"Возрастные особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему

Бельская Ирина Петровна

выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_dlya_roditeley_razvitie_myshleniya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Возрастные особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Основу развития мышления составляет формирование  и совершенствование мыслительных действий, которые  формируются уже в дошкольном возрасте, - это наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

  • Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
  • Наглядно-образное мышление — основная форма мышления будущих первоклассников. Это познание с помощью представлений предметов, явлений.
    Ребёнок учится пользоваться различными планами, схемами.
  • Словесно-логическое мышление - это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логического мышления.

Основная линия развития мышления в дошкольном возрасте (3-7 лет) - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. Дошкольник образно мыслит, он ещё не приобрёл взрослой логики рассуждений. Но несмотря на своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего ребёнку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям.

Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребёнка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросить в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким; большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывёт. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает всё больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, например, 5-летний ребёнок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как «живое существо». Он легко и быстро относит к «живым» крокодила, но слегка затрудняется, относя к этой категории дерево или тюльпан. Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в умею..

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей.  Возникновение её важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерное обобщение, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки  (маленький предмет – значит легкий, большой – значит тяжелый, если тяжелый то в воде утонет и т.д.).

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть то, чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребёнок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки по существенному признаку и, т.д.

Опыт коррекционной работы свидетельствует о том, что в результате специально организованных занятий с детьми показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза.

РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА МЫШЛЕНИЕ

1. Упражнение   на   развитие  мыслительной   операции:   «Сравнение предметов» 

Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов:

  1. МУХА И БАБОЧКА
  2. ДОМ И ИЗБУШКА
  3. СТОЛ И СТУЛЬЯ
  4. КНИГА И ТЕТРАДЬ
  5. ВОДА И МОЛОКО
  6. ТОПОР И МОЛОТОК
  7. ПИАНИНО И СКРИПКА
  8. ШАЛОСТЬ И ДРАКА
  9. ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

10.ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?». После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребёнку предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?».

2. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

2.1. «Найди лишнее слово». Зачитайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребёнку определить слово, которое является «лишним».

  • ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
  • ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША
  • МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ
  • ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА
  • ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА
  • ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА

2.2. «Найди лишнюю картинку». Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая - лишняя. Например: 1) стул, «гол, телевизор, шкаф; 2) крот, заяц, овца, белка; 3) матрёшка, кубики, машинка, варежки.

Разложите перед ребёнком первые четыре картинки и предложите убрать одну лишнюю. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что ребёнку эта операция даётся трудно, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное - заинтересовать ребёнка игровой формой задания.

3. Упражнения на развитие гибкости ума.

Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  • Назови слова, обозначающие деревья (берёза, сосна, ель, кедр, рябина...)
  • Назови слова, обозначающие зверей.
  • Назови слова, обозначающие домашних животных.
  • Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
  • Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
  • Назови слова, обозначающие водный транспорт.
  • Назови слова, обозначающие овощи.
  • Назови слова, обозначающие фрукты.
  • Назови слова, обозначающие цветы.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

1. Игра: «Как это можно использовать».

Предложите ребёнку игру: «Найди возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета».

Например, вы называете слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Например: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.

2. Игра «Говори наоборот».

а) Выучите с ребёнком стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь - («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь - («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты - («храбрец»),

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай - («конец»).

б)        Предложите ребёнку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой - маленький». Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЁЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ

БЫСТРЫЙ - МЕДЛЕННЫЙ

ХУДОЙ - ТОЛСТЫЙ 

ПУСТОЙ - ПОЛНЫЙ

ТЯЖЕЛЫЙ - ЛЁГКИЙ

УМНЫЙ - ГЛУПЫЙ

ТВЁРДЫЙ - МЯГКИЙ

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении. Отставание в развитии мышления - о...

Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (презентация с представлением собственного опыта работы)...

Проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения с помощью тренинговых упражнений

Методическая разработка предназначена для воспитателей детского сада, студентов педагогических учебных заведений, родителей детей дошкольного возраста....

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста...

"Сказка, как способ развития мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Сказка, как способ развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение личного опыта педагогической деятельности)...