Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников
консультация на тему

Колесникова Анна Эдуардовна

Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

- знание норм и правил при общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kommunikativnykh_sposobnostey.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

- знание норм и правил при общении.

Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду, в школе и в общении со взрослыми - педагогами. Но в человеческом обществе общение является помимо этого важнейшим фактором превращения ребенка в полноценного представителя человеческого рода. Такое значение общения для человека обусловлено тем, что характерные для человека виды психической и практической деятельности (ВПФ) формируются у детей после рождения, они строятся в течение жизни и только при условии усвоения их в общении со взрослыми людьми (разбор схемы).

Таким образом, при нормальном ходе развития дети старшего и младшего школьного возраста научаются согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными, нормами поведения.

В своей работе c детьми дошкольного возраста я всё чаще встречаюсь с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями в группе. Между моими воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.

И мы, педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Вопросам формирования этических инстанций в дошкольном возрасте много внимания уделяли Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Я.З. Неверович, а также М.И. Лисина, Т.А.Репина, Е.О.Смирнова. Исследования психологов показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся более предпочитаемыми, другие всё прочнее занимают положение “отверженных”. Содержание обоснование предпочтений детей изменяется от чисто внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребёнка в группе сверстников.

В то же время основным предметом этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребёнка. Сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки (Т.А.Репина). Субъективный образ другого человека, представления ребёнка о сверстнике, психологические особенности других людей оставались за рамками данных исследований. Этот пробел был восполнен в исследованиях другого направления, где межличностные отношения трактовались как понимание других людей – их качеств, настроения и способности разрешать конфликтные ситуации. Главным предметом этих исследований было восприятие ребёнком других людей, способность решать конфликтные ситуации между ними. Понимание психической активности других людей, способность устанавливать связи между внешним обликом (или поведением) и внутренним состоянием, имеют огромное значение в общении с людьми.

Среди этих исследований можно выделить два основных теоретических подхода:

Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А.В.Петровский).

Концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения (М.И. Лисина).

Коммуникативные качества являются одной из составляющих нравственного развития ребёнка. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящён воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или “нравственное” воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям.

Наш детский сад работает по программе “Воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Ведущая цель программы - формирование основ базовой культуры личности. Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания в новом варианте программы предусмотрена во всех её разделах, начиная с младших групп. В процессе реализации программы у детей формируются социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, воспитывается отзывчивость, сочувствие, забота, доброта.

Таким образом, систематическая работа по программе уже предполагает формирование социально-коммуникативных умений и навыков.

Эмоциональное благополучие зависит от многих причин:

  1. состояние здоровья ребёнка в период посещения детского сада
  2. особенности взаимодействия ребёнка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении
  3. особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребёнок посещает
  4. эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом
  5. обстановка в семье ребёнка.

В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неусидчивость, враждебность, агрессивность, тревожность.

Свою работу с детьми выстраиваю на основе следующих положений:

  1. Системность организации психики ребёнка.
  2. Опора на возрастные возможности детей.
  3. Поэтапность педагогической работы.

Развитие коммуникативных способностей:

  1. расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
  2. сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
  3. воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Для достижения поставленной цели я использовала в своей работе различные средства – это и театрализованная деятельность, и развивающие игры, и этюды, и беседы, и моделирование ситуаций. В результате я пришла к выводу, что необходимо использовать целенаправленные развивающие занятия, в которых будут использоваться различные виды деятельности детей дошкольного возраста.

Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.

Игровые задания подбираю по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

Что могут  сформировать у детей занятия-игры, направленные на развитие коммуникативных способностей и качеств:

  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
  • позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».
  • умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разнообразным содержанием. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Вот их примерная структура:

Часть 1. Вводная.

Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные элементы:

  • элементы сказкотерапии с импровизацией;
  • элементы психодрамы;
  • игры на развитие навыков общения;
  • игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • рисование, кляксография.

Часть 3. Завершающая

Цель - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка

На занятиях и в совместной работе с детьми я чаще всего использую такие методические приёмы, как:

  • беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;
  • развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);
  • релаксационные упражнения;
  • рисование;
  • проигрывание психогимнастических упражнений;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • подвижные игры;
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • игровые обучающие ситуации;
  • психоэтюды;
  • чтение художественных произведений;
  • сочинение историй;
  • слушание музыки;
  • мини-конкурсы, игры-соревнования.

Не менее важную роль в формировании коммуникативных умений играет и предметно-развивающая среда. Для этого я расширила ассортимент дидактических игр: “Кубик”, “Расколдуй девочку”, “Экран настроений”; пополнила виды театров; организовала уголок творчества.

Для организации работы с детьми по развитию коммуникативной сферы требуется взаимосвязь между ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями,   художественной литературой и прочее.

Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, так как игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

Игры, используемые мною во всех видах деятельности, очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры  являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Повсеместно использую различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста часто использую театрализованную деятельность, так как она создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В моей группе имеются разнообразные виды театров (настольные, кукольные, пальчиковые), которые используются в различных видах деятельности. Дети свободно владеют техникой исполнения, проявляют творчество, распределяют роли, инсценируя знакомую сказку. Совместно с родителями изготавливают необходимые атрибуты.

Как на занятиях, так и в свободной деятельности довольно часто применяю в работе с детьми игры с правилами - дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию, умению договариваться. Игры с правилами часто мною используются на прогулках, так как, во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, развивает двигательную активность, а в третьих, коллективная игра учит еще и общаться.

Только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения могут быть решены полностью, поэтому я осуществляю тесное сотрудничество с родителями. Хочется отметить активную позицию родителей, их заинтересованность в педагогическом процессе и качестве воспитания детей.

В начале года познакомила родителей с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными мною при диагностическом исследовании, а затем в течение года осуществляю просветительную работу в разных формах: это и консультации, и тренинги, круглый стол, фотовыставки, памятки, конкурсы для родителей, памятки, индивидуальные беседы, выпуск газеты, семинар, дни открытых дверей, папки-передвижки.

Так, например, провела “Тренинг комфортного общения” для родителей старшей группы. Целью нашей встречи стало развитие положительных детско-родительских взаимоотношений, родители попробовали посмотреть на мир глазами ребёнка, найти с ним общий язык и избежать конфликтов.

Исследования показали, что благодаря такой целенаправленной и систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.

Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают правильность и эффективность работы в данном направлении. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.

Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников

Данная статья посвящена описанию опыта работы воспитателя с родителями по развития коммуникативных способностей дошкольников...

Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"

мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...

Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников....

Круглый стол для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой»

Согласно новым требованиям ФГОС в РФ одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители ...

Методическая разработка на тему: «Игровые упражнения как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников»

Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного. В игровых упражнениях на развитие коммуникативных способностей заложены большие возм...