Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"
материал (подготовительная группа) по теме

Бижанова Эльмира Мухамедовна

мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться друг с другом,со взрослыми.А ведь именно человеческое общение обогащает жизнь детей ,раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей

детей старшего дошкольного возраста

Сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по теме: «Игровые подходы в  развитии коммуникативных способностей  детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  смотивировать педагогов на использование в практике своей работы представленные игровые подходы для развития коммуникативных способностей  детей.

В ходе работы предполагается решить следующие задачи:

  1. Представить свой педагогический опыт по внедрению игровых подходов в  развитии коммуникативных способностей  детей старшего дошкольного возраста.
  2. Обучить вас основным подходам использования игр и игровых упражнений  в  развитии коммуникативных способностей  детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона, фонарик, коробочка «Волшебных конфет», картотеки игр, мультимедиа установка, презентация.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межнациональных, межгосударственных конфликтов.

Сензитивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе –– во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В настоящее время  нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.

Мною была поставлена трудная, но разрешимая задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

В ходе анализа научно-методической литературы и имеющегося практического опыта по данной проблеме мною были:

  1. выбраны современные инновационные технологии, такие как:  Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»; Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.  «Учим детей общению»; Панфилова М.А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е.В., «Вместе веселее!»; Саранская О.Н.  «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»;
  1.  на основе изученных технологий мною были разработаны и успешно внедрены в работу:

 - Примерный перечень наблюдений, бесед, игровых ситуаций по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников.

-Пособие «Коммуникативные игры и упражнения для дошкольников».

-определены наиболее эффективные методы и приемы успешной работы по направлениям:  познавательно-речевое развитие в области коммуникации  и социально – личностное развитие в области социализация.

Система игр направлена на укрепление  эмоционального  благополучия, развития эмоций, формирование социальной адаптации, формирование целостного представления собственного «Я».

Игры, направленные на сближение детей друг с другом.

«Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению  уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

– Игры для развития эмоций - с помощью которых, знакомлю детей с «азбукой эмоций», формирую умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

С этой целью провожу мимические и пантомимические упражнения - "Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включаю (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала занятия, заключительную часть или физкультминутку.

3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

        Проведение игр и упражнений: «Подумай и изобрази»,  «Как поступить»,   «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга»,   способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей,  умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения. 

Формирование целостного представления о собственном «Я»  и обработка коммуникативных навыков проходит при проведении таких игр как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Кроме выше  перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников использую различные методы и приёмы, такие как:

  1. проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения;
  2. чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний;
  3. проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;
  4. организация совместной деятельности с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнованиях, фестивалях, конкурсах);
  5.  Понимая, что работа по данной теме не мыслима без тесного взаимодействия педагогов и родителей используются разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, имеется богатый информационный материал, разработаны рекомендации для родителей с целью:
  1. совершенствования собственных умений межличностного общения;
  2. формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей;

 

 Таким образом, внимание родителей привлечено к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих взрослых.

В результате поэтапной коррекционно-развивающей деятельности коммуникативные трудности, свойственные некоторым  практически исчезли, этому способствовало умелое использование разнообразных форм совместной деятельности. Дети стали дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, они научились самостоятельно разрешать конфликты, стали больше играть.

Думаю, что наши дети смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.

Надеюсь, уважаемые коллеги, что представленный материал пригодится в Вашей дальнейшей работе. Спасибо за внимание!!!

А сейчас  предлагаю Вам  поиграть в игру «Волшебные конфеты». Эта игра направлена на развитие чувства «эмпатии».

                                                    Ход игры:

  1. Педагог показывает гостям коробку,трясёт её и предлагает определить на слух ,что там. (конфеты)
  2. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям,которые живут на всей земле..
  3. Высказывания педагогов.

                                 И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!!!

                                                              Всем спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями для развития коммуникативных способностей старших дошкольников

Данная статья посвящена описанию опыта работы воспитателя с родителями по развития коммуникативных способностей дошкольников...

Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников....

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Мастер-класс для воспитателей из опыта работы по игровым подходам в развитии коммуникативных способностей....

Презентация "Дифференцированный подход в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников"

Сущность дифференцированного подхода в развитии интеллектуальных способностей заключается в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, мето...

Мастер класс «Исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей у дошкольников».

Цель:  Повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей ОУ. Задачи: создать атмосферу творческого поиска;с...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – ФГОС ДО, который задает ориентиры развития системы дошкольного обра...