Проект методической работы с кадрами по проблеме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование»
материал
организация занятий начального технического моделирования в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Проект
методической работы с кадрами по проблеме
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
через начальное техническое моделирование»
Составитель:
ст. воспитатель Стахиева Л.И.
Сыктывкар, 2018
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.
Однако на сегодняшний день педагоги в дошкольном учреждении очень мало внимания уделяют начальному техническому моделированию (НТМ). Зачастую ребенок в 5 года уже хорошо владеет игрой на планшете и при этом не умеет правильно держать ножницы. В старшем дошкольном возрасте при попустительстве родителей ребенок становится ярым геймером. При этом теряется самое ценное в развитии ребенка - стремление к поиску нового, фантазии развитие воображения. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к творческой деятельности.
Наблюдается и низкая заинтересованность самих педагогов во включении данного направления в работу. Зачастую педагоги ограничиваются 1 занятием в неделю по конструированию из бумаги. В то же время если педагог в своей работе будет учитывать возрастные, индивидуальные особенности, широко применять методы и приемы начального технического моделирования в условиях дошкольного образовательного учреждения, активно вовлекать родителей в процесс изготовления поделок из бросового материала, то уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет высоким.
Я как старший воспитатель вижу решение данной проблемы через реализацию проекта методической работы с кадрами по проблеме «развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование».
Цель проекта | Создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование (НТМ) |
Задачи проекта | - Провести анализ условий, способствующих развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного возраста. - Выявить затруднения педагогов по реализации поставленной цели. - Оказать методическую помощь педагогам в планировании и включении в работу различных методов и приемов НТМ. - Разработать алгоритм использования результатов самообразования педагогов (транслирование опыта работы). - Пополнить методический кабинет литературой по теме, создать картотеку игр по данной тематике. |
Сроки реализации проекта | октябрь 2018 – май 2019г. |
Участники проекта | Педагоги ДОУ, родители, дети старшего дошкольного возраста |
Условия реализации проекта | Утверждение Проекта к реализации на педагогическом совете ДОУ * Функционирование творческих группы по реализации проекта; * Оснащение методическими пособиями; * Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов, участвующих в реализации проекта; * Оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками |
Результаты реализации проекта | - пополнение РППС в группах; - совершенствование качества воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства педагогов; - апробированные проекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование (НТМ). - вовлечение родителей в процесс создания условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование |
Назначение проекта | совершенствование воспитательно-образовательной работы в ДОУ |
Нормативно – правовые документы, регулирующие реализацию проекта | - Конституцией РФ, ст.43, 72; - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят 29.12.2012г № 273-ФЗ); - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13) - Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 13» |
Источники финансирования проекта | Бюджет, спонсорская помощь |
Зеркало прогрессивных преобразований:
Ситуация «минус»
развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование
Ситуация «плюс»
Цель: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование (НТМ)
Задачи
Индикаторы и показатели,
позволяющие оценить ход реализации проекта
показатель | индикатор | результат |
Оказание методической помощи педагогам в планировании и включении в образовательный процесс вопросов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ | Количество проведенных: - семинарских занятий - консультаций - открытые просмотры занятий - реализация тем самообразования - разработка и реализация проектов - включение родителей в создание условий (пополнение РППС) - привлечение к сотрудничеству педагогов дополнительного образования из городских Центров развития | 3 2 5 * 5 * 5 * 12 групп 2 |
алгоритм использования результатов самообразования педагогов | Реализация алгоритма | 2 |
Пополнение методического кабинета | Приобретение методической литературы Создание картотеки игр | 1 + 8 (на каждую группу дошкольного возраста) 3 * (по возрастам) |
Пополнение РППС в группах | Обновление уголков творчества с учетом НТМ | 8 (группы дошкольного возраста) |
3* - 3 возраста (средняя, старшая, подготовительная)
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Заключительный этап
Перечень мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ
1. Мероприятия, направленные на оказание методической помощи педагогам в планировании и включении в образовательный процесс вопросов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ
Формы работы | Цель, содержание | участники | Сроки проведения | Ответственный | Практический результат |
| |||||
| Выявление инновационных форм и методов НТМ с детьми дошкольного возраста | Воспитатели групп дошкольного возраста | октябрь | Старший воспитатель | Перечень литературы, интернет ссылки |
| Выявление включенности в планы педагогов мероприятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ | Воспитатели групп дошкольного возраста | октябрь | Старший воспитатель | Справка по результатам анализа |
| Выявление отношения родителей к НТМ в детском саду | родители | октябрь | воспитатели | Анализ анкетирования |
| Аудит состояния РППС по реализации НТМ | Воспитатели | октябрь | воспитатели | Перечень имеющегося инструментария, материалов и наглядности в группах |
| |||||
2.1. семинар | Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ» | Воспитатели групп дошкольного возраста | ноябрь | Старший воспитатель | Аннотированный каталог, перспективные планы, конспекты занятий, вопросник к анализу занятия. |
2.2. Консультации | Индивидуальные консультации. Цель: Оказание помощи (по результатам изучения работы воспитателей, по запросам педагога) | Воспитатели | В течении года | Старший воспитатель | |
2.3. Изучение и внедрение передового педагогического опыта | Изучение опыта работы по с детьми старшего дошкольного возраста | Воспитатели дошкольных групп | Ноябрь - декабрь | воспитатели | Итоги изучения (список рекомендуемой литературы, перечень материалов из журналов и сети «Интернет»), использование материалов на открытых просмотрах |
2.4.Открытые просмотры | Занятия по НТМ Цель: использование вариативных форм организации занятий, методы и приемы работы с детьми. (Вопросы к анализу занятия (Прил.2) | Воспитатели | февраль | Старший воспитатель | конспекты занятий, карточки анализа занятий с возрастной группой |
2.5. Самообразование | Темы: «Организации работы с детьми НТМ» «Методы и приемы обучения детей НТМ» Цель: расширить знания педагогов, познакомить с новинками литературы | Воспитатели | В течении года | воспитатели | Библиография по теме, Создание картотеки игр по возрастам |
2.6. Тематический контроль | Тема: «Начальное техническое моделирование». Цель: эффективность работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ. План проведения тематической проверки (Прил.3) | Группы старшего дошкольного возраста | февраль | Старший воспитатель | Справка по итогам тематической проверки |
2.7. Создание условий | Приобретение пособий, методической литературы в методический кабинет, группы. Обновление уголков творчества в соответствии с возрастом детей и НТМ. | Старший воспитатель, Воспитатели | В течении года. | Старший воспитатель | Выставка справочных материалов, методической литературы, пособий. |
2.8.Формы работы с родителями: совместная работа педагогов, детей, родителей в творческих мастерских. Участие в конкурсах на оформление группы к праздникам. Оформление папки – передвижки «Мастерим вместе с мамой, вместе с папой». Выставки: «Умелые руки папы», «Золотые руки мамы». | Цель: привлечь родителей в работу по развитию у детей творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ | Воспитатели | По плану отдельному плану в течении года | Старший воспитатель | Выставки поделок, атрибутов к спектаклям, праздникам. Папки передвижки, пополнение РППС |
2.9.Формы работы со школой и другими организациями | Творческая группа Тема: От НТМ до конструирования из Лего Цель: взаимодействие и преемственность в работе детского сада и школы по проблеме. | Воспитатели учителя начальных классов | Заседание 1 раз в месяц | Старший воспитатель, завуч по начальным классам | Рекомендации по преемственности |
2.10. Разработка проектов | Творческие группы по возрастам Цель: поиск новых подходов в организации детской конструктивной деятельности, взаимосвязь с другими видами деятельности. | Воспитатели | По плану творческой группы. | Руководитель творческой группы | Методические рекомендации, перспективные планы совместной работы воспитателей групп и специалистов. |
| |||||
| Информирование о проведенной работе | воспитатели | май | Старший воспитатель | презентация |
| Анализ, сравнение с наличием материалов в начале года | Старший воспитатель | май | Старший воспитатель | справка |
| анализ участия педагогов в методической работе по данной тематике | Старший воспитатель | май | Старший воспитатель | справка |
| Анализ работы с родителями | Старший воспитатель | май | Старший воспитатель | справка |
| Трансляция опыта работы | воспитатели | май | Старший воспитатель | справка |
3.6. планирование последующей работы по совершенствованию НТМ в дошкольном учреждении | Старший воспитатель Творческая группа | План работы |
2. Мероприятия, направленные на транслирование опыта работы
№ | Мероприятия | сроки | ответственные | Результат |
1. | Определение темы самообразования Собеседование, анкетирование | ноябрь | воспитатели | Приказ «Об утверждении тем самообразования» |
2 | Планирование и реализация мероприятий по темам самообразования | ноябрь-апрель | воспитатели | Планы по темам самообразования и отчет |
3 | Открытые занятия | январь | воспитатели | Занятия по конструированию из бумаги в разных возрастных группах. |
4 | Конкурс «Поиск решения» (презентация работы по самообразования) | Апрель | Ст. воспитатель | Приказ «об определении педагогов для транслирования опыта работы» |
5 | Обобщение опыта работы | Май | воспитатели | Методический материал, рекомендации, брошюры, буклеты, пособия |
6 | Транслирование опыта работы Мастер-классы | В 2017/18 у/г | воспитатели | Выступление на методических заседаниях города (стажировочных площадках, сетевых сообществах) |
7 | Транслирование опыта работы на информационных площадках разного уровня | В 2017/18 у/г | воспитатели | Участие в семинарах, конкурсах, конференциях и т.д. |
3. Мероприятия, направленные пополнение методического кабинета литературой по теме и создание картотеки игр по данной тематике
№ | Мероприятия | сроки | ответственные | Результат |
1. | Анализ тем самообразования педагогов | ноябрь | Ст. воспитатель | Подбор методического необходимого перечня методических материалов |
2 | Приобретение методических материалов | ноябрь-апрель | Ст. воспитатель | Наличие методического материала |
3 | Создание творческих групп по подбору картотек игр, приемов по теме | ноябрь | воспитатели | План работы творческих групп |
4 | Апробирование методов и приемов конструирования из бумаги в группах | ноябрь- апрель | воспитатели | Открытые занятия, мастер-классы |
5 | Подготовка картотек методов, приемов, игр по НТМ | май | воспитатели | Картотеки по возрастам |
Самооценка проекта
- Проект возможен к реализации в условиях функционирования ДОУ в любых условиях.
- Новизна проект заключается в его простоте и конкретности разработки.
- Для ДОУ данный проект значим, так как необходимо методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса и самообразования педагогов.
Список использованной литературы:
- Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
- Журавлева А. П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. – М.: Просвещение, 1982.
- Ишмаковой М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
- Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
- Развитие технического творчества младших школьников: Книга для учителя; Под редакцией П.Н. Андрианова, М.А. Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990.
- Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2005.
Используемые интернет ресурсы:
Приложение 1
План проведения семинара по теме:
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ»
1-е занятие.
1.Этапы, условия и методы формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ (подготовить раздаточный материал: схему, таблицу).
2. Характеристика возрастных возможностей детей (выступление воспитателей).
3. Содержание работы в разных возрастных группах (форма проведения –
диалог, собеседование, выступление воспитателей).
Домашнее задание: составить аннотированный каталог по теме.
2- е занятие.
1.Методы и приемы работы педагога, формы организации детской деятельности на занятиях НТМ.
2.Методы и приемы педагога, формы организации детской деятельности по НТМ вне занятий, взаимосвязь с другими видами деятельности.
Домашнее задание: составить конспекты занятий по своей возрастной группе.
3- е занятие.
Открытый просмотр детской деятельности:
- Анализ занятия по вопросам;
- Оценка результатов детской деятельности;
- Разбор педагогических ситуаций, возникших в ходе занятия.
Домашнее задание: составить перспективный план работы на год по НТМ для своей возрастной группы.
Анкетирование по итогам семинаров (Прил. 4)
Приложение 2
Вопросы к анализу занятия
1.Соответствует ли оснащение деятельности детей материалом и оборудованием цели занятия?
2.Целесообразность организации рабочего места.
3.Использование методов и приемов (оценивать в соответствии с возрастом детей) педагогом:
а) наглядные методы и приемы:
- рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, игрушек;
- показ образца;
- показ способов действия;
- конструирование взрослого при детях;
- наблюдение за конструированием старших детей;
б) словесные методы и приемы:
- беседа о конструируемом объекте;
- пояснение, совет, подсказка;
- поддержка замысла ребенка;
- показ способов анализа объекта;
- коллективное обсуждение совместной деятельности;
- совместное со взрослым планирование деятельности;
- совместный анализ результатов конструирования;
- самоанализ, сопостановление полученного результата с заданным;
в) практические методы и приемы:
- сотворчество взрослых и детей;
- органическое включение конструирования в другие виды деятельности (мотивация изготовления поделок для игры, театрализованной деятельности, подарков);
- объединение поделок одним сюжетом;
- расширение содержания детской деятельности;
- конструирование «по условия»
- предоставление детям возможности самостоятельного выбора способов конструирования, экспериментирования с различными материалами;
- конструирование «по замыслу»;
г) игровые методы и приемы:
- органическое включение в сюжет игры задачи по конструированию;
- достаточный выбор игрового материала;
- игровая мотивация детской деятельности.
4. Как осуществлялась индивидуальная работа с детьми на занятии?
5. Как анализировался результат детской деятельности, целесообразность
анализа?
6. Какой стиль общения преобладает у педагога?
7. Достигнута ли цель занятия?
Выводы и предложения по занятию.
Приложение 3.
План проведения тематической проверки по проблеме
«Развитие творческих способностей детей в процессе
конструирования из бумаги»
Вопросы контроля | Методы контроля | Цель контроля | Сроки проведения | Ответственный |
1.Знания умения навыки детей | Наблюдение и анализ занятия Анализ детских работ. Беседа или выборочное тестирование. Наблюдение и анализ 2- й половины дня. | Соответствие навыков возрасту детей, наличие собственного замысла его развитие и реализация. Умение использовать свои знания и навыки в самостоятельной деятельности. | ||
2. Планирование работы | Анализ плана работы с детьми | Наличие планирование системы по развитию творческих способностей детей. Взаимосвязь с другими видами деятельности. Самостоятельная деятельность детей. | ||
3.Создание условий | Изучение предметно развивающей среды. | Наличие различного материала для конструирования. Методическое обеспечение. Целесообразность размещения. | ||
4. Знания, умения, навыки воспитателя | Беседа Самоанализ Наблюдение педагогического процесса | Знания методов формирования творческих способностей детей через НТМ, условий возникновения и этапов развития детского творчества. Знание индивидуальных особенностей развития детей, видение перспективы. Методика проведения занятий, организация детской конструктивной деятельности вне занятий. Нетрадиционные методы и приемы, используемые в работе. | ||
5.Работа с родителями | Анализ документации. | Взаимодействие в работе с семьей по данной теме, формы работы. |
Приложение 4
Анкета для воспитателей
- Какую программу по НТМ вы используете в своей работе, какие педагогические технологии к реализации программы?
- Чем вы руководствуетесь в выборе программы и технологии?
- Назовите возрастные возможности и особенности развития детей вашей группы.
- Сформулируйте задачи НТМ для детей вашей возрастной группы.
- Как вы планируете работу по НТМ? Почему?
- Какие методы и приемы вы используете в обучении детей НТМ?
- Какие формы организации детской деятельности вы используете на занятиях или вне занятий?
- Как осуществляется взаимосвязь занятий по НТМ с другими видами деятельности, планируете ли в дальнейшем работу по проектному методу, проведение интегрированных занятий?
- Как вы оцениваете результаты детской деятельности?
- Как используются поделки детей?
- Какая работа проводится с родителями по повышению педагогической грамотности и как они привлекаются к участию в различных мероприятиях (конкурсах, изготовлении атрибутов к играм, спектаклям, украшении зала и.т.д.)
- Делитесь ли вы своими достижениями и проблемами с другими педагогами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-32178-1571216755.jpg)
Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"
Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:• Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/10/picture-641856-1433928943.jpg)
Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.
В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-715380-1448427200.jpg)
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-446661-1414239488.jpg)
Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-782638-1505628876.jpg)
Обмен опытом по проблеме: «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных изобразительных техник»
Материал предназначен для педагогов. В нем описывается опыт использования нетрадиционных техник рисования....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/14/picture-615151-1613312916.jpg)
Опыт работы по формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.
Данный опыт работы будет полезен для воспитателей старших, подготовительных групп....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1289816-1605511635.jpg)
Система работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в сюжетном рисовании»
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...