Значение фольклора в развитии детей раннего возраста
статья по теме

Статья посвящена значению фольклора в развитии детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_znachenie.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Шапкина И.И.

Казенное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной специализированный дом ребенка», г. Воронеж

 Значение фольклора в развитии детей раннего возраста

Ребенок приходит в мир… Взрослые должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками, со взрослыми.

Ранее и дошкольное детство — это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время  начала формирования ребенка как личности, становление его характера.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.

Ребенок должен играть! Вот тут-то на помощь и приходит детский фольклор. Каждую потешку, прибаутку, приговорку мы с ребенком обязательно обыгрываем вместе.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки, пальчиковые игры — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички — обращения к явлениям природы ( к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки — обращения с насекомыми, птицами, животными.

Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки — незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки, прибаутки-перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки — у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры — в основе которых часто бывают простейшие припевочки. Игры дают возможность делать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения.

Ребенок, как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты.

Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Связь поэтического слова и движения идет от народной педагогики.

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, Но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.

Первое  направление — это установление и формирование, доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослым и ребенком. Главное в отношениях — яркое проявление любви, расположения. Взрослые должны активно использовать жесты поглаживания, которые снимают напряженность, отчужденность во взаимоотношениях и помогают установить контакт с ребенком, наполненный добрыми чувствами и спокойствием.

Второе направление — выполнение детьми различных движений при приговаривании народных потешек, прибауток, приговорок и т. д.

Прежде всего это мелкая моторика:

  • движения самомассажа (потирание ладоней, поглаживание ладонью одной кисти руки другой, образное движение «моем руки», поочередное смыкание всех пальцев, образное движение «кормим птиц» и др.
  • хлопки (обычные, скользящие, хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая).
  • сжимание пальцев в кулак и разжимание, помахивание кистями сверху вниз, к себе и от себя.

Движения всей рукой тоже весьма разнообразны (мы рисуем солнце, показываем радугу, вдвоем пилим дрова, строим домик, изображаем хлопками гром, показываем тучи большие и маленькие.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим его на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, ребенок показывает как неуклюже ходит медведь, осторожно ходит котик, топает бычок, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке).

Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости.

В этом отношении незаменимы докучные сказки и, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.

Тысячу раз прав А.М. Горький, написавший: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего — и легче всего в игре, игрой».

Список используемых источников:

  1. Боронина Е.Г. Музыкальный фольклор как комплексная программа приобщения детей 5–7 лет к традиционной народной культуре // Искусство и образование. 2006. № 4.
  2. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. № 4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в развитии детей раннего возраста

В работе с детьми раннего возраста я использую малые формы фольклора:потешли,сказки.заклички,скороговорки,загадки.Я знакомлю детей с усным народным творчеством.Фольклор в детском садуИногда мы наблюда...

роль фольклора в развитии детей раннего возраста

роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Значение малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста

Материал из опыта работы воспитателя группы раннего возраста....

Значение малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста

Фольклор в развитии детей раннего возраста...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...