Формирование зависимости в дошкольном возрасте
статья на тему

Буяльская Оксана Валерьевна

Статья о том, как формируются различного рода зависимости в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_zavisimost.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Текст выступления по теме: «Формирование зависимости в дошкольном возрасте»

Современные психологи, изучая различные зависимости людей, склонны в один голос считать, что причина их возникновения кроется в детстве.

Для начала давайте перечислим самые распространенные их виды: наркотическая, алкогольная, пищевая (анорексия и булимия), табачная, эмоциональная зависимость (от человека, например, при любви без взаимности), информационная (интернет, телевизор), игровая, трудовая.          

Зачастую люди склонны думать, что подросток спивается, потому что попал в плохую компанию. Но на самом деле, он попал в эту компанию потому, что у него очень напряженные отношения в семье, и он пошел туда, где его выслушают. Или же 18-тилетний юноша, подсевший на игры и уходящий в тот мир, где нет его отчима, который на протяжении 5-ти лет бил на его глазах маму… Суть в том, что формирование зависимостей происходит в детстве, задолго до того, как человек попадает в злополучные компании или подсаживается на наркотики.

Существуют слабо выраженные зависимости, но по своей природе ничем не отличающиеся от тяжелых химических зависимостей. Например: один человек выкуривает 2 пачки сигарет в день, а другой - только 10 штук. Дело не в количестве, а в той тяге, которую человек испытывает к тому или иному веществу или явлению в жизни. Если попробовать отказаться от привычки, что можно увидеть, что это, на самом деле, не так уж просто. Будь то шоколад, шопинг или трудоголизм.

         Как уже сказано выше, психологами доказано, что закладка и становление психики ребенка происходит еще в раннем детстве его родителями и окружающими, которая дает свои всходы всю последующую жизнь человека. Общий фон повседневной жизни в детстве определяет то, что останется в памяти ребенка. Наши детские переживания или трудности, пережитое насилие или ущемления прав являются предпосылкой серьёзных нарушений в будущем. Каждый человек от рождения переживает определенные этапы, при которых что-то формируется или должно сформироваться в его психической структуре. Давайте посмотрим, что и когда:

1-й год жизни. Формирование доверия.

В этот период жизни человечек полностью зависит от матери. Нереализованная потребность в полном доверии к родителям, когда малыш беззаботно принимает пищу, когда бесстрашно доверяется взрослым рукам во время купания, когда ему нужна родительская ласка во время колик животика или ночных пробуждений, впоследствии вызывает формирование зависимостей от алкоголя или табака.

 3-й год. Формирование самостоятельности.

 В этот период жизни малышам присуще желание делать многие вещи самостоятельно. С завидным упрямством ребенок как бы делает вызов родителям в борьбе за свою автономию. Но, имея дело с маленьким ранимым человечком, родители часто допускают ошибки, недопонимая присущих детям особенностей развития в этом возрасте. Малыш говорит: «Я сам!», и бьет нечаянно чашку, или, стремясь самостоятельно переступить лужу, падает в нее, и тому подобное. Такие ситуации часто вызывают у родителей нехватку терпения. Они прибегают к манипуляции чувства стыда и вины у своего ребенка. Вот тут-то и «рождаются» люди с неправильной самооценкой, причем самооценкой в двух крайностях: завышенной или заниженной. Ошибки родителей в этот период жизни рождают формирование зависимостей таких, как игровая и наркотическая.

 4-5-й годы жизни. Формирование инициативы.

В эти годы жизни подрастающий ребенок хочет уметь делать то, чего он не умел делать раньше. При этом он вовсе не желает расстраивать своих родителей, бабушек-дедушек, братьев-сестер своим неумелым обращением с вещами и своей неловкостью. Однако зачастую он бывает гоним своими родными фразами типа: «Вечно ты все не так делаешь!» или «Уйди отсюда поскорее, а то опять натворил!» Такие вот не со зла брошенные реплики в адрес ребенка запускают механизм зарождения безынициативного и безответственного поведения. Неправильная линия поведения взрослых в этот период влечет формирование зависимостей любовной и пищевой либо продолжается возмещение данного состояния перечисленными выше зависимостями: алкогольной, табачной и игровой.

 7-10-й годы жизни. Формирование полноценности.

 Ребенок находится в таком возрасте, когда тумаки и ярлыки он может получать не только в семье, среди близких, но и порой от сверстников в школе или во дворе. Нереализованная потребность быть значимым и нужным провоцирует возникновение разных комплексов. А усиленный эффект прозвищ, кличек и ярлыков типа «неудачник», «двоечник», «слюнтяй» и так далее, вызывает желание спрятаться от них в состоянии наркотического воздействия или других психотропных веществ.

 12-16-й годы жизни. Самоопределение.

 Подросток учится быть социальным, заводит круг новых друзей, решает новые проблемы, с которыми он раньше не сталкивался. При этом его ощущение и восприятие окружающих протекает очень остро, и он переживает за то, как его воспринимают. В этот период подросток выбирает свой имидж, стиль поведения, находит свой круг по интересам. Доверительные отношения с родителями, их поддержка и понимание своего ребенка в этот сложный период становления его как личности может стать для него хорошим основанием для самоутверждения и выбора правильного пути в жизни.

 Далее, молодые люди строят отношения в паре, и зачастую сильные обиды, обоюдные претензии и болезненные разочарования подталкивают их к усугублению уже заложенных наклонностей. Основное формирование зависимостей личности происходит все же в детский период, а далее происходит их закрепление в случае негативного развития сценария.

Пройдя долгий "путь" из детства во взрослую жизнь зависимость становиться сильной и подчиняет себе "хозяина", влияя на его поведение, мотивацию, желания и чтобы избавиться от неё нужна помощь специалиста. а часто нескольких (эндокринолога, невролога, нарколога).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника и разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости детей дошкольного возраста от информационных технологий.

Бурное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, приме...

Консультация для родителей "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"

Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: ...

Формирование зависимости в дошкольном возрасте

Презентация на тему "Формирование зависимости в дошкольном возрасте"...

Консультация для родителей и педагогов по теме: "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"

Аннотация: Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Ситуация сложилась...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ              Компьютерная зависимость детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей и педагогов по теме Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов

Консультация для родителей и педагогов по теме: "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"...

Консультация для родителей и педагогов по теме Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов

Консультация для родителей и педагогов по теме: "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"...