Программа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с обрядовой народной куклой.
материал (старшая группа) на тему

Барабаш Марина Александровна

Программа по приобщению дошкольников

к истокам народной культуры  

через ознакомление с обрядовой народной куклой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly_babushki_matreny.docx81.74 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по приобщению дошкольников

к истокам народной культуры  

через ознакомление с обрядовой народной куклой.

http://www.deliya-toys.ru/capsule/imglib/data/169/2771/Kukla-schaste3.3.jpg

2018 г.

  Пояснительная записка

Одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогики - приобщение детей к  истокам народной культуры, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

 Сегодня мы на многое  начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности, потому, как  без прошлого нет будущего.

Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения  детей к истокам народной культуры?

Кукла - первая среди  игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная  народная кукла-часть народной традиции. Изготавливая ее ребенок, постигает историю  своего народа.

Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь   и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между  миром детства и миром взрослых.

Участники:

дети подготовительной к школе группы от 6 -7 лет, воспитатели, родители.

Методические принципы: 

  • научности (использование научно –  обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
  • доступности (использование технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
  • активности (участие родителей и других членов семьи);
  • сознательности;
  • систематичности (реализация мероприятий постоянно, систематично);
  • целенаправленности (подчинение комплекса методов и приемов четко определенной цели);
  • оптимальности (разумно сбалансированные величины нагрузки).

Цель программы:

Приобщение детей к народной культуре, через  ознакомление с народной куклой.

Задачи:

1. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.

2.  Вызвать интерес к созданию народной куклы её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения, познакомить с различными техниками  изготовления народной куклы.

3.Учить детей использовать накопленные знания, результаты своей работы  в различных видах деятельности.

Содержательно – деятельностный подход

Представлен включением детей в активную художественную  творческую деятельность, в которой учитывается специфика  художественного освоения мира народной культуры: интерес к  пластическим  и  декоративным видам деятельности, ориентация на её положительный результат.

Системно – комплексный подход 

Основой познания целостной картины мира является художественный образ. Образ русской текстильной куклы нельзя представить себе вне культуры народа. Кукла представлена в программе в системе семейного воспитания.

Личностно – ориентированный подход

Процесс изготовления текстильной куклы  —  культурное пространство для формирования и развития личности ребёнка. Программа построена с учётом интересов ребёнка, мотивации его успешной деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности.

Это способствует формированию готовности к саморазвитию, потребности к самообразованию, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентироваться в пространстве народной художественной культуры и соотносить её достижения с современным миром.

Виды художественной деятельности:

1. Диалоги о народной художественной культуре способствуют обогащению зрительной памяти, активизируют образное мышление;  восприятие произведений народного творчества направлено на развитие активного эстетического отношения к творчеству как части культуры народа, её традиций, обычаев.

2. Основы художественного изображения включают практическую деятельность ребенка, творческого характера в процессе изготовления текстильной куклы.

3. Декоративно  –  прикладная деятельность  -  это развитие умений и навыков, направленных на сознательное использование средств  художественной выразительности в создании художественного образа: ритм, силуэт, цвет, композиция декоративного образа; учёт назначения  художественной вещи при выборе материала, связи декоративного  оформления  и  практической значимостью вещи, связи предмета со средой бытования, понимание духовной ценности.

4. Художественно  –  творческая  деятельность  на  основе  синтеза  искусств, который объединяет практическую деятельность по  изготовлению кукол с музыкальным народным творчеством и театральным действием; с игрой и праздником.

Условия реализации программы:

  • создание в детском саду эстетической обстановки, атмосферы национального быта;
  • создание уголка сказки, ряженья, уголка «мастерилки»;
  • широкое использование фольклора;
  • знакомство с праздниками и традициями русского народа;
  • создание мини-музеев;
  • просветительская работа среди родителей.

Материальная база для практической работы:

  • наличие образцов кукол, схем, иллюстраций, описаний технологии изготовления кукол;
  • технические средства обучения для активизации учебного процесса;
  • организация выставочного пространства;
  • костюмы для детей, руководителя;
  • инструменты и материалы для работы с  текстильными  материалами.

Направления работы:

  • работа с детьми;
  • обогащение предметно – развивающей среды;
  • работа социумом
  • работа с родителями.

Методы работы с детьми:

  • дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения;
  • чтение художественной литературы;
  • слушание музыки;
  • организация выставок по различным тематикам;
  • виртуальные экскурсии «Куклы народов мира»;
  • изготовление народных кукол,  театров и атрибутов к ним;
  • выставки детских работ;
  • игры - драматизации.

Обогащение предметно - развивающей среды в группе:

  • подбор  наглядного материала;
  • создание дидактических игр;
  • выставки произведений декоративно - прикладного искусства;
  • книжные выставки;
  • внесение материала для самостоятельной творческой деятельности детей.
  • создание  мини-музея «Куклы наших бабушек»

Работа с родителями:

  • участие в создании мини-выставок;
  • выставки передвижки для родителей;
  • совместные праздники и развлечения;
  • колонка « читаем детям» (в родительском уголке);
  • конкурсы - задания.

Этапы реализации программы

1 этап - подготовительный.

Изучение и анализ литературы по теме, определение объема материала, сроков и направлений по программе. Составление календарно-тематического плана по теме. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий, разработка технологических карт), с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях. Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей».

 

2 этап - основной.

Цель: формировать: устойчивый интерес к народной культуре; умение детей создавать народные куклы используя, различные материалы; подвести к пониманию назначения народных кукол, к истории их создания; развитие воображения и творчества, художественного восприятия в процессе рассматривания куклы; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Второй этап включает в себя цикл НОД, совместной деятельности  воспитателя с детьми, в ходе которых дети знакомятся с народными куклами   и получат новые знания о народной культуре и истории своего народа. На протяжении всего путешествия детей сопровождает мудрая сказительница, хранительница знаний, умелица на все руки. Именно она рассказывает детям все новые и новые сказки, интересные истории, приносит детям народные игрушки и различный материал для продуктивной  деятельности.

3этап-творческий.

Цель: создание условий для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую, продуктивную деятельность связанною с народной культурой; стимулировать  творческое использование детьми полученных знаний, умение применять их самостоятельно; создание радостной обстановки способствующей проявлению  творческих способностей детей с условием их дальнейшего развития.

Составляя перспективный план работы, был сделан упор на то, чтобы  подвести детей к пониманию  значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного. А помогало в этом мудрость русского народа, опыт, накопленный веками и конечно, то, что близко и понятно всем детям – кукла.

На протяжении всего путешествия по  новому неизведанному миру прекрасного дети узнают историю возникновения и при желании  научатся делать  следующих народных кукол:

  • Покосница.
  • Стригушка
  • Кукла Счастье
  • Кукла Ангел
  • Крестец.
  • Кубышка-травница
  • Кукла на ложке
  • Кукла Масленица
  • Колокольчик
  • Кукла Пеленашка.

Ожидаемые результаты:

  • будет более развит  интерес  детей к народной кукле  и народным традициям;
  • расширятся знания детей  о народной кукле;
  • сформируется  интерес к  способам изготовления народных  кукол;
  • у детей сформируются  навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда.
  • укрепиться творческое  взаимодействие с семьями воспитанников

  • в ходе реализации проекта, будет создана апробируемая   система  мероприятий по формированию интереса у  детей к народной кукле.

 Вывод.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа,  именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача  приобщения детей к ценностям народной культуры.

Девизом своей работы мы выбрали замечательные слова В. Высоцкого:

             Красоту, чистоту мы  у старших берем,

             Саги, сказки из прошлого тащим,

             Потому, что добро остается добром

             В прошлом, будущем и  настоящим

Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «детской души» прорастет и  принесет свои  плоды.

Литература

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2. О.Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.

3. И.Г. Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб «Детство Пресс» 2008г.

4. И.Н. Котова, А.С. Котова . Русские обряды  и традиции .Народная Кукла .-СПб: «Паритет» 2008.

5. Е.В. Берестнёва  Н. В.Догаева. Кукольный сундучок.-  Москва «Белый город»  

6. Т.Сысоева Кукольный календарь  Каргополь 2006г.

7.  Журнал Цветной мир. №1 2009 г. Народная игрушка. Москва.

8. Т.А. Бударина. О.Н. Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб «Детство Пресс» 2008г.

9. Журнал. Читаем, учимся, играем.№1,2,3,8,6- 2007г. «Либерия библиопринт»


Приложение 1.

КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Мероприятия

Цель

Краткое содержание

Материал

Январь

ДИ «Узнай по описанию»

ДИ «Кто ты куколка моя?»

Закрепить названия изученных кукол. Закрепить знания детей о народных куклах

Игровая деятельность

Народные куклы: Кувадка, Веснянка, Младенец- полено.

Покосница

Знакомство детей с куклой Покосница

Познакомить детей с народной куклой Покосница, ее происхождением и предназначением воспитывать внимание, наблюдательность

Беседа с детьми о лете. Рассматривание картины Кустодиева
«Сенокос»

Кукла Покосница, картина Кустодиева «Сенокос»

Рисование «Сенокос»

Закрепить знание детей о времени года - лето, о труде взрослых. Развивать творчество

Рассматривание иллюстраций на тему «Лето»

Краски, альбомы,
кисти.

Рассказ Ушинского

«Как рубашка в поле выросла»

Знакомство детей с рассказом, слушать внимательно и отвечать на вопросы по содержанию.

Чтение художественной литературы.

Иллюстрации к рассказу

Изготовление народной куклы Покосница

Учить детей изготовлять куклу из ткани и ваты, развивать навыки работы с нитками.

Совместная творческая деятельность детей и родителей в процессе изготовления куклы

Народная кукла Покосница, схема изготовления куклы. Лоскут белой ткани 10х20, цветная ткань 10х20, красные нитки, вата, треугольный лоскут ткани для платка, полоска ткани 1х7 см

Февраль

Знакомство с народной куколкой Счастье

Познакомить детей с куколкой Счастье, ее назначением

Беседа

Картина Ф. Булкина «Девушка перед зеркалом»

Беседа «По одежке встречают»

Объяснить детям значение наряда, прически куклы и ее статуса в игре

Рассматривание кукол, игровая деятельность

Куколка счастье, куколка Стригушка.

Чтение  народной сказки «Куколка в траве»

Познакомить детей со сказкой

Беседа по содержанию

Литература: сказка «Куколка в траве»

Рисование  

«Кукла в национальном костюме»

Познакомить детей с народным костюмом и орнаментом

Рассматривание куклы в национальном костюме

Альбом, гуашь, кисти, баночки с водой, образец для рисования.

Изготовление куклы Ангела

Познакомить детей с народной куклой Ангел, технологией изготовления.

Совместная творческая деятельность педагога и  детей по изготовлению  куклы.

Образец куклы Ангел, вата, белые квадратные лоскуточки, красные нитки.

Март

Знакомство детей с куклой на ложке.

Изготовление народной куклы на ложке.

Познакомить детей с народной куклой на ложке, ее происхождением и предназначением.

Научить детей изготовлять куклу на ложке.

Рассматривание различных ложек и куклы на ложке.

Совместная творческая деятельность педагога и  детей по изготовлению куклы

Образец куклы на ложке, деревянная ложка, квадратный лоскуток, вата, красные нитки.

Знакомство детей с народной куклой Кубышка-травница

Познакомить детей с народной куклой Кубышка- травница, ее происхождением предназначением и технологией изготовления.

Беседа

Кукла Кубышка- травница.

В гостях у бабушки Арины.

Расширять представления о русских народных, семейных обычаях. Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику

Рассматривание предметов старины.

Деревянная посуда

ДИ «Кто ты куколка моя?»

Воспитывать у детей внимание, наблюдательность

Игровая деятельность

Народные куклы

Знакомство детей с народной куклой «Масленица»

Познакомить детей с народной куклой Масленица, ее происхождением, предназначением и технологией изготовления.

Беседа

Кукла Масленица.

«Широкая масленица».

Открытое мероприятие мастер-класс по изготовлению куклы Масленицы (проводят дети)

Расширить представление детей о народном обрядовым празднике.

Игровая программа, мастер-класс.

Материал для изготовления куклы (см.

технологическую карту) Народные костюмы, блины, атрибуты для  родных игр.

Апрель

Знакомство с народной куклой Колокольчик

Познакомить детей с народными костюмами, на примере куклы колокольчик, показать многослойность народного костюма.

Рассказ о русском наряде, в который обряжается кукла.

Детали русского наряда и их значение. Народная кукла Колокольчик

Чтение сказки «Василиса прекрасная»

Познакомить детей со сказкой, учить внимательно ее слушать. Беседа по содержанию.

Чтение художественной литературы.

Иллюстрации к сказке.

Изготовление народной куклы Колокольчик совместно с родителями.

Научить детей изготавливать куклу Колокольчик, развивать творчество.

Совместная творческая деятельность детей и родителей по изготовлению куклы

Образец кукла колокольчик, три круглых лоскутка ткани разного цвета. Один меньше другого, вата, нитки, треугольный лоскуток на платок

Изготовление куклы -Пеленашки в подарок малышам.

Научить детей изготавливать куклу Пеленашку, развивать творчество.

Совместная творческая деятельность педагога и  детей по изготовлению куклы

Кукла Пеленашка. Материал для изготовления куклы (см.

технологическую карту)

Рисование

 «Моя любимая куколка»- выставка работ.

Учить детей рисовать понравившуюся куклу, развивать творчество

Рассматривание кукол, художественное творчество.

Народные куклы, краски. Кисти, альбомные листы.


Приложение № 2


Как мы играем с ребенком.
Анкета (для родителей)

Ф. И.О.________________________________________________________

Состав семьи ______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли друзья у Вашего ребенка?_________________________________
  2. Как Вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируясь на автора, цену)?
  3. Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочка, глиняные свистульки)?___________________
  4. В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?____________ _______________________________________________________________
  5. С кем он играет дома?____________________________________________
  6. Убирает ли ребенок игрушки? (сам, вместе с вами)?___________________
  7. Как часто Вы покупаете игрушки?__________________________________
  8. Что делаете, если игрушка сломалась?______________________________
  9. Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»)._________________________________________________
  10. В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, пазлы, кубики)?_______________________________________________________________________________________________________________________




                                                                                   

Приложение № 3


ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ
Анкета для детей.

  1. Какие игрушки есть у тебя?
  2. Какие из них ты любишь больше всего?
  3. Любишь ли ты игрушки, сделанные руками взрослых?
  4. Какую игрушку ты мечтаешь получить на день рождения?
  5. Играют ли с тобой взрослые?
  6. Какая игра тебе запомнилась?
  7. Если игрушка сломалась, что ты делаешь?
  8. Как ты относишься к деревянным игрушкам (матрешки,  конструктор)? 


Приложение №4

ИСТОРИЯ КУКЛЫ
(беседа с детьми старшего возраста)

Скажи мне, в какие игрушки ты играешь, и я скажу тебе кто ты

– так можно было переиначить известное высказывание И.Гете.

Самый знаменитый русский царь – Петр I – имел столько игрушек, что можно позавидовать. Игрушки были серьезные и забавные. Каждая полна сюрпризов и неожиданностей. Например, кукла была богиней, мяч – священным предметом, а погремушка со свистулькой - грозным орудием в борьбе с нечистой силой, злыми духами.

На первый день рождения Петр получил замечательного пони на колесиках, вырезанного из липы и обтянутого настоящей жеребячьей шкурой. Седло обшито войлоком и красным сафьяном, уздечка сделана из серебра, а нагрудник украшен изумрудами. Но больше всего мальчик любил военные игрушки. Времена были трудные, Россия постоянно с кем–то воевала, поэтому царевича приучали к ратному делу. Ему специально заказывали игрушечное оружие и он «воевал» с другими мальчиками. Благодаря этому, став взрослым, Петр и его друзья детства одерживали немало крупных побед. Вот такая это серьезная вещь – игрушка!

А еще игрушки – воспитатели, учителя и наставники. Погремушки, пирамидки, матрешки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы, головоломки – интеллект, воображение и т. д.

Некоторые игрушки создаются настоящими мастерами – художниками. Тогда они становятся произведением искусства. К примеру, кукла не сразу стала игрушкой. Первобытные люди создавали изображения богов – кумиров, идолов, истуканов, чтобы чувствовать себя спокойнее и уютнее. Сначала они облегчали жизнь людям. Потом спасали множество человеческих жизней, служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и бесплодия. Затем стали добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками, а также яркими сувенирами – игрушками для взрослых. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.

У многих древних народов существовал ужасный обычай: приносить в жертву богу женщину. Но однажды кто-то предложил вместо живой женщины приносить в жертву куклу. Взяли березовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан – чем не девушка. Так кукла спасла человека. Эту первую славянскую куклу – игрушку для богов – назвали каллодией. Потом появились и другие куклы – чучела,которые приносили в жертвы разным богам. Каждая имела свое имя: Морена, Купала, Русалка, Ярило, Горгон. Обряды жертвоприношения превратились в праздники. Некоторые из этих древних праздников сохранились до сих пор, например: сжигают чучело зимы – Дуню –Масленицу, а после лакомятся блинами.

Затем кукла стала не только «дублером» жертвоприношения, но и применялась для спасения человека от болезней и всяческих бед, ее называли - берегиня или оберег. Такую куклу мать дарила дочери на свадьбу. А невесте дарили кукол, чтобы было побольше детей. Традиция приглашать кукол на свадьбу сохранилась до наших времен, сейчас молодожены куклой украшают машину. Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь и оберегали хозяев от напастей. Делали кукол не только из тряпок, но и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако все куклы были безликими. А вот у индейцев кукла-амулет имела глаза: чтобы присматривать за своим хозяином.

В африканских племенах кукол дарили детям на третьем году жизни. Девочкам дарили кукол с украшениями, чтобы хозяйка была красивой, мальчикам – кукол с копьем, чтобы придать хозяину силы и отваги.

У японцев такой обычай. Куклу, на которую переносились все болезни и беды владельца, сажали в бумажный кораблик. Тот размокал и кукла тонула, а с ней и все невзгоды.

Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. Их любили, берегли и передавали по наследству.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. 

К началу XIXв. русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Кукольники-виртуозы разработали сразу несколько их видов. Первых подвижных кукол прозвали «скелетки». Фигурки у них были тонкие, собранные из лучинок, а ручки и ножки сделаны на шарнирах. Кукол с подвижными глазками, часто моргавших, называли «моргалками». Красивую куклу с головкой из папье-маше и изящной фигуркой с тонкой талией так и прозвали «талия». Со стороны это была шикарная барышня, а на самом деле на ее соломенное тельце надевалось платье из дешевой марлевки, а блестящие башмачки оказывались просто свернутой в конус клеенкой. Куклу-погремушку в чепчике и бархатных пеленках, перевязанную золотистой лентой, называли «пеленашка». Пупсика в крестильной рубашке окрестили «дитяшка», мальчика в матросском костюмчике звали «матросик», а длинноногого мужичка в поддевке и плисовых штанах – «кучерок». Были еще и игрушки-забавы: они высовывали язык, кувыркались или пищали. Кукла-перевертыш при нажатии рычага превращалась из молодухи в старуху. Барабанщик ехал верхом на козе, медведь с козой кружились под тенькающую музыку…

Самыми красивыми и дорогими по цене были «этнографические» куклы с фарфоровыми головками. Они появились в конце XIX в., а в 50-е гг. XX столетия – забавные целлулоидные пупсы и уточки для купания малышей. В это же время рождается «резиновая Зина» - куклы из резины, точно копирующие детишек тех времен. В игрушечном производстве в послевоенное время появляются новые технологии и образцы. Разные художники создают свои образы кукол. Так, художница Е.Борисова создает забавную парочку сделанных из древесно-стружечных масс – кукла-мальчик Мямлик и его сестра с закрывающимися глазами. Молодая художница Е.Лаврова придумывает куклуСинеглазку с голубыми капельками глаз и растопыренными ладошками. Ее изготавливают уже в полиэтилене. А художница Н.Милостнова разрабатывает образы кукол-девочек – «Мушка», «Солнышко», «Принцесса».

Во времена «перестройки» все вокруг менялось, но только куклы остались прежними. Они хлопали глазами, не понимая, что творится. А тем временем в магазины хлынули игрушечные иноземцы: новые, яркие, необычные. Самой удивительной стала кукла – девушка сточенной фигуркой фотомодели и роскошными, «совсем настоящими» волосами – улыбающаяся красавица по имени Барби. Скоро заграничные куклы вытеснили наших из больших магазинов. Тогда кукольные художники в Сергиевом Посаде разработали куклу Веронику типа Барби.

Разнообразен и материал, из которого изготавливают кукол. Считается, что куклы из фарфора удивительно похожи на людей. Они коллекционные. Самая первая коллекционная кукла «родилась» в 1672 г. В Англии. Куклы из слоновой кости также коллекционные, поскольку изготовлялись из дорогого материала и требующего большого искусства.

В середине XVIII века в Европе использовали воск для создания религиозных фигурок и посмертных масок. А в XIX – кукольникам пришло в голову использовать этот пластичный материал для изготовления кукол. Для этого воск, смешанный с различными добавками (жир, скипидар), заливали в форму и остужали. Восковым куклам вставляли глаза из стеклянных бусинок и прикрепляли настоящие или мохеровые волосы. Но воск был очень дорогим, поэтому кукол, отлитых из воска, получили дети богачей, однако и бедняки остались не в обиде. Кукольники стали покрывать воском кукол из папье – маше. Некоторые куклы до сих пор хранятся в частных коллекциях и музеях, как, например, знаменитая «Плачущая кукла». Она представляет собой девушку в чепчике и длинном белом платье, которая самозабвенно рыдает, широко открыв рот. 

Во второй половине XIX века маленькие нарядные куколки из воска служили украшением для рождественских елок, но был только один минус – они могли расплавиться от горящих свечей. Затем из воска начали изготавливать «портретных кукол». Воск используется для этой цели до сегодняшнего времени. Из него делают «копии» знаменитых людей и помещают в музее восковых фигур.

Матерчатые куклы – одни из самых старых и любимых в мире. Они появились еще тогда, когда не было игрушечной промышленности. Таких кукол люди делали для своих детишек, они совсем легкие и не занимают много места.

В XX веке самым популярным материалом для изготовления кукол стал стойкий и недорогой пластик, а также более мягкий винил.

В настоящее время кукол – знаменитостей взялась изображать кукла Барби. Она уже исполнила несколько ролей знаменитых актрис и литературных персонажей. Барби сама по себе знаменитость. Не даром ее копия помещена в одном из музеев восковых фигур. А этого удостаивались лишь самые выдающиеся люди.





Приложение № 5

Конспект занятий в старшей группе

Тема «Тряпичная кукла - оберег»


Цель: Формирование представлений о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.


Задачи: Дать детям представления о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.
Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.
Развивать интерес к слушанию литературных произведений.
Упражнять в сравнении предметов по высоте.
Упражнять в определении количества предметов.
Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.

 Зрительный ряд: любимые куклы детей, кукла - оберег.

Литературный ряд: русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле).

Пособия: для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос, украшения.

Словарь: оберег.

Предварительная работа. Рассматривание игрушек - самоделок, народных игрушек, изготовление куклы - пеленашки, игры с куклой - пеленашкой, рассматривание иллюстраций о процессе изготовления игрушек, сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери».


 Ход занятия

- Сегодня в нашей группе много гостей - это любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим девочек представить нам своих кукол.

Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).

- Вот мы и познакомились с нашими гостями.

- Сколько кукол у нас в гостях?

- Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом)

- Все ли здесь игрушки? Может, есть что - то лишнее?

- Почему посуда лишняя?

- Для чего нам посуда?

- Правильно, игрушками МЫ играем, а посудой мы пользуемся во время еды.

- Чья кукла самая высокая?

- Чья кукла самая низкая?

- А какая еще кукла здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки. Как она называется? (Кукла-пеленашка.)

- Из чего ее делали?

- Как с ней можно играть?

- Правильно, ее можно покачать, спеть ей колыбельную, а можно и рассказать сказку.

- Хотите, я вам тоже сказку расскажу? 

 Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». 

Беседа по содержанию:

- Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)

- Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.

- Скажите, дети, из чего она сделана?

- А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)

- Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла - оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.

- Хотите, я покажу, как делалась такая кукла? 

Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.

- Эта кукла будет жить в нашей группе.

- Как называется такая кукла?

- От чего она будет нас оберегать?

- А как вы к ней будете относиться?

- Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?

- Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.

- А сейчас хотите поиграть со своими куклами?

Приложение № 5

ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: «Ярмарка игрушек»


ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек.

ЗАДАЧИ: Продолжать учить детей различать виды русского прикладного искусства на примере дымковских, филимоновских, богородских игрушек и матрешек. Обратить внимание на традиционные элементы филимоновской и дымковской росписи. Выделить средства выразительности.

Совершенствовать умения различать материал, из которого делают игрушки. Упражнять в составлении рассказов об игрушке с использованием схемы и выразительном чтении стихов.
Продолжать знакомить с географической картой: отмечать место изготовления игрушек.

Воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное.

 Зрительный ряд: географическая карта, дымковские, филимоновские, богородские игрушки, матрешка, и дидактическая игра «Филимоновские узоры», шапочки с изображением народных игрушек, красная и белая глина, спил или брусок дерева, схема для составления рассказов об игрушках, иллюстрация о ярмарке.

 Литературный ряд: М. Левина «365 кукол со всего света», Т. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. Мир вещей», Т. Комарова «Народное искусство в воспитании детей».

 Музыкальный ряд: любая веселая народная музыка.
Пособия: корзинка, мешочек.
Словарь: дымковские, филимоновские, богородские игрушки, загорские, семеновские матрешки, мастер-игрушечник, ярмарка, праздник «Свистунья».

 Предварительная работа: Занятия: «Дымковские игрушки», «Филимоновские игрушки», «Богородские игрушки»; экскурсия в музей на выставку игрушек; составление альбома «Игрушки: старые и новые»; рисование элементов дымковской и филимоновской росписи; лепка игрушек и их роспись; заучивание стихов об игрушках, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Какая игрушка лишняя», «Собери игрушку», «Угадай узор»; беседа о ярмарках.


 

Ход занятия

К детям в гости приходит Кудеська (кукла) с бабушкой Матреной (воспитатель).
- Хотите знать, где мы были?
- Были мы на празднике, который называется «Свистунью».
- Как вы думаете, почему он так называется?
- На этом празднике все свистели на игрушках-свистульках, пели, плясали, веселились. Кругом слышался свист и поэтому праздник назвали «Свистунья»
- А еще на этом празднике была ярмарка игрушек.
- Что такое ярмарка?
 Выставляется картина с изображением ярмарки.
- Правильно, ярмарка — это большие торги с увеселениями и развлечениями. Не зря в народе говорят: шум, как на ярмарке.
- Солнце красное встает.
Спешит на ярмарку народ.
Красны девицы, да добры молодцы, 
Собирайтесь, наряжайтесь, 
На гулянье отправляйтесь.
- А вы хотите узнать, что мы купили на ярмарке?
Бабушка достает из корзины богородские игрушки.
- Дети, кто из вас знает, как называются эти игрушки?
- Кто из вас может рассказать об этих игрушках?

 Ребенок по схеме рассказывает о богородских игрушках. 
Чтение стихотворения о богородских игрушках (ребенок).
«Тук - тук, щелк - щелк, 
Медведь, мужик, коза и волк... 
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки – 
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат»
- Давайте отметим на карте, где находится Богородск.

 К карте прикрепляется изображение богородской игрушки.
Бабушка Матрена достает из корзинки следующую игрушку.
Рассказ ребенка о филимоновских игрушках.
Чтение стихотворения о филимоновских игрушках (ребенок).
«Нас слепили мастера 
Нас раскрашивать пора. 
Кони, барышни, барашки – 
Все высоки и стройны.
Сине – красные полоски
На боках у нас видны».

Проводится дидактическая  игра «Филимоновские узоры».
- Выбери элементы для узора на филимоновской игрушке.
- Давайте отметим на карте то место, где родились филимоновские игрушки.
- Сейчас послушайте стихотворение - загадку.
«Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять...
Даже всех не сосчитать»

Бабушка Матрена достает из корзины матрешку.
- Из чего делали матрешек?
- Матрешек делали в разных селах. Давайте их назовем и отметим на карте.

 Звучит музыка. Воспитатель (бабушка) читает стихотворение о дымковских игрушках.

«Ели спят у большака 
В инее седом, 
Спят деревья, спит река, 
Скованная льдом. 
Мягко падает снежок, 
Вьется голубой дымок. 
Дым идет из труб столбом, 
Точно в дымке все кругом. 
Голубые дали и село большое 
«Дымково» - назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимою длинны -
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, точечки, полоски
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

- О каких игрушках это стихотворение?
- Из какой глины лепили дымковские игрушки?
- Какие цвета красок использовали мастерицы?
- Какие элементы использовались в узоре на дымковской игрушке?
- Давайте отметим на карте и село Дымково.
- Дети, а кто из вас хочет рассказать сказку о какой-нибудь дымковской игрушке?
- Кудеська хочет с вами поиграть в игру «Найди своего мастера». Надевайте шапочки с изображениями игрушек. А мастера берут в руки игрушку. Пока звучит музыка, игрушки танцуют. По окончании музыки игрушки бегут к своему мастеру. Давайте поиграем.
- В корзинке есть еще и сюрприз для вас, но чтобы его получить, вы должны на ощупь узнать материал и сказать, какую игрушку из него делают.
- Посмотрите на карту, как много у нас мест, где делают такие замечательные игрушки, которые приносят радость и большим и детям.

По окончании бабушка Матрена дарит детям изображения игрушек и предлагает расписать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"

Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....

Презентация проекта "Куклы и бабушкиного сундучка"по приобщению дошкольников к народной культуре через ознакомление с народной куклой.

Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстети...

ОТЧЕТ о результатах работы кружка по освоению детьми дополнительной образовательной программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Горница» за 2015-2016 учебный год

ОТЧЕТ о результатах работы кружка по освоению детьми дополнительной образовательной программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Горница» за 2015-2016 учебный год...

Дополнительная образовательная программа «Посиделки». Приобщению к истокам русской народной культуры".

Дополнительная образовательная программа«Посиделки». Приобщению к истокам русской народной культуры(для детей старшего дошкольного возраста) Пояснительная записка Рабочая програм...

Методическая разработка "Приобщение детей дошкольного возраста к истоками народной культуры через знакомство с народной куклой"

В данной разработке есть история возникновения русской народной куклы, разновидности: обереги, кукла-зерновушка, кукла- десятиручка и др. Есть описание изготовления кукол, образцы. Могут использовать ...