Программа профессионального мастерства «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».
рабочая программа на тему

Горелкина Анна Филипповна

Программа самообразования педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gorelkina_a.f.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю: _______________

                                                                                                      Заведующий: Г.П. Касаткина

                                                                                                    «___»______________ 2016 г.

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

ТЕМА: «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Составила:

Воспитатель

высшей кв.категории

А.Ф. Горелкина

с. Александровское, 2016 г.

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

ТЕМА: «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Старшая/подготовительная   группа

Дата начала работы над темой: август, 2016 г.

Дата предполагаемого окончания работы: май, 2018 г.

Индивидуальный план программы профессионального мастерства

 на 2016-2017 учебный год.

Цель: Повышение эффективности работы по развитию фонематического слуха  у детей старшего дошкольного возраста; уровня профессионального мастерства.

Задачи:

  1. Повышение результативности занятий  путем введения в практику  фонематических игр и упражнений.
  2. Оптимизация процесса развития речевой деятельности дошкольников.
  3. Изучение темы профессионального мастерства в научной литературе.

Актуальность.

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа  детей, имеющих отклонения в речевом развитии.  Среди них значительную часть составляют            дошкольники,  у которых недостаточно развит фонематический слух.  Причинами  нарушения фонематического слуха  у дошкольников являются:  1) недостаточная  функциональная  активность  левой височной доли головного мозга,

  2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).

    Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

   Для  детей с недостаточно развитым фонематическим слухом  характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи.    Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки.  Большую проблему для  этих детей  представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла.  У части из них нарушено звукопроизношение  и  слоговая  структура  слов. В собственной же речи данной категории детей наблюдается обилие литеральных парафазий, в некоторых  случаях  выявляются морфемные  аграмматизмы.

    Нарушения фонематического слуха  препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения  умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются  фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным  аппаратом ведёт к

недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается  на процессах овладения чтением и письмом в школе.

      Теория и практика работы  в ДОУ убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов именно в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуковой наполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Основные вопросы для изучения:

  1. Выделение направлений изучения данной темы.
  2. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе.
  3. Изучение различных игровых упражнений, направленных на развитие   фонематического слуха у детей.
  4. Применение фонематических игр и упражнений в работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения (на базе логопункта).

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

Учителя-логопеды МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка»: В.Н. Чуракова, М.С. Андреева.

   

План программы

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Практические выходы

(доклады, рефераты, картотеки, просмотры и т.д.)

1.

Выбор темы.

Август 2016

2.

Разработка перспективного плана.

Август-сентябрь 2016

3.

Самостоятельное изучение научно-методической литературы по данной теме.

На протяжении всего года.

Создание электронной библиотеки по теме.

4.

Знакомство с передовым педагогическим опытом по данной теме с коллегами, на сайтах социального и дошкольного образования.

На протяжении всего года.

Публикации по теме на персональном сайте, сайте ДОУ, в педагогических сообществах.

5.

6.

Применение фонематических игр и упражнений в практической деятельности.

Проектная деятельность «Учимся вместе»

(развитие фонематического слуха)

В течение учебного года.

Март, 2017

Картотеки

Проект

7.

Участие в вебинарах, мастер-классах.

На протяжении всего года.

Сертификаты участника.

8.

Выступление с докладом об опыте работы по теме на педсовете.

Май, 2017

Доклад. Презентация.

Отчет о проделанной работе.

   Библиография.

1. Архипова Е.Ф. «Стёртая дизартрия у детей», М.: «Астрель» , 2006.

 2. Лукина Н.А., Никкинен  И.И. «Научите меня слышать» ( Развитие слухового восприятия, внимания, памяти), СПб: «Паритет», 2003.

 3. Семенович А.В. «Введение в нейропсихологию детского возраста», М.: «Генезис»,  2005.

 4.  Семенович А.В. «Эти невероятные левши», М.: «Генезис», 2007.

 5.  Филичева Т.Б., Шевелёва Н.А., Чиркина Г.В. «Основа логопедии», М.: «Просвещение», 1989.

 6.  Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М.: «Институт практической психологии», 1997.

  7. Черкасова Е.Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция), М.: « АРКТИ», 2003.

  8. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М.: «Академия», 2003.

  9. Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб: « ДИТГИЗ»,2008.

  10. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

НОД в бассейне по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

В бассейне можно закреплять фонематический слух посредством изученных упражнений способов плавания....

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Раскрыты понятия "дисграфия", "дислексия". Предложены игры для развития фонематического слуха....

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...