"Традиции семейного воспитания"
статья на тему

Данная  статья направлена то, чтоб показать,как важна значимость семейного воспитания детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_semeynye_traditsii.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции семейного воспитания

А.Г.Ходорик, Т.В.Николаева, А.П.Никольская

МБДОУ «Детский сад №166 «Цветик-семицветик» г.Чебоксары

tatyananikolaevazahar@mail.ru

Аннотация. Семья – главный институт воспитания. Именно семья оказывает широкое воздействие на ребенка. Важным элементом культуры семьи выступают семейные традиции, под которыми понимаются духовные ценности, правила поведения, принятые в данной семье и передающие из поколения в поколение.

Ключевые слова: семья, ценности семьи, семейные традиции, духовно-нравственное воспитание дошкольников.

         Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.  Именно семья влияет на становление личности ребенка. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья   способствует появлению у личности образа своего “Я».

    В каждой семье есть свои традиции, интересы, ценности. Подрастающий ребенок очень внимательно следит за этими традициями, выставляет их на первый план. Он очень чутко реагирует на поведение взрослых,  быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Именно от родителей зависит будущее ребенка и только они  имеют влияние на них.  Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества. Чем устойчивее жизненное состояние между родителями и детьми, чем ближе они контактируют, тем увереннее и надежнее чувствуют себя дети. Они свободно чувствуют себя в обществе, активно развиваются. В них не будет скованности и замкнутости. Как известно в здоровых и благополучных семьях родители и дети связаны едиными повседневными заботами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, нехватка достаточного времени приводит к нарушению семейных отношений.  Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности.

Семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение, приспосабливаясь к условиям современной жизни постоянно меняются.  Без изменений остаётся лишь их назначение в обществе: они призваны укреплять родственные связи и отношения, они являются механизмом передачи важных личностных и социальных качеств человека таких как: сострадание, любовь, доброта, взаимопонимание, готовность помочь близкому человеку. Именно ценность семьи определяет смысл и суть поведения человека. Ребенок, который воспитывался в традициях гуманного отношения к окружающему миру, очень хорошо понимает и проявляет уважение к членам своей семьи. Такие дети чувствуют проблемы людей, животных. Они даже переживают за судьбу литературных героев.

             В своей книге “Семейное воспитание ребенка и его значение П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей. Он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых.

Он писал: “Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом”.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

         Традиции — лучший воспитатель ребенка. Поскольку они дают самое главное ребенку — уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях, соберется, и будут все вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью.        

Список использованной литературы

1. Авсиевич М. Л. , Мельник Л. И. На встречу друг другу. Минск,1992 г., изд. Народная асвета, стр. 31

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика, М., 1987г., изд. Политической литературы, стр. 190

3. Василькова Ю. В. Социальная педагогика, М. 1999г., изд. Центр  Академия, стр.270

4. Гарбузов В.И. От младенца до подростка, М.1999 г., изд. Академический проект.

5. Земская М.Р. Семья и личность, М.,1999 г., изд. Прогресс, стр.133

6. Зюбин А.М. Растить человека, Лениздат, 1988г., стр. 64

7. Ковалев С.В. Психология семейных отношений, изд. Педагогика, 1987г. стр. 70

         8. Лебедев П.АЮ Семейное воспитание. Хрестоматия. М. 2001г., изд. Академия, -стр 408

9. Лестгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / СПб. : Либроком, 2010 г. – 218 с.