Педагогический кластер
статья на тему

Доргобузова Галина Алексеевна

Современный детский сад – это тот детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться в условиях конкуренции и новой экономической политики.

«Кластерный подход» основан на партнерстве заинтересованных друг в друге субъектов, применяется в исследованиях проблем их конкурентоспособности, а также как метод стимулирования инновационной деятельности всего образовательного учреждения.

Образовательный кластер – это новый тип социального диалога и партнерства к формированию партнерских связей сотрудников ДОУ, родителей, воспитанников, школ, колледжей, ВУЗов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klaster.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический кластер

(Или ранняя Профориентация)

Доргобузова Г.А.. старший воспитатель

Современный детский сад – это тот детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться в условиях конкуренции и новой экономической политики.

«Кластерный подход» основан на партнерстве заинтересованных друг в друге субъектов, применяется в исследованиях проблем их конкурентоспособности, а также как метод стимулирования инновационной деятельности всего образовательного учреждения.

Образовательный кластер – это новый тип социального диалога и партнерства к формированию партнерских связей сотрудников ДОУ, родителей, воспитанников, школ, колледжей, ВУЗов.

Ядром образовательного кластера выступает детский сад. Роль ДОУ определяется его конкурентоспособностью, в основе развития которой лежат современные информационные, коммуникационные и педагогические технологии.

С 2016 года нашему детскому саду присвоили статус экспериментальной площадки по теме: «Педагогический  кластер»

      Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослым и средства массовой информации узнают о разных профессиях.

      В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.

       Проблема дефицита педагогических кадров в Солнечном районе стоит довольно остро. В условиях нехватки учителей надеяться приходиться только на молодежь. Именно этот факт стал основанием для знакомства  детей с профессией – учитель.

      Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих педагогов, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению         детей         с          профессией         учитель.
     При разработке содержания, форм и методов работы по ранней профориентации на педагогические профессии мы руководствовались дидактическими принципами: системности, последовательности, доступности, научности, наглядности, преемственности.

      В работе по реализации данного направления нам пришлось столкнуться с некоторыми         сложностями.
     Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в
 дошкольном воспитании. Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детского сада, эта тема не вызывает волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась, во-первых, в том, чтобы заинтересовать педагогов и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.

       Ведущий вид деятельности для ребенка – это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. На занятиях и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к школе, труду педагогов через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.
Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли учителей, воспитателей, вожатых. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

     Для реализации педагогического кластера в 2016-2017 учебном году велась  планомерная работа:

- Реализация Основной  образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сережка», поселка Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края, разработанной в соответствии с ФГОС ДО  и с учетом Примерной образовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»  Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой  М.А. Васильевой, а так же комплекса парциальных программ: «Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками». В.Г. Авдеева «Развитие коммуникативных способностей  дошкольника» и др.

- Обсуждение и утверждение совместного плана работы школы и ДОУ;

- Посещение детьми старшей и подготовительной групп школьной линейки;

- Экскурсия детей старшей и подготовительной групп в школу.

  Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения.

посещение уроков в 1 классе (с целью преодоления психологического барьера в школе);

- Сотрудничество со школьной библиотекой и детской библиотекой поселка Березовый;

- Совместное проведение праздников и  развлечений воспитанников детского сада и учеников старших классов;

- Организация сюжетно-ролевой  игры «Школа»; дидактические игры по теме: «Школа»; рассматривание иллюстраций; беседы; изготовление атрибутов к играм.

- Совместные игры и просмотр познавательных презентаций с учениками школы.

- Сотрудничество с детской школой искусств. (Выступления учеников средней школы)

 Важнейшим аспектом в совершенствовании ранней профориентации в детском саду стало оснащение предметной развивающей среды, накопление методических разработок, дидактических игр.

 Педагогический  кластер позволил создать механизм партнерских отношений нашего образовательного учреждения с родителями, общественными организациями, учреждениями культуры, здравоохранения и образования и другими группами населения. Это в свою очередь привело к повышению эффективности образования детей.

Формирование кластеров в дошкольном образовании — это продолжительный процесс, требующий объединения усилий всех сторон с целью запуска механизмов самоорганизации и обеспечения ее конкурентоспособности, приводящий к повышению результативности деятельности, инициированию инновационных проектов и использованию социокультурных ресурсов для достижения поставленных целей, а также создания условий саморазвития субъектов кластера.

Литература:

1. Ранняя профориентация дошкольников: пособие по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста /Авт.-сост.: Сальникова Т.Г. – Николаевск-на-Амуре, 2015 – 61 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) младший возрастной кластер "Из камней он появился: белый, жёлтый, серый, красный! Отгадайте, кто такой!"

Экспериментирование способствуют формированию познавательного интереса детей к окружающему миру, наблюдательности, мыслительной деятельности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, ...

Кластер с родителями в 2020-2021 уч году

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"26231407","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...

"КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) старший возрастной кластер Презентация исследовательского проекта "Как узнать сколько дереву лет?"

Экспериментирование  – это поиск знаний, получение их при помощи взрослого или самостоятельно. Главная задача детского сада – развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям...

"КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) старший возрастной кластер Презентация "Символы России"

Символы России – часть русской истории, отражение жизни народов нашей страны....

Мастер – класс для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»

Конспект Мастер – класса для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»...

Кластер образовательных программ по ФГОС

Краткий обзор 10 комплексных программ и 10 парциальных программ для дошкольных учреждений....

Презентация проекта «Все начинается с чтения» в рамках педагогического кластера по развитию речи

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15877376","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15877377","...