Опыт работы «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».
статья на тему

Светлана Владимировна Теплова

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области.

 

 

 

 

 

Опыт работы

 «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Дефектолог:

                                                            Теплова Светлана Владимировна,

                                                                первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

г.Сим

 

2015г.

                                                                                 

«Если  сегодня  мы  будем              
                                                                                      учить  так ,  как  учили  
                                                                                      вчера ,  мы  украдем  у  
                                                                                      наших  детей  завтра»
                                                                                                               Джон Дьюи

Введение.

В настоящее время, в век «технологизации», когда живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение, обсуждение прочитанного, сопереживание героям театрализованных постановок во многом заменили  компьютер и телевизор, вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывают серьезную тревогу в обществе. Мы, взрослые, все чаще сталкиваемся с затруднениями в сфере общения, социализации,  нарушениями эмоционально-волевой сферы детей. Поэтому, социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются  дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дети мало общаются с взрослыми, друг с другом. По моему мнению, именно общение обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как отношения и взаимодействие с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в процессе познания окружающего мира, освоения различных видов детской деятельности, приобщения к культурным традициям. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития и обогащения личности ребенка, во многом определяет особенности его самосознания, отношения к миру, поведения, развития коммуникативных способностей.

Поэтому, в рамках реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности с дошкольниками более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основная часть.

Социально – коммуникативное развитие - «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».

Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение
которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: социальные навыки, специфические знания, социальные качества, ролевое поведение.

Социально–коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение  следующих задач:

1.                Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.

2.                Формирование основ собственной безопасности и безопасности
окружающего мира «в быту, социуме, природе».

3.                Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами
поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных
представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

4.                Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа
жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при  
формировании полезных привычек и др.)

5.                Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы.

Реализация этих задач возможна через использование педагогами следующих форм образовательной работы с детьми:

1.НОД (непосредственно образовательная деятельность)
2.Проблемные ситуации
3. Поисково–творческие задания
4. Сюжетно–ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры, творческие игры (театрализованные, режиссерские)
5. Познавательные беседы
6. Просмотр видеофильмов
7. Театрализованные постановки
8. Музыкальные досуги, развлечения
9. Интерактивные игры, презентации и др.

Учитывая специфику дошкольного детства, я считаю, что наиболее широкие возможности для развития общения (а значит  социализации и коммуникации) ребенка представляет игровая деятельность, как  ведущий и, в соответствии с ФГОС ДО, приоритетный  вид деятельности ребенка-дошкольника.  Игра является  эффективным средством формирования нравственных качеств ребенка, накопления социального опыта, развития ролевого поведения, воспитания гуманного отношения к сверстникам. Ведь в игре дети отражают содержание окружающего мира, нормы, правила поведения в ней. Однако, использование традиционных видов игр не могут в полной мере способствовать социально-коммуникативному и индивидуально-личностному развитию ребенка, не обеспечивают достаточных  возможностей для самоорганизации, творчества, фантазии, самореализации ребенка, использования широкого разнообразия и интеграции различных видов детской деятельности. Поэтому, по моему мнению, имеющиеся противоречия определяют актуальность и необходимость внедрения в практику воспитательно-образовательной работы в детском саду современных игровых технологий, развивающих  творческую игровую деятельность: режиссерские игры, методы мульт-терапии и анимации, с использованием ИКТ технологий.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности  развития моих воспитанников,  на данном этапе наиболее актуальным для меня в работе с детьми является метод режиссерской игры, так как, по моему мнению, как вид деятельности он наиболее близок ребенку и наиболее способствует  его социализации и развивает коммуникативные способности.    

Режиссерская игра –  вид непродуктивной самостоятельной деятельности ребёнка. По ходу игры ребёнок действует от лица каждой из игрушек – персонажей и одновременно режиссирует общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет.                                                                                                                                                Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действие с предметами , но и отношение между несколькими персонажами. У него появляется представление о роли и определяемых этой ролью действияях, подчинённых единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Конечно, эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре или на непосредственной деятельности, а также в результате обогащения внеигрового опыта.                                                                     Одновременно идёт развитие мышление и воображение ребёнка, растёт способность к переносу способов действия на другие оъекты, отношений между людьми – в игру.                     

По мере овладения определёнными умениями дети создают всё более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, регулируя отношения действующих лиц, организую игру как режиссёр. Эта своеобразная позиция ребёнка и позволяет назвать игры такого типа режиссёрскими.                                                                                                         Сюжеты индивидуальных режиссёрских игр отличаются разнообразием и сложностьюю. Суть режиссёрской игры заключается в многообразных переживаниях. В процессе игры просходит глубокое эмоционально – действенное освоени мира.  Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия на себя той или иной роли, развёртывая действий с героями, которые окружают детей в повседневной жизни.

Для такой игры важно правильная организация предметной среды. Игровая среда должна организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Одно из направлений развития режиссёрской игры – создание особой предметной среды своей игры, условно называется «макетами». Это могут быть ланшафтные макеты, макеты кукольных домиков и пр. Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду, используя все свои умения и навыки, задействуя для этого любые материалы. Игра может развернуться как в непосредственной деятельности так и в режимных моментах. В процессе игры у ребёнка формируюся и закрепляются умение принять игровую задачу; способность действовать в соответствии с общим замыслом, но развивая свою собственную сюжетно-игровую линию, стимулирует творческую активность детей; закрепляются и служат основой для создания новых игровых сюжетов  полученные знания о семье; о профессиях:  врача, полицейского, пожарного, парикмахера, работников зоопарка, артистов  и т.п., об их основных трудовых процессах; знания о жизни домашних животных и их детёнышах и так далее.

Различные сюжеты режиссёрских игр могут быть разыграны как во время непосредственно-образовательной, так и  в самостоятеятельной детской деятельности.

Именно поэтому я выбрала тему  моей работы «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры». На протяжении всего периода работы в детском саду, наблюдая за детьми, постоянно сталкиваешься с большими трудностями детей в общении друг с другом и взрослыми, проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы, что наиболее важно для успешного обучения в школе и социальной адаптации  в дальнейшем. Очень часто ребенок,  который мало общается со сверстниками и не принимает их из-за неумения организовать общение, становится не интересным для окружающих его сверстников, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Я считаю, что чем раньше мы обратим внимание на эту область развития личности, тем меньше проблем будет у ребенка в будущем. Поэтому, моя задача научить детей:

·                   Свободно общаться и легко вступать в диалог;

·                   Показать, что такое речевой этикет;

·                   Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;

·                   Принимать решения, преодолевая искусственно созданные проблемные и провокационные ситуации, в которых  необходимо  сделать выбор;

·                   Развитие интереса к окружающим людям;

·                   Воспитание стремления и потребности в общении, развитие навыков общения и коммуникативных способностей;

·                   Формирование навыков адекватного поведения, самооценки и сбалансированности эмоционального состояния.

Актуальностью  проблемы обоснована цель моей работы: создание условий для развития коммуникативных навыков дошкольников средствами режиссерской игры.

Для достижения вышеуказанных целей и задач, был проведен первичный мониторинг коммуникативного развития детей моей группы по следующим показателям:

·                   Умение вступать в общение, общаться в паре.

·                   Умение поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно).

·                   Умение говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

·                   Знание речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьбы, извинения, поздравления, прощения и д.р.

·                   Умение общаться для планирования совместных действий, достижений результатов, их обсуждение, участие в обсуждении  определенной темы).

·                   Уместное использование невербального общения (мимики, жестов…).

     В нашей коррекционной группе 16 детей. Проведя мониторинг на начало работы, мы получили следующие данные:

Высокий уровень - 0детей (0 %).

Средний уровень - 5 детей (40%).

Низкий уровень - 11 детей(60%).

Из результатов мониторинга видно, что большинство детей имеет низкий уровень  развития коммуникативных способностей. Исходя из этого, я наметила для себя поэтапную работу с детьми на основе   развития режиссерской игры.

·                   В начале своей работы я использовала материал, хорошо знакомый детям, проводила с детьми беседы, где обращала внимание на игрушки, знакомые и незнакомые детям. Я просила рассказать, в какие игры можно играть с этими игрушками, использовала рекламу игрушки с рассказом и учила детей договариваться играть вместе, помогала выбирать, формулировать тему игры. Я использую в своей работе игровые упражнения «Посылка малышам» (т.к. в моей группе разный возраст детей, то у них появляется желание поиграть в такую игру). Дети выполняют

одновременно разные роли, регулируют свое поведение,

обдумывают свои действия и слова, регулируют свои движения. Я вижу, как игровые сопереживания положительно влияют на взаимоотношения старших детей с младшими. При получении  посылки, старшие дети показывают и рассказывают о своих любимых игрушках и играх с ними. В процессе беседы старшие дети  отвечают на разные вопросы, обучая малышей простейшим игровым действиям и сюжетам, что способствует «раскрепощению» замкнутых, робких, нерешительных детей. Некоторые сюжеты очень просты, они могут состоять из одного, двух предложений, но я вижу, что они принадлежат самому ребенку и его воле, желанию, замыслу. В других сюжетах я наблюдаю, что дети, как настоящие режиссеры, что-то придумывают, обсуждают «что чем  будет», «кто кем будет». Постепенно формируется ролевое поведение. В своей работе с детьми я предлагаю использовать предметы- заместители, и дети охотно соглашаются со мной, представляя кубик машинкой, человечком, кирпичиком, и просто кубиком. Чаще ребенок играет с игрушкой, опираясь на собственное общение с людьми. Часто в своей группе мне приходилось наблюдать, как режиссерская игра проходит без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Иногда наблюдаю, что игра переходит в коллективную, где участвуют несколько детей и они вместе представляют собой единое целое. А для того, чтобы дети сами придумывали сюжеты и предметно их представляли, исполняя множество ролей, я стараюсь учесть ряд педагогических условий:

·                   организую предметно-развивающую игровую среду (разнообразные материалы, дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки, которые способствуют развитию воображения, умению действовать с предметами- заместителями).

·                   Создаю эмоционально- положительный настрой.

·                   Направляю ход режиссерской игры с помощью проблемных ситуаций, сюрпризов, провокационных вопросов.

·                   Способствую развитию ролевых взаимоотношений со сверстниками внутри игры.

·                   Осуществляю индивидуальный подход, наблюдаю за детьми, провожу специальную работу по составлению сюжета игры. В процессе игры, я стараюсь не мешать детям, не применяю давление, не сравниваю ребенка с другими детьми, предоставляю детям свободу, возможность проявлять активность, создавая при этом индивидуальные пространства, обеспечивая их местом и временем.

Организуя режиссерские игры, я занимаю позицию помощника, прошу ребенка пояснить смысл действий побуждая к ролевой речи, иногда выступаю носителем игровых умений, т.е. показываю при помощи игрушек и предметов заместителей фантастические истории, которые помогут ребенку включиться в подобную деятельность (после проведенного мною занятия - закрепляю игрушкой). Иногда предлагаю творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальных заданий совместной режиссерской игры (игра в школу с куклами). Завершить историю, показанную воспитателем, придумать и показать начало истории. В режиссерских играх, я стараюсь формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Из своего опыта я вижу, что многие дети настолько сосредоточены только на себе и на своем «Я», а моя задача отвлечь детей от фиксированности на собственное «Я», научить согласовывать собственное поведение с поведением других детей, развивать умение действовать с учетом потребностей, интересом других детей. Использую систему положительных оценок (поощрение).

В своей работе по развитию режиссерской игры использую классические деревянные наборы, среди них есть игры в зоопарк, город, сказка, использую даже пластмассовые наборы с элементами конструирования, конструктор с персонажами ЛЕГО. Я наблюдаю, как играя в режиссерскую игру «улицы нашего города» дети знакомятся с правилами дорожного движения, запрещающими и разрешающими дорожными знаками, видами транспорта, различает его по способу перевозок, автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный. В играх на «ферме» ребенок разделяет диких и домашних животных, в игре «в лесу» дети закрепляют диких животных, и закрепляют правила безопасного поведения в лесу. Для этого мы с ними использовали специальные знаки. В ходе игры я стараюсь создать проблемную ситуацию, на которую ребенок должен выдвинуть предположения (что было бы, если бы…). Для того, чтобы настроить детей на совместную конструктивно-продуктивную деятельность по созданию предметно игровой обстановки, я всегда использую прием сюрпризного момента, так, чтобы у детей возникло желание в общении с героями (например, Карлсон, придя в группу,  приветствует детей доброжелательным тоном и принес собой в подарок «бочку с заморочками» в которой находится полифункциональный материал для игр).

В процессе работы, стараюсь включать в подгруппы не активных детей - более активных. Для согласования темы и хода игры предлагаю использовать считалочки, установление очередности, создание ситуации успеха для застенчивых и робких детей. Наблюдая за игрой детей, я вижу, как детям трудно соединить игровые действия в общую игровую цепочку. Для этого я использую наборы разных картинок. Рассмотрев картину, дети придумывают, что было до этого события и что произойдет потом. После обсуждения, дети выбирают персонажа и обыгрывают эти ситуации в игре. Тем самым, дети с низким уровнем инициативы самостоятельно подготавливаются к участию в совместной игре со сверстниками.

Важное значение в развитии режиссерской игры имеет использование нестандартного оборудования, макетов и моделей. Оно изготавливается, как правило, своими руками и вызывает огромный интерес детей, позволяя расширить тематику обыгрываемых сюжетов, развивать творческую фантазию, социализацию.

Я активно привлекаю родителей к этой работе по созданию универсальных макетов и моделей для обогащения предметно–игровой среды. Макеты и модели выполняют роль смысловых полей, на которых разворачиваются игровые события, широко используем предметы заместители, способствующих обогащению сюжетов детских игр и осуществления замыслов режиссерской игры. Например, использую игровую проблемную ситуацию: «злой ветер налетел на цветочный город и унес все домики «коротышей», что делать?». В процессе совместного  обсуждения и поиска решения, фантазируем и приходим к выводу, что домик каждого героя зависит от его характера (домик пончика может быть кругленьким и толстеньким). Часто, чтобы придумать сюжет, я использую сказку, или известные истории мультфильмов, которые как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками,  где они живут, как и что говорят, т.е.  создать образ героя, определить его ролевое поведение в игре. Стараюсь создать атмосферу непосредственного свободного общения,  эмоциональной близости. Для закрепления представлений о персонажах сказок использую игровое упражнение «словесный портрет», где дети составляют рассказ о героях, с последующей их зарисовкой. Игры, этюды помогают мне изображать мимику героев в различных ситуациях. Создавая игровую обстановку, я помогаю детям включаться в детскую продуктивную деятельность. Дети самостоятельно изготавливают ожившие сказки-предметы: хлеб, воду, огонь и т.д. Использую подручный бросовый материал, с последующей игрой с ними на игровых полях, кому, как хочется. В работе так же я применяю словесные игры, и моделирование–игра «придумка», игра в диалоги. Использование новых макетов и предметов заместителей способствует обогащению детских игр.

Я заметила, как расширяется их содержание. Ребята начинают активно общаться друг с другом и устанавливают договоренность о поворотах сюжета. Из своего опыта работы над режиссерской игрой, я поняла, что постепенно я из позиции «партнера» я превращаюсь в позицию «наблюдателя» за ходом игры так, как дети начинают проявлять все больше самостоятельности в игре. Иногда, я наблюдаю, период рассвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, когда содержание игр являются фантастические сюжеты, события из мультфильмов и книг. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме.

Организуя режиссерскую игру, я стараюсь научить детей согласовывать замыслы для развития у детей навыков общения друг с другом, поддержки малоактивным детям. Помогаю выбрать, определить разные средства вербальной и не вербальной выразительности, обращая внимание на интонацию и мимику, направляю замыслы детей вопросами –что было бы дальше?, кого они могли повстречать?, что с ними случилось?. Таким образом, я считаю, что я выступаю как помощник в реализации детских игровых замыслов. Для проявления самостоятельности и творчества детей в режиссерских играх я стараюсь учитывать, что содержание игр должно соответствовать интересам, возможностям детей, что педагогическое сопровождение  нужно строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества детей. Я считаю, что игровая среда должна быть динамично-изменяющаяся, поэтому при ее  создании принимают участие не только дети, но и их родители. Тесное взаимодействие с родителями в процессе обсуждений и совместного творчества по  изготовлению моделей и макетов,  сблизило не только детский сад и семью, но и родителей с собственными детьми, которые получили бесценный опыт общения и совместной творческой деятельности.

Повторный мониторинг коммуникативного развития детей в режиссерской игре показал следующие результаты:

 

                               Результаты мониторинга

Уровни

Первичный мониторинг

(начало уч.года)

Итоговый

мониторинг

(февраль 2015г.)

Высокий уровень

0   детей       (0 %)

5 детей        (31%)

Средний уровень

5   детей       (40%)

8 детей        (50%)

Низкий    уровень

11 детей       (60%)

3 детей        (19%)

      

 

 

По результатам проведенной мною работы, я заметила, что мало активные дети стали охотно принимать участи в совместных играх. По данным повторного мониторинга, большинство детей научились формулировать игровой замысел, обсуждать возможные варианты игровых событий,  самостоятельно создавать игровую обстановку, расставляют макеты, используют предметы-заместители. Дети научились легко общаться, свободно вступать и поддерживать  диалог, соблюдать речевой этикет, выслушивать собеседника; справляться с взятой на себя ролью, действуя и говоря от лица персонажей, используя выразительные жесты, мимику, речевые интонации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Следует отметить, что метод режиссерской игры весьма полезен в работе с детьми с ОВЗ, так как способствует решению проблем нарушения эмоционально – волевой, когнитивной, поведенческой сферы, нарушений речи. Посредством режиссерской игры повышается мотивационная активность дошкольников, развиваются психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие), происходит гармоничное личностное развитие.

 

  Таким образом, я  считаю,  что проводимая работа по данной теме способствует получению положительного результата  социально-коммуникативного развития дошкольников, так как дает  возможность самораскрытия и самореализации детей в игре с учетом  индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, становления детского игрового сообщества, в котором каждый ребенок может найти свое место, обогащает детей бесценным эмоциональным, коммуникативным и практическим опытом  в процессе  «проживания» игровых  ситуаций и самостоятельного моделирования ролевого поведения, что является основой для успешной социальной адаптации  в дальнейшей взрослой жизни.   

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teplova_moy_opyt_raboty.docx43.65 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области.

Опыт работы

 «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».

                                                                      Дефектолог:

                                                            Теплова Светлана Владимировна,

                                                                первая квалификационная категория

г.Сим

2015г.

                                                                                 

«Если  сегодня  мы  будем              
                                                                                     учить  так ,  как  учили  
                                                                                     вчера ,  мы  украдем  у  
                                                                                     наших  детей  завтра»
                                                                                                              Джон Дьюи

Введение.

В настоящее время, в век «технологизации», когда живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение, обсуждение прочитанного, сопереживание героям театрализованных постановок во многом заменили  компьютер и телевизор, вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывают серьезную тревогу в обществе. Мы, взрослые, все чаще сталкиваемся с затруднениями в сфере общения, социализации,  нарушениями эмоционально-волевой сферы детей. Поэтому, социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются  дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дети мало общаются с взрослыми, друг с другом. По моему мнению, именно общение обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как отношения и взаимодействие с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в процессе познания окружающего мира, освоения различных видов детской деятельности, приобщения к культурным традициям. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития и обогащения личности ребенка, во многом определяет особенности его самосознания, отношения к миру, поведения, развития коммуникативных способностей.

Поэтому, в рамках реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности с дошкольниками более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основная часть.

Социально – коммуникативное развитие - «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».

Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение
которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:
социальные навыки, специфические знания, социальные качества, ролевое поведение.

Социально–коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение  следующих задач:

  1. Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.
  2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности
    окружающего мира «в быту, социуме, природе».
  3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами
    поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных
    представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
  4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа
    жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при  
    формировании полезных привычек и др.)
  5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения
    искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
    природы.

Реализация этих задач возможна через использование педагогами следующих форм образовательной работы с детьми:

1.НОД (непосредственно образовательная деятельность)
2.Проблемные ситуации
3. Поисково–творческие задания
4. Сюжетно–ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры, творческие игры (театрализованные, режиссерские)
5. Познавательные беседы
6. Просмотр видеофильмов
7. Театрализованные постановки
8. Музыкальные досуги, развлечения
9. Интерактивные игры, презентации и др.

Учитывая специфику дошкольного детства, я считаю, что наиболее широкие возможности для развития общения (а значит  социализации и коммуникации) ребенка представляет игровая деятельность, как  ведущий и, в соответствии с ФГОС ДО, приоритетный  вид деятельности ребенка-дошкольника.  Игра является  эффективным средством формирования нравственных качеств ребенка, накопления социального опыта, развития ролевого поведения, воспитания гуманного отношения к сверстникам. Ведь в игре дети отражают содержание окружающего мира, нормы, правила поведения в ней. Однако, использование традиционных видов игр не могут в полной мере способствовать социально-коммуникативному и индивидуально-личностному развитию ребенка, не обеспечивают достаточных  возможностей для самоорганизации, творчества, фантазии, самореализации ребенка, использования широкого разнообразия и интеграции различных видов детской деятельности. Поэтому, по моему мнению, имеющиеся противоречия определяют актуальность и необходимость внедрения в практику воспитательно-образовательной работы в детском саду современных игровых технологий, развивающих  творческую игровую деятельность: режиссерские игры, методы мульт-терапии и анимации, с использованием ИКТ технологий.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности  развития моих воспитанников,  на данном этапе наиболее актуальным для меня в работе с детьми является метод режиссерской игры, так как, по моему мнению, как вид деятельности он наиболее близок ребенку и наиболее способствует  его социализации и развивает коммуникативные способности.    

Режиссерская игра –  вид непродуктивной самостоятельной деятельности ребёнка. По ходу игры ребёнок действует от лица каждой из игрушек – персонажей и одновременно режиссирует общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет.                                                                                                                                                Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действие с предметами , но и отношение между несколькими персонажами. У него появляется представление о роли и определяемых этой ролью действияях, подчинённых единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Конечно, эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре или на непосредственной деятельности, а также в результате обогащения внеигрового опыта.                                                                     Одновременно идёт развитие мышление и воображение ребёнка, растёт способность к переносу способов действия на другие оъекты, отношений между людьми – в игру.                      

По мере овладения определёнными умениями дети создают всё более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, регулируя отношения действующих лиц, организую игру как режиссёр. Эта своеобразная позиция ребёнка и позволяет назвать игры такого типа режиссёрскими.                                                                                                         Сюжеты индивидуальных режиссёрских игр отличаются разнообразием и сложностьюю. Суть режиссёрской игры заключается в многообразных переживаниях. В процессе игры просходит глубокое эмоционально – действенное освоени мира.  Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия на себя той или иной роли, развёртывая действий с героями, которые окружают детей в повседневной жизни.

Для такой игры важно правильная организация предметной среды. Игровая среда должна организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Одно из направлений развития режиссёрской игры – создание особой предметной среды своей игры, условно называется «макетами». Это могут быть ланшафтные макеты, макеты кукольных домиков и пр. Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду, используя все свои умения и навыки, задействуя для этого любые материалы. Игра может развернуться как в непосредственной деятельности так и в режимных моментах. В процессе игры у ребёнка формируюся и закрепляются умение принять игровую задачу; способность действовать в соответствии с общим замыслом, но развивая свою собственную сюжетно-игровую линию, стимулирует творческую активность детей; закрепляются и служат основой для создания новых игровых сюжетов  полученные знания о семье; о профессиях:  врача, полицейского, пожарного, парикмахера, работников зоопарка, артистов  и т.п., об их основных трудовых процессах; знания о жизни домашних животных и их детёнышах и так далее.

Различные сюжеты режиссёрских игр могут быть разыграны как во время непосредственно-образовательной, так и  в самостоятеятельной детской деятельности.

Именно поэтому я выбрала тему  моей работы «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры». На протяжении всего периода работы в детском саду, наблюдая за детьми, постоянно сталкиваешься с большими трудностями детей в общении друг с другом и взрослыми, проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы, что наиболее важно для успешного обучения в школе и социальной адаптации  в дальнейшем. Очень часто ребенок,  который мало общается со сверстниками и не принимает их из-за неумения организовать общение, становится не интересным для окружающих его сверстников, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Я считаю, что чем раньше мы обратим внимание на эту область развития личности, тем меньше проблем будет у ребенка в будущем. Поэтому, моя задача научить детей:

  • Свободно общаться и легко вступать в диалог;
  • Показать, что такое речевой этикет;
  • Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;
  • Принимать решения, преодолевая искусственно созданные проблемные и провокационные ситуации, в которых  необходимо  сделать выбор;
  • Развитие интереса к окружающим людям;
  • Воспитание стремления и потребности в общении, развитие навыков общения и коммуникативных способностей;
  • Формирование навыков адекватного поведения, самооценки и сбалансированности эмоционального состояния.

Актуальностью  проблемы обоснована цель моей работы: создание условий для развития коммуникативных навыков дошкольников средствами режиссерской игры.

Для достижения вышеуказанных целей и задач, был проведен первичный мониторинг коммуникативного развития детей моей группы по следующим показателям:

  • Умение вступать в общение, общаться в паре.
  • Умение поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно).
  • Умение говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
  • Знание речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьбы, извинения, поздравления, прощения и д.р.
  • Умение общаться для планирования совместных действий, достижений результатов, их обсуждение, участие в обсуждении  определенной темы).
  • Уместное использование невербального общения (мимики, жестов…).

     В нашей коррекционной группе 16 детей. Проведя мониторинг на начало работы, мы получили следующие данные:

Высокий уровень - 0детей (0 %).

Средний уровень - 5 детей (40%).

Низкий уровень - 11 детей(60%).

Из результатов мониторинга видно, что большинство детей имеет низкий уровень  развития коммуникативных способностей. Исходя из этого, я наметила для себя поэтапную работу с детьми на основе   развития режиссерской игры.

  • В начале своей работы я использовала материал, хорошо знакомый детям, проводила с детьми беседы, где обращала внимание на игрушки, знакомые и незнакомые детям. Я просила рассказать, в какие игры можно играть с этими игрушками, использовала рекламу игрушки с рассказом и учила детей договариваться играть вместе, помогала выбирать, формулировать тему игры. Я использую в своей работе игровые упражнения «Посылка малышам» (т.к. в моей группе разный возраст детей, то у них появляется желание поиграть в такую игру). Дети выполняют

одновременно разные роли, регулируют свое поведение,

обдумывают свои действия и слова, регулируют свои движения. Я вижу, как игровые сопереживания положительно влияют на взаимоотношения старших детей с младшими. При получении  посылки, старшие дети показывают и рассказывают о своих любимых игрушках и играх с ними. В процессе беседы старшие дети  отвечают на разные вопросы, обучая малышей простейшим игровым действиям и сюжетам, что способствует «раскрепощению» замкнутых, робких, нерешительных детей. Некоторые сюжеты очень просты, они могут состоять из одного, двух предложений, но я вижу, что они принадлежат самому ребенку и его воле, желанию, замыслу. В других сюжетах я наблюдаю, что дети, как настоящие режиссеры, что-то придумывают, обсуждают «что чем  будет», «кто кем будет». Постепенно формируется ролевое поведение. В своей работе с детьми я предлагаю использовать предметы- заместители, и дети охотно соглашаются со мной, представляя кубик машинкой, человечком, кирпичиком, и просто кубиком. Чаще ребенок играет с игрушкой, опираясь на собственное общение с людьми. Часто в своей группе мне приходилось наблюдать, как режиссерская игра проходит без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Иногда наблюдаю, что игра переходит в коллективную, где участвуют несколько детей и они вместе представляют собой единое целое. А для того, чтобы дети сами придумывали сюжеты и предметно их представляли, исполняя множество ролей, я стараюсь учесть ряд педагогических условий:

  • организую предметно-развивающую игровую среду (разнообразные материалы, дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки, которые способствуют развитию воображения, умению действовать с предметами- заместителями).
  • Создаю эмоционально- положительный настрой.
  • Направляю ход режиссерской игры с помощью проблемных ситуаций, сюрпризов, провокационных вопросов.
  • Способствую развитию ролевых взаимоотношений со сверстниками внутри игры.
  • Осуществляю индивидуальный подход, наблюдаю за детьми, провожу специальную работу по составлению сюжета игры. В процессе игры, я стараюсь не мешать детям, не применяю давление, не сравниваю ребенка с другими детьми, предоставляю детям свободу, возможность проявлять активность, создавая при этом индивидуальные пространства, обеспечивая их местом и временем.

Организуя режиссерские игры, я занимаю позицию помощника, прошу ребенка пояснить смысл действий побуждая к ролевой речи, иногда выступаю носителем игровых умений, т.е. показываю при помощи игрушек и предметов заместителей фантастические истории, которые помогут ребенку включиться в подобную деятельность (после проведенного мною занятия - закрепляю игрушкой). Иногда предлагаю творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальных заданий совместной режиссерской игры (игра в школу с куклами). Завершить историю, показанную воспитателем, придумать и показать начало истории. В режиссерских играх, я стараюсь формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Из своего опыта я вижу, что многие дети настолько сосредоточены только на себе и на своем «Я», а моя задача отвлечь детей от фиксированности на собственное «Я», научить согласовывать собственное поведение с поведением других детей, развивать умение действовать с учетом потребностей, интересом других детей. Использую систему положительных оценок (поощрение).

В своей работе по развитию режиссерской игры использую классические деревянные наборы, среди них есть игры в зоопарк, город, сказка, использую даже пластмассовые наборы с элементами конструирования, конструктор с персонажами ЛЕГО. Я наблюдаю, как играя в режиссерскую игру «улицы нашего города» дети знакомятся с правилами дорожного движения, запрещающими и разрешающими дорожными знаками, видами транспорта, различает его по способу перевозок, автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный. В играх на «ферме» ребенок разделяет диких и домашних животных, в игре «в лесу» дети закрепляют диких животных, и закрепляют правила безопасного поведения в лесу. Для этого мы с ними использовали специальные знаки. В ходе игры я стараюсь создать проблемную ситуацию, на которую ребенок должен выдвинуть предположения (что было бы, если бы…). Для того, чтобы настроить детей на совместную конструктивно-продуктивную деятельность по созданию предметно игровой обстановки, я всегда использую прием сюрпризного момента, так, чтобы у детей возникло желание в общении с героями (например, Карлсон, придя в группу,  приветствует детей доброжелательным тоном и принес собой в подарок «бочку с заморочками» в которой находится полифункциональный материал для игр).

В процессе работы, стараюсь включать в подгруппы не активных детей - более активных. Для согласования темы и хода игры предлагаю использовать считалочки, установление очередности, создание ситуации успеха для застенчивых и робких детей. Наблюдая за игрой детей, я вижу, как детям трудно соединить игровые действия в общую игровую цепочку. Для этого я использую наборы разных картинок. Рассмотрев картину, дети придумывают, что было до этого события и что произойдет потом. После обсуждения, дети выбирают персонажа и обыгрывают эти ситуации в игре. Тем самым, дети с низким уровнем инициативы самостоятельно подготавливаются к участию в совместной игре со сверстниками.

Важное значение в развитии режиссерской игры имеет использование нестандартного оборудования, макетов и моделей. Оно изготавливается, как правило, своими руками и вызывает огромный интерес детей, позволяя расширить тематику обыгрываемых сюжетов, развивать творческую фантазию, социализацию.

Я активно привлекаю родителей к этой работе по созданию универсальных макетов и моделей для обогащения предметно–игровой среды. Макеты и модели выполняют роль смысловых полей, на которых разворачиваются игровые события, широко используем предметы заместители, способствующих обогащению сюжетов детских игр и осуществления замыслов режиссерской игры. Например, использую игровую проблемную ситуацию: «злой ветер налетел на цветочный город и унес все домики «коротышей», что делать?». В процессе совместного  обсуждения и поиска решения, фантазируем и приходим к выводу, что домик каждого героя зависит от его характера (домик пончика может быть кругленьким и толстеньким). Часто, чтобы придумать сюжет, я использую сказку, или известные истории мультфильмов, которые как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками,  где они живут, как и что говорят, т.е.  создать образ героя, определить его ролевое поведение в игре. Стараюсь создать атмосферу непосредственного свободного общения,  эмоциональной близости. Для закрепления представлений о персонажах сказок использую игровое упражнение «словесный портрет», где дети составляют рассказ о героях, с последующей их зарисовкой. Игры, этюды помогают мне изображать мимику героев в различных ситуациях. Создавая игровую обстановку, я помогаю детям включаться в детскую продуктивную деятельность. Дети самостоятельно изготавливают ожившие сказки-предметы: хлеб, воду, огонь и т.д. Использую подручный бросовый материал, с последующей игрой с ними на игровых полях, кому, как хочется. В работе так же я применяю словесные игры, и моделирование–игра «придумка», игра в диалоги. Использование новых макетов и предметов заместителей способствует обогащению детских игр.

Я заметила, как расширяется их содержание. Ребята начинают активно общаться друг с другом и устанавливают договоренность о поворотах сюжета. Из своего опыта работы над режиссерской игрой, я поняла, что постепенно я из позиции «партнера» я превращаюсь в позицию «наблюдателя» за ходом игры так, как дети начинают проявлять все больше самостоятельности в игре. Иногда, я наблюдаю, период рассвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, когда содержание игр являются фантастические сюжеты, события из мультфильмов и книг. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме.

Организуя режиссерскую игру, я стараюсь научить детей согласовывать замыслы для развития у детей навыков общения друг с другом, поддержки малоактивным детям. Помогаю выбрать, определить разные средства вербальной и не вербальной выразительности, обращая внимание на интонацию и мимику, направляю замыслы детей вопросами –что было бы дальше?, кого они могли повстречать?, что с ними случилось?. Таким образом, я считаю, что я выступаю как помощник в реализации детских игровых замыслов. Для проявления самостоятельности и творчества детей в режиссерских играх я стараюсь учитывать, что содержание игр должно соответствовать интересам, возможностям детей, что педагогическое сопровождение  нужно строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества детей. Я считаю, что игровая среда должна быть динамично-изменяющаяся, поэтому при ее  создании принимают участие не только дети, но и их родители. Тесное взаимодействие с родителями в процессе обсуждений и совместного творчества по  изготовлению моделей и макетов,  сблизило не только детский сад и семью, но и родителей с собственными детьми, которые получили бесценный опыт общения и совместной творческой деятельности.

Повторный мониторинг коммуникативного развития детей в режиссерской игре показал следующие результаты:

                               Результаты мониторинга

Уровни

Первичный мониторинг

(начало уч.года)

Итоговый

мониторинг

(февраль 2015г.)

Высокий уровень

0   детей       (0 %)

5 детей        (31%)

Средний уровень

5   детей       (40%)

8 детей        (50%)

Низкий    уровень

11 детей       (60%)

3 детей        (19%)

       

По результатам проведенной мною работы, я заметила, что мало активные дети стали охотно принимать участи в совместных играх. По данным повторного мониторинга, большинство детей научились формулировать игровой замысел, обсуждать возможные варианты игровых событий,  самостоятельно создавать игровую обстановку, расставляют макеты, используют предметы-заместители. Дети научились легко общаться, свободно вступать и поддерживать  диалог, соблюдать речевой этикет, выслушивать собеседника; справляться с взятой на себя ролью, действуя и говоря от лица персонажей, используя выразительные жесты, мимику, речевые интонации.

Заключение.

Следует отметить, что метод режиссерской игры весьма полезен в работе с детьми с ОВЗ, так как способствует решению проблем нарушения эмоционально – волевой, когнитивной, поведенческой сферы, нарушений речи. Посредством режиссерской игры повышается мотивационная активность дошкольников, развиваются психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие), происходит гармоничное личностное развитие.

  Таким образом, я  считаю,  что проводимая работа по данной теме способствует получению положительного результата  социально-коммуникативного развития дошкольников, так как дает  возможность самораскрытия и самореализации детей в игре с учетом  индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, становления детского игрового сообщества, в котором каждый ребенок может найти свое место, обогащает детей бесценным эмоциональным, коммуникативным и практическим опытом  в процессе  «проживания» игровых  ситуаций и самостоятельного моделирования ролевого поведения, что является основой для успешной социальной адаптации  в дальнейшей взрослой жизни.  

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников.

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.Вся жизнь ребенка-дош...

программа самообразования "Театрализованные игры, как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"

Программа написана с целью повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений у детей  средствами театрализованной д...

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»Реализовать систему работы по повышению уровня со...