"Игра против лености ума!" ( дидактическая игротека как средство интеллектуального развития старших дошкольников)
консультация (подготовительная группа)

Шевченко Ольга Анатольевна

             Часто от школьных педагогов можно услышать упреки в адрес родителей «У вашего ребенка леность ума». Ленивый ум. Что это такое? Это отсутствие  подвижности мысли, «нежелание пошевелить, поработать мозгами» - мешает человеку быть умным, сообразительным, догадливым, смекалистым, находчивым. Но все эти качества человека редко рождаются вместе с ребенком, они приходят, как правило, если родители и воспитатели заботливо развивают их в процессе роста и развития.

        Как известно, интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги и родители  должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дидактическая игротека246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

 учреждение детский сад

комбинированного вида №36

муниципального образования Темрюкский район

как средство интеллектуального

 развития старших дошкольников

        

Автор:

 старший воспитатель МБДОУ ДС КВ №36

Шевченко О.А.

2017 год

             Часто от школьных педагогов можно услышать упреки в адрес родителей «У вашего ребенка леность ума». Ленивый ум. Что это такое? Это отсутствие  подвижности мысли, «нежелание пошевелить, поработать мозгами» - мешает человеку быть умным, сообразительным, догадливым, смекалистым, находчивым. Но все эти качества человека редко рождаются вместе с ребенком, они приходят, как правило, если родители и воспитатели заботливо развивают их в процессе роста и развития.

        Как известно, интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги и родители  должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

        

        Цель дидактической игротеки: активизировать на разнообразном содержании самостоятельную интеллектуальную активность детей; закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся и получаемые детьми знания; организовывать взаимодействие педагогов – родителей – детей.

               

1-ый блок. «Логические кубики».

         Кубики давно используются для многих детских игр, но, говоря о кубиках, всегда имели в виду игры маленьких детей. Теперь эти представления устарели. С кубиками порой связаны очень сложные игры и головоломки, требующие изобретательности, напряжения ума и воли, а иногда и незаурядных математических способностей, творческого воображения.

           Используя одни только кубики, можно создать целую серию увлекательных игр, занимательных задач, головоломок разной сложности. Например, если известным образом соединить между собой кубики, то потом из полученных элементов можно собирать и конструировать множество разнообразных объемных фигур.

              Особой популярностью в последние годы пользуются так называемые «кубики сома». Их изобретатель датчанин Пит Хейн предложил склеить из 27 кубиков семь элементов. Эти семь элементов представляют собой как бы своеобразный конструктор для составления всевозможных объемных фигур. Из них можно сложить куб 3х3х3 (многими способами) и различные фигуры, напоминающие небоскреб, башню, пирамиду и многие другие постройки. Опыт показал, что эту игру можно предложить и более младшим дошкольникам, вернее, ее упрощенный вариант.

        * « Составление объемных фигур»

              Составление объемных фигур из всех семи элементов – дело не простое. Потому вначале надо предложить детям задачи более легкие и доступные: составить фигуры, состоящие из 2-3 элементов (номера элементов должны быть указаны), а затем уже переходить к более трудным.

               Следующим этапом может быть составление этих же фигур без указания элементов, из которых они собираются. Это задание дети могут выполнить в том случае, если хорошо запомнят каждую фигуру и детали, из которых она состоит.

                Для дальнейших игр очень важно, чтобы дети научились хорошо ориентироваться в подборе элементов, запомнили бы, как выглядит каждый из них.

                Можно не связывать играющих необходимостью собирать указанный образец, а предоставить им свободу действий – пусть каждый собирает, что захочет, что получится. Здесь каждый может проявить фантазию и творчество.

          *  «Куб из четырех элементов».

        *  «Дьявольский куб». Это старинная английская головоломка. Куб надо сложить из шести элементов. Все элементы «плоские». Они составлены из двух, трех.

2-ой блок. «Кубики и цвет».

        Значительное количество игр с кубиками основано на их подборе по цвету. Есть много оригинальных и увлекательных задач, к которым дети отнесутся с интересом, если их предлагать постепенно, начиная с простых задач и лишь затем переходя к более сложным.

        *  «Чтобы цвет не повторялся». Известна остроумная головоломка. Из четырех кубиков, стороны которых окрашены в четыре разных цвета, предлагается собрать призму, на боковой стороне которой должны быть представлены все четыре цвета. Для старших дошкольников эту головоломку можно упростить. Для этого надо в каждом из четырех кубиков просверлить сквозное отверстие и надеть все четыре кубика на круглый стержень. Требуется повернуть кубики так, чтобы ни на одной стороне фигуры не повторялся один и тот же цвет.

        * « Куб-хамелеон». Чтобы выполнить игровую задачу этой головоломки, надо действовать осмысленно: посчитать, сколько кубиков имеют три стороны, окрашенные в один и тот же цвет, сколько – две и какие кубики куда поместить.  

                             3-ий блок. «Простейшие объемные головоломки».

        * «Осс». Головоломка состоит из трех прямоугольных деревянных пластинок с прорезями. Одна деталь напоминает букву О, две другие – букву С, поэтому головоломку так и назвали – «Осс».

        * «Самолетик». Принцип тот же, что и в предыдущей, но только вместо пластинок с изображением букв здесь другие детали, из которых нужно собрать самолетик.

        * « Трехгранная пирамида». Правильная пирамида разрезана на две части. Надо сложить эти части так, чтобы восстановить пирамиду. Казалось бы, что может быть проще. Однако на практике догадаться, как это сделать, бывает довольно трудно.

                      4-ый блок. «Проволочные головоломки».

 В каждой игре этой серии требуется снять какую-то деталь, а потом вернуть ее обратно.

         * «Два сапога» (рис.1)

         * «Скоба с двумя подвесками» (рис.2)        

               * «Улитка» (рис.3)

                       

        

        Рис.2        Рис.3

  5-ый блок. «Шнурковые головоломки».

Части такого вида головоломок соединяются между собой с помощью шнурков. Эти части разъединяются и соединяются.

         * «Рыба в путах» (рис.4).

         * «Замок с двумя ключами».

         * «Ракета на луне» (рис.5)

        

        

Рис. 4        Рис.5

6-ой блок. «Разрезные фигуры».

 Многие из приведенных ниже игр и головоломок основаны на складывании различных фигур из отдельных частей и деталей. Похожие детали из разных игр предлагается окрашивать в разные цвета, чтобы не путать их в процессе игры и при сборке. Упрощенный вариант этих игр: надо вклеить одну-две детали на соответствующее место. Подобрать к ним недостающие детали будет намного легче. С этой целью можно изготовить серию карточек, на которых дан частичный ответ на головоломку. В зависимости от количества наклеенных деталей сложность головоломок может меняться.

         * «Удивительный квадрат». Квадрат имеет много замечательных свойств. Прямые углы, равные стороны, симметричность  придают ему простоту и совершенство формы. На складывание квадратов из одинаковых и различных по форме частей существует множество головоломок. Вот лишь некоторые из них:

                  * «Выкладывание квадратов». Эта игра предлагается только тогда, когда дети основательно натренируются в составлении квадратов из разных частей.

         * «Складные треугольники (или многоугольники)».

7-ой блок. «Искусные перестановки».

         * «Ханойская башня». Это старинная индийская головоломка. На одной из палочек нанизано восемь колец (кружков). Они сложены башенкой. Кружки окрашены в разные цвета. Требуется переложить кружки с одной палочки на другую (пользуясь третьей как вспомогательной) так, чтобы они образовали башню. При этом надо соблюдать такие правила: 1) брать можно только по одному кружку; 2) нельзя класть больший кружок на меньший. Для старших дошкольников можно использовать упрощенный вариант игры: головоломка состоит из пяти кружков.

        * «Белые и вороные»

                   * «Чижи и синички» (рис. 6. Переложить треугольники (чижи) на место кружков (синички), используя пустые клетки)

        * «Бычок».

        

        Рис. 6

8-ой блок. «Трудные путешествия».

     Задачей играющего в играх такого вида является следующее: заданный путь отмечать шнурком, ведя его от гвоздя к гвоздю. Дважды заходить в одну и ту же клетку (ячейку) нельзя.

        * «Кратчайшим путем».

        * «К исходному пункту» (рис.7).

         * «Путь почтальона».        

        Рис.7

9-ый блок. «Разноцветные квадраты и треугольники».

        Эти игры всегда вызывают интерес играющих, они очень популярны и особенно хороши для проведения соревнований. Для этого, разумеется, нужно приготовить по нескольку комплектов каждой игры. А для того, чтобы квадраты и треугольники из разных комплектов не перепутались, надо их на обратной стороне окрасить в разные цвета (или пронумеровать).

                   * «Разноцветные квадраты». Играющие должны складывать фигуры, изображенные на рисунках, соблюдая такое правило: стороны соприкасающихся квадратов должны иметь одинаковую окраску.

        * «Паркет».

        * «Треугольное домино».                                                                                                  

        

                    10-ый блок. «Настольные игры-соревнования».

        Существуют немало игр, для которых нужны только бумага, карандаш и несколько фишек (монет, пуговиц). Поле для игры может каждый начертить сам. Между тем игры эти небесполезны. Они, несмотря на предельную простоту правил, требуют сообразительности, внимания, находчивости. Некоторые игры известны детям («Крестики-нолики»). Но есть и такие, которые известны не многим (или совсем неизвестны). Если научить детей этим играм, они потом сами будут играть в них с большой охотой. Это послужит хорошей тренировкой к более сложным и продолжительным играм, типа шашек и шахмат.

        * «Закрытые клетки».

        * «Точки и черточки».        

        * «Так-тикль» (рис.8. В игре участвуют двое.        

        У каждого по 4 фишки одного цвета, расположенных

                              как показано на рисунке. Цель игры – расположить

                              три фишки своего цвета подряд по вертикали, горизон-

                              тали или диагонали. Доказано, что если никто из

                               партнеров не допустит ошибки, выиграть невозможно.)

        Рис.8

11-ый блок. «Занимательная самопроверка».

        Игры этого вида прекрасно тренируют зрительную память детей. Игровое поле разделено на две части, одна часть – рабочая, другая – образец для самопроверки.

                     * «Посмотри и запомни».

                     * «Глаз-фотограф».

                     * «Как расположены знаки?»

        (рис.9).

                  Рис.9

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников«Пойми меня»

Представленный дидактический материал показывает привлекательность и доступность для детей мира человеческих эмоций, поможет детям осознать важность  понятий «воспитанность», «доброжелатель...

Сюжетно-ролевая игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников.

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.Вся жизнь ребенка-дош...

Нетрадиционные дидактические развивающие игры в интеллектуальном развитии старших дошкольников

Нетрадиционные дидактические развивающие игрыв интеллектуальном развитии старших дошкольников...

Статья "Игры с палочкамми Кюизинера как средство математического развития старших дошкольников

стаья о том, как проводить работу с палочками Кюизинера через дидактические игры на развитие памяти, мышления, навыков счета....

Роль дидактической игры в развитии старшего дошкольника

роль дидактической игры в развитии дошкольника...

«Познавательно речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры»

Дидактические игры и упражнения широко используются педагогами как средство развития познавательных способностей. Они способствуют расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных...