Сюжетно-ролевая игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников.
консультация на тему

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сюжетно-ролевая игра в ДОУ50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников.

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.  

На сегодняшний момент нередко приходится задаваться вопросом: почему дети к концу дошкольного детства не играют или играют плохо? Разрешение данного вопроса будет способствовать принципиально новому подходу к образованию, воспитанию дошкольников.

    Выделим несколько причин данной проблемы:

- воспитатели в детском саду не всегда знакомы или не знакомы вовсе с игровыми интересами своих воспитанников. Некоторые из них, зная подчас особенности современной детской игровой субкультуры, зная привлекающие детей сюжеты и образы, не учитывают их в организации игр или по личным соображениям не опираются на них. А ведь именно интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным и эффективным. Игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил;

- содержание игр, предлагаемое детям образовательными программами не всег-

современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников. Конечно, и сегодня дети любят играть в "Дочки-матери", "Шофера", "Магазин", но в эти традиционные и любимые ими сюжеты они с огромным удовольствием вводят своих любимых персонажей - Человека-Паука, Бэтмена, Шрека, кукол Синди, Барби, Кена.

-  Сегодня в теории и практике дошкольной педагогике существует такая проблема, как недостаточная разработанность или отсутствие педагогических диагностик, позволяющих изучить особенности детской субкультуры, в частности игровой. В содержание игровой субкультуры старшего дошкольника, прежде всего, входят его игровые интересы и предпочтения.

Исходя из поставленных проблем и обозначенному выше вопросу можно определить одну из основных целей педагогической деятельности:

    - создание для ребенка ситуации эмоционального комфорта в игре.

    Основные задачи деятельности:

1. Изучение теоретической и практической базы опыта работы.

2. Определение первоначального уровня развития игровой деятельности детей старшего возраста.

3. Определение уровня развития эмоциональной, познавательной и коммуникативной сферы деятельности.

4. Совершенствование условий игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания, образования и развития.

5. Привлечение родителей к активному участию в жизни и деятельности ребенка, "жить для ребенка, жить жизнью ребенка".

К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько изменяется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. В сговоре на игру дети обсуждают замысел. При этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудование и атрибуты.

Длительная игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и проведении максимальна, то в

дальнейшем самостоятельность детей значительно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь.

Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре - это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления.  

При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предполагается "морское путешествие", то ребятам нужно задать вопрос: "Что нам понадобиться для нашего путешествия?" Они ответят: якорь для корабля, билеты для пассажиров, карта, по которой будет определяться маршрут следования. Все эти атрибуты желательно изготовить из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать  и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения.

В том случае, если у большинства детей интересы сходны и именно на них вы решили опираться при организации сюжетно-ролевой игры, не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо поискать варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре.

Во второй половине дня детей постоянно забирают на разнообразные дополнительные занятия, поэтому часто возникают ситуации, когда в середине игры дошкольники возвращаются в группу и хотят участвовать в ней. Такую ситуацию необходимо учитывать заранее при организации игры и продумывать 2-3 дополнительные универсальные роли на этот случай. Таким образом, все дошкольники будут вовлечены в одно общее дело - игру, сюжет которой, непрерывно обогащается и развивается.  

Для того чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжили играть, используемые детьми игровые атрибуты и игрушки следует разместить в доступном для них месте, чтобы обеспечить свободу действий. Игровые атрибуты должны соответствовать тематике игр, интересных детям. Так, если игра посвящена Человеку-Пауку, то это должен быть его костюм, если Винни-Пуху, то элементы его костюма и костюма других персонажей сказки. Помимо этого, следует обратить внимание каждого ребенка на то, где находятся эти атрибуты.

Изучив нормативно-правовые документы, теоретические положения, методические рекомендации, используя  журнал "Дошкольное воспитание", литературу, содержащую методический материал и опыт работы МБДОУ N 2 «Здравствуйте, я Игра», были составлены:

- диагностики, позволяющие  выявить игровые интересы и предпочтения ребенка в детском саду и дома,

- диагностика, направленная на изучение учета воспитателями игровых интересов детей при организации сюжетно-ролевых игр.

По моему мнению, результаты диагностики должны быть использованы в планировании и организации сюжетно-ролевой игры даже в том случае, если они не устраивают педагогов по каким-то личным причинам. Но нельзя забывать и тот факт, что воспитатель - рулевой игры даже тогда, когда он прямо не участвует в ней.

Основным методом педагогической диагностики детей старшего возраста является наблюдение. Наблюдение, позволяет фиксировать проявление эмоциональных, познавательных интересов и особенности общения детей, опираясь на субъективные факторы. Обсуждая результаты наблюдений с педагогическим коллективом, определяется наиболее полная характеристика параметра.

Результатом первичной диагностики стало следующее:

49% детей, находясь в детском саду, чаще всего принимают пассивное участие в организации и проведении сюжетно-ролевых игр, предпочитая последним чтение художественной литературы (8% детей), работа в уголке по изобразительной деятельности (26% детей) или же предпочитают настольно-печатные игры (17%)  

Причиной такого результата, по моему мнению, является отсутствие интереса дошкольников к предлагаемым играм.

78% детей, находясь в домашних условиях, совсем не играют в сюжетно-ролевые игры, предпочитая компьютерные игры или же прогулки с друзьями.

Причиной такого результата является пассивная роль родителей в игровой деятельности ребенка.

62% родителей не точно определяют интересующие их проблемы воспитания, хотя достаточно объективно оценивают развитие своего ребенка.

Нужно отметить, 88% воспитателей учитывают игровые интересы детей при организации сюжетно-ролевых игр, но в то же время 69%  принимают пассивное участие в игровом процессе, предпочитая позицию "наблюдателя".

Приступая к подбору сюжетно-ролевых игр, в нашем детском саду были разработаны некоторые методические подсказки для воспитателей по развитию игровых умений дошкольников старших и подготовительных групп.

Так, например, при совместном сюжетосложении с ребенком педагог может использовать прием "Придумай компьютерную игру", благодаря которому дошкольник учится создавать сюжетную линию игры. Необходимо использовать любимую игрушку ребенка, которая будет главным героем будущей "компьютерной" игры, создаваемой совместно с воспитателем. В процессе взаимодействия обсуждается "миссия", задание, которое должен выполнить главный герой, куда прийти в конце игры, с кем встретиться в дороге и т.п.

При взаимодействии с неиграющим дошкольником педагог интересуется причиной того, почему ребенок не играет. Если он устал, воспитатель предлагает ему отдохнуть и поговорить на любую интересную для ребенка тему. Тем самым у педагога появляется возможность выяснить интересы ребенка, которые могут помочь в активизации игровой деятельности воспитанника. Если ребенок отвергается коллективом или еще не знаком ему - "новенький в группе", - воспитатель просит поиграть с ним лидера группы или спокойного, контактного ребенка или сам начинает осуществлять игровые действия с ним. Цель педагогического взаимодействия вызывать желание у ребенка к совместной с другими детьми деятельности, желание играть, налаживать контакт со сверстниками.

Таким образом можно сделать вывод:

- при проведении сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмоциональной, познавательной, коммуникативной сфер у детей подготовительной группы улучшился общий эмоциональный фон группы. Дети стали больше общаться между собой, чаще ребенок идет на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сюжетно-ролевая игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников."

Сюжетно-ролевая игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников.Подробное описание,цели и задачи сюжетно-ролевых игр используемых по программе в ДОУ....

Опыт работы «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».

  Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области.     Опыт рабо...

программа самообразования "Театрализованные игры, как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"

Программа написана с целью повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений у детей  средствами театрализованной д...

Экспресс-диагностика познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников с ЗПР.

Экспресс-диагностика познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников с ЗПР и нормой психического развития....

Технология проектирования как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

Одним из перспективных методов, способствующих успешной реализации новых образовательных стандартов в области социально-коммуникативного развития, является технология проектов. Проектная деятельность ...

«Использование театра теней в развитии эмоциональной сферы и коммуникативных навыков старших дошкольников»

Театрализованная теневая деятельность в ДОУ позволяет развивать у детей дошкольного возраста не только художественные способности и творческий потенциал, но и помогает адаптации в обществе, освоению...