Развитие мелкой моторики и сенсорики.
консультация (младшая группа) на тему

Читавина Екатерина Сергеевна

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorika_motorikaword.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики: Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, а также известные представители отечественной педагогики и психологии: Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер и др. Справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определённую роль. Профессор Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, является результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Результаты исследований показывают, что наиболее значительные возможности дети младшего дошкольного возраста обнаруживают в развитии восприятия и усвоения представлений о внешних свойствах предметов, но полная реализация этих возможностей происходит только в условиях специального организованного сенсорного развития.

Сенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования - использованию сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорное воспитание предусматривает знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разноцветных разновидностей каждого свойства: шесть цветов, затем семь цветов спектра, пять геометрических форм, три градации величины.

Усвоение детьми сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс. Полное овладение ими происходит в школьном возрасте. Первоначальный этап обучения сенсорного воспитания - это ознакомления детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каждого свойства, дети сопоставляют эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, но она невозможна без сенсорного развития. Усвоив представление о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов, то есть, усвоив сенсорные эталоны, они используют их в качестве «единиц измерения». Представления об эталонах цвета, формы, величины являются необходимым условием выполнения интересных для детей игровых и практических заданий.

Тесная связь умственного развития с сенсорным воспитанием обуславливается тем, что сенсорное воспитание осуществляется в процессе различных видов деятельности: изобразительной, конструирования, труда в природе и так далее, которые требуют активного участия как сенсорных, так и умственных процессов в их тесном взаимодействии.

Работая с детьми раннего возраста, я убедилась, что в этом возрасте ребёнок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Но далеко не все эти свойства и не во всех случаях привлекают внимание ребёнка.

Мой опыт показывает, что обычно дети выделяют те свойства, которые имеют непосредственное значение для успешного манипулирования и выполнения простейших предметных действий (чаще всего это бывает форма). В этот период ещё нет необходимости вырабатывать у детей представление о каких-либо отдельных разновидностях формы и цвета.

При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов я учитываю возраст детей, уровень их развития. В раннем возрасте в начале года уровень сенсорного развития очень низкий, дети только начинают познавать мир. У них неразвита речь, движения рук. Занятия провожу с подгруппой (6-8 детей) в игровой форме. Обучение маленьких детей на занятиях - довольно сложный процесс, возможный при определённом уровне нервно - психологического развития малышей. Для того, чтобы заинтересовать детей, привлечь, научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания необходимо создать в группе развивающею среду: обдуманный подбор игрушек, красочные и продуктивные игры.

Первые игрушки при знакомстве детей с величиной, цветом - это разные пирамидки, неваляшки, матрёшки с которыми они с удовольствием играют в течение дня.

Сначала организую простые дидактические игры: «Собери пирамидку», «Сложи матрёшку», «Расставь по порядку» (от большого к маленькому и наоборот), «Подбери кукле платочек» и т. п.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Игры, развивающие сенсорные способности детей так же влияют и на мелкую моторику пальцев ребёнка. Очень важно подобрать правильный игровой материал, который бы увлёк детей, заинтересовал их, пробуждал интерес и желание играть.

Для развития у детей мелкой моторики рук, я использую игры как фабричные, так и сделанные своими руками:

В работе с детьми также использую игры - задачи: они развивают умственную деятельность и умение сосредоточиться. Это такие игры как: «Кто где живёт?», «Чей малыш?», «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Назови овощи, фрукты, посуду, мебель, одежду и т.п .»

При ознакомлении детей с природой предлагаю им задания: «Найди большой листочек и маленький», «Найди большое дерево и маленький кустик», «Кто как кричит?», «Где большая рыбка, а где маленькая?», «Большие и маленькие»(назвать взрослое животное и его детёныша).

В совместной деятельности с детьми в разное время дня и на прогулках я использую способ повторения тех же занятий, но применяя новый материал. Учу характеризовать расположение предметов в пространстве: «высоко-низко», «далеко-близко» и их количество «много-один».

Так же в своей работе с детьми применяю проблемно - игровое обучение приёмам сравнения предметов по разным признакам (размер, цвет, форма) их группировка:

- Выбрать для куклы из общего набора посуды только маленькие (большие) чашки, блюдца, ложки, тарелки.

- Выбрать по желанию куклы только яблочки определённого цвета, размера.

- Дидактические игры: «Матрёшки», «Карлики и великаны» с целью формирования умения определять размер предмета в сравнении с образцом и по определению, упорядочить предметы по размеру от большого до маленького и наоборот.

Необходимым условием для правильного и своевременного развития ребёнка является тесный контакт детского сада и семьи. Часто родителей малышей беспокоит то, что их ребёнок, не знает форму, величину предметов, путает цвета. С целью повышения педагогической компетентности родителей по проблеме сенсорного развития детей проводила консультации на темы: «Значение сенсорного воспитания для развития ребёнка.»

Систематически проводятся беседы с родителями, даются рекомендации, помещаю в уголок для родителей необходимый материал для закрепления знаний дома.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию сенсорики и мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада всё это помогло мне добиваться поставленных целей. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи ребёнка и способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики и сенсорикис помощью пуговиц...

«Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц»

Известно, что познание окружающего мира начинается в восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей....

Презентация "Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц"

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.Играя с пуговицами разного цвета, разной форм...

Дидактическая игра для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста Книжка-малышка «Колобок»

Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентации, развитие зрительного восприятия, развитие тактильных ощущений, восприятия цвета и формы, умение пользоваться разными видами застежек; развити...

Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью сыпучего материала.

По мнению В.А Сухомлинского: "Источники творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. ...

Использование кинетического («космического») песка в развитии мелкой моторики и сенсорики у детей младшего дошкольного возраста

Использование кинетического («космического») песка  в развитии мелкой моторики и сенсорики  у детей...