Дидактическая игра как средство интеллектуального развития
статья (младшая группа) на тему

Одним из наиболее эффективных методов познавательного развития детей дошкольного возраста является игра как ведущий вид деятельности в дошкольный период. Наибольшим обучающим потенциалом обладает дидактическая игра.
Дидактическая игра – это вид игры с правилами, выполняющая роль средства обучения дошкольников. Отечественные исследователи рассматривают дидактическую игру как стимул познавательной деятельности, мотив решения дидактической задачи
Дидактическая игра предполагает не однотипность действий детей с четко выраженной учебной направленностью деятельности, а вариативность решения учебных задач и наличие значимой для дошкольника игровой мотивации. Это позволяет ребенку многократно повторять разнообразные практические операции, ощущая результаты умственных и самостоятельных практических усилий.
Одним из основных элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей. самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Существуют разные варианты классификации дидактических игр дошкольников. Наиболее часто употребляемой является классификация дидактических игр, предложенная А.П. Усовой: предметные, настольнопечатные и словесные игры.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Таким образом, дидактическая игра рассматривается как специфическое средство обучения дошкольников. Структурные компоненты дидактической игры включают дидактическую и игровую задачи, игровые действия и правила, дидактический материал. Классификация дидактических игр включает предметные, настольно-печатные и словесные игры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития

 Одним из наиболее эффективных методов познавательного развития детей дошкольного возраста является игра как ведущий вид деятельности в дидактическая игра. Дидактическая игра – это вид игры с правилами, выполняющая роль средства обучения дошкольников. Отечественные исследователи рассматривают дидактическую игру как стимул познавательной деятельности, мотив решения дидактической задачи .

 Дидактическая игра предполагает не однотипность действий детей с четко выраженной учебной направленностью деятельности, а вариативность решения учебных задач и наличие значимой для дошкольника игровой мотивации. Это позволяет ребенку многократно повторять разнообразные практические операции, ощущая результаты умственных и самостоятельных практических усилий . Проанализировав исследования А.К. Бондаренко, Д.В. Менджерицкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, мы пришли к выводу, что структурные компоненты дидактической игры включают дидактическую и игровую задачи, игровые действия и правила, дидактический материал.

Одним из основных элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

 Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия

Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными.

Существуют разные варианты классификации дидактических игр дошкольников. Наиболее часто употребляемой является классификация дидактических игр, предложенная А.П. Усовой : предметные, настольнопечатные и словесные игры.

 Методику руководства дидактическими играми в детском саду разрабатывали А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, А.И. Сорокина, А.П. Усова . Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

Таким образом, дидактическая игра рассматривается как специфическое средство обучения дошкольников. Структурные компоненты дидактической игры включают дидактическую и игровую задачи, игровые действия и правила, дидактический материал. Классификация дидактических игр включает предметные, настольно-печатные и словесные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития ребенка

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями...

Развивающие игры,как средство интеллектуального развития детей!

Как можно использовать развивающие игры в работе с детьми....

Использование дидактических игр, как средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»...

"Игра против лености ума!" ( дидактическая игротека как средство интеллектуального развития старших дошкольников)

           Часто от школьных педагогов можно услышать упреки в адрес родителей «У вашего ребенка леность ума». Ленивый ум. Что это такое? Это отсутстви...

Презентация "Дидактическая игра как средство интеллектуального развития"

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме....

"Дидактическая игра - как средство интеллектуального развития дошкольников"

Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка...

Консультация Дидактическая игра - важное средство интеллектуального развития детей.

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей и развивается. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности ребенка, и прежде всего...