Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников средствами эмоциональной выразительности
консультация (старшая группа) по теме

Тарасова Лина Евгеньевна

Консультация доклад  для педагогов дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №265»

ОАО «РЖД»

Доклад по теме:

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников средствами эмоциональной выразительности

                                               Выполнили:

                   учитель-логопед  Сухорученко С. А.

педагог дополнительного образования Тарасова Л.Е.

Хабаровск 2011

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

         В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни.  Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Общение с людьми им заменяют  просмотр телевизора или компьютерные игры.

Исходя из вышесказанного можно четко сформулировать проблему –

ПРОБЛЕМА -  недостаточное развитие нравственно-эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

         Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно новым требованиям  общества России одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Актуальность данной проблемы  определяется

  • социальным заказом общества на формирование социально-развитой личности ребенка, в период перехода на ФГТ
  • поиском новых способов развития взаимоотношений старших дошкольников с окружающими людьми при подготовке к предстоящему школьному обучению.

Исследования показали, что дети 5-6 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время как именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач. (Е. И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская, В.И. Верещагина и др.)

Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.

 Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка.

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность  эмоциональных состояний; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

 

Проблемы межличностных отношений дошкольников с ОНР III уровня

  • Недоброжелательное отношение к сверстникам
  • Незаинтересованность сверстниками
  • Нежелание считаться с мнением партнеров по игре
  • Навязывание своего мнения партнерам по игре
  • Трудности в общении
  • Упрямство
  • Необоснованные негативные реакции
  • Неумение конструктивно решать конфликты
  • Предпочтение играть с конкретным сверстником
  • Нежелание вступать в игровое сообщество
  • Нежелание делиться игровой зоной, игрушками
  • Поведение, неадекватное сложившейся ситуации
  • Попытки расстроить игру
  • Ревность «предпочитаемого» сверстника к остальным играющим
  • Попытки подчинить себе остальных играющих силой
  • Жалобы воспитателю на сверстников 

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Эти два взаимосвязанных навыка - умение контролировать свои эмоции и умение общаться , как показывает опыт отечественных педагогов и психологов (М. И. Чистяковой, Н. В. Самоукиной, В. И. Кабрина, Е. В. Рыбак и др. ), наилучшим образом формируется в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка. Другими словами, развитие интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому переживанию имеет основополагающее значение и для развития эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников.

Исходя из актуальности проблемы нами была определена цель нашей работы – это  

оказание практической помощи детям в социальной адаптации: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребёнка со сверстниками.

Говоря о развитии коммуникативных способностей средствами эмоциональной выразительности рассмотрим общие понятия.

Коммуникация – (лат. communico –связываю, делаю общим, общаюсь) употребляется в 3-х значениях:

  • путь сообщения,
  • форма связи или средство связи,
  • акт общения, сообщения информации.

   В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение.

Коммуникативные качества речи

- Правильность.

- Выразительность.

- Точность.

- Доступность

 Коммуникативные способности - Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Эмоциональная выразительность - это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства. 

Эмоциональная выразительность зависит в первую очередь от:

  • развития мимики 
  • развития пластики человека, использование им выразительных движений
  • богатства жестов,
  • темперамента, энергетики человека

Решая данную проблему мы поставили следующие задачи:

1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении

2. . Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;

3. . Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;

4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

5. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях

Указанные цели и задачи достигаются в ходе коррекционных занятий,  театрализованных, музыкальных, физкультурных занятий, психологических тренингов   для старших дошкольников с различным уровнем развития (подгруппами 7-10 человек). Их продолжительность составляет 25-30 минут

Изучая эту тему мы  определили  следующие

ЭТАПЫ РАБОТЫ

I. Исследование особенностей поведения детей в каждой конкретной группе; выявление на основе диагностических методик исходных уровней развития эмоциональной и коммуникативной сферы.

П. Формирование потребности в изменении отношения к другим людям, форм своего поведения посредством коррекционно-развивающих занятий при постепенном снятии скованности и напряжения во взаимоотношениях детей; развитие воображения и эмоциональной отзывчивости; закрепление новых положительных проявлений каждого ребёнка, определяемых повторной диагностикой.

III. На третьем этапе подводятся итоги, выстраиваются перспективы дальнейшего развития детей.

При разработке собственных занятий основной акцент мы  делаем на развитие эмоциональной отзывчивости детей на различные средства художественной выразительности. Так, на занятиях и вне их обязательно должны быть созданы условия для художественного освоения ребёнком окружающей действительности. К ним относятся пение, пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность, совместные детские импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения у детей совершенствуются нормы поведения в обществе.

Большое внимание уделяется формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

Итак, с целью обеспечения развития коммуникативных  способностей ребёнка в начале учебного года  нашим психологом проводилась комплексная диагностика исходных уровней развития коммуникативной и эмоциональной сферы детей. В своей работе она использовала следующие  методы и методики.

1. Наблюдение

2. Моделирование проблемных ситуаций (создание естественных экспериментов)  «мозаика», «Одень куклу»

3. Тестирование

  • Социометрия
  • Графическая методика “Кактус”
  • Проективная методика “Картинки”
  • «Несуществующее животное»

4. Анкетирование родителей и воспитателей

С помощью педагога-психолога первый этап диагностики позволил нам выделить в старших группах проблемных детей, нуждающихся в психологической коррекции и повышенном внимании со стороны родителей и воспитателей.

Следующим этапом стало проведение коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Её основой стал синтез методов группового психотренинга и музыкально-творческой деятельности.

 В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности используются:

  • коммуникативные игры,
  • беседы на различные темы,
  • разыгрывание и решение “трудных ситуаций”,
  • ритмические и интонационные игры со словом,
  • музицирование, импровизации, танцы, хороводы,
  • психогимнастические упражнения,
  • психологические этюды,
  • ауторелаксация,
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • обыгрывание эмоционального состояния
  • подвижные игры.

Данные методы и приемы  включаются в НОД с детьми специалистами различной направленности.

При разработке комплекса занятий по развитию коммуникативных способностей мы обратили внимание на театральную деятельность, в ходе  которой дети учатся  – общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов:

Подводя итоги описания нашего опыта по развитию навыков общения и оптимизации эмоционального контроля у дошкольников, хотим подчеркнуть последовательный и коллективный характер этой работы, проводимой совместно с психологом, логопедом,   музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования по хореографии и театрализованной деятельности, родителями и воспитателями групп.

По определению известного психолога Р.С. Немова коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Уважаемые педагоги, давайте поможем нашим воспитанникам стать успешными  и уверенными в себе  людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников

Данная статья посвящена описанию опыта работы воспитателя с родителями по развития коммуникативных способностей дошкольников...

Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"

мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...

Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников....

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.Коммуникативные спо...

Методическая разработка на тему: «Игровые упражнения как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников»

Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного. В игровых упражнениях на развитие коммуникативных способностей заложены большие возм...

Консультация :"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников".

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников...

Проект "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников по средством социо-игровой технологии"

Проект " Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников по средством социо - игровой технологии"...