Развития связной речи детей старшего дошкольного возраста и возможности их решения при помощи мнемотехники
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Носкова Екатерина Геннадьевна

Применение мнемотехники помогает детям при развитии связной речи, развивает наглядно-образное мышление, память, внимание, воображение, развивает у детей умение запоминать и передавать более конкретно, точно содержание задания, текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развития связной речи детей старшего дошкольного возраста и возможности их решения при помощи мнемотехники

Применение мнемотехники помогает детям при развитии связной речи, развивает наглядно-образное мышление, память, внимание, воображение, развивает у детей умение запоминать и передавать более конкретно, точно содержание задания, текста.

Приемы мнемотехники являются одними из наиболее продуктивных. Речь идет о приемах и методах, которые позволяют малышам эффективно усваивать сведения о характерных особенностях окружающего их мира, успешно запоминать логичную структуру материала, воспроизводить информацию, развивать собственную речь.

Построение мнемотехники происходит от элементарного к более сложному. Сначала детей знакомят с простейшими мнемоквадратами, затем — с мнемодорожками, а на завершающей стадии — с мнемотаблицами. Под мнемотаблицей понимают изображение природных явлений, героев рассказа, отдельных действий. Главная задача мнемотаблицы заключается в передаче базовых смысловых звеньев сюжета. Изображения должны быть понятны детям.

Подобный инструмент позволяет составлять рассказы о фруктах и овощах, насекомых и животных, любимых игрушках. У малышей наибольший интерес вызывают цветные схемы, поскольку в их сознании откладываются отдельные образы.

Различное отношение детей к мнемотехнике и познанию посредством нее, указывает на разный уровень развития познавательных интересов. Игры, занятия с мнемотехникой представляют широкие возможности для развития интереса к познанию, сочетая привлекательную эмоционально-образную форму с использованием предметов, обладающих многообразными свойствами и отношениями мнемосхем.

Проведение занятий по схемам показали, что варьирование игрового содержания, занимательность, необычность игровых задач привлекают детей к играм с мнемотехникой. Способствуют развитию познавательных процессов. Работая в этом направлении разработала серию конспектов:

1. «Лето красное пришло»

2. «Здравствуй, лето красное»

3. «У весны на крыльях»

4. «Однажды зимой»

5. «Снеговик в гостях у детей»

6. «Лесовик пришел в гости»

Использование мнемосхем может быть применено не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимные моменты, т. к. в связи с введением ФГОС, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня. Поскольку, ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то моделирование может стать составной частью игры, благодаря которой будут приобретены детьми новые знания и умения, дети научаться использовать их на практике.

Использование схем, моделей, сигнальных карточек помогает качественно осуществлять воспитательно-образовательную работу с детьми в соответствии с современными требованиями. Самой приемлемой формой работы считается использование метода проектов, так как появляется возможность использовать мнемотаблицы в различных видах деятельности, а самое главное происходит тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

Для образования родителей выставляется в родительском уголке папка-передвижка с консультацией, родители посещают совместные мероприятия, изготавливают схемы вместе с детьми по заучиванию стихов.

Занятие посредством мнемотехники может состоять из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются такие задачи:

1) рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2) перекодирование информации, т.е. преобразование её из абстрактных символов в образы;

3) пересказ сказки (рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания;

4) графическая зарисовка мнемотаблицы;

5) воспроизведение детьми таблицы при её показе.

При развитии связной речи на занятиях прорабатываются следующие тематические циклы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи — фрукты» и др.

Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи, которое может иметь игровую форму. Игровую форму обучению может придать сюжет, включение задания - рассказать сюжет ролевой игры: «Фотовыставка», «Магазин», «Киоск открыток», «Экскурсия по родному поселку» и др. В игре используются такие приемы как ответы на вопрос (проблемные вопросы: почему, когда, а что если...), распространение высказываний ребенка, обогащение высказываний ребенка в рассказ, пересказ начала фразы.

Пересказ рассказа с использованием мнемотехники. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяли действиями по мнемотаблице, план высказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе (ковролине). Дети осуществляли пересказ рассказов - «За грибами», «Вечер», «Кот - задира», «Два брата».

Пересказ рассказа осуществлялся с наглядной опорой в виде мнемотаблиц. Наглядность представляется предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинах мнемотаблицы; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства. Рассказ «Грустная история», «Маленькие художники», «Саночки».

Рассказ «Грустная история» использовалось  для того, чтобы перейти к пересказу по опорным сигналам. Это схематические, символические картинки с изображением предметов и объектов к выбранному рассказу. Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.

Опорные картинки: зайчата, ромашка, солнце, качели, скорая помощь, шприц, костыль.

«Гости»

Опорные картинки: девочка, цифра, мама, пирог, папа, торт, дедушка, фрукты, девочки, книги.

«Зайчик» Опорные картинки: лес, дети, береза, травка, ушки, хвостик, морковка.

«Кто как зиму проводит»

Опорные картинки: летучая мышь, дупло, еж, нора, сыч, стриж, медведь, берлога, волк, лес.

«Как Колобок свою сестру догонял»

Картинки- символы: Колобок, Луна, Конь-огонь, Машина - Скорые Шины, Тепловоз - Сто Колес, Самолет - Быстролет, Ракета.

«Рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Опорные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сороки, лоси.

«Рассказ К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках»

Опорные картинки: солнце, листочки, пчелка, яблонька, вишня, тюльпан, фиалка.

Данные игры помогают для формирования выразительной стороны речи ребенка: для исполнения им роли в любой игре нужно, чтобы ребенок «через себя ее пропустил», т.е. почувствовал себя тем, кого будет играть. Все это помогает детям свободно двигаться в играх, общаться со сверстниками.

Направленность педагогического воздействия достигалось за счет тщательного динамического изучения структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии. Содержание занятий определялось, исходя из структуры, степени речевого развития у детей, их индивидуальных особенностей.

В процессе развития связной речи применяются следующие приёмы мнемотехники.

1. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые ему назвали, давали ему бумагу и цветные карандаши. Предложить к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.

Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Например, называете семь фраз.

1. Мальчику холодно.

2. Девочка плачет.

3. Папа сердится.

4. Бабушка отдыхает.

5. Мама читает.

6. Дети гуляют.

7. Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок. Если он спрашивает: «А что рисовать?», объяснить, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все семь фраз.

После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложить ребенку точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить. Если возникали трудности, помочь подсказкой.

На следующий день снова попросить ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. При этом отмечается, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз - это очень хороший результат.

Пример: «Называются 10 слов: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь».

Детям дается инструкция: «Теперь попытайтесь придумать из этих слов рассказ, тогда слова запоминаются легче: например, «Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон - он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня».

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть - опосредованно касается содержания картины, и направлена на развитие навыков связного самостоятельного высказывания.

В общую структуру занятий планировать организационную часть, в которую входит вводные, подготовительные упражнения, чтение произведения, разбор текста («языковой» и «содержательный»), пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов.

В процессе работы дети на основе мнемотаблиц учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в тексте опорные слова, что продвигает их в умении составлять план, определять тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Развитие связной речи детей - актуальная проблема в современном мире. В её решении помогают современные образовательные технологии.Мнемотехника способствует развитию связной, последовательной, граммат...

Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

"Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Статья предназначена для воспитателей старших групп,для родителей.Она раскрывает значимость  использования данной технологии для обучения рассказыванию,составления описательных рассказов....

Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

       «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»

Работая с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая д...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение"

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение»....