консультация для педагогов
консультация (старшая группа) на тему

Чахоянц Ирина Константиновна

Используя в работе опорные схемы, вы научите детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_znaki_i_shemy.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАКОВ И  СХЕМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад № 41

 «Золотой ключик» г. Георгиевска Чахоянц И.К.

Педагогам в повседневно работе приходится сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми старшего дошкольного возраста сначала возникает пауза. Затем дети говорят о какой-то одной-двух характерных чертах обсуждаемого предмета. И снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли, из них надо всё «вытягивать». Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить это грамотно, по плану не в состоянии.

Ребёнок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора) и т.п. Всё это привлекает ребёнка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование педагогом  в работе опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Что же такое опорные схемы?

Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребёнок должен усвоить. Схемы должны «рождаться» на глазах детей в момент объяснения педагогом нового материала в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

Цель опорных схем – «…изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала он стал доступным, отпечатался в памяти, облегчил запоминание» (В.Ф.Шаталов).

Дошкольник лишён возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован  только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Опорные схемы являются одним из видов наглядного моделирования.

Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, умением анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета или явления, способностью к замещению посредством условных знаков, символов, графиков.

Использование символической аналогии в моделировании облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

Применение графической аналогии позволяет научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В основе метода наглядного моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком или символом. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре: камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофёром, космонавтом. Затем опыт замещения накапливается в других видах детской деятельности. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Что же такое моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование также рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию опорных  схем.

Овладение приёмами работы с опорными схемами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

    знакомство с графическим способом представления информации;

    развитие основных психических процессов – памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи;

    перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

    формирование навыка самостоятельного моделирования;

    развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении.

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

1.                Введение элементов схем, символов.

Например:

             цветовые пятна – обозначение цвета;

                   геометрическая форма – обозначение формы предмета или его частей (колёса, яблоко – круглое, огурец – овальный);

                   человек – для чего нужен объект человеку и каким образом человек о нём заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевлённый предмет);

                   контур из деталей предмета – назвать, из каких частей состоит предмет;

                   силуэт предмета со знаком вопроса внутри – назвать материал, из которого сделан предмет и его составные части (у машины кузов из металла, колёса – резиновые, сиденья – кожаные);

                   рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить (например, из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог);

                   ёлка – обозначение диких животных;

                   дом – обозначение домашних животных;

                   кирпич – обозначение твёрдости;

                   знак вопроса – название предмета или объекта (это – кукла, это – морковь);

                   восклицательный знак – эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет и т. д.  (Показ символов) 

2.                Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности.

У ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.

3.     Творческое создание детьми опорных схем.

(По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок и др.).

    Формирование представлений о структурных единицах языковой системы.

Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Развитие сюжетно-ролевой игры_ явление, сложно поддающееся внешнему управлению взрослых. Вместе с тем обеспечение игровой деятельности _ сфера их ответственности. Так например знаки и схемы можно использовать для косвенного управления играми. Дети часто рассказывают о событиях, в которых участвовали, о том, что нового узнали.  Можно предложить детям сделать карточки со схемами событий. Процесс создания карточек, станет прекрасным способом тренировке умения выделять главное, использовать традиционные или придуманные креативные знаки и символы, связно раcсказывать по схемам. По карточкам – схемам можно разыгрывать целые спектакли, устраивать  режиссёрские и сюжетно-ролевые игры.

ВЫВОДЫ:

Используя в своей работе опорные схемы, мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.

         Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Всегда главным есть  и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....