ОПЕКАЕМЫЕ ДЕТИ. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кучина Мария Викторовна

На сегодняшний день становится актуальной задачей изучение роли замещающей семьи и особенностей вхождения приемного ребенка в ее состав. Проблемы, возникающие у родителей, взявших детей на воспитание, во многом схожи с воспитанием родных детей. Но есть и специфические проблемы, и процесс адаптации ребенка в замещающей семье - одна из них.

Адаптация является самым ответственным этапом вхождения ребенка в семью. От того, как быстро он сформирует новые отношения, будет зависеть дальнейшее развитие его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опекаемые дети !17.33 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЕКАЕМЫЕ ДЕТИ. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОО.

 

 «Психологическая адаптация  детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье» - одна из острейших проблем современного общества.

Дети-сироты представляют определенную специфическую группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, важнейшим из которых является приемная семья, адаптироваться в современном обществе.

Ведущую роль ближайшего социального окружения  для нормального психического развития ребенка играет  семья. Качество интеграции человека в обществе во многом определяется уровнем его психологической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются в процессе жизнедеятельности в семье. Только семья может дать ребенку-сироте необходимый статус и сможет помочь адаптироваться в современном обществе.

На сегодняшний день становится актуальной задачей изучение роли замещающей семьи и особенностей вхождения приемного ребенка в ее состав. Проблемы, возникающие у родителей, взявших детей на воспитание, во многом схожи с воспитанием родных детей. Но есть и специфические проблемы, и процесс адаптации ребенка в замещающей семье - одна из них.

Адаптация является самым ответственным этапом вхождения ребенка в семью. От того, как быстро он сформирует новые отношения, будет зависеть дальнейшее развитие его личности.

Психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от ровесников, растущих в семье.  Их темп развития  замедлен, развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше, что ведет к  серьезным последствиям для формирования личности подрастающего человека.

Для детей дошкольного возраста главной потребностью является внимание и доброжелательность со стороны взрослых.

Адаптация приемного ребенка в семье - трудный вопрос и сложная жизненная проблема. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Процесс адаптации подопечного ребёнка в замещающей семье можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой можно выделить свои этапы. Зная особенности каждого этапа, приемные родители могут избежать возможных проблем во взаимоотношениях с подопечным ребёнком, а также сохранить привычную семейную атмосферу.

У многих взрослых, столкнувшихся с  проблемами, не хватает сил, а главное - терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения - проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов - сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.

Особого внимания требуют опекаемые дети . Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.

Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что опекаемый ребенок, имеет необходимые навыки, но не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

Есть дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.

Знания содержания потребностей ребенка в общении являются основными моментами, с помощью которых можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период. Ласковое поглаживание по голове, улыбка, проявление внимания, дает ребенку почувствовать себя счастливым. Ребенок видит в воспитателе близкого человека способного защитить от неизвестного и в то же время  помочь познакомиться с окружающим. Если содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, то это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Очень важно чутко реагировать на малейшие достижения ребенка и не  сравнивать его со сверстниками, когда оно, зачастую, не в пользу опекаемого ребенка.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, и поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые дети длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что они уйдут и не вернутся.

Поэтому, знакомясь, с  ребенком  при его поступления в детский сад, воспитатель старается узнать особенности его развития и поведения, и если необходимо, вносит соответствующие коррективы в форме совета и убеждения родителей.

Один из способов социальной адаптации опекаемых детей это -  игра.  Такой вид деятельности детей  направлен на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

В игре осуществляются,  предметные действия и проигрывании социально-ролевых ситуаций. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и др. Игра дает опекаемому ребенку возможность  овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.  В игре формируется личность, подготавливая ее к различным видам деятельности.  Таким образом, игра - самая свободная, естественная форма проявления деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения людей, реализуются творческие возможности. Благодаря сюжетно-ролевой игре у детей развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых.

 

Применяя в работе с опекаемыми детьми  игровую деятельность, педагоги тем самым способствуют не только привитию детям социального опыта, но и их социальной адаптации в детском саду.

Игра не только воспитывает, но помогает ребенку расслабиться, активизирует его личностный потенциал. Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации.

Использование различных форм работы позволяет педагогам  выработать алгоритм того, как и каким образом будет строиться процесс адаптации  с учетом индивидуальных особенностей ребенка. 

Педагогический коллектив привлекает родителей к совместной работе, специалисты ДОУ проводят индивидуальные и групповые консультации, размещают информацию в уголке для родителей, ведут беседы  для того, чтобы оперативно отреагировать на  проблемы, которые уже возникли, и предотвратить возможные.

Педагогу важно в беседах с родителями быть внимательными и обязательно в полной мере удовлетворять их информационные запросы.

Таким образом, проблема адаптации опекаемого ребенка к дошкольному учреждению теснейшим образом связана с проблемой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.

В детском саду создается комфортная предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям  ребенка: занимательные игрушки и развивающие игры способствуют хорошему настроению  и его успешной адаптации.

Вовлечение детей в сюжетно-ролевые игры, создание комфортной предметно-развивающей среды, взаимодействие с семьей опекаемого ребенка способствуют успешной социальной адаптации, что является  залогом физического и психологического благополучия  опекаемого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения с помощью тренинговых упражнений

Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, студентов педагогических учебных заведений, родителей детей дошкольного возраста....

«Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития, способы и пути интеграции в среду»

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе образования наметились тенденции к изменению тра...

Консультация для воспитателей "Проблемы адаптации и пути их решения". Возраст детей 2-3 года.

Консультация для воспитателей "Проблемы адаптации и пути их решения". Возраст детей 2-3 года....

Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации и пути решение осуществляемые в дошкольных учреждениях.

Современное российское  общество столкнулось с глобальной проблемой воспитания детей. Средства массовой информации захватило умы, сердца и души как детей, так и их родителей,  и только малый...

Публикация статьи "Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации и пути решения осуществляемые в ДОУ" в сборнике "Дошкольное образование: опыт России" (Материалы Международной научно-методической конференции)

Современное российское общество столкнулось с глобальной проблемой воспитания детей. СМИ захватило умы, сердца и души как детей, так и родителей, и только малый процент населения игнорирует это влияни...


 

Комментарии

Шульмина Екатерина Викторовна

Большое спасибо за нужную и актуальную информацию!!!