Упражнения и игры на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста
консультация по психологии (подготовительная группа)

Гильмиярова Татьяна Анатольевна

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Безусловно, у ребёнка должна быть сформирована мотивация к обучению и социальная позиция школьника. Но кроме того - у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Поэтому, понимая важность подготовки детей к школе, целесообразно организовывать развивающие занятия с детьми как педагогам, так и родителям будущих первоклашек. С этой целью в данной публикации представлены некоторые варианты упражнений и игр на развитие мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole_myshlenie.docx159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школеC:\Users\ДС Петушок\Downloads\школьники_DoV (23).png

Развитие мышления

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п.

Выделяют три вида мышления:

  1. Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
  2. Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
  3. Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребёнка 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании этого мышления формируется наглядно-образное мышление. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребёнку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть, всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обощение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимосвязей, способность рассуждать. Ребёнок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объеденить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д.

Опыт развивающей работы свидетельствует о том, что в результате специально организованных занятий с детьми показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза.

Развивающие упражнения на мышление

  1. Упражнение “Сравнение предметов”

Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов: - муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; щекотать и гладить; город и деревня.

Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Проанализируйте ответы ребёнка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребёнка легче: искать сходства или различия?

Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

  1. Упражнение на развитие скорости мышления

“Окончание слов”

Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он - его заканчивать. “Отгадай, что я хочу сказать! По…”,  - и так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: по, на, за, ми, му, до, че, пры, ку, зо.

Если ребёнок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лёт, по-кой, по-лотенце и т.д.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процесоов, сообразительности, речевой активности.

  1. Упражнение “Соотношение понятий”

Разложите перед ребёнком четыре картинки, на которых разные стадии развития какого -либо растения, в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.

Если для ребёнкаэто задание является трудным, начните с более лёгкого: пять кружков, увеличивающихся по размеру или пять квадратов, которые следует разместить в обратном порядке - от самого большого до самого маленького.

По аналогии придумайте ещё упражнения, которые развивают у ребёнка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.

  1. Упражнение на развитие наглядно-действенного мышления

Используется кубик Рубика. Предполагается, что ребёнок с ним знаком. Ребёнку предлагают разные по степени сложности задания, которые необходимо выполнить в короткое время.

  1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трёх квадратов одного цвета.
  2. На любой из граней кубика собрать 2 столбца или 2 строки из квадратов одного цвета.
  3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного цвета (9 малых квадратиков).
  4. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного цвета и к ней ещё одну строку или один столбец из трёх малых квадратиков на другой грани кубика.
  5. Собрать полностью одну грань кубика и ещё два столбца или две строки того же цвета на другой грани кубика.
  6. Собрать полностью две грани кубика одного цвета.
  7. Собрать полностью две грани кубика одного цвета и один столбец или одну строку на третей грани кубика.
  8. Собрать полностью две грани кубика одного цвета и два столбца или две строки на третей грани кубика.
  9. Собрать полностью три грани кубика одного цвета.
  1. Упражнения на развитие мыслительных процессов обощения, отвлечения, выделения существенных признаков.

“Найди лишнее слово”

Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объеденены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним.

- старый, дряхлый, маленький, ветхий

- храбрый, злой, смелый, отважный

- яблоко, груша, слива, огурец

- молоко, творог, сметана, хлеб

- час, минута, лето, секунда

- ложка, тарелка, кастрюля, сумка

- платье, свитер, шапка, рубашка

- мыло, метла, паста зубная, шампунь

- берёза, дуб, сосна, земляника

- книга, телевизор, радио, магнитофон

“Найди лишнюю картинку”

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объеденить в группу по общему признаку, а четвёртая - лишняя. Предложите ребёнку в каждой серии картинок убрать одну лишнюю. Спросите: “Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?”

Если видите, что ребёнку трудно даётся эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другии серии картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребёнка игровой формой задания.

  1.  Упражнение на развитие гибкости ума

Предложите ребёнку называть как можно больше слов, обозначающих какое либо понятие.

- слова, обозначающие деревья (берёза, сосна, ель….)

- слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)

- слова, обозначающие зверей

- слова, обозначающие домашних животных

- слова, обозначающие наземный транспорт

- слова, обозначающие воздушный транспорт

 - слова, обозначающие водный транспорт

- слова, относящиеся к искусству

- слова, обозначающие овощи

- слова, обозначающие фрукты

  1. Упражнения на развитие словесно-логического мышления

“Определи понятие”

Ребёнку предлагаются следующие наборы слов:

- велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой

- самолёт, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый

- автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий

- автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий

- мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый

Попросите ребёнка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: “Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово”

Перед тем, как ребёнок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает это слово. Помогайте ребёнку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

“Найди похожее слово”

Используется тот же набор слов.

Прочитайте ребёнку первое слово из первого ряда - “велосипед” и попросите из следующих рядов выбрать похожее слово, подходящее к нему по смыслу (составляющее с данным словом единую группу). Каждый последующийй набор слов медленно зачитывается ребёнку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 секунду. Например, велосипед, самолёт, автомобиль, автобус, мотоцикл.

Если ребёнок не смог отыскать нужное слово с первого раза, то прочтите ему этот ряд ещё раз, но в несколько более быстром темпе.

Как только для поиска нужных слов ребёнку прочитаны все четыре ряда, переходите ко второму слову первого ряда и повторяйте эту процедуру  до тех пор, пока ребёнок не предпримет попытки отыскать все слова из последующих рядов, подходящих ко всем словам из первого ряда.

Игры, развивающие мышление, сообразительность

  1. Игра “Как можно это использовать”

Предложите ребёнку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово “карандаш”, а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет.

  1. Игра “Говори наоборот”

Можно использовать следующие пары слов: большой - маленький, весёлый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пустой- полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюивый - ленивый, тяжёлый - лёгкий, трусливый - храбрый, белый - чёрный, твёрдый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребёнка.

  1. Игра “Бывает - не бывает”

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребёнку мяч. Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно. Затем сам ребёнок придумывает что-нибудь и бросает сяч вам. И так далее.

Сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева - СПб “Дельта” 1997 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и упражнения с мячом для развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста

Пособие представляет собой  систему игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста.  Недостаточное развитие ручной ловкости является препятствием для успешн...

Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...

Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (презентация с представлением собственного опыта работы)...

Проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения с помощью тренинговых упражнений

Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, студентов педагогических учебных заведений, родителей детей дошкольного возраста....

Интерактивные игры на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста.

В данной презентации размещены упражнения на развитие мышления....

Игры на развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлены игры на развитие мышления и речи детей старшего дошкольного возраста.Ели с ребенком играть в специальные игры и упражнения, то развитие мышления происходит быстрее, а п...