в ее доме, в лучшем случае подругой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание не на «красоте», а в первую очередь на чувстве заботы.  

Главная функция игрушки – активизация детской деятельности. Выбирая игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребёнок будет с ней делать? Чему она научит? Какие чувства возникнут у ребенка? Чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей играть, использовать предметы-заместители, воображаемые предметы. 

Задание. Напишите на листочках 

  • Любимые игрушки вашего ребенка. 
  • Играете ли вы со своим ребенком, кто чаще? 
  • Кто убирает игрушки? 

Материал для родителей. 

Чему обучается ребенок в игре? 

  • Эмоционально «вживаться», «врастать» в сложный социальный мир взрослых. 
  • Переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные. 
  • Осознавать свое реальное место среди других людей. 
  • Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими. 
  • Уважать себя и верить в себя. 
  • Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами. 
  • Свободно выражать свои чувства. 
  • Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. 

Литература. 

  1. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие/ О.Л. Зверева, Т.В., Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2006.-128с. – (Дошкольное воспитание и развитие). 
  1. Родительские собрания в детском саду. Зенина Т.Н. - М., Педагогическое общество России, 2006. – 96 с. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"...

Родительское собрание на тему: "Роль дидактических игр в развитии мелкой моторики у детей и воспитании любви к членам семьи".

Родительское собрание на тему: "Роль дидактических игр в развитии мелкой моторики у детей и воспитании любви к членам семьи"....

Родительское собрание на тему: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»

Цель:Формирование у родителей ответственности за здоровье своихдетей и свое здоровье, мотивации на здоровый образ жизни...

Родительское собрание на тему: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»

Цель:Формирование у родителей ответственности за здоровье своихдетей и свое здоровье, мотивации на здоровый образ жизни ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА одна из главных проблем семьи и детского с...

Конспект родительского собрания по теме «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

привлечь родителей к обсуждению вопроса о патриотическом воспитании ребёнка; повысить педагогическую культуру родителей, формировать обобщённое представление родителей в вопросах воспитания патриотизм...

Родительское собрание по теме «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей в 3-4 года»

Родительское собрание по теме «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей в 3-4 года»...