Проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения с помощью тренинговых упражнений
методическая разработка (старшая группа)

Прилепская Мария Владимировна

Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, студентов педагогических учебных заведений, родителей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc600.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова»

М. В. Прилепская

Проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения с помощью тренинговых упражнений

Методическая разработка

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/62/801/62801663_speech.jpg

Тамбов

2017

Рецензенты:

заведующий кафедрой педагогики, психологии и частных методик ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова»

О. А. Дробышева

заведующий МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Золушка» г. Рассказово

Е. В. Филиппова

Проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения с помощью тренинговых упражнений: Метод. разработка/ Автор-состав. М.В. Прилепская. – Тамбов: ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова», 2017. – 55 с.

Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, студентов педагогических учебных заведений, родителей детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………..….4

1. Методики по определению уровня мышления детей дошкольного возраста………….7

Методика № 1«Исключение четвёртого лишнего»…………………………………………….7

Методика № 2 «Классификация»………….8

2. Программа развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….11

Занятие № 1 «Путешествие с Карлсоном»..13

Занятие № 2 «В поисках сокровищ»……..16

Занятие № 3 «В поисках золотого ключика»…………………………………………...20

Занятие № 4 «Лесные гости»…………..…..25

Занятие № 5 «На огороде»………………..29

Занятие № 6 «В гостях у зайчика»……….32

Занятие № 7 «О чём рассказали цветы»…..35

Занятие № 8 «Что? Где? Когда?»……….....38

Занятие № 9 «Дом»………………………....43

Занятие № 10 «Спасение Буратино»………46

Занятие № 11 «Космическое путешествие»………………………………………49

3. Рекомендации по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста…………..57

Рекомендуемая литература……………..….59

Используемая литература…………..……...60

Приложение…………………..…………......61

Пояснительная записка

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет.

Современная концепция общего образования во главе всего ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в 3 - 4 года.

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А.А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку - вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит. Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно - действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. Согласно концепции Л.С. Выготского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются.

Оценивая подсменные возможности организованного обучения, Л.С.Выгодский писал, что «обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленное, а не только ближайшие последствия».

В настоящее время большую популярность приобретают  тренинговые упражнения. Термин тренинг имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально—психологического тренинга.

В связи с этим были разработаны методические рекомендации.

Целью методической разработки является оказание помощи воспитателям детского сада, студентам педагогических учебных заведений и родителям в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью тренинговых упражнений.

Методики по определению уровня мышления детей дошкольного возраста

Методика № 1 «Исключение четвёртого лишнего»

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Оборудование: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам:

 1) по величине;

 2) по форме;

 3) по цвету;

 4) по родовой категории: дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. (см. приложение 1).

Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов:

- 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;

- 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут;

- 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут;

- 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут;

- 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

- 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития: 

- 10 баллов – очень высокий;

- 8-9 баллов – высокий;

- 4-7 баллов – средний;

- 2-3 балла – низкий;

- 0-1 балл – очень низкий.

Методика № 2 «Классификация»

Методика «Классификация» предназначена для выявления уровня развития логического мышления. 

Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений (см. приложение 3) и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.

Инструкция: «Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом». 

Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения: 

- невыполнение задания после всех видов помощи - 0 баллов; 

- выполнение после словесного указания оснований для классификации -1 балл; 

- выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения - 2 балла; 

- выполнение по основной инструкции - 3 балла;

- высокие результаты - 4-6 баллов - свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины.

Программа развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: повысить уровень развития логического мышления с помощью тренинговых упражнений.

При разработке занятий следует руководствоваться следующими принципами:

  1. соответствия возрасту;
  2. уровню развития мышления;
  3. систематичности и последовательности предъявления упражнений.

При разработке тем и последовательности проведения занятий учитывается программное содержание в возрастной группе.

Данную программу может реализовывать педагог-психолог, воспитатели ДОУ, родители. Противопоказаний к участию в программных занятиях нет.

Учебно - тематический план

Раздел

Темы занятий

Количество занятий

Первоначальная диагностика

«Исключение четвёртого лишний» «Классификация»

1

Занятие № 1

«Путешествие с Карлсоном»

1

Занятие № 2

«В поисках сокровища»

1

Занятие № 3

«В поисках золотого ключика»

1

Занятие № 4

«Лесные гости»

1

Занятие № 5

«На огороде»

1

Занятие № 6

«В гостях у зайчика»

1

Занятие № 7

«О чём рассказывали цветы»

1

Занятие № 8

«Что? Где? Когда?»

1

Занятие № 9

«Дом»

1

Занятие № 10

«Спасение Буратино»

1

Занятие № 11

«Космическое путешествие»

1

Итоговая диагностика

«Исключение четвёртого лишнего», «Классификация»

1

Всего

13

Занятие № 1 «Путешествие с Карлсоном»

Цель:  учить детей устанавливать и графически отображать отношения между понятиями, использовать условные обозначения понятия. Закреплять умения классифицировать понятия по разным основаниям; развивать логическое мышление.

Материал:

- демонстрационный: набор иллюстраций животных: дикие звери, птицы, рыбы, насекомые; картинки к игре «Логический поезд», игрушки, мяч;

-раздаточный: наборы предметных картинок, карточки с геометрическими фигурами, геометрические фигуры; листы бумаги, карандаши.

Ход. 

Воспитатель: «Ребята, закройте глаза и послушайте. Что вы слышите? (Жужжание). Кто это может жужжать? (Жук, пчела, муха). Вы правильно назвали, но это к вам в гости прилетел веселый Карлсон. А почему он жужжит? Правильно, у него есть моторчик».

Карлсон: «Здравствуйте, ребята! Я вам предлагаю отправиться со мной в интересное путешествие, где вы нам предстоит выполнить множество моих заданий. Хотите?».

Дети: «Да, хотим».

Карлсон: «Тогда предлагаю выполнить первое моё задание».

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: развитие мышления.

Ход упражнения.

Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках в виде картинок, и повторить получившуюся фразу целиком.

  1. Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки).
  2. Маша уколола спицей палец, так как неумела    (стирать, вязать, шить).
  3. Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
  4. Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль).
  5. Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
  6. Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

Карлсон благодарит ребят и предлагает следующее задание.

Упражнение «Найди сходства и отличия» 

Упражнение «Найди отличия и сходства» стимулирует логическую активность мозга. В этом задании ребенку нужно найти сходства и различия двух похожих картинок.

Цель: развитие мышления у ребенка.

Материал: распечатанные бланки методики.

Инструкция: в первых трех задания (бланки № 1, №2 и №3 см. приложение 3) ребенку дают рассмотреть рисунки и предлагают среди четырех изображений выделить:

- 1 пару с одинаковыми элементами (т.е. две полностью идентичные картинки);

- 2 пары с одним отличающимся элементом;

-1 пару с двумя отличающимися элементами.

Примечание к заданию «Найди отличия и сходства»: ребенок должен обязательно объяснять, какие именно элементы у изображений разные. Например, в задании №2, где анализируются рисунки машинок, признаками отличия являются: форма кабины автомобиля и форма кузова. Ребенок должен найти две совершенно одинаковые машинки из четырех предложенных; две машинки, отличающиеся только формой кузова, но имеющие одинаковые кабины; две машинки, отличающиеся формой кабины, но имеющие одинаковые кузова; две машинки, имеющие как разные кабины, так и разные кузова.

В четвертом упражнении (бланк №4 см. приложение 3) задание усложняется, т.к.  надо найти еще пару с тремя отличающимися элементами.

После выполнения упражнения Карлсон загадывает загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

Воспитатель: «Правильно, ребята, это поезд. И Карлсон предлагает поиграть в игру».

Игра «Логический поезд»

Воспитатель: «Дети, берите по порядку карточки и ставьте в вагончики, но вы должны объяснить, почему ставите в этот вагончик. Он будет правильно поставлен, если вы правильно объясните, какие признаки объединяют картинки.

Итог занятия.

Воспитатель: «Карлсон благодарит вас, ребята, за то, как вы дружно выполняли его задания, и обещает прилететь к нам еще».

Занятие № 2 «В поисках сокровищ»

Цель: учить детей подбирать родовые понятия к видовым и наоборот.

Учить детей самостоятельному построению модели соотношения между понятиями. Познакомить детей с системой графического отображения классификации понятий. Развивать логическое мышление

Материал:

-демонстрационный: карточки с изображением посуды (чайная, кофейная, кухонная) указка, мел;

- раздаточный: карандаши и бумага.

Ход.

Воспитатель: «Ребята сегодня мы с вами отправимся на поиски сокровищ. Но для того чтобы найти сокровища нам с вами нужно выполнить все задания пиратов. Ну что готовы?»

Дети: «Да, мы готовы».

Воспитатель: «Тогда в путь. И вот наше первое задание».

Дети стоят в кругу, воспитатель с мячом в центре круга.

Воспитатель предлагает детям выслушать несколько названий и дать общее название для всего перечисленного. Отвечает ребенок, которому воспитатель бросит мяч. Например: чашка, ложка, блюдце, тарелка – посуда; юла, мяч, кукла – игрушки; и т.д. Затем воспитатель дает общее название, а дети перечисляют относящиеся к нему понятия. Цветы – роза, ромашка, тюльпан; и т. д.

Воспитатель: «Какие вы все молодцы. А для следующего выполнения задания, вам нужно сесть за свои корабли».

Дети садятся за столы. Воспитатель проводит тренинговые упражнения.

Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Цель: развитие мышления.

Ход упражнения.

Детям предлагается подобрать серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

Следует разложить перед ребенком первые четыре картинки и предложить ему лишнюю убрать. Спросить: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка.

Упражнение «Назови слова»

Цель: развивать логическое мышление, гибкость ума.

Ход упражнения.

Детям предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

- назови, слова, обозначающие деревья;

- назови, слова, обозначающие домашних животных;

- назови, слова, обозначающие диких животных;

- назови, слова, обозначающие наземный транспорт;

- назови, слова, обозначающие воздушный транспорт;

- назови, слова, обозначающие водный транспорт;

- назови, слова, обозначающие овощи;

- назови, слова, обозначающие фрукты;

- назови, слова, относящиеся к спорту.

Упражнение «Вопрос - ответ»

Цель: активизировать логическое мышление и речь.

Ход упражнения.

Вопросы детям:

- Чем похожи стул и табуретка?

- Какие слова начинаются с буквы В?

- Какие вежливые слова вы знаете?

- Как вы думаете чему учат в школе?

- Какой день следует за вторником?

- На какой свет светофора надо переходить улицу?

- Чем отличается бабочка от стрекозы?

- У коровы телёнок, а у лошади?

- Назовите  детёныша у овцы?

- Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?

- Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.

- Что бывает на улице после дождя?

- Какой день надели последний?

- Что делают из муки?

- Кто работает в магазине?

- Мышь маленькая, а муравей?

- Певец поёт, а балерина?

- Где работает клоун?

Воспитатель: «Ребята, вы все справились с заданиями пиратов, и они просили передать вам их сокровища».

Воспитатель раздаёт детям значки пиратов.

Занятие № 3 «В поисках Золотого ключика»

Цель: развивать логику мышления и умение нестандартно мыслить.

Материал: Костюм для Буратино, «золотой ключик», деревья (2 штуки), волшебный мешочек.

Ход занятия.

Воспитатель:

- Утром встали малыши,

Снова в садик свой пришли,

Вам мы рады, как всегда,

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья!

Дети:

- Здравствуйте! (Появляется Буратино, он чем- то опечален).

- Буратино, ты почему такой грустный, что случилось?

Буратино:

- Я потерял «золотой» ключик (ищет). Вы его не видели?

Воспитатель:

- Ребята, вы согласны помочь Буратино? Но для этого нам потребуется наша смекалка. Отправляемся на поиск «золотого» ключика.

Воспитатель:

- Перед нами «волшебный» лес. Какие необычные деревья растут в этом лесу! Ребята, а чем же они необычны? (Ответы детей.)

- Да, на этих деревьях весят непростые листочки. На каждом листике есть для нас с вами задание. Когда мы выполним все задания, то Золотой ключик найдется.

Буратино:

- Давайте поскорее выполним первое задание.

Упражнение «Смысловые ряды»

Цель: развитие мышления.

Ход занятия.

Детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.

- Волк – заяц, кошка - …;

- Быстро – быстрее, медленно - …;

- Лиса – лисенок, волк -…;

- Белка – орешки, медведь - …;

- Человек – дом, крот - …;

- Лес – деревья, поляна - …;

- Пальто – зима, шорты - …;

- Море – вода, суша - …;

- Вода – кран, свет - …;

- Учитель – школа, воспитатель - …

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

- Буратино, а это что за мешочек у тебя за спиной? Может ключик там?

(Буратино показывает мешочек и говорит, что ключика нет.)

Воспитатель:

-Тогда давайте приступим к следующему заданию.

Упражнение «Предмет - действие»

Цель: развить мышление и речь.

Ход упражнения.

Педагог говорит детям: «Я буду говорить слово, обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы - резать, калькулятор - считать, лопата - копать».

Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать), лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор (огораживать территорию), книга (читать),  градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

Буратино:

- Устал я, ребята. И теперь, предлагаю отдохнуть.

Физминутка «Бабочки»

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружили.

На лужайке поутру

Мы продолжили игру.

Воспитатель:

- Ой, ребята, Буратино, посмотрите, остался всего один листочек. Это очень сложное задание. Нам нужно постараться решить его, чтобы волшебные деревья отдали ключик.

Упражнение  «Подбери признаки»

Цель: развитие логического мышления и смысловой памяти.

Ход упражнения.

Детям предлагается подобрать к словам признаки.

Игра (какая?)- интересная;

Снег (какой)- пушистый;

Вода (какая?) -холодная;

Луна (какая?)- круглая;

Дым (какой?) - густой);

День (какой)- солнечный.

Буратино:

- А, вспомнил, когда я шёл, то останавливался под этими деревьями отдыхать. Ребята, какие вы молодцы! Вы такие дружные, умные! Спасибо за то, что вы нашли мой ключик и многому меня научили. До свидания!

Воспитатель:

- Вам, ребята, понравилось наше путешествие? И вы мне понравились. Молодцы!

Занятие 4  «Лесные гости»

Цель: развивать логическое мышление.

Ход.

Воспитатель:

- Ребята к нам в гости пришли звери из сказочного леса. Но для того чтобы узнать кто это, вам нужно отгадать мои загадки.

- Днем спит, ночью просыпается, от всех бегом спасается. (Заяц.)

- Просыпается весной, ходит в шубе дорогой. (Бурый медведь.)

Выслушав ответы, предлагает сравнить зверей, живущих в лесу: бурого медведя и зайца.

Заяц и бурый медведь похожи, у них есть глаза, уши, зубы, их тело покрыто шерстью. Они живут в лесу. На основании сходных признаков делается обобщение: заяц и бурый медведь — дикие, лесные животные.

Воспитатель задает вопросы: «Почему похожи эти животные?» (Заяц и бурый медведь похожи потому, что они дикие животные, приспособились к жизни в лесу.)

«Чем непохожи эти животные?» (Тело у них разное по форме, размеру и цвету. Заяц — небольшое животное, медведь — крупное. У медведя короткие уши, у зайца длинные. Зимой заяц белый, летом серый, а у медведя цвет шерсти не меняется. Бурый медведь всю зиму спит в берлоге днем и ночью, а заяц этого не делает. Заяц ест только растительную пищу, а медведь — растительную и животную.) Делается вывод: бурый медведь — всеядное животное, а заяц нет.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Знаете, бурый медведь и заяц принесли нам разные подарки из леса. Но мешочек с подарками порвался, чтобы собрать все подарки нам нужно выполнить три непростых задания.

Упражнение «Закончи слово»

Цель: развить быструю скорость мышления.

Ход упражнения.

Ребенку предлагают поиграть в игру. Педагог должен будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…».

Предлагаются слоги.

по

до

на

че

за

пры

ми

ку

му

зо

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, нужно предложить ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Следует фиксировать не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Упражнение «Сравнение предметов»

Цель: развивать мышление.

Ход упражнения.

Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов:

- муха и бабочка;

- дом и избушка;

- стол и стулья;

- книга и тетрадь;

- вода и молоко;

- город и деревня.

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?». После этого ребёнку предлагается их сравнить. Затем снова задаются ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?».

В конце упражнения следует проанализировать ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Упражнение «Определи понятия»

Цель: развивать словесно - логическое мышление.

Ход упражнения.

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

- велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

- самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой;

- автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус.

Следует попросить ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, нужно убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Если ребёнок затрудняется, следует помочь ему давать определения каждого слова, задавая наводящие вопросы.

Воспитатель:

- Ребята, какие вы все молодцы! Нашим лесным гостям понравились ваши ответы. И все подарки снова появились в мешочке, который они дарят вам. Давайте скажем им спасибо и проводим их в лес.

Занятие № 5 «На огороде»

Воспитатель: «Ребята посмотрите внимательно на картинку».

Воспитатель: «Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?»

Воспитатель: «Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему».

Упражнение: «Найди дорожку»

Воспитатель: «Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи».

Упражнение: «Собери урожай»

В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину

Фрукты

Овощи

2.jpg (27337 bytes)

2.jpg (27337 bytes)

Воспитатель: «Зайка наш устал. Давайте вместе с ним с ним отдохнём».

Физкультминутка: «Зайка».

Скок - поскок, скок – поскок

Зайка прыгнул на пенёк,

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок - поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Воспитатель: «А сейчас последнее задание, которое вам приготовил зайка».

Воспитатель: «Послушайте задачку, подумайте и решите».

«В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?»

Воспитатель: «Интересные задания приготовил зайка для вас ребята? Давайте поблагодарим зайчика за это, а в подарок нарисуем морковку для него и его друзей».

Занятие № 6 «В гостях у зайчика»

Воспитатель: «Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги». (Все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).

Воспитатель: «Ну, вот мы приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом».

Упражнение №1: Сколько зайчиков спряталось за кустом.

Воспитатель: «А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика».

Упражнение №2: Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?

Воспитатель: «А теперь приготовьте ваши пальчики».

Пальчиковая гимнастика: «Зайцы».

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев

Дремали под кустом

И двое вдруг сказали:

«Вон человек с ружьём»

Двое закричали:

«Давайте убежим!»,

Двое прошептали:

«Давайте помолчим!»,

Двое предложили:

«Мы спрячемся в кустах!»,

А двое вдруг спросили:

«Он может сделать «БАХ»?»

«БАХ» - выстрелил охотник,

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев

Пустились на утёк.

Воспитатель: «Наши пальчики отдохнули и теперь готовы к следующему заданию».

Упражнение №3: Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.

Воспитатель: «Ребята зайчик благодарит вас за работу!»

Занятие  № 7 «О чем рассказали цветы?»

Цель: продолжать знакомить с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания. Закрепить понятие, что такое цветок. 
Задачи: 

- обобщить знания детей о строении растения (цветка);

- продолжать учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом);

- закрепить знания о внешнем виде луговых, садовых, лесных и цветов, растущих на водоёмах;

- продолжать учить рассматривать, сравнивать и узнавать растения (цветы) по их внешнему виду, характерным особенностям.

Предварительная работа:

- Уход за цветами в группе;

- просмотр иллюстраций и энциклопедий;

изготовление планшетов о цветущих растениях.

Материал: мяч, разрезные картинки, персонаж Дюймовочка, набор иллюстраций и ребусов «Цветы», цветущее растение с нарисованными частями (картинка), тексты загадок, корзина с семенами, мультимедийное оборудование.

Ход занятия.

Дети входят в зал под мелодичную музыку. В зале в вазах стоят цветы.

- Доброго вам всем утра. Ой, ребята, я слышу какой-то шорох. Подойдём поближе.

Из какой сказки этот цветок?— «Дюймовочка».

Дюймовочка:

- Маленькие человечки почти ничего не знают о цветах, в которых они живут. Волшебница Осень, а за ним и Зима хотят прийти в страну эльфов, но тогда цветы завянут, и маленьким человечкам негде будет жить. 

- Поможем, ребята? Чтобы им помочь, нужно вспомнить о цветах, что уже мы знаем. 

- Ветер разбросал листочки, помогите собрать. (На нем нарисовано красивое цветущее растение с корнями.)

- Назовите, из каких частей состоит цветок? (Корень, стебель, листья, цветок).

- Зачем растению корень, какую работу он выполняет? (Всасывает из земли воду, которая нужна всем частям растения). 

- Какую главную работу выполняет стебель? (Проводит воду к листьям корня).

- А листья? (Охлаждают растение, вода испаряется с листьев).

- Основная работа плода (распространять семена как можно дальше, чтобы растения могли расти на больших территориях).

- Что нужно, чтобы цветок нормально рос и развивался? Без чего он не может жить? 

Детям предлагается карточки, с условными обозначениями: земля, вода, солнце, воздух, насекомые, червяки, перегной. Дети отвечают и наклеивают картинки с изображением необходимых условий для роста. Помочь детям разместить рисунки так, чтобы получилась целостная картина. 

- Нужно знать и то, что мешает росту растений, вредно для цветущих растений. Дети рассматривают картинки, где изображены завод с дымящими трубами и грязными сточными водами, высокий забор (создающий тень), рука, тянущаяся к цветку, чтобы сорвать, автомобиль на траве, стадо коров и т.п. 

- Как вы думаете, для чего нужны цветы? (Ответы детей: чтобы было красиво, чтобы их было видно, чтобы выросли семена).

- А почему цветы красивые и приятно пахнут? (Привлекают насекомых, которые, собирая нектар, их опыляют, чтобы потом появились семена).

- Какая от цветов польза кроме приятного аромата, красоты? (Сок-нектар, пыльца - еда для насекомых, сам цветок - дом насекомых).

Упражнение «Аукцион цветов»

- А много ли цветов вы знаете? Давайте проверим ваши знания с помощью игры.

Дети встают в круг. В центре лежит мяч. Правило: назвать цветы (или только садовые, или полевые и т.п.). Ребенок, назвавший цветок, берет мяч, а затем передает его следующему ответившему игроку.

Задание: решите ребусы.


(Гвоздика) (Незабудка) (Кувшинка)

Игра «Кто быстрее соберет цветок?»

Дети из разрезных картинок собирают цветы.

Итог. 

- Ребята, наши знания о цветах пригодятся Дюймовочке, и она расскажет обо всём эльфам.

Занятие № 8 «Что? Где? Когда?»

Задачи:

1. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

2. Формировать умение детей различать цвет, форму и размер предметов.

3. Обобщать и систематизировать представление детей о времени года -весна.

4. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному.

5. Закреплять представления детей о геометрических фигурах.

6. Знакомить детей с разными способами образования слов.

7. Развивать у детей умственные, мыслительные способности, интеллект.

Материал: наглядный материал-картинки сказочных героев, схемы, овощи, игрушка-телевизор, рулетка, стол-сектор со сказочными героями.

Воспитатель: «Есть умная игра.

Называется «Что? Где? Когда?»

Шутки, смех, вопрос, ответ.

Знает ту игру весь свет».

Сегодня начинаем весеннюю серию «Что? Где? Когда?». Против телезрителей играют знатоки старшей дошкольной группы, капитан команды Дима М. Против знатоков играют телезрители – герои сказок. Итак, телезрители против знатоков. Счёт 0: 0.

I раунд.

Пуск (стрелка указывает на персонажа сказки).

Воспитатель:

- Против вас играет сказочный герой Алиса.

Внимание! Вопрос:

а) Сколько месяцев длится весна?

б) Какой месяц обозначает начало весны?

в) Какой месяц обозначает середину весны?

г) Какой лишний месяц: сентябрь, март, апрель, май?

Ответы детей.

Воспитатель: Абсолютно верно!

Счёт 1: 0 в пользу знатоков.

II раунд.

Пуск (стрелка указывает на персонажа сказки).

Воспитатель:

- Против вас играет сказочный герой Доктор Айболит.

Внимание! Вопрос – игра «Подбери слово»:

а) вкусный (пирог, торт, компот);

б) храбрый (воин, охотник, мальчик);

в) шоколадный (торт, батончик, рулет);

г) солнечный (день, зайчик, лук).

Воспитатель:

- Абсолютно верно!

Счёт 2: 0 в пользу знатоков.

III раунд.

Пуск (стрелка указывает на персонажа сказки).

Воспитатель:

- Против вас играет сказочный герой (имя)

Внимание! Вопрос: «Хитрые задачки».

а) На столе 2 яблока и 1 груша. Сколько овощей лежит

на столе?

б) Кто громче мычит: петух или корова?

в) У собачки Розки родились котята: 3 беленьких и 1

черненький. Сколько всего котят родилось у собачки?

Ответы детей.

Объявляется счёт.

IV раунд.

Пуск (стрелка указывает на персонажа сказки).

Воспитатель:

- Против вас играет сказочный герой Золушка.

Внимание на экран. Вопрос: назови посуду, в которой эти предметы должны храниться и подаваться к столу:

а) хлеб (хлебница);

б) сахар (сахарница);

в) масло (маслёнка);

г) соль (солонка).

Ответы детей.

Воспитатель:

- Молодцы ребята!

Объявляется счёт.

V раунд.

Музыкальная пауза. Дети поют весеннюю песню.

VI раунд.

Пуск (стрелка указывает на персонажа сказки).

Воспитатель:

- Против нас играет сказочный герой 

Вопрос: как называется по - другому:

а) сок из моркови (морковный сок);

б) запеканка из моркови (морковная);

в) пюре (морковное).

Ответы детей.

Воспитатель:

- Молодцы ребята!

Объявляется счёт.

Подведение итогов.

Воспитатель:

- Мы дружными все были!

В игре мы не грустили.

И не было у нас печали

На все вопросы верно отвечали,

Игру мы провели и победителей нашли!

Объявляются победители, вручаются детям призы.

Занятие № 9 «ДОМ»

Цель: развитие логического мышления у старших дошкольников.

Задачи:

1. Развивать мыслительные процессы (выделение существенных признаков, анализ, синтез, обобщение, самостоятельность логического мышления, смекалку и сообразительность).

2. Учить находить логические связи между предметами,

3. Подготовка руки к письму.

4. Воспитывать любознательность, интерес и потребность в знаниях.

Ход:

1. Введение (обозначение темы занятия).

Загадки.

1) Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы.

Ответ: Дом

2) В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый …

Ответ: Дом

Упражнение «Скажи одним словом»

Дом из кирпича —; дом из бревен —; дом из блоков —; крыша из железа —; шкаф из дерева —; диван обтянутый кожей —; стул из пластмассы —; столешница из стекла —; кресло обтянутое кожей —; дом в деревне —; дом в городе —.

2. Основная часть (использование презентации).

Упражнения для развития логического мышления

1) «Чем похожи и чем отличаются»

Перед вами два дома. Скажите, пожалуйста, они одинаковые? А чем же они отличаются? Посмотрите внимательно, есть ли у них что-то общее? Чем эти дома похожи?

2) «Найди лишний предмет»

Что мы видим на картинке? Назовите все три предмета. Назовите лишний предмет. Объясните, почему вы так думаете?

3) «Смысловые соотнесения»

Какой предмет нужно поставить вместо знака вопроса?

Например, деревянный дом построен из бревен, а кирпичный?

Физминутка «У оленя дом большой».

У Оленя дом большой (Руки над головой изображают крышу дома).

А у зайки маленький. (Руки изображают крышу, но опущены вниз к полу).

Олень сидит, в окошко глядит. (Правым кулаком подпереть щеку; левая рука поддерживает правую).

Зайка по полю бежит (Бег на месте).

В дверь к нему стучит. (Топать ногами, руки на поясе).

«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочередно правой и левой рукой).

Там в лесу охотник злой!» (Руки на поясе, поочередно поворачиваться вправо и влево, одновременно поворачивая голову назад. Осматриваться).

«Зайка, зайка, забегай! Лапку мне скорей давай». (Зазывные движения рукой. Протянуть руку с открытой ладонью).

4) Упражнение «Что сначала, что потом?»

Рассмотрите рисунки. Расскажите о том, что изображено на них. Что было сначала, что потом?

Картинки обозначены кружочками разных цветов. Выложите у себя на столе кружочки в том порядке, как изменялась стройка на картинке.

3. Заключительная.

Упражнение «Заштрихуй домики»

На столах лежат приготовленные домики с направлениями для штриховки.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель отмечает оригинальные ответы, активность детей.

Вопросы к детям: «Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было трудным? Самым интересным?»

Занятие № 10 «Спасение Буратино»

Цель: учить детей подбирать родовое понятие к видовым и наоборот.

Задачи:

  1. Учить ориентироваться по плану групповой комнаты.
  2. Закреплять представление о системе графического отображения классификации понятий.
  3. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, воображение, память.

Материал: письмо, план группы, мяч, карточки с изображением тарелки, кружки, чайника, ванны, 4 кружка разных размеров, фланелеграф, схема классификации, карточки с изображением овцы, свиньи, медведя, лисы, индюка, курицы, снегиря, совы, 4 карточки для игры «Найди недостающую фигуру», карандаши.

Ход занятия.

Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин, здоровается с детьми.

Печкин: «Скажите, пожалуйста, а в какой город я попал? А какой детский сад? В какую группу? Тогда это письмо вам. До свидания».

Почтальон Печкин отдаёт письмо и уходит. Дети совместно с воспитателем читают его: «Спасите меня, пожалуйста. Карабас Барабас заколдовал и спрятал меня в сказочном лесу, а поможет вам план. Жду вас. Буратино».

Рассмотрев план, дети отправляются в путь до первой остановки.

Остановка 1: если выполните правильно задание, сможете продолжить путь.

Задание 1: найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее: апельсин, капуста, яблоко, лимон; гусь, курица, овца, индюк;
берёза, тополь, ёлка, осина.

Воспитатель: «Задание выполнили правильно. Можно продолжить путь».

Воспитатель: «Смотрите поляна. А где же Буратино? Мы же с вами в сказочном лесу». (Слышится плач). «Кажется, кто-то идёт и плачет». (Выходит Буратино и плачет). «Что с тобой случилось?»

Буратино: «Меня заколдовал Карабас Барабас. Радость и смех вернутся ко мне только после того, как я выполню эти задания. А я их не могу сделать».

Дети: «Мы тебе поможем! Давай свои задания».

Буратино читает задание 2: «Необходимо помочь Мальвине. Она приготовила 4 кастрюли с водой (выкладывает 4 кружка). В этой кастрюле (самый большой кружок) – кипяток, а в этой (самый маленький кружок) – очень холодная вода. Только она забыла, какой водой что можно делать. Ей нужно помыть посуду, остудить в кружке компот, выкупать малыша, вскипятить чай. Помогите ей». (Дети выполняют задание, раскладывая карточки по кружкам).

Дети: Буратино, ты всё понял? А где твоё следующее задание?»

Буратино предлагает задание 3: «У меня есть рисунок, помогите мне разобраться, что здесь изображено. А ещё у меня есть карточки, возьмите по одной (раздаёт детям карточки с изображением животных и птиц). Ребята, расскажите, что обозначает большой круг?»  (Дети рассказывают и показывают на карточках). «А что обозначают средние круги?» (Дети объясняют и делятся на «животных» и «птиц»). «А что же обозначают маленькие кружки?» (Дети делятся на «домашних» и «диких» птиц и животных). «А скажите, кого больше диких животных или всех животных? А почему?»

«Ребята, какие вы молодцы, я всё понял!»

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, Буратино стал весёлым, к нему вернулся смех. А давайте скажем ему добрые, ласковые слова».

Дети по одному называют добрые, ласковые слова. Буратино благодарит их. Звучит песня Буратино. Дети танцуют с Буратино.

Занятие № 11 «Космическое путешествие»

Цель: Учить детей подбирать видовые понятия к родовому и наоборот.

Задачи: учить детей самостоятельному построению модели соотношения между понятиями. Закрепить представление о системе графического отображения классификации понятий. Продолжать работу над умением рассуждать; развивать внимание, мышления, наблюдательность. Воспитывать в детях чувство коллектива, быть внимательным друг к другу, помогать своим товарищам в трудностях.

Материал:

- демонстрационный: макеты планет, луны, звезд, развешенные на потолке; ракета, атрибуты для игры в космос; фонарик, лабиринты, модели логического древа, иллюстрация «Найди 10 отличий», мел, указка;

- раздаточный: предметные картинки, модели геометрических фигур, модели с условным обозначением человека, геометрические фигуры; разрезные иллюстрации.

Ход.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, Давайте поздороваемся».

«А теперь отважный экипаж звездолета «Любознательных мыслителей» к космическому полету, стройся».

(Воспитатель – предполагаемый начальник полета, у него на голове фуражка. Начальник полета отдает команду. Дети надевают атрибуты).

Капитан (кто-то из детей): «Экипаж «Любознательных мыслителей» к космическому полету готов. Разрешите отправляться».

Начальник полета: «К космическому путешествию отправляться разрешаю. Счастливого пути!»

Капитан: «Экипажу занять свои места. 5,4,3,2,1 – пуск». (Выключается свет, играет космическая музыка).

Капитан фонариком находит планеты, комментирует это:

- Внимание, слева от борта гигантская планета Юпитер. Она вторая планета по яркости после Венеры. Юпитер оранжевого цвета.

- Внимание, слева от борта самая яркая и красивая планета Венера. Она названа в честь богини любви.

- Внимание, следующая планета Марс. Радист передайте привет марсианам.

- Внимание, вижу планету Сатурн. Полюбуйтесь на великолепие его колец. В телескоп заметно, что шар Сатурна сильно сплюснут.

- Внимание, перед нами Луна. На Луне видны лунные кратеры.

(Слышится громкий стук, фонарик бегает из стороны в сторону).

Капитан: «Ракета столкнулась с непонятным предметом, падает давление. Произошла вынужденная посадка». (Включается свет, дети встают со своих мест).

Дети: «Где мы? Куда мы попали? Что же нам делать?»

(Слышится приятная музыка. Появляется воспитатель в костюме звезды).

Звезда: «Не волнуйтесь, ребята, я волшебная звезда и помогу вам в вашем путешествии. Помогу узнать, куда вы попали и вернуться домой. Но вы трудностей не боитесь трудностей? Тогда в путь. По лунной карте мы найдем выход».

(Воспитатель показывает цветной лист с ломаной линией красного цвета).

Капитан: «Команде разбиться на две группы, чтобы легче было обследовать левые и правые стороны».

Испытания.

1. На доске схемы логического древа. Задание для первой группы детей.

Звезда: «Ребята, необходимо расшифровать модели. Вот эта большая точка будет животные, которые живут в лесу, а вот эти маленькие точки как будут называться?»

(С помощью указки дети называют точки: лиса, заяц, волк, белка, медведь, еж).

Задание для второй группы детей.

Звезда: «А теперь я буду называть маленькие точки, а вы назовете большую точку».

(Свинья, корова, овца, собака, кошка, теленок – это домашние животные).

За правильные ответы команды получают камешки.

Звезда: «По лунной карте нам необходимо пройти следующее испытание, и находится оно в этом районе».

2. На каждого ребенка на столах лежат наборы предметных картинок. Нужно определить, что лишнее и почему.

За правильные ответы дети получают камешки.

Звезда: «А теперь наш путь лежит в этом направлении. Но нам опять нужно преодолеть препятствие. Справитесь с ним? Тогда вперед».

3. На полу лежат наборы моделей для построения логического древа. Первая команда строит модель «Геометрических фигур». Вторая команда модель «Человека».

Звезда: «Молодцы, все команды справились с таким трудным препятствием и получили камешки. Теперь по лунной карте нам выпадает пройти лабиринты. Давайте отправим разведчиков, чтобы они обследовали территорию и помогли нам выйти». (Команды выбирают по одному ребенку – разведчику).

4. Конкурс разведчиков.

На двух ватманах нарисованы лабиринты. Разведчики выполняют задание «Пройди быстро лабиринт».

За успешное выполнение этого задания дети получают камешки.

Звезда: «По лунной карте теперь нам надо повернуть сюда». (Дети подходят к столам, на которых лежат наборы геометрических фигур).

5. Первая команда составляет из геометрических фигур фигуру зайца.

Вторая команда составляет фигуру петрушки.

Звезда: «Ребята, а сейчас мы с вами должны найти десять отличий на картинке».

(На ватмане нарисована картина, и каждый из детей называет отличие, за что он получает камешек).

6. Упражненение «Найди десять отличий»

Звезда: А теперь еще одно испытание. Вам, ребята, надо составить картинку из частей.

7. Упражнение «Составь картинку из частей»

Звезда: «Наше путешествие заканчивается. Вы все верно выполнили, и поэтому у вас все получилось. Я очень рада, что вы такие умные и внимательные. А сейчас надо подсчитать камешки и каждой команде найти звезду с такой цифрой, сколько камешков у команды. Вы сможете прочитать планету, на которой вы были».

(Дети считают камешки, находят звезды с названием «Логика»).

Дети: «Страна имеет название Логика».

Звезда: «Молодцы, дети. Вы действительно путешествовали по удивительной стране Логике. Сюда могут добраться и выти победителями только смелые, смышленые ребята. И вы доказали, что вы именно такие. За это я помогу вам вернуться в детский сад. Я вам подарю вот такие звездолеты». (Детям Звезда дарит бумажные звездолеты).

Звезда: «До свидания, в добрый путь». (Дети как будто улетают, обыгрывая сюжет со звездолетами).

Рекомендации по развитию мышления          детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые воспитатели, студенты и родители! Для того, чтобы все прилагаемые вами усилия по развитию мышления были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Сделайте всё возможное, чтобы ребенок не скучал во время занятий. Если ребенок заинтересован в обучении, значит учеба будет идти лучше. Интерес порождает в детях творческую личность и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

 2. Старайтесь повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется не только временем, но и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв и вернуться к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. А, в последствии, вернуться к более сложному варианту, который до этого у ребёнка не получался.

 3. Не проявляйте в присутствие ребенка излишней тревоги по поводу недостаточных успехов. Будьте терпеливы!

 4. Не в коем случаи не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

 5. Не стоит заставлять ребенка делать упражнение, если он устал. Во всём должна быть мера.

 6. Избегайте недоброжелательной оценки в адрес вашего ребёнка, находите слова поддержки, чаще хвалите. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Помните, вы должны сформировать у него уверенность в своих силах.

 В процессе занятий с ребенком постарайтесь сами получить как можно больше удовольствия от общения. Не стоит воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд.

Успехов вам! Верьте в себя и возможности ребёнка!

Рекомендуемая литература

  1. Александрова О. Развиваем память, внимание, мышление: для детей от 3 лет. – М.: изд. центр Эксмо-Пресс, 2011.
  2. Алябьева Е. Игры для детей 5-8 лет: Развитие логического мышления. – М.: изд. центр Сфера, 2010.
  3. Бачурина В. Н. Азбука развития. 365 новых развивающих игр для дошколят.  – М.: изд. дом. XXI векРипол Классик, 2007.
  4. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление и память. – М.: изд. Дрофа, 2013.
  5. Белопольская Н.Л. Методика образного мышления (МОМ) для детей 3-8 лет. – М.: изд. Когито-центр, 2001.
  6. Биддалф Стив. Как развить мозг ребёнка. Что конкретно должны дать детям родители и воспитатели. – М.: изд. Когито-центр, 2011.
  7. Губанова Г.Н. Головоломки для развития творческого мышления детей 3-5 лет. – М.: изд. АСТ, 2010.
  8. Ершова О. Развиваем мышление ребёнка 3-5 лет. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2008.

Используемая литература

1. Белова Е.С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников // Психологическая диагностика. - 2008. - № 3.

2.  Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2014. - №9.

3. Немов Р. С. Психология в 3-х томах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - № 4.

4. Путляева Л.О Развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5.

5. Смирнова Е. Ранний возраст: игры развивающие мышление / Е.Смирнова; Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4.  

6. http://agespsyh.ru. 

7.http://adalin.mospsy.ru.

8. http://www.mirrosta.ru.

9.http://www.babylessons.ru.

Приложение 1

Материал к методике

«Исключение четвёртого лишнего»

http://i.psydoy8.ru/u/69/d8368c6f2f59ed8d3aac97b86610f2/-/1..jpg      http://i.psydoy8.ru/u/68/88b3d65d1465caa3daa04cf1468ba1/-/3.jpg

Приложение 2

Материал к методике № 3«Классификация»        

https://malishi.files.wordpress.com/2008/04/rech8.jpg

Приложение 3

Материал к тренинговому упражнению

 «Найди сходства и отличия»

Бланк № 1                          Бланк № 2

Логические задания "Найди отличия и сходства"         http://chudo-udo.com/images/stories/ecard/2012-07-24_173720.jpg

     

Бланк № 3                           Бланк № 4

http://chudo-udo.com/images/stories/ecard/2012-07-24_173829.jpg         http://chudo-udo.com/images/stories/ecard/2012-07-24_173937.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста на материале произведений изобразительного искусства

Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе всё большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокуп...

Развития связной речи детей старшего дошкольного возраста и возможности их решения при помощи мнемотехники

Применение мнемотехники помогает детям при развитии связной речи, развивает наглядно-образное мышление, память, внимание, воображение, развивает у детей умение запоминать и передавать более конкретно,...

Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

развитие познавательной активности - одна из проблем развития детского потенциала....

Проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность данной темы определяется тем, что познавательный интерес старших дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личнос...

Упражнения и игры на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Безу...