Они видят руками или невыдуманные истории о слепых детях
материал на тему

В этой истории рассказывется о слепых детях, которые были в моей практике работы. На страницах этой повести мои размышления, сомнения, находки. Имена детей и их родителей изменены. Эта повесть будет интересна широкому кругу читателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Они видят руками7.66 КБ

Предварительный просмотр:

Они видят руками

или невыдуманные истории о слепых детях

       Эти истории о необычных детях, о детях с сенсорной недостаточносиью. Я опять возвращаюсь к терминологии, но пусть это будет не научная статья, а мои ощущения и размышления о тех, кто по-другому воспринимает окружающий мир.   Я посвящаю этот рассказ тем детям, которые постоянно сталкиваются с «правильным миром», по-своему воспринимают его, учатся выживать в нем; о тех, кто не только причиняет нам боль и беспокойство, но и учит нас быть любящими, милосердными и терпеливыми. Эта история о слепых детях, еще маленьких, беспомощных, но удивительных и неповторимых.

«Мальчик – инопланетянин»

     Я долго готовила себя к тому, что буду заниматься с «особыми» детьми. С закрытыми глазами двигалась по комнате, ощупывала окружающие предметы, принюхивалась, пыталась представить себя на их месте. Но меня хватало ненадолго: через минуту открывала глаза; мне становилось очень неудобно в этой тьме, неведении, неопределенности. Я задавала себе вопрос: «С чего начать?». Много мыслей вертелось в голове, а когда к нам в детский сад пришел ребенок, я стала разговаривать с ним как с обычными детьми.

     «Здравствуй!» Мы пожали друг другу руки. «Как тебя зовут?» - спросила я. Он не ответил на этот вопрос, может, я многого хотела. Мальчик был на вид 4-5лет, с карими «убегающими» глазами, шапкой каштановых волос, очень ухоженный  и симпатичный. Я не могу не рассказать о его маме: кареглазой стройной женщине с доброй улыбкой на лице. «Его зовут Никита» - сказала она. Марина, так звали маму, рассказала о нем и показала то, что он умеет. Никита читал стихи, катал шарики, строил дом из кубиков. Он меня поразил, настоящий виртуоз! Но особенно меня поразило то, что он играл  в слова, придумывая рифмы: " лапка-тяпка, мышка - тишка". Я удивилась такому умению, это было настоящее чудо! Но в последующие дни я  удивлялась еще больше. Однажды Никита пришел на занятие не в настроении, плакал и  постоянно повторял: «Коровка, коровка, дать коровка». Я дала ему коровку, такую же, как у него дома.  Она была, как настоящая: рыжая, с выступающими рогами,  копытами, хвостом-кисточкой. Он взял ее и сразу успокоился. Никита играл коровкой не так, как другие дети: сначала ощупал ее голову, потом тело и, узнав ее, стал крутить в руках. Я пыталась дать ему другую игрушку, он ничего не брал. Тогда я попыталась «обыграть» коровку: накормить, погулять с ней, уложить спать. Но игра не вызывала интерес  у мальчика, он продолжал манипулировать игрушкой. И так было на протяжении всей нашей встречи: мальчик ушел в себя и никого не замечал. Я была расстроена, а мама сказала, что в этом нет ничего страшного, у него  была игрушка – колобок, которой он «играл»  целую неделю, а другие игрушки не брал в руки. Он просыпался с колобком и зсыпал с ним. Никита был для меня ребенком «инопланетянином», словно попавшим к нам с другой планеты. Так  шли  недели, месяцы и мало что менялось: он не общался с детьми, замыкался на одной игрушке. Однажды, в знак протеста, Никита швырнул все игрушки со стола и случайно попал мне рукой по лицу. Я возмутилась и стала его ругать, а Наталья Ивановна, наш психолог, сказала: "Никита, пожалей Елену Владимировну, ей больно". Никита не раздумывая обнял меня и на душе у меня   потеплело, я вдруг поняла, что он не виноват, он не хотел этого.

  Однажды Никиту привела бабушка, сказав, что мама лежит в  больнице на сохранении.  Марина ждала второго ребенка, у нее была угроза выкидыша, так же, как  с Никитой. Мама  долго не появлялась, а потом пришла бабушка и со слезами на глазах сказала: "Марина в больнице, у нее были преждевременые роды, а родившаяся девочка находится в реаманиации". Мы плакали от отчаяния. Неужели будет так же, как с Никитой? Я пришла домой, взяла иконку Святой Матрены и стала отчаянно молиться за здоровье девочки,  хотя никогда раньше этого не делала, считая себя атеисткой.  Я плакала, молилась, просила...и помогло. Девочка пошла на поправку, ее выходили. О, удивительная сила женского рода! Девочка не просто выжила, а стала здоровым ребенком. А судьба, будто за долгие годы мучений, приподнесла Марине подарок, это была ее дочь. Так у Никиты появилась сестренка.

Мальчик с "бездонным" глазами.

    Алеша, мальчик 4-х лет пришел к нам в сад с мамой вслед за Никитой. Когда я заглянула в его глаза, то увидела в них бездонное ночное небо. К сожалению, они ничего не выражали: в них не было ни радости, ни грусти, ни любопытства. Мы пытались заинтересовать его игрушками, но он не брал их в руки, отшвыривал и начинал кричать. Детей он бояля: когда натыкался на них, ощупывал и начинал плакать. Его мама, больше похожая на девочку - подростка  сидела рядом и смотрела на сына печальными отчаявшимися глазами. Так шли дни, месяцы, прошел год. Родители делали все возможное, чтобы развивать ребенка. Они ездили в разные города России,  сделали ему операцию со стволовыми клетками. После одной из таких поездок мальчик стал говорить.  Речь его была отраженной, он говорил фразами , услышанными ранее от взрослых, повторял рекламу: "Лисма чай, лисма чай, это самый лучший чай". Приходя к нам в сад на занятия он не здоровался, а сразу говорил "до свидания", как будто показывал, что ему тут делать нечего.

Но однажды наши труды были вознаграждены. Алеша пришел в сад в хорошем настроении и стал играть с детьми в песок. Он позволил детям насыпать сбе песочек в ладошки. Потом стал кидать детям мяч и ловить его. Это был прорыв! Мы ликовали! Когда я заглянула в его глаза, то увидела в них  радость и любопытство, в них светилась жизнь!  А потом он опять змкнулся.

Прошло время. Алеша вырос. Я иногда думаю, а нужно ли было столько усилий, чтобы ребенок один раз вышел из "замкнутого круга". Ведь ему хорошо одному в своем мире. Но, видимо, работа научила меня радоваться даже небольим победам. Это как свет в конце туннеля: идешь к нем всю жизнь, а видишь его только в конце жизни. И ради этого стоит жить!

"Мальчик -певец".

    Сашу в детский сад привели бабушка и тетя, его мама жила в другом городе и временно он был отдан им на воспитание. Мальчику было  пять лет, он все понимал, но не говорил. Его тетя работала музыкантом в детском саду. Дома она сажала своих детей и Сашу у пианино и они пели детские песни.  Саша сначала только слушал, потом стал подпевать. Когда он прищел в сад, больше пел, чем говорил.  Его тетя так и сказала:"Сначала Саша начал петь, а потом говорить". А получилось так потому, что до 4-х лет с ним сидела восьмидесятилетяя бабушка, которая только ухаживала за ним, как могла. Мама работала и у нее было мало времени на ребенка. Она думала, что заработает деньги на операцию и мальчик будет видеть. Ребенок перенес девять операций на глаза, но видеть не стал.

   Саша был смышеный и любознательный мальчик. Но, как говорят профессионалы, у него был "избирательный познавательный интерес". Ему нравились детские каляски. Когда Саша приходил на занятия, часто шептал: "каляса, каляса" А разрешение играть каляской мальчик получал только в конце занятия. Однажды он нашел в углу старую магнитную доску и стал ее обследовать. Он стучал по ней, ощупывал, залезал во все пыльные уголки, слушал, прикладывая ухо к доске. И так продолжалось на протяжении всего занятия. Я пыталась отвлечь его на другие игрушки, но ничего не получалось. Саша разворачивался и шел "курсом" прямо на доску и продолжал обследование. Тогда мне казалось, что все мои педагогические знания и умения улетучились, я не представляла, что мне делать. Но ничего и надо было делать. Просто набратья терпения...

Мальчик недолго посещал наши занятия: заболела бабушка и его не смогли водить  в деткий сад. Позже я встретила его тетю. Она получила еще одно образование, стала дефектологом. Саша с мамой переехали в  Санкт-Петербург и он успешно учился в школе для слепых детей.

    Те, кто никогда не общался с "особыми" детьми, могут сказать:"Ах, какие несчастные дети! Они никогда не увидят голубое небо, мерцающие звезды, реазноцветную радугу, яркое солнышко!" Но это не так!  Они могут слышать, чувствовать, вдыхать запахи. А главное, они видят руками!

     Когда вы увидите на улице людей с белой тростью, не отворачивайтесь от них, помогите, если им это необходимо. Они будут вам благодарны. А вы почувстуете свою значимость и понимание этого мира.

     Я часто вспоминаю слова  учителей, которые вписаны в мою "книгу мудрости": "Помни, что ты не один. Мы вместе. Я тебя понимаю".  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Виды тряпичной куклы и история её возникновения».

Виды тряпичной куклы и история её возникновения»....

Беседа с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Виды тряпичной куклы и история её возникновения».

Беседа к проекту создание мини-музея тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"...

Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Невыдуманная история Феечки Копеечки»

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы....

игры для слепых детей и детей с остаточным зрением

в картотеке представлены игры на развитие остаточного зрения, игры на развитие слухового восприятия  слепых детей, на развитие осязательного восприятия слепых детей, игры на развитие обоняния, иг...

Положение о дистанционном конкурсе среди воспитанников «Невыдуманные истории»

1. Общие положенияНастоящее Положение определяет условия, порядок, организацию ипроведение в МДОАУ д/с «Родничок» дистанционного конкурса «Невыдуманные истории» ...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе "Деньги. Невыдуманная история" с использованием ЭОР.

Целью данного материала с использованием ЭОР является проведение  занятия  в подготовительной группе по ознакомлению детей с историей возникновения денег, их предназначением. Включние творче...