Транслирование опыта работы. Доклад "Методика преподавания исторического и литературного краеведения в дошкольном образовательном учреждении" для областных гуманитарных чтений по теме" Сахалин М.В Теплинского, Г.И Мироманова и М.Л Полянского"
статья (средняя группа) по теме

Вайсят Ирина Александровна

Представлена концептуальная основа воспитания и обучения духовно-нравственного развития детей, организация развивающей предметно-пространственной среды. Предложены темы по ознакомлению с малой Родиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Вайсят Ирина Александровна

Место работы:

МБДОУ детский сад

комбинированного вида №1 «Светлячок»

г. Александровск-Сахалинский

 Методика преподавания

исторического и литературного краеведения в ДОУ.

Современные требования, предъявляемые к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приёмов в дошкольном образовании, путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В целях воспитания нравственно-патриотических качеств у детей на протяжении нескольких лет педагоги нашего детского сада через народные традиции приобщали детей к искусству и культурному наследию своей родины. Следуя идеологии А. Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке ФГОС ДО, который считает, что в основе стиля воспитания лежит культ ребёнка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению, делая ставку на современного ребёнка.

Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности, приобретая все большее общественное значение.

Не секрет, что именно в период дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы будущей личности, начинается процесс осознания ребенком себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия и от того, какие образы восприятия будут сформированы, во многом зависит его последующее нравственное развитие.

Совершенствование воспитательной работы с точки зрения её патриотической направленности осуществляется за счет приближения обучения детей к реальной жизни, ознакомления с объектами ближайшего природного и социального окружения, создания запоминающегося образа малой Родины.

Концептуальной основой воспитания и обучения духовно – нравственного воспитания, является обогащение, амплификация детского восприятия через знакомство детей с историей, культурой и природой малой Родины.

Основная цель здесь, будет являться: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой Родине на основе национально-региональных и природных особенностей родного края.

Проводимая работа с детьми предполагает:

• приобщение дошкольников к культурному и историческому наследию, традициям своей малой родины;

• расширение представлений детей о социально-экономической значимости родного края, трудовой деятельности людей, профессиях;

• знакомство с выдающимися жителями, людьми, родословной своей семьи, семейными традициями;

• организация творческой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие и заботу о ближайшем окружении: человеке, растениях, животных, населенном пункте.

Особое внимание уделяется воспитанию гражданской позиции, как представителям своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

В основу разработки содержания и технологии ознакомления с малой Родиной были положены конкретные принципы:

- энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т. д.);

- уникальность родных мест предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона; способствует формированию патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина;

- единство содержания и методов – работа с детьми, которая нашла свое отражение в структурном построении занятий, экскурсий, видео путешествий.

- динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей того или иного возраста.

Современные дети имеют гораздо больше особенностей в своем развитии, чем имели в детстве их родители или дедушки и бабушки. Эти особенности развития обуславливают необходимость индивидуализации образовательной среды.

Интеграция детоцентризма и развития индивидуальности нашла своё отражение в организации развивающей предметно-пространственной среды. Это и введение в образовательное пространство нового современного ИКТ - оборудования, сюжетные игры и игрушки с ярко выраженными региональными признаками, оформление игрового пространства с учетом регионального компонента. На этом фоне ещё актуальнее выглядят традиционные игрушки, которые постепенно уходят из жизни ребёнка как предметы игры, приобретая сувенирный статус и теряя тем самым свое главное предназначение – передачу культурного и духовного наследия будущим поколениям. Поэтому в развивающей предметно-пространственной среде (РППС) дошкольной образовательной организации традиционные игрушки должны быть широко и разнообразно представлены: начиная от матрёшки и неваляшки – заканчивая предметами народных промыслов.

На этом этапе собираем, анализируем и доводим до детей всю информацию о том населенном пункте, где они живут, привлекая родителей; экскурсии в библиотеку, музеи, чтение произведений; знакомство с писателями и поэтами родного города и края, исторические факты, пусть не масштабного, местного значения; окружающую природу с потребительской позиции (роль промышленности) и с точки зрения признания само ценности природы; основные профессии, которые присущи жителям города (если они не выражены ярко, то можно обратить внимание детей на самые важные и известные детям профессии).

В планы по ознакомлению с малой Родиной входят такие темы:

«Сегодня - дошколята, завтра – школьники, где проводятся экскурсии к зданию школы, развивая интерес к школе, закрепляются знания поведения на улице, названия улиц, почему так называются. Даются знания о профессии «Учитель». Тема «Земля – наш общий дом» - формирует у детей у детей понятия, что наша планете – огромный шар, покрытый морями, океанами и материками, окруженный слоем воздуха; расширяем знания детей об экосистемах, природно-климатических зонах живой и неживой природы разных зон, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, воспитываем желание заботиться о природе, сохраняя ее.

Тема «Мой город» - закрепляем и расширяем знания о родном городе: название города, символы, основные достопримечательности (места отдыха горожан, дом культуры, исторические памятники, краеведческий музей имени А.П. Чехова. Знакомим с историей возникновения города, его названия. С названием главных улиц, даются представления об основных предприятиях города, любовь к нему, желание сделать его еще красивее; учим ориентироваться в пределах ближайшего к ДОУ.

Проводиться непосредственная образовательная деятельность на тему «История моего города», чтение стихотворений, дидактические игры «Достопримечательности города», беседа – наблюдение на тему «Улицы нашего города», игра – экскурсия по родному городу на тему «Мое любимое место в городе», рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Мой город».

Беседа на тему «Мой город – моя малая Родина» вызывает у детей интерес к истории своего города, к людям, жившим и живущим в нём.

Беседа на тему «Путешествие в прошлое и настоящее родного города» расширяет знания детей о прошлом города.

Беседа на тему «Мы гуляем по улице», «Герб и флаг моего родного города», «Мой дом – моя крепость», беседа – рассказ на тему «Улицы родного города» мы не только знакомим с названиями улиц, но и рассказываем в честь кого они названы. Целевые прогулки, «Город, в котором мы живём» сопровождаются рассказом на тему «Чем славен наш город».

Совместная изобразительная деятельность на тему «Мой город самый-самый», изготовление макетов.

 Одна из тем недели «Семья и семейные традиции», дает представления детям о семье и родственных связях, желание детей узнать о членах семьи, их занятиях, интересах; интерес и уважение к семейным традициям, воспитывается желание и потребность проявлять заботу, внимание к близким. На этом этапе проводятся беседы «Моя семья» продолжаем формировать интерес к членам семьи, «Семейная фотография» - вызывает желание рассказывать о членах семьи, их занятиях, увлечениях.

Рассказывание воспитателя на тему «Что такое генеалогическое дерево» дает детям представление о родственных взаимосвязях. Беседа на тему «Организация быта в нашей семье в будни и праздники», семейный праздник «Красна изба пирогами, река – берегами, а семья – традициями»

чтение художественной литературы, обсуждение поговорок о семье, песни и хороводы, дидактические игры поддерживает интерес и уважение детей к семейным традициям.

В план – программу входят и книжкины недели, где знакомят детей с деятельностью писателя, художника-иллюстратора, художника-оформителя, процессом создания книг, с правилами обращения с книгами.

С одним из писателей в старших группах – А.П. Чехов. Знакомим детей с биографией и фактом о том, что он побывал у нас в городе, с его трудом. Посещение музея – одна из форм деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников. Материалы краеведческого музея имени А.П. Чехова поистине уникальны. Все, что изучают и о чем узнают дошкольники в музеи, есть часть жизни их предков, истории родного края и государства. Чтение рассказов, экскурсии позволяют более глубоко познакомить детей с историей своей малой Родиной, стимулируют у дошкольников интерес и любовь к своему родному городу, заботу о его красоте, неповторимости.

При ознакомлении с историей малой Родины организуется поисковая деятельность. Взрослые, родители делятся с ребятами знаниями об известных людях, на занятиях дети обмениваются полученной информацией. Рассматривание фотографий и иллюстраций способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым людям и землякам.

В 2016 году в рамках областного конкурса «Современные подходы к проведению этнокультурного воспитания» принимали участие педагоги и результатом участия стал диплом лауреата с разработкой «Мой город». Публикуем свои разработки на сайте «Планета детства» - «Александровск-Сахалинский – моя малая Родина».

В качестве результатов реализации данной работы были отмечены следующие показатели:

• усиление гражданской и патриотической направленности воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

• Создание единого культурно-регионального образовательного пространства с участием всех субъектов воспитания.

• Обновление содержания и технологии работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной на основе учета национально-регионального компонента.

• Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Список использованной литературы

1. Информационный бюллетень Мильченко Л., Кресова О.А., Зацаринный М., «Экологические записки Сахалина» – 2006.

2. История в названиях на карте Сахалинской области. К.М. Браславец, Дальневосточное книжное издательство, Сахалинское отделение. Южно-Сахалинск – 1983.

3. Гармония красок и форм. Дальневосточное книжное издательство, Сахалинское отделение. Южно-Сахалинск – 1976.

4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб.: ООО «Издательство» «Детство-пресс, 2016. – 352 с.

5. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII – начало XXв.) – 2002.

          6.  Область на островах. Краткий очерк истории, развития экономики и культуры. П.А. Леонов, И.В. Панькин, И.Е. Белоусов – 1970.

7. Освоение Сахалина русскими людьми. Костанов А.И. – Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение. Сахалинская областная типография, Южно-Сахалинск – 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение опыта работы заведующего по подбору и расстановке кадров в дошкольном образовательном учреждении"

Предлагаемый материал из опыта работы заведующим детским садом более 20 лет поможет начинающему руководителю ДОУ грамотно управлять кадрами в условиях их дефицита. Дошкольное образовательное учреждени...

транслирование опыта работы по самообразованию

Представлен перечень мероприятий, транслирования опыта профессиональной деятельности педагога...

Транслирование опыта работы

Активно транслирую опыт своей педагогической деятельности:►опубликовала на сайте «Талант.рус» авторскую работу «Развитие познавательной активности дошкольников через интеллектуальные...

Описание опыта работы на тему: "Применение информационно-коммуникативной технологии в дошкольной образовательной организации в современных условиях"

На первый взгляд ИКТ технология - тема знакомая многим педагогам, и с развитием прогресса с каждым годом появляется большое разнообразие средств ИКТ технологии. В своей работе я применяю, как традицио...

Приложение1.3. к описанию опыта работы на тему: "Применение информационно-коммуникативной технологии в дошкольной образовательной организации в современных условиях"

Приложение1.3. к описанию опыта работы на тему: "Применение информационно-коммуникативной технологии в дошкольной образовательной организации в современных условиях"Инструкция "Голосово...