Игры на развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста
картотека по психологии (старшая, подготовительная группа)

Валентина Пожидаева

В данном материале представлены игры на развитие мышления и речи детей старшего дошкольного возраста.

Ели с ребенком играть в специальные игры и упражнения, то развитие мышления происходит быстрее, а показатели мышления могут улучшиться в несколько раз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Четвертый лишний»

Детям зачитывается несколько групп слов по 4 слова в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свое решение.

Варианты группы слов:

ромашка – ландыш – сирень колокольчик;

заяц – лось – овца – волк;

диван – кровать тетрадь – парта;

ухо – лицо – нос – рот;

щука – рак – карась окунь;

молоко – сливки – сметана – сало;

рысь – медведь – тигр – кошка;

жук – рыба – муравей – бабочка;

гусь – лебедь – павлин – кролик.

«Нахождение слов»

Подберите слова и продолжите ряд:

лев – тигр – слон – ...;

кошка – собака – свинья – ...;

огурец – помидор – лук – ...

трактор – трамвай – велосипед – ...;

диван – стол – стул – ...;

рубашка – платье – юбка – ...;

вишня – слива – яблоко – ...;

панамка – кепка – шапка – ...;

сандалии – ботинки – сапоги – ...

«Назови одним словом».

Бабочка, комар, стрекоза – (насекомые)

Береза, дуб, сосна – …

Стол, шкаф, диван – …

Ботинки, сапоги, кроссовки – …

Сыр, сметана, йогурт – …

Малина, клубника, смородина – …

Футбол, гимнастика, плавание – …

 «Говори наоборот»

Детям говорю слово, а они отвечают противоположным по значению сказанному мной. Слова обозначают признаки предметов.

 

Широкий – … узкий;

высокий – … низкий;

тяжелый – … легкий;

трусливый – … храбрый;

белый – … черный;

тупой – … острый;

твердый – … мягкий;

шершавый – … гладкий;

веселый – … грустный;

быстрый – … медленный;

красивый – … безобразный;

пустой – … полный;

худой –…  толстый;

умный – … глупый;

трудолюбивый –…  ленивый.

 «Окончание слов»  (на развитие скорости мышления)

Взрослый  начинает слово, произнося первый слог, а ребенок  должен  закончить.

По.. до..; на.. че..; за.. пры..; ми.. ку..; му.. зо  и т.д.

«Противоположности»

Говорим слово, а ребенок отвечает противоположным по значению.  (существительные, прилагательные, глаголы)

День – ночь
Север – юг
Родина – чужбина
Цветение – увядание
Находка – потеря
Смелость – трусость
Усталость – бодрость
Шторм – штиль
Любовь – ненависть
Жестокость – сочувствие
Скромность – заносчивость
Организованность – беспорядок
Зимний – летний
Хмурый – ясный
Тайный – явный
Яркий – тусклый
Приблизительный – точный
Обманчивый – верный
Крошечный – огромный
Сердитый – приветливый
Простой – сложный
Тихий – громкий
Быстрый – медленный
Красивый – безобразный
Грубый – вежливый
Войти – выйти
Молчать — говорить
Взял — положил
Нашел – потерял
Забыл — вспомнил
Уронил — поднял
Ложиться — вставать
Одеваться — раздеваться
Мириться — ссориться
Опускать — поднимать
Отпускать — ловить
Помогать — мешать
Смеяться — плакать
Залетать — вылетать
Закрыть — открыть
Включить — выключить
Хвалить — ругать
Заснуть – проснуться
Мягкий – твердый
Свежий – черствый
Добрый – злой
Широкий – узкий
Тонкий – толстый
Прямой – кривой
Короткий – длинный
Далеко – близко
Высокий – низкий
Тяжелый – легкий
Пустой – полный
Светлый – темный
Умный – глупый
Победа – поражение
Горячий – холодный
Мокрый – сухой
Здоровый – больной
Сладкий – кислый
Попал – промахнулся
Первый – последний
Новый — старый
Молодой — пожилой
Приветливый — угрюмый
Скромный — гордый
Выдуманный — настоящий
Жадный – щедрый
Снаружи — внутри
Вверх — вниз
Гладкий — шершавый
Купить — продать
Брать — давать
Радоваться — грустить
Двигаться — стоять
Зима — лето
Дешевый — дорогой
Большой — маленький
Активный — пассивный
Горе — радость
Бедный — богатый
Белый — черный
Полезный — бесполезный
Будущее — прошлое
Спокойный — бурный
Везде — нигде
Веселье — скука
Война — мир
Вопрос — ответ
Восход — закат
Вперед — назад
Временный — постоянный
Всегда — никогда
Вход — выход
Вчера — сегодня
Глубоко -мелко
Глупый — умный
Грязный — чистый
Густой — редкий
Давно — недавно
Доход — расход
Жара — холод
Женщина — мужчина
Живой — мертвый
Завтрак — ужин
Исчезать — появляться
Конец — начало
Ложь — правда
Можно — нельзя
Мокрый — сухой
Надежда — отчаяние
Налево — направо
Одинаковый — разный
Отдых — работа
Отрицательный — положительный
Поздно — рано

«Логические концовки»
Ребенку предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар… (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).

 • Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

• Если два больше одного, то один… (меньше двух).

 • Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).

 • Если правая рука справа, то левая… (слева).

• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами).

 «Что будет, если….?»

–        Что будет, если...

… человек перестанет есть?

… перестанет чистить зубы?

… не будет спать?

… будет носить тесную обувь?

… посадить цветы в песке?

… не выключить кипящий чайник?

 «Птица-гнездо» 

К указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано  и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

Песня-глухой, картина-… (слепой)

Паровоз-вагон, конь-…(телега)

Бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

Песня-певец, самолет-…(летчик)

Карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

Птица-воздух, рыба-…(вода)

Машина-дорога, воздух-…(самолет)

Корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

Яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

Ложка-каша, вилка-…(мясо). 

«Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»

Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы. Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы).

- Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным…)?

- Что бывает высоким (низким)?

- Что бывает зелёным (красным, синим)?

- Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?

- Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?

- Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)?

- Что бывает тяжёлым (лёгким)?

- Что бывает глубоким (мелким)?

- Что бывает колючим (острым, хрупким)? 

«Назови одним словом»

Перечисляем несколько предметов, просим сказать,  как их можно назвать одним словом:

- суп, каша, гуляш, кисель; (еда)

- лошадь, корова, овца, свинья; (домашние животные)

- курица, гусь, утка, индейка; (домашние птицы)

- волк, лиса, медведь, заяц; (дикие животные)

- капуста, картофель, лук, свекла; (овощи)

- пальто, шарф, куртка, костюм; (одежда)

- туфли, сапоги, кроссовки, босоножки; (обувь)

- шапка, кепка, тюбетейка, берет; (головные уборы)

- липа, береза, ель, сосна; (деревья)

- зеленый, синий, красный, желтый; (цвета)

- шар, куб, ромб, квадрат; (фигуры)

- телевизор, утюг, пылесос, холодильник; (электробытовые приборы)

- автомобиль, трактор, трамвай, автобус; (транспорт)

«Чем отличаются?».

Подробно рассказать, что разного у 2-х сходных объектов. В случаях затруднений использовать слова-подсказки Например: (сравнение самолёта и птицы). Подсказки взрослого: главное отличие (птица живая, а самолёт — неживой, перья (птица покрыта перьями, а самолёт — нет).

• Самолёт и птица

• Река и озеро

• Солнце и луна

• Туча и облако

• Книга и альбом

• Трамвай и метро

• Компьютер и телевизор

• Кастрюля и сковородка

• Зонт и крыша

• Велосипед и автобус

• Коляска и санки

• Столб и дерево

• Нож и ножницы

• Ваза и банка

• Платье и сарафан

• Шкаф и тумбочка

• Наволочка и пододеяльник

• Топор и молоток

• Вилка и грабли

• Будка и клетка

«Для чего можно использовать?».

Просим назвать как можно больше функций одного предмета.

Например: (карандаш) он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жёрдочку для попугая, палочку для размешивания краски, им можно измерять другие предметы.

• Книга

 • Кирпич

• Ящик

• Лампочка

• Катушка

• Бочка с водой

• Пластмассовая бутылка

• Газета

• Бинт

• Кубик

• Зеркало

 • Автомобильная шина

• Длинная доска

• Стеклянная банка

• Бревно

• Ведро с песком

«Что сначала, что потом?».

Предлагаем ребенку прослушать  и заметить фразу с нарушением последовательности событий , исправив ее.

• Сначала картошку надо бросить в суп и сварить, а потом почистить.

• Сначала надевают носки, а потом ботинки.

• Сначала у собаки рождается маленький щенок, а потом из него вырастает большой пес.

• Сначала срезают цветок для букета, а потом семечко бросают в землю.

• Сначала листья желтеют и опадают, а потом на деревьях распускаются почки.

• Сначала мороженое тает, а потом его достают из холодильника.

• Сначала птицы улетают на юг, а потом наступает осень.

• Сначала мы просыпаемся, потом завтракаем.

Можно изменить игру: вы начинаете, ребенок продолжает.

«Что можно делать? С чем можно делать?»

Предлагаем ребенку  подобрать как можно больше слов-действий к слову-предмету.

Например: «Мячик можно кидать, катать, а еще…»

• Воду можно пить, а еще…

• Бумагу можно рвать, а еще…

• Хлеб можно намазать маслом, а еще…

• Платье можно погладить утюгом, а еще…

• Из снега можно слепить снеговика, а еще…

• Из песка можно слепить куличики, а еще…

• Под зонтом можно спрятаться от дождя, а еще…

• Конфету можно съесть, а еще…

• Карандашом можно рисовать, а еще…

• Из клубники можно сварить варенье, а еще…

• Собаку можно погладить, а еще…

«Кто что делает?».

Необходимо подобрать как можно больше слов-действий.

Например: «Солнышко светит, а еще … греет, сияет, прячется за тучу».

• Чайник - свистит, кипит…

• Машина - едет, гудит, светит…

• Снег - идет, тает…

• Кошка - бегает, ходит, пьет, спит…

• Дождь – идет….

• Автомобиль – едет…

• Кошка – мурлыкает…

• Молния – сверкает…

• Цветок – растет…

• Мячик – прыгает…

Вариант 2. Ребенок должен назвать общее действие:

• И лягушка, и зайчик – (прыгают).

• И птица, и муха - (летают).

• И снег, и дождь (выпадают на землю).

• И мороженое, и лед – (тают).

• И солнышко, и фонарь – (светят).

• И кошка, и собака – (живут в доме)

• И врач, и ветеринар – (лечат).

«Узнай по описанию».

Просим ребенка по описанию узнать и назвать предмет или живое существо.

• Серый, злой, зубастый, голодный (волк).

• Маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц)

• Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий (ежик).

• Длинная, безногая, ядовитая (змея).

• Пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса).

• Большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь).

• Белая, тоненькая, зеленая, кудрявая (береза).

• Холодная, дождливая, пасмурная (осень).

• Ароматный, яркий, красивый, садовый (цветок).

• Хрустящий, зеленый, сочный, соленый (огурец).

• Интересная, красочная, детская (книга).

• Пушистая, колючая, лесная, новогодняя (елка).

• Холодное, сладкое, клубничное (мороженое).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Это цикл игр для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста. Можно использовать на занятии, прогулки и других видах деятельности....

Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (презентация с представлением собственного опыта работы)...

Интерактивные игры на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста.

В данной презентации размещены упражнения на развитие мышления....

Упражнения и игры на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Безу...