Опыт работы «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».
статья на тему
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области.
Опыт работы
«Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».
Дефектолог:
Теплова Светлана Владимировна,
первая квалификационная категория
г.Сим
2015г.
«Если сегодня мы будем
учить так , как учили
вчера , мы украдем у
наших детей завтра»
Джон Дьюи
Введение.
В настоящее время, в век «технологизации», когда живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение, обсуждение прочитанного, сопереживание героям театрализованных постановок во многом заменили компьютер и телевизор, вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывают серьезную тревогу в обществе. Мы, взрослые, все чаще сталкиваемся с затруднениями в сфере общения, социализации, нарушениями эмоционально-волевой сферы детей. Поэтому, социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дети мало общаются с взрослыми, друг с другом. По моему мнению, именно общение обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как отношения и взаимодействие с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в процессе познания окружающего мира, освоения различных видов детской деятельности, приобщения к культурным традициям. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития и обогащения личности ребенка, во многом определяет особенности его самосознания, отношения к миру, поведения, развития коммуникативных способностей.
Поэтому, в рамках реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности с дошкольниками более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основная часть.
Социально – коммуникативное развитие - «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».
Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение
которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: социальные навыки, специфические знания, социальные качества, ролевое поведение.
Социально–коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение следующих задач:
1. Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.
2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности
окружающего мира «в быту, социуме, природе».
3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами
поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных
представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа
жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.)
5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы.
Реализация этих задач возможна через использование педагогами следующих форм образовательной работы с детьми:
1.НОД (непосредственно образовательная деятельность)
2.Проблемные ситуации
3. Поисково–творческие задания
4. Сюжетно–ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры, творческие игры (театрализованные, режиссерские)
5. Познавательные беседы
6. Просмотр видеофильмов
7. Театрализованные постановки
8. Музыкальные досуги, развлечения
9. Интерактивные игры, презентации и др.
Учитывая специфику дошкольного детства, я считаю, что наиболее широкие возможности для развития общения (а значит социализации и коммуникации) ребенка представляет игровая деятельность, как ведущий и, в соответствии с ФГОС ДО, приоритетный вид деятельности ребенка-дошкольника. Игра является эффективным средством формирования нравственных качеств ребенка, накопления социального опыта, развития ролевого поведения, воспитания гуманного отношения к сверстникам. Ведь в игре дети отражают содержание окружающего мира, нормы, правила поведения в ней. Однако, использование традиционных видов игр не могут в полной мере способствовать социально-коммуникативному и индивидуально-личностному развитию ребенка, не обеспечивают достаточных возможностей для самоорганизации, творчества, фантазии, самореализации ребенка, использования широкого разнообразия и интеграции различных видов детской деятельности. Поэтому, по моему мнению, имеющиеся противоречия определяют актуальность и необходимость внедрения в практику воспитательно-образовательной работы в детском саду современных игровых технологий, развивающих творческую игровую деятельность: режиссерские игры, методы мульт-терапии и анимации, с использованием ИКТ технологий.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития моих воспитанников, на данном этапе наиболее актуальным для меня в работе с детьми является метод режиссерской игры, так как, по моему мнению, как вид деятельности он наиболее близок ребенку и наиболее способствует его социализации и развивает коммуникативные способности.
Режиссерская игра – вид непродуктивной самостоятельной деятельности ребёнка. По ходу игры ребёнок действует от лица каждой из игрушек – персонажей и одновременно режиссирует общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет. Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действие с предметами , но и отношение между несколькими персонажами. У него появляется представление о роли и определяемых этой ролью действияях, подчинённых единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Конечно, эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре или на непосредственной деятельности, а также в результате обогащения внеигрового опыта. Одновременно идёт развитие мышление и воображение ребёнка, растёт способность к переносу способов действия на другие оъекты, отношений между людьми – в игру.
По мере овладения определёнными умениями дети создают всё более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, регулируя отношения действующих лиц, организую игру как режиссёр. Эта своеобразная позиция ребёнка и позволяет назвать игры такого типа режиссёрскими. Сюжеты индивидуальных режиссёрских игр отличаются разнообразием и сложностьюю. Суть режиссёрской игры заключается в многообразных переживаниях. В процессе игры просходит глубокое эмоционально – действенное освоени мира. Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия на себя той или иной роли, развёртывая действий с героями, которые окружают детей в повседневной жизни.
Для такой игры важно правильная организация предметной среды. Игровая среда должна организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Одно из направлений развития режиссёрской игры – создание особой предметной среды своей игры, условно называется «макетами». Это могут быть ланшафтные макеты, макеты кукольных домиков и пр. Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду, используя все свои умения и навыки, задействуя для этого любые материалы. Игра может развернуться как в непосредственной деятельности так и в режимных моментах. В процессе игры у ребёнка формируюся и закрепляются умение принять игровую задачу; способность действовать в соответствии с общим замыслом, но развивая свою собственную сюжетно-игровую линию, стимулирует творческую активность детей; закрепляются и служат основой для создания новых игровых сюжетов полученные знания о семье; о профессиях: врача, полицейского, пожарного, парикмахера, работников зоопарка, артистов и т.п., об их основных трудовых процессах; знания о жизни домашних животных и их детёнышах и так далее.
Различные сюжеты режиссёрских игр могут быть разыграны как во время непосредственно-образовательной, так и в самостоятеятельной детской деятельности.
Именно поэтому я выбрала тему моей работы «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры». На протяжении всего периода работы в детском саду, наблюдая за детьми, постоянно сталкиваешься с большими трудностями детей в общении друг с другом и взрослыми, проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы, что наиболее важно для успешного обучения в школе и социальной адаптации в дальнейшем. Очень часто ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимает их из-за неумения организовать общение, становится не интересным для окружающих его сверстников, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Я считаю, что чем раньше мы обратим внимание на эту область развития личности, тем меньше проблем будет у ребенка в будущем. Поэтому, моя задача научить детей:
· Свободно общаться и легко вступать в диалог;
· Показать, что такое речевой этикет;
· Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;
· Принимать решения, преодолевая искусственно созданные проблемные и провокационные ситуации, в которых необходимо сделать выбор;
· Развитие интереса к окружающим людям;
· Воспитание стремления и потребности в общении, развитие навыков общения и коммуникативных способностей;
· Формирование навыков адекватного поведения, самооценки и сбалансированности эмоционального состояния.
Актуальностью проблемы обоснована цель моей работы: создание условий для развития коммуникативных навыков дошкольников средствами режиссерской игры.
Для достижения вышеуказанных целей и задач, был проведен первичный мониторинг коммуникативного развития детей моей группы по следующим показателям:
· Умение вступать в общение, общаться в паре.
· Умение поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно).
· Умение говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
· Знание речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьбы, извинения, поздравления, прощения и д.р.
· Умение общаться для планирования совместных действий, достижений результатов, их обсуждение, участие в обсуждении определенной темы).
· Уместное использование невербального общения (мимики, жестов…).
В нашей коррекционной группе 16 детей. Проведя мониторинг на начало работы, мы получили следующие данные:
Высокий уровень - 0детей (0 %).
Средний уровень - 5 детей (40%).
Низкий уровень - 11 детей(60%).
Из результатов мониторинга видно, что большинство детей имеет низкий уровень развития коммуникативных способностей. Исходя из этого, я наметила для себя поэтапную работу с детьми на основе развития режиссерской игры.
· В начале своей работы я использовала материал, хорошо знакомый детям, проводила с детьми беседы, где обращала внимание на игрушки, знакомые и незнакомые детям. Я просила рассказать, в какие игры можно играть с этими игрушками, использовала рекламу игрушки с рассказом и учила детей договариваться играть вместе, помогала выбирать, формулировать тему игры. Я использую в своей работе игровые упражнения «Посылка малышам» (т.к. в моей группе разный возраст детей, то у них появляется желание поиграть в такую игру). Дети выполняют
одновременно разные роли, регулируют свое поведение,
обдумывают свои действия и слова, регулируют свои движения. Я вижу, как игровые сопереживания положительно влияют на взаимоотношения старших детей с младшими. При получении посылки, старшие дети показывают и рассказывают о своих любимых игрушках и играх с ними. В процессе беседы старшие дети отвечают на разные вопросы, обучая малышей простейшим игровым действиям и сюжетам, что способствует «раскрепощению» замкнутых, робких, нерешительных детей. Некоторые сюжеты очень просты, они могут состоять из одного, двух предложений, но я вижу, что они принадлежат самому ребенку и его воле, желанию, замыслу. В других сюжетах я наблюдаю, что дети, как настоящие режиссеры, что-то придумывают, обсуждают «что чем будет», «кто кем будет». Постепенно формируется ролевое поведение. В своей работе с детьми я предлагаю использовать предметы- заместители, и дети охотно соглашаются со мной, представляя кубик машинкой, человечком, кирпичиком, и просто кубиком. Чаще ребенок играет с игрушкой, опираясь на собственное общение с людьми. Часто в своей группе мне приходилось наблюдать, как режиссерская игра проходит без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Иногда наблюдаю, что игра переходит в коллективную, где участвуют несколько детей и они вместе представляют собой единое целое. А для того, чтобы дети сами придумывали сюжеты и предметно их представляли, исполняя множество ролей, я стараюсь учесть ряд педагогических условий:
· организую предметно-развивающую игровую среду (разнообразные материалы, дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки, которые способствуют развитию воображения, умению действовать с предметами- заместителями).
· Создаю эмоционально- положительный настрой.
· Направляю ход режиссерской игры с помощью проблемных ситуаций, сюрпризов, провокационных вопросов.
· Способствую развитию ролевых взаимоотношений со сверстниками внутри игры.
· Осуществляю индивидуальный подход, наблюдаю за детьми, провожу специальную работу по составлению сюжета игры. В процессе игры, я стараюсь не мешать детям, не применяю давление, не сравниваю ребенка с другими детьми, предоставляю детям свободу, возможность проявлять активность, создавая при этом индивидуальные пространства, обеспечивая их местом и временем.
Организуя режиссерские игры, я занимаю позицию помощника, прошу ребенка пояснить смысл действий побуждая к ролевой речи, иногда выступаю носителем игровых умений, т.е. показываю при помощи игрушек и предметов заместителей фантастические истории, которые помогут ребенку включиться в подобную деятельность (после проведенного мною занятия - закрепляю игрушкой). Иногда предлагаю творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальных заданий совместной режиссерской игры (игра в школу с куклами). Завершить историю, показанную воспитателем, придумать и показать начало истории. В режиссерских играх, я стараюсь формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Из своего опыта я вижу, что многие дети настолько сосредоточены только на себе и на своем «Я», а моя задача отвлечь детей от фиксированности на собственное «Я», научить согласовывать собственное поведение с поведением других детей, развивать умение действовать с учетом потребностей, интересом других детей. Использую систему положительных оценок (поощрение).
В своей работе по развитию режиссерской игры использую классические деревянные наборы, среди них есть игры в зоопарк, город, сказка, использую даже пластмассовые наборы с элементами конструирования, конструктор с персонажами ЛЕГО. Я наблюдаю, как играя в режиссерскую игру «улицы нашего города» дети знакомятся с правилами дорожного движения, запрещающими и разрешающими дорожными знаками, видами транспорта, различает его по способу перевозок, автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный. В играх на «ферме» ребенок разделяет диких и домашних животных, в игре «в лесу» дети закрепляют диких животных, и закрепляют правила безопасного поведения в лесу. Для этого мы с ними использовали специальные знаки. В ходе игры я стараюсь создать проблемную ситуацию, на которую ребенок должен выдвинуть предположения (что было бы, если бы…). Для того, чтобы настроить детей на совместную конструктивно-продуктивную деятельность по созданию предметно игровой обстановки, я всегда использую прием сюрпризного момента, так, чтобы у детей возникло желание в общении с героями (например, Карлсон, придя в группу, приветствует детей доброжелательным тоном и принес собой в подарок «бочку с заморочками» в которой находится полифункциональный материал для игр).
В процессе работы, стараюсь включать в подгруппы не активных детей - более активных. Для согласования темы и хода игры предлагаю использовать считалочки, установление очередности, создание ситуации успеха для застенчивых и робких детей. Наблюдая за игрой детей, я вижу, как детям трудно соединить игровые действия в общую игровую цепочку. Для этого я использую наборы разных картинок. Рассмотрев картину, дети придумывают, что было до этого события и что произойдет потом. После обсуждения, дети выбирают персонажа и обыгрывают эти ситуации в игре. Тем самым, дети с низким уровнем инициативы самостоятельно подготавливаются к участию в совместной игре со сверстниками.
Важное значение в развитии режиссерской игры имеет использование нестандартного оборудования, макетов и моделей. Оно изготавливается, как правило, своими руками и вызывает огромный интерес детей, позволяя расширить тематику обыгрываемых сюжетов, развивать творческую фантазию, социализацию.
Я активно привлекаю родителей к этой работе по созданию универсальных макетов и моделей для обогащения предметно–игровой среды. Макеты и модели выполняют роль смысловых полей, на которых разворачиваются игровые события, широко используем предметы заместители, способствующих обогащению сюжетов детских игр и осуществления замыслов режиссерской игры. Например, использую игровую проблемную ситуацию: «злой ветер налетел на цветочный город и унес все домики «коротышей», что делать?». В процессе совместного обсуждения и поиска решения, фантазируем и приходим к выводу, что домик каждого героя зависит от его характера (домик пончика может быть кругленьким и толстеньким). Часто, чтобы придумать сюжет, я использую сказку, или известные истории мультфильмов, которые как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят, т.е. создать образ героя, определить его ролевое поведение в игре. Стараюсь создать атмосферу непосредственного свободного общения, эмоциональной близости. Для закрепления представлений о персонажах сказок использую игровое упражнение «словесный портрет», где дети составляют рассказ о героях, с последующей их зарисовкой. Игры, этюды помогают мне изображать мимику героев в различных ситуациях. Создавая игровую обстановку, я помогаю детям включаться в детскую продуктивную деятельность. Дети самостоятельно изготавливают ожившие сказки-предметы: хлеб, воду, огонь и т.д. Использую подручный бросовый материал, с последующей игрой с ними на игровых полях, кому, как хочется. В работе так же я применяю словесные игры, и моделирование–игра «придумка», игра в диалоги. Использование новых макетов и предметов заместителей способствует обогащению детских игр.
Я заметила, как расширяется их содержание. Ребята начинают активно общаться друг с другом и устанавливают договоренность о поворотах сюжета. Из своего опыта работы над режиссерской игрой, я поняла, что постепенно я из позиции «партнера» я превращаюсь в позицию «наблюдателя» за ходом игры так, как дети начинают проявлять все больше самостоятельности в игре. Иногда, я наблюдаю, период рассвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, когда содержание игр являются фантастические сюжеты, события из мультфильмов и книг. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме.
Организуя режиссерскую игру, я стараюсь научить детей согласовывать замыслы для развития у детей навыков общения друг с другом, поддержки малоактивным детям. Помогаю выбрать, определить разные средства вербальной и не вербальной выразительности, обращая внимание на интонацию и мимику, направляю замыслы детей вопросами –что было бы дальше?, кого они могли повстречать?, что с ними случилось?. Таким образом, я считаю, что я выступаю как помощник в реализации детских игровых замыслов. Для проявления самостоятельности и творчества детей в режиссерских играх я стараюсь учитывать, что содержание игр должно соответствовать интересам, возможностям детей, что педагогическое сопровождение нужно строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества детей. Я считаю, что игровая среда должна быть динамично-изменяющаяся, поэтому при ее создании принимают участие не только дети, но и их родители. Тесное взаимодействие с родителями в процессе обсуждений и совместного творчества по изготовлению моделей и макетов, сблизило не только детский сад и семью, но и родителей с собственными детьми, которые получили бесценный опыт общения и совместной творческой деятельности.
Повторный мониторинг коммуникативного развития детей в режиссерской игре показал следующие результаты:
Результаты мониторинга
Уровни | Первичный мониторинг (начало уч.года) | Итоговый мониторинг (февраль 2015г.) |
Высокий уровень | 0 детей (0 %) | 5 детей (31%) |
Средний уровень | 5 детей (40%) | 8 детей (50%) |
Низкий уровень | 11 детей (60%) | 3 детей (19%) |
По результатам проведенной мною работы, я заметила, что мало активные дети стали охотно принимать участи в совместных играх. По данным повторного мониторинга, большинство детей научились формулировать игровой замысел, обсуждать возможные варианты игровых событий, самостоятельно создавать игровую обстановку, расставляют макеты, используют предметы-заместители. Дети научились легко общаться, свободно вступать и поддерживать диалог, соблюдать речевой этикет, выслушивать собеседника; справляться с взятой на себя ролью, действуя и говоря от лица персонажей, используя выразительные жесты, мимику, речевые интонации.
Заключение.
Следует отметить, что метод режиссерской игры весьма полезен в работе с детьми с ОВЗ, так как способствует решению проблем нарушения эмоционально – волевой, когнитивной, поведенческой сферы, нарушений речи. Посредством режиссерской игры повышается мотивационная активность дошкольников, развиваются психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие), происходит гармоничное личностное развитие.
Таким образом, я считаю, что проводимая работа по данной теме способствует получению положительного результата социально-коммуникативного развития дошкольников, так как дает возможность самораскрытия и самореализации детей в игре с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, становления детского игрового сообщества, в котором каждый ребенок может найти свое место, обогащает детей бесценным эмоциональным, коммуникативным и практическим опытом в процессе «проживания» игровых ситуаций и самостоятельного моделирования ролевого поведения, что является основой для успешной социальной адаптации в дальнейшей взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teplova_moy_opyt_raboty.docx | 43.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области.
Опыт работы
«Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».
Дефектолог:
Теплова Светлана Владимировна,
первая квалификационная категория
г.Сим
2015г.
«Если сегодня мы будем
учить так , как учили
вчера , мы украдем у
наших детей завтра»
Джон Дьюи
Введение.
В настоящее время, в век «технологизации», когда живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение, обсуждение прочитанного, сопереживание героям театрализованных постановок во многом заменили компьютер и телевизор, вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывают серьезную тревогу в обществе. Мы, взрослые, все чаще сталкиваемся с затруднениями в сфере общения, социализации, нарушениями эмоционально-волевой сферы детей. Поэтому, социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дети мало общаются с взрослыми, друг с другом. По моему мнению, именно общение обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как отношения и взаимодействие с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в процессе познания окружающего мира, освоения различных видов детской деятельности, приобщения к культурным традициям. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития и обогащения личности ребенка, во многом определяет особенности его самосознания, отношения к миру, поведения, развития коммуникативных способностей.
Поэтому, в рамках реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности с дошкольниками более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основная часть.
Социально – коммуникативное развитие - «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».
Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение
которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: социальные навыки, специфические знания, социальные качества, ролевое поведение.
Социально–коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение следующих задач:
- Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.
- Формирование основ собственной безопасности и безопасности
окружающего мира «в быту, социуме, природе». - Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами
поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных
представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». - Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа
жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.) - Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы.
Реализация этих задач возможна через использование педагогами следующих форм образовательной работы с детьми:
1.НОД (непосредственно образовательная деятельность)
2.Проблемные ситуации
3. Поисково–творческие задания
4. Сюжетно–ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры, творческие игры (театрализованные, режиссерские)
5. Познавательные беседы
6. Просмотр видеофильмов
7. Театрализованные постановки
8. Музыкальные досуги, развлечения
9. Интерактивные игры, презентации и др.
Учитывая специфику дошкольного детства, я считаю, что наиболее широкие возможности для развития общения (а значит социализации и коммуникации) ребенка представляет игровая деятельность, как ведущий и, в соответствии с ФГОС ДО, приоритетный вид деятельности ребенка-дошкольника. Игра является эффективным средством формирования нравственных качеств ребенка, накопления социального опыта, развития ролевого поведения, воспитания гуманного отношения к сверстникам. Ведь в игре дети отражают содержание окружающего мира, нормы, правила поведения в ней. Однако, использование традиционных видов игр не могут в полной мере способствовать социально-коммуникативному и индивидуально-личностному развитию ребенка, не обеспечивают достаточных возможностей для самоорганизации, творчества, фантазии, самореализации ребенка, использования широкого разнообразия и интеграции различных видов детской деятельности. Поэтому, по моему мнению, имеющиеся противоречия определяют актуальность и необходимость внедрения в практику воспитательно-образовательной работы в детском саду современных игровых технологий, развивающих творческую игровую деятельность: режиссерские игры, методы мульт-терапии и анимации, с использованием ИКТ технологий.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития моих воспитанников, на данном этапе наиболее актуальным для меня в работе с детьми является метод режиссерской игры, так как, по моему мнению, как вид деятельности он наиболее близок ребенку и наиболее способствует его социализации и развивает коммуникативные способности.
Режиссерская игра – вид непродуктивной самостоятельной деятельности ребёнка. По ходу игры ребёнок действует от лица каждой из игрушек – персонажей и одновременно режиссирует общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет. Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действие с предметами , но и отношение между несколькими персонажами. У него появляется представление о роли и определяемых этой ролью действияях, подчинённых единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Конечно, эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре или на непосредственной деятельности, а также в результате обогащения внеигрового опыта. Одновременно идёт развитие мышление и воображение ребёнка, растёт способность к переносу способов действия на другие оъекты, отношений между людьми – в игру.
По мере овладения определёнными умениями дети создают всё более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, регулируя отношения действующих лиц, организую игру как режиссёр. Эта своеобразная позиция ребёнка и позволяет назвать игры такого типа режиссёрскими. Сюжеты индивидуальных режиссёрских игр отличаются разнообразием и сложностьюю. Суть режиссёрской игры заключается в многообразных переживаниях. В процессе игры просходит глубокое эмоционально – действенное освоени мира. Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия на себя той или иной роли, развёртывая действий с героями, которые окружают детей в повседневной жизни.
Для такой игры важно правильная организация предметной среды. Игровая среда должна организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Одно из направлений развития режиссёрской игры – создание особой предметной среды своей игры, условно называется «макетами». Это могут быть ланшафтные макеты, макеты кукольных домиков и пр. Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду, используя все свои умения и навыки, задействуя для этого любые материалы. Игра может развернуться как в непосредственной деятельности так и в режимных моментах. В процессе игры у ребёнка формируюся и закрепляются умение принять игровую задачу; способность действовать в соответствии с общим замыслом, но развивая свою собственную сюжетно-игровую линию, стимулирует творческую активность детей; закрепляются и служат основой для создания новых игровых сюжетов полученные знания о семье; о профессиях: врача, полицейского, пожарного, парикмахера, работников зоопарка, артистов и т.п., об их основных трудовых процессах; знания о жизни домашних животных и их детёнышах и так далее.
Различные сюжеты режиссёрских игр могут быть разыграны как во время непосредственно-образовательной, так и в самостоятеятельной детской деятельности.
Именно поэтому я выбрала тему моей работы «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры». На протяжении всего периода работы в детском саду, наблюдая за детьми, постоянно сталкиваешься с большими трудностями детей в общении друг с другом и взрослыми, проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы, что наиболее важно для успешного обучения в школе и социальной адаптации в дальнейшем. Очень часто ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимает их из-за неумения организовать общение, становится не интересным для окружающих его сверстников, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Я считаю, что чем раньше мы обратим внимание на эту область развития личности, тем меньше проблем будет у ребенка в будущем. Поэтому, моя задача научить детей:
- Свободно общаться и легко вступать в диалог;
- Показать, что такое речевой этикет;
- Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;
- Принимать решения, преодолевая искусственно созданные проблемные и провокационные ситуации, в которых необходимо сделать выбор;
- Развитие интереса к окружающим людям;
- Воспитание стремления и потребности в общении, развитие навыков общения и коммуникативных способностей;
- Формирование навыков адекватного поведения, самооценки и сбалансированности эмоционального состояния.
Актуальностью проблемы обоснована цель моей работы: создание условий для развития коммуникативных навыков дошкольников средствами режиссерской игры.
Для достижения вышеуказанных целей и задач, был проведен первичный мониторинг коммуникативного развития детей моей группы по следующим показателям:
- Умение вступать в общение, общаться в паре.
- Умение поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно).
- Умение говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
- Знание речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьбы, извинения, поздравления, прощения и д.р.
- Умение общаться для планирования совместных действий, достижений результатов, их обсуждение, участие в обсуждении определенной темы).
- Уместное использование невербального общения (мимики, жестов…).
В нашей коррекционной группе 16 детей. Проведя мониторинг на начало работы, мы получили следующие данные:
Высокий уровень - 0детей (0 %).
Средний уровень - 5 детей (40%).
Низкий уровень - 11 детей(60%).
Из результатов мониторинга видно, что большинство детей имеет низкий уровень развития коммуникативных способностей. Исходя из этого, я наметила для себя поэтапную работу с детьми на основе развития режиссерской игры.
- В начале своей работы я использовала материал, хорошо знакомый детям, проводила с детьми беседы, где обращала внимание на игрушки, знакомые и незнакомые детям. Я просила рассказать, в какие игры можно играть с этими игрушками, использовала рекламу игрушки с рассказом и учила детей договариваться играть вместе, помогала выбирать, формулировать тему игры. Я использую в своей работе игровые упражнения «Посылка малышам» (т.к. в моей группе разный возраст детей, то у них появляется желание поиграть в такую игру). Дети выполняют
одновременно разные роли, регулируют свое поведение,
обдумывают свои действия и слова, регулируют свои движения. Я вижу, как игровые сопереживания положительно влияют на взаимоотношения старших детей с младшими. При получении посылки, старшие дети показывают и рассказывают о своих любимых игрушках и играх с ними. В процессе беседы старшие дети отвечают на разные вопросы, обучая малышей простейшим игровым действиям и сюжетам, что способствует «раскрепощению» замкнутых, робких, нерешительных детей. Некоторые сюжеты очень просты, они могут состоять из одного, двух предложений, но я вижу, что они принадлежат самому ребенку и его воле, желанию, замыслу. В других сюжетах я наблюдаю, что дети, как настоящие режиссеры, что-то придумывают, обсуждают «что чем будет», «кто кем будет». Постепенно формируется ролевое поведение. В своей работе с детьми я предлагаю использовать предметы- заместители, и дети охотно соглашаются со мной, представляя кубик машинкой, человечком, кирпичиком, и просто кубиком. Чаще ребенок играет с игрушкой, опираясь на собственное общение с людьми. Часто в своей группе мне приходилось наблюдать, как режиссерская игра проходит без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Иногда наблюдаю, что игра переходит в коллективную, где участвуют несколько детей и они вместе представляют собой единое целое. А для того, чтобы дети сами придумывали сюжеты и предметно их представляли, исполняя множество ролей, я стараюсь учесть ряд педагогических условий:
- организую предметно-развивающую игровую среду (разнообразные материалы, дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки, которые способствуют развитию воображения, умению действовать с предметами- заместителями).
- Создаю эмоционально- положительный настрой.
- Направляю ход режиссерской игры с помощью проблемных ситуаций, сюрпризов, провокационных вопросов.
- Способствую развитию ролевых взаимоотношений со сверстниками внутри игры.
- Осуществляю индивидуальный подход, наблюдаю за детьми, провожу специальную работу по составлению сюжета игры. В процессе игры, я стараюсь не мешать детям, не применяю давление, не сравниваю ребенка с другими детьми, предоставляю детям свободу, возможность проявлять активность, создавая при этом индивидуальные пространства, обеспечивая их местом и временем.
Организуя режиссерские игры, я занимаю позицию помощника, прошу ребенка пояснить смысл действий побуждая к ролевой речи, иногда выступаю носителем игровых умений, т.е. показываю при помощи игрушек и предметов заместителей фантастические истории, которые помогут ребенку включиться в подобную деятельность (после проведенного мною занятия - закрепляю игрушкой). Иногда предлагаю творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальных заданий совместной режиссерской игры (игра в школу с куклами). Завершить историю, показанную воспитателем, придумать и показать начало истории. В режиссерских играх, я стараюсь формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Из своего опыта я вижу, что многие дети настолько сосредоточены только на себе и на своем «Я», а моя задача отвлечь детей от фиксированности на собственное «Я», научить согласовывать собственное поведение с поведением других детей, развивать умение действовать с учетом потребностей, интересом других детей. Использую систему положительных оценок (поощрение).
В своей работе по развитию режиссерской игры использую классические деревянные наборы, среди них есть игры в зоопарк, город, сказка, использую даже пластмассовые наборы с элементами конструирования, конструктор с персонажами ЛЕГО. Я наблюдаю, как играя в режиссерскую игру «улицы нашего города» дети знакомятся с правилами дорожного движения, запрещающими и разрешающими дорожными знаками, видами транспорта, различает его по способу перевозок, автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный. В играх на «ферме» ребенок разделяет диких и домашних животных, в игре «в лесу» дети закрепляют диких животных, и закрепляют правила безопасного поведения в лесу. Для этого мы с ними использовали специальные знаки. В ходе игры я стараюсь создать проблемную ситуацию, на которую ребенок должен выдвинуть предположения (что было бы, если бы…). Для того, чтобы настроить детей на совместную конструктивно-продуктивную деятельность по созданию предметно игровой обстановки, я всегда использую прием сюрпризного момента, так, чтобы у детей возникло желание в общении с героями (например, Карлсон, придя в группу, приветствует детей доброжелательным тоном и принес собой в подарок «бочку с заморочками» в которой находится полифункциональный материал для игр).
В процессе работы, стараюсь включать в подгруппы не активных детей - более активных. Для согласования темы и хода игры предлагаю использовать считалочки, установление очередности, создание ситуации успеха для застенчивых и робких детей. Наблюдая за игрой детей, я вижу, как детям трудно соединить игровые действия в общую игровую цепочку. Для этого я использую наборы разных картинок. Рассмотрев картину, дети придумывают, что было до этого события и что произойдет потом. После обсуждения, дети выбирают персонажа и обыгрывают эти ситуации в игре. Тем самым, дети с низким уровнем инициативы самостоятельно подготавливаются к участию в совместной игре со сверстниками.
Важное значение в развитии режиссерской игры имеет использование нестандартного оборудования, макетов и моделей. Оно изготавливается, как правило, своими руками и вызывает огромный интерес детей, позволяя расширить тематику обыгрываемых сюжетов, развивать творческую фантазию, социализацию.
Я активно привлекаю родителей к этой работе по созданию универсальных макетов и моделей для обогащения предметно–игровой среды. Макеты и модели выполняют роль смысловых полей, на которых разворачиваются игровые события, широко используем предметы заместители, способствующих обогащению сюжетов детских игр и осуществления замыслов режиссерской игры. Например, использую игровую проблемную ситуацию: «злой ветер налетел на цветочный город и унес все домики «коротышей», что делать?». В процессе совместного обсуждения и поиска решения, фантазируем и приходим к выводу, что домик каждого героя зависит от его характера (домик пончика может быть кругленьким и толстеньким). Часто, чтобы придумать сюжет, я использую сказку, или известные истории мультфильмов, которые как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят, т.е. создать образ героя, определить его ролевое поведение в игре. Стараюсь создать атмосферу непосредственного свободного общения, эмоциональной близости. Для закрепления представлений о персонажах сказок использую игровое упражнение «словесный портрет», где дети составляют рассказ о героях, с последующей их зарисовкой. Игры, этюды помогают мне изображать мимику героев в различных ситуациях. Создавая игровую обстановку, я помогаю детям включаться в детскую продуктивную деятельность. Дети самостоятельно изготавливают ожившие сказки-предметы: хлеб, воду, огонь и т.д. Использую подручный бросовый материал, с последующей игрой с ними на игровых полях, кому, как хочется. В работе так же я применяю словесные игры, и моделирование–игра «придумка», игра в диалоги. Использование новых макетов и предметов заместителей способствует обогащению детских игр.
Я заметила, как расширяется их содержание. Ребята начинают активно общаться друг с другом и устанавливают договоренность о поворотах сюжета. Из своего опыта работы над режиссерской игрой, я поняла, что постепенно я из позиции «партнера» я превращаюсь в позицию «наблюдателя» за ходом игры так, как дети начинают проявлять все больше самостоятельности в игре. Иногда, я наблюдаю, период рассвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью, когда содержание игр являются фантастические сюжеты, события из мультфильмов и книг. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме.
Организуя режиссерскую игру, я стараюсь научить детей согласовывать замыслы для развития у детей навыков общения друг с другом, поддержки малоактивным детям. Помогаю выбрать, определить разные средства вербальной и не вербальной выразительности, обращая внимание на интонацию и мимику, направляю замыслы детей вопросами –что было бы дальше?, кого они могли повстречать?, что с ними случилось?. Таким образом, я считаю, что я выступаю как помощник в реализации детских игровых замыслов. Для проявления самостоятельности и творчества детей в режиссерских играх я стараюсь учитывать, что содержание игр должно соответствовать интересам, возможностям детей, что педагогическое сопровождение нужно строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества детей. Я считаю, что игровая среда должна быть динамично-изменяющаяся, поэтому при ее создании принимают участие не только дети, но и их родители. Тесное взаимодействие с родителями в процессе обсуждений и совместного творчества по изготовлению моделей и макетов, сблизило не только детский сад и семью, но и родителей с собственными детьми, которые получили бесценный опыт общения и совместной творческой деятельности.
Повторный мониторинг коммуникативного развития детей в режиссерской игре показал следующие результаты:
Результаты мониторинга
Уровни | Первичный мониторинг (начало уч.года) | Итоговый мониторинг (февраль 2015г.) |
Высокий уровень | 0 детей (0 %) | 5 детей (31%) |
Средний уровень | 5 детей (40%) | 8 детей (50%) |
Низкий уровень | 11 детей (60%) | 3 детей (19%) |
По результатам проведенной мною работы, я заметила, что мало активные дети стали охотно принимать участи в совместных играх. По данным повторного мониторинга, большинство детей научились формулировать игровой замысел, обсуждать возможные варианты игровых событий, самостоятельно создавать игровую обстановку, расставляют макеты, используют предметы-заместители. Дети научились легко общаться, свободно вступать и поддерживать диалог, соблюдать речевой этикет, выслушивать собеседника; справляться с взятой на себя ролью, действуя и говоря от лица персонажей, используя выразительные жесты, мимику, речевые интонации.
Заключение.
Следует отметить, что метод режиссерской игры весьма полезен в работе с детьми с ОВЗ, так как способствует решению проблем нарушения эмоционально – волевой, когнитивной, поведенческой сферы, нарушений речи. Посредством режиссерской игры повышается мотивационная активность дошкольников, развиваются психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие), происходит гармоничное личностное развитие.
Таким образом, я считаю, что проводимая работа по данной теме способствует получению положительного результата социально-коммуникативного развития дошкольников, так как дает возможность самораскрытия и самореализации детей в игре с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, становления детского игрового сообщества, в котором каждый ребенок может найти свое место, обогащает детей бесценным эмоциональным, коммуникативным и практическим опытом в процессе «проживания» игровых ситуаций и самостоятельного моделирования ролевого поведения, что является основой для успешной социальной адаптации в дальнейшей взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников средствами эмоциональной выразительности
Консультация доклад для педагогов дошкольников...
Сюжетно-ролевая игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников.
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.Вся жизнь ребенка-дош...
программа самообразования "Театрализованные игры, как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"
Программа написана с целью повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений у детей средствами театрализованной д...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»Реализовать систему работы по повышению уровня со...