Подвижные игры для малышей
картотека (младшая, средняя группа) на тему

Маруненко Евгения Александровна

игры для детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Игры с бегом:

К куклам в гости

Пригласив детей играть, воспитатель говорит, что они сейчас они пойдут к куклам в гости, и показывает, где они сидят. Дети вместе с воспитателем спокойно идут в указанном направлении, подходят к куклам, здороваются с ними. Воспитатель предлагает взять кукол и потанцевать с ними. Попрыгав немного с куклами, дети сажают их на место и возвращаются домой.

Через ручеек

Воспитатель чертит две линии и говорит детям, что это – река; затем кладет через нее доску- мостик и предлагает: «Поучимся ходить по мостику!». Наблюдая, чтобы дети шли только по доске, не наталкиваясь друг на друга, воспитатель напоминает, что идти надо осторожно, чтобы не упасть в ручеек.

Поезд

Воспитатель «паровоз», а дети «вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «чух-чух». Воспитатель ведет поезд а одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка».

 

Солнышко и дождик

Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко». Воспитатель говорит: « на небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места.

«Лохматый пес»

Один из детей изображает пса; он ложиться на коврик, голову кладет на протянутые руки. Остальные дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время говорит:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пес вскакивает,  начинает лаять и гоняется за ними.

Игры с прыжками

Мой веселый звонкий мяч…

Группа детей стоит около воспитателя полукругом. Один ребенок, изображающий мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

После этого мячик убегает, а воспитатель с детьми ловит его.

Зайка беленький сидит…

На одной стороне отмечаются места зайцев. Дети вместе с воспитателем произносят стихи и делают движения, иллюстрирующие текст.

  1. Зайка беленький сидит,                          дети стоят в кругу, шевелят кистями рук,

Он ушами шевелит                                  подняв их к голове.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

  1. Зайке холодно сидеть,                             хлопают в ладошки.

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

  1. Зайке холодно стоять,                              прыгают на двух ногах на месте.

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать

  1. Кто – то зайку испугал,                          воспитатель хлопает в ладоши и дети

Зайка прыг и ускакал.                             Разбегаются по своим домам.

Игры с метанием

Лови мяч

       Воспитатель берет яркий большой мяч и предлагает двум трем детям поиграть с ним. Воспитатель поочередно бросает мяч и говорит: «Лови». Дети бросают мяч обратно.

Прокати в воротики

       Воспитатель предлагает поиграть с мячами и проводит черту, за которой собираются  желающие и ли привлеченные к игре дети. На расстоянии 1-1,5  м  от черты устанавливаются воротики. Раздав детям по одному мячу, воспитатель предлагает каждому прокатить его через воротики. Ребенок, прокативший мяч, бежит за ним и возвращается за черту.

       В игре принимают участие 5-6 детей. Группки играющих могут сменяться; тем, кто уже прокатил мяч 2-3 раза, воспитатель предлагает отдохнуть, посмотреть, как будут прокатывать другие.

       Воротики легко сделать из крупного строительного материала или использовать вместо них детские стулья, между ножками которых дети будут прокатывать шары.

Забрось мяч в корзину (Целься вернее)

       Дети становятся в круг. Каждый ребенок держит в руке маленький мяч. В центре  круга стоит ящик или большая корзина (расстояние от цели до детей не более полутора-двух метров). По сигналу воспитателя дети бросают мячи в ящик, затем достают их и возвращаются на свои места. Если ребенок не попал в цель, он поднимает мяч с земли (с пола) и тоже встает в круг.

       Игра повторяется с начала.

       В игре одновременно участвуют 8-10 человек.

Игры с лазанием и ползанием.

Куры в огороде.

        С помощью реек или шнура ограничивается небольшое пространство. Это - огород. Недалеко от него ставится стул – будка сторожа. Роль сторожа вначале выполняет воспитатель, а затем более активные дети по назначению воспитателя. Основные дети – куры. Как только сторож садится на стул, куры пробираются в огород, подлезая под ограду, и начинают там бегать, клевать, кудахтать. Сторож замечает кур и гонит их  из огорода – хлопает в ладоши, приговаривая: «Кыш, кыш!» Куры убегают. Сторож обходит огород и снова садится. Игра возобновляется. Затем назначается другой сторож. Игра повторяется 4-5 раз.

Обезьянки

        В игре используется гимнастическая стенка или (на участке) трехгранный заборчик.

Воспитатель говорит, что сегодня дети будут учиться лазать, как обезьянки, и предлагает двум-трем детям встать лицом к лесенке и забраться на несколько ступенек.

        Когда дети поднимутся на 5-6 ступенек, воспитатель говорит: «Вот как высоко влезли обезьянки на дерево! А теперь слезайте обратно».

        Надо обязательно следить за тем, чтобы, влезая и слезая, дети наступали на каждую ступеньку. Когда одни обезьянки лазают, другие наблюдают.


ИГРЫ ДЛЯ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 

Игры с бегом.

Ловишки.

      Воспитатель назначает водящего-ловишку. Ловишка выходит на середину площадки и громко говорит: «Я ловишка!» и догоняет убегающих от него детей. Тот, кого ловишка коснулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановится, поднять руку и сказать: «Я ловишка!». Новому ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего.

Жмурки.

     Воспитатель назначает водящего-жмурку. Он встает на середину площадки, ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Затем все дети разбегаются по комнате, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-нибудь опасности, играющие должны предупредить жмурку словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь, жмурка передает свою роль пойманному.

Самолеты.

Дети сидят на корточках, пальцы рук на полу, около ног – «самолеты на аэродроме». Подготовка самолетов к полету:

  1. «Заправится топливом». Накачать ручным насосом топливо в бак (имитация работы с ручным насосом)
  2. «Завести мотор». Руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки. Круговые движения согнутыми руками.
  3. «Расправить крылья». Развести прямые руки в стороны.
  4. «Проверить колеса». Потопать ногами на месте
  5. «Самолеты готовы? Полетели!» Дети бегают по залу с разведенными в стороны руками. По сигналу «На посадку!» - приседают на пол.

У медведя во бору.

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

                                                             У медведя во бору

                                                             Грибы, ягоды беру!

                                                             Медведь постыл

                                                             На печи застыл!

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно, он быстро бежит за играющими  и старается кого-то поймать.  Пойманный, становиться медведем.

Бездомный заяц.

Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой – это дом зайца. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет, заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда заяц, стоявший в  кружке, должен сейчас же убежать, потому что теперь он становится бездомным и охотник может поймать его. Как только охотник поймал зайца, они меняются ролями.

Игры с прыжками.

Поймай бабочку.

На конец большого прута или палочки привязывают шнурок и к нему вырезанную из бумаги бабочку. Воспитатель держит прут так, чтобы бабочка летала над головой ребенка. Малыш подпрыгивает, стараясь ее поймать.

Лягушки.

Играющие – лягушки. Они выполняют движения в соответствии с текстом.

«Вот лягушки по дорожке    -  прыгают вперед на двух ногах   

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки  -  влезают на бревна, пеньки, скамейки

Вот из лужицы на кочку,

Да за мушкою в прискочку

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Да за мушкою вприскочку. -  спрыгивают вниз 

Есть им больше неохота,

Прыг опять в свое болото».

Лиса в курятнике

       На одной стороне площадки очерчивается курятник. В курятнике на насесте сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место- двор.

      Один из играющих назначается лисой, остальные – куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями.                        По сигналу воспитателя: «Лиса!» - куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору.     Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется.

Игра кончается, когда лиса поймает двух-трех кур.

                                                          Игры с ползанием и лазанием

Перелет птиц.

       Дети стоят свободно на одной стороне площадки напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами. По сигналу «птицы полетели» бегают по площадке, по сигналу «буря» влезают на лестницу. Если пролетов мало, число играющих детей ограничивается, чтобы всем хватило места на лестницах.

Мыши в кладовой

     Дети- мышки находятся за чертой на одной стороне площадки – это их дом. Посередине площадки несколько дуг, лестница, поставленная на ребро, или натянута веревка, за ней кладовая. В стороне кошка. По сигналу «кошка спит» мыши бегут в кладовую, подползая под дугу или веревку, пролезая между перекладинами лестницы. В кладовой ищут крошки, бегают. По сигналу «кошка проснулась» убегают из кладовой.

Кролики

       Дети-кролики. По трое-четверо они встают в круг, нарисованный на земле – это клетка. Перед каждой клеткой обруч на подставке или привязанный к двум стульям или большой стул. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов – они проползают в обруч, бегают, прыгают, на сигнал «кролики в клетки» возвращаются, пролезая в обруч.

Игры с бросанием

Подбрось-поймай

      Играющие распределяются на пары, у каждой пары мяч. Один в паре подбрасывае и ловит мяч, второй считает, сколько раз удалось бросить и поймать мяч. По сигналу воспитателя дети меняются ролями: тот, кто бросал, считает, а считатавший бросает мяч.

Сбей кеглю

     Играющие встают за линию, в 2-3 м от которой напротив каждого поставлены кегли или булавы. В руках у детей мячи. По сигналу они прокатывают мячи по направлению к кеглям, стараясь сбить их. По следующему сигналу идут за мячами, поднимают упавшие кегли и катят еще 2 раза. Подсчитывается, кто сбил кеглю большее число раз.

 Охотник и зайцы

      На одной стороне площадки очерчивается место для охотника. На другой стороне обозначаются кружками места зайцев. В каждом кружке находится по 2-3 зайца.

Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, затем возвращается к себе.

Воспитатель говорит: «выбежали на полянку зайцы». Зайцы выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя «охотник!» зайцы останавливаются, поворачиваются к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого охотник попал мячом, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.

Накинь кольцо

      Игра заключается в набрасывании колец на различные забавные фигурки, например на слона с поднятым хоботом, гуся с вытянутой шеей, зайчика с поднятой лапой.

На расстоянии 1,5-2 м от фигуры проводится черта- граница, с которой дети бросают кольцо.


ИГРЫ ДЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Игры с бегом

Ловишки (с ленточками)

      Дети строятся в круг; у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка.

      По сигналу воспитателя: «Раз, два, три - лови!» - дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у  кого-нибудь ленточку.

      По сигналу воспитателя: «Раз, два, три - в круг скорей беги!»- все строятся в круг. Тот, кто лишился ленточки – проиграл, ловишка возвращает ленточки детям и игра повторяется с новым водящим.

«Мы веселые ребята»

     Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят:

                                                       «Мы веселые ребята,

                                                       Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

                                                        Раз, два, три – лови!»

      После слова «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кого ловишка успеет схватить прежде чем тот пересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается второй ловишка.

     Игра повторяется 3-4 раза.

«Быстро возьми»

     Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики) которых должно быть на один или два меньше.

     На следующий сигнал : «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет считается проигравшим.

     Игра повторяется 2-3 раза.

«Перелет птиц»

     На одном конце зала находятся дети – они птицы. На другом конце зала – пособия, на которые можно «залететь» (скамейки, кубы) – это деревья.

     По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!»- дети, махая руками, как крыльями разбегаются по всему залу; на следующий сигнал: «Буря!» - бегут к возвышениям и прячутся там.

     Когда воспитатель произнесет: «Буря прекратилась!» - дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу.

     Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске.

«Мороз - Красный нос»

     На противоположной стороне площадки обозначается два дома, играющие располагаются в одном из них.

Водящий – «Мороз – Красный нос» становится посредине площадки лицом к играющим и произносит:

                                                 «Я – мороз – Красный нос.

                                                 Кто из вас решится

                                                 В путь – дороженьку пуститься?»

Играющие отвечают:

                                                 «Не боимся мы угроз,

                                                 И не страшен нам мороз».

     После произнесения слова «Мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой – «заморозить».

    «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь.

    После каждой перебежки подсчитывают количество «замороженных» и выбирают нового водящего. В конце игры сравнивают, какой водящий – «Мороз» - заморозил больше.

«Хитрая лиса»

     Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. В стороне вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих (или кладет в руку предмет), который и становится водящим – «Хитрой лисой». Затем дети открывают глаза, хором спрашивают «Хитрая лиса, где ты?» после того «Хитрая лиса» выбегает и произносит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. После того как лиса поймает и отведет к себе в дом 2-3 детей. Воспитатель произносит: «В круг!»- и игра возобновляется.

«Совушка»

     На одной стороне зала обозначается гнездо совушки. В гнезде помещается водящий  – совушка. Остальные играющие изображают птиц, бабочек, жуков и т. д.; они разлетаются по всему залу. Через некоторое время воспитатель произносит: «Ночь!» Играющие останавливаются на месте в той позе, в какой их застала ночь. Совушка вылетает из своего гнезда, машет крыльями и смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился, уводит в свое гнездо, а воспитатель произносит: «День!». Бабочки, жуки, птицы оживают и опять начинают кружиться, летать. После двух вылетов на охоту подсчитывается количество пойманных. Выбирается другая совушка.

«Белые медведи»

     Развивает быстроту реакции, образное восприятие ситуации.

     Двое детей взявшись за руки изображают белых медведей. По команде «Белые медведи вышли на охоту» они должны окружить и поймать других участников игры.  Пойманных уводят на льдину.

Игры с прыжками

«Не оставайся на полу»

     Выбирается ловишка, который вместе с детьми бегает по всему залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!» - все убегают от Ловишки и взбираются на предметы (скамейки, кубы и т.д.) Ловишка старается поймать убегающих. Дети, до которых ловишка дотронулся, отходят в сторону. 

«Удочка»

     Играющие стоят по кругу, в центре – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.

     Описав мешочком 2-3 круга воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывается количество задевших за мешочек.

Игры с лазаньем и ползанием.

«Ловля обезьян»

     Дети распределяются на две равные группы: обезьяны и ловцы обезьян.

     Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне лужайке. На противоположной – находятся ловцы, которые договариваются между собой о том, какие движения они будут выполнять. Показав движения, ловцы отходят в сторону. Обезьяны слезают с возвышений и повторяют движения ловцов. По сигналу «Ловцы!» - обезьяны бегут к своим местам, стараясь быть на возвышении, а ловцы пытаются поймать тех, кто не успел влезть на дерево или какой-либо другой предмет.

     При повторении игры дети меняются ролями.

«Медведи и пчелы»

      Две команды: одна – пчелы, другая – медведи. На одной стороне зала находится улей, а на противоположной – луг. В стороне располагается берлога медведей. По условному сигналу воспитателя пчелы вылетают из улья (слезают с возвышений), жужжат и летят на луч за медом. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся медом. Воспитатель подает  сигнал: «Медведи!» пчелы летят к ульям, стараясь ужалить (дотронуться рукой) медведей, те убегают в берлогу. Ужаленные медведи пропускают одну игру. При повторе - дети меняются ролями.

«Пожарные на учении»

      Дети строятся в три колоны лицом к гимнастической стенке – это пожарные. Первые  в колонке стоят перед чертой на расстоянии 4-5 м. от гимнастической стенки. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте подвешиваются колокольчики. По сигналу воспитателя (на слово «Марш!») дети, стоящие в колонках первыми бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонке и встают в ее конец. Воспитатель отмечает того, кто быстрее всех выполнил задание.

Игры с метанием, бросанием, ловлей.

«Охотники и зайцы»

      Из числа играющих выбирается охотник, остальные зайцы. На одной стороне зала – место охотника, на другой – дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают из кустов и прыгают на двух ногах в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч (в руках у него 2-3 мяча). Те, в кого он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.

«Мяч водящему»

     Играющие распределяются на 2-3 команды и выстраиваются в круг, в центре каждого находится водящий с мячом в руках.

     По сигналу воспитателя водящие перебрасывают поочередно игрокам мяч двумя руками от груди и получают его обратно.

     Когда мяч обойдет всех игроков, то он поднимает его над головой и говорит: «Готово!»

«Перестрелки»

     Две команды.

     Играют одним мячом, необходимо выбить игрока на противоположной стороне.    

 ИГРЫ ВО ВТОРОЙ  МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Игры с бегом:

Найди флажок

Дети сидят на стульях. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки в разных местах.

 «Пора искать флажки», - говорит воспитатель. Дети открывают глаза и идут искать. Тот, кто находит, возвращается на свое место. Когда все дети найдут флажки, они встают друг за другом и идут вдоль площадки. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу: «на места!» - дети садятся на стулья, и игра начинается снова.

Найди свой домик

Дети сидят вдоль одной стороны плщадки или комнаты. «Пойдемте гулять», - говорит воспитатель. Дети расходятся по площадке группками или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя: «Домой» - все бегут обратно в свой домик.

Поезд

Воспитатель «паровоз», а дети «вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «чух-чух». Воспитатель ведет поезд а одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка».

 

Солнышко и дождик

Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко». Воспитатель говорит: « на небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места.

«Лохматый пес»

Один из детей изображает пса; он ложиться на коврик, голову кладет на протянутые руки. Остальные дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время говорит:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пес вскакивает,  начинает лаять и гоняется за ними.

«Скворечники»

На площадке чертятся кружки: на один меньше числа играющих. Это – скворечники.

Все дети – скворцы. Они свободно бегают – летают по площадке. На сигнал: «По домам» - все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника.

Игры с прыжками

Мой веселый звонкий мяч…

Группа детей стоит около воспитателя полукругом. Один ребенок, изображающий мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

После этого мячик убегает, а воспитатель с детьми ловит его.

«Воробушки и кот»

Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубах. Это – воробушки на крыше или в гнездышках. Поодаль сидит кошка. «Воробушки полетели», - говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнезда и, расправив крылья, т.е вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробушков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробушков кошка отводит к себе в дом.

«Лягушки»

Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стуьях, воспитатель говорит следующие стихи:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки,

Ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки.

Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши; лягушки прыгают в болотце – перепрыгивают через черту – и присаживаются на корточки.

Игры с метанием

Сбей кеглю

     Играющие встают за линию, в 2-3 м от которой напротив каждого поставлены кегли или булавы. В руках у детей мячи. По сигналу они прокатывают мячи по направлению к кеглям, стараясь сбить их. По следующему сигналу идут за мячами, поднимают упавшие кегли и катят еще 2 раза. Подсчитывается, кто сбил кеглю большее число раз.

Докати мяч

Детям даются разноцветные мячи или шары небольшого размера и предлагается катить их до флажка, находящегося на небольшом расстоянии от детей. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо докатывает мяч, поощряет не справившихся с заданием.

Забрось мяч в корзину (Целься вернее)

       Дети становятся в круг. Каждый ребенок держит в руке маленький мяч. В центре  круга стоит ящик или большая корзина (расстояние от цели до детей не более полутора-двух метров). По сигналу воспитателя дети бросают мячи в ящик, затем достают их и возвращаются на свои места. Если ребенок не попал в цель, он поднимает мяч с земли (с пола) и тоже встает в круг.

       Игра повторяется с начала.

       В игре одновременно участвуют 8-10 человек.

Игры с лазанием и ползанием.

Куры в огороде.

        С помощью реек или шнура ограничивается небольшое пространство. Это - огород. Недалеко от него ставится стул – будка сторожа. Роль сторожа вначале выполняет воспитатель, а затем более активные дети по назначению воспитателя. Основные дети – куры. Как только сторож садится на стул, куры пробираются в огород, подлезая под ограду, и начинают там бегать, клевать, кудахтать. Сторож замечает кур и гонит их  из огорода – хлопает в ладоши, приговаривая: «Кыш, кыш!» Куры убегают. Сторож обходит огород и снова садится. Игра возобновляется. Затем назначается другой сторож. Игра повторяется 4-5 раз.

Мыши в кладовой

     Дети- мышки находятся за чертой на одной стороне площадки – это их дом. Посередине площадки несколько дуг, лестница, поставленная на ребро, или натянута веревка, за ней кладовая. В стороне кошка. По сигналу «кошка спит» мыши бегут в кладовую, подползая под дугу или веревку, пролезая между перекладинами лестницы. В кладовой ищут крошки, бегают. По сигналу «кошка проснулась» убегают из кладовой.

Наседка и цыплята

Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку.

На одной стороне комнаты или площадки огорожено место, это – дом. В доме помещается наседка с цыплятами.

Наседка отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.

После того как все дети подлезли под веревку и немного побегали по площадке, воспитатель говорит: «Большая птица!» Все цыплята бегут домой.  

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Игры с бегом

Ловишки (с ленточками)

      Дети строятся в круг; у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка.

      По сигналу воспитателя: «Раз, два, три - лови!» - дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у  кого-нибудь ленточку.

      По сигналу воспитателя: «Раз, два, три - в круг скорей беги!»- все строятся в круг. Тот, кто лишился ленточки – проиграл, ловишка возвращает ленточки детям и игра повторяется с новым водящим.

«Мы веселые ребята»

     Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят:

                                                       «Мы веселые ребята,

                                                       Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

                                                        Раз, два, три – лови!»

      После слова «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кого ловишка успеет схватить прежде чем тот пересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается второй ловишка.

     Игра повторяется 3-4 раза.

«Быстро возьми»

     Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики) которых должно быть на один или два меньше.

     На следующий сигнал : «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет считается проигравшим.

     Игра повторяется 2-3 раза.

«Пустое место»

Играющие становятся в круг, положив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:

Вокруг домика хожу

И в окошечки гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу.

После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим вперегонки», - и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу; опоздавший становится водящим.

«Два Мороза»

     На противоположной стороне площадки обозначается два дома, играющие располагаются в одном из них.

Выбираются двое водящих, которые становятся посредине площадки лицом к играющим и произносят:

                                                 Мы два брата молодые,

                                                 Два мороза удалые:

                                                 Я – мороз – Красный нос,

                                                 Я Мороз – Синий нос,

                                                 Кто из вас решится

                                                 В путь – дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

                                                 «Не боимся мы угроз,

                                                 И не страшен нам мороз».

     После произнесения слова «Мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящие догоняют их и стараются коснуться рукой – «заморозить».

    «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь.

    После каждой перебежки подсчитывают количество «замороженных» и выбирают новых водящих. В конце игры сравнивают, какой водящий – «Мороз» - заморозил больше.

«Хитрая лиса»

     Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. В стороне вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих (или кладет в руку предмет), который и становится водящим – «Хитрой лисой». Затем дети открывают глаза, хором спрашивают «Хитрая лиса, где ты?» после того «Хитрая лиса» выбегает и произносит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. После того как лиса поймает и отведет к себе в дом 2-3 детей. Воспитатель произносит: «В круг!»- и игра возобновляется.

«Совушка»

     На одной стороне зала обозначается гнездо совушки. В гнезде помещается водящий  – совушка. Остальные играющие изображают птиц, бабочек, жуков и т. д.; они разлетаются по всему залу. Через некоторое время воспитатель произносит: «Ночь!» Играющие останавливаются на месте в той позе, в какой их застала ночь. Совушка вылетает из своего гнезда, машет крыльями и смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился, уводит в свое гнездо, а воспитатель произносит: «День!». Бабочки, жуки, птицы оживают и опять начинают кружиться, летать. После двух вылетов на охоту подсчитывается количество пойманных. Выбирается другая совушка.

«Белые медведи»

     Развивает быстроту реакции, образное восприятие ситуации.

     Двое детей взявшись за руки изображают белых медведей. По команде «Белые медведи вышли на охоту» они должны окружить и поймать других участников игры.  Пойманных уводят на льдину.

Игры с прыжками

«Не оставайся на полу»

     Выбирается ловишка, который вместе с детьми бегает по всему залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!» - все убегают от Ловишки и взбираются на предметы (скамейки, кубы и т.д.) Ловишка старается поймать убегающих. Дети, до которых ловишка дотронулся, отходят в сторону. 

«Удочка»

     Играющие стоят по кругу, в центре – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.

     Описав мешочком 2-3 круга воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывается количество задевших за мешочек.

«Волк во рву»

Посередине площадки проводятся две параллельные черты- это ров. По краям площадки на расстоянии 1-2 шагов от ее границ очерчиваются дома коз. Из числа  играющих выбирается волк, остальные изображают коз.

Все козы располагаются в одном из домов. Волк становится в ров.

По сигналу воспитателя: «Волк во рву!» - козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать. Пойманных он отводит в сторону. Так же обратно.

Игры с лазаньем и ползанием.

«Ловля обезьян»

     Дети распределяются на две равные группы: обезьяны и ловцы обезьян.

     Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне лужайке. На противоположной – находятся ловцы, которые договариваются между собой о том, какие движения они будут выполнять. Показав движения, ловцы отходят в сторону. Обезьяны слезают с возвышений и повторяют движения ловцов. По сигналу «Ловцы!» - обезьяны бегут к своим местам, стараясь быть на возвышении, а ловцы пытаются поймать тех, кто не успел влезть на дерево или какой-либо другой предмет.

     При повторении игры дети меняются ролями.

«Медведи и пчелы»

      Две команды: одна – пчелы, другая – медведи. На одной стороне зала находится улей, а на противоположной – луг. В стороне располагается берлога медведей. По условному сигналу воспитателя пчелы вылетают из улья (слезают с возвышений), жужжат и летят на луч за медом. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся медом. Воспитатель подает  сигнал: «Медведи!» пчелы летят к ульям, стараясь ужалить (дотронуться рукой) медведей, те убегают в берлогу. Ужаленные медведи пропускают одну игру. При повторе - дети меняются ролями.

«Пожарные на учении»

      Дети строятся в три колоны лицом к гимнастической стенке – это пожарные. Первые  в колонке стоят перед чертой на расстоянии 4-5 м. от гимнастической стенки. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте подвешиваются колокольчики. По сигналу воспитателя (на слово «Марш!») дети, стоящие в колонках первыми бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонке и встают в ее конец. Воспитатель отмечает того, кто быстрее всех выполнил задание.

Игры с метанием, бросанием, ловлей.

«Охотники и зайцы»

      Из числа играющих выбирается охотник, остальные зайцы. На одной стороне зала – место охотника, на другой – дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают из кустов и прыгают на двух ногах в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч (в руках у него 2-3 мяча). Те, в кого он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.

«Мяч водящему»

     Играющие распределяются на 2-3 команды и выстраиваются в круг, в центре каждого находится водящий с мячом в руках.

     По сигналу воспитателя водящие перебрасывают поочередно игрокам мяч двумя руками от груди и получают его обратно.

     Когда мяч обойдет всех игроков, то он поднимает его над головой и говорит: «Готово!»

«Перестрелки»

     Две команды.

     Играют одним мячом, необходимо выбить игрока на противоположной стороне.    

Бросить и поймать

  На двух столбиках или стойках для прыжков укрепляется веревочка на высоте ребенка с поднятой вверх рукой. Дети бросают мяч через веревочку, затем прбегают следом за ним под веревочкой и ловят его.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для малышей

Методическик рекомендации для родителей и воспитателей...

Рекомендации инструктора по физической культуре "Развивающие подвижные игры для малышей."

Ваш ребенок еще, возможно,  не понимает, что такое зарядка, физкультура, но он с удовольствием будет с вами играть и повторять ваши движения.Ведь научно доказано, что в младшем дошкольном возраст...

Подвижные игры для малышей

П. Ф. Лесгафт, считая подвижную игру упражнением высокого порядка, говорил, что она ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы....

Подвижные игры для малышей

Проблема малоподвижного образа жизни .С каждым днем стоит все острее.Физическое развитие детей дошкольного возраста играет одну из важнейших ролей в развитии детей.Использование простых,но разнообразн...

Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами.

Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспит...