ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья (младшая группа) на тему

Яковлева Мария Владимировна

В данной статье представлен анализ особенностей создания и функционирования информационной среды в дошкольной образовательной организации;рассматривается содержание понятий «информатизация дошкольного образования», «информационно-образовательная среда»; выделяются условия организации информационно-образовательной среды в дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakovleva_m.v._statya_1.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

М.В. Яковлева,

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье представлен анализ особенностей создания и функционирования информационной среды в дошкольной образовательной организации; рассматривается содержание понятий «информатизация дошкольного образования», «информационно-образовательная среда»; выделяются условия организации информационно-образовательной среды в дошкольной образовательной организации.

 Ключевые слова: информатизация, информатизация дошкольного образования, информационно-образовательная среда, дошкольная образовательная организация.

Под информатизацией общества И. В. Роберт понимает глобальный социальный процесс, особенность которого заключается в том, что преобладающим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Как отмечает автор, информатизация общества обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном (электронном) фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства; интеллектуализацию трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступ любого члена общества к источникам достоверной информации; визуализацию представляемой информации; существенность используемых данных [4, с.10-11, 25].

Информатизация образования – это целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования теорией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях [4, с. 7-9].

По мнению Л. И. Аникушиной, информационно-образовательная среда- это открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, наличие служб поддержки применения информационно-коммуникативных технологий [1].

Как считает С. Г. Григорьев, подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых [3, с. 6].

Информационная образовательная среда дошкольной образовательной организации – это система, в которой задействованы все участники педагогического процесса: родители, сотрудники и дети.

Н. К. Конопатова, опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, считает, что информационная образовательная среда дошкольной образовательной организации должна обеспечивать возможность осуществлять следующие виды деятельности:

  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; 
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей или их  законных представителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; 
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Информационная образовательная среда дошкольной образовательной организации включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы. Грамотное использование информационно-коммуникативных средств может существенно повысить мотивацию и детей, и педагогов к образовательной деятельности [3, с. 15]. Одним из достоинств создания информационной методической среды является возможность индивидуализации образовательного процесса. Одним из важных составляющих информационно-образовательной среды является система современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие и воспитание дошкольников в современной информационно–образовательной среде. Эффективное использование информационных средств открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом.

Целью информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации является создание единого информационного пространства для качественного улучшения работы педагогического коллектива [2, с. 2].

Создание информационной образовательной среды направлено на улучшение организации управления и организации деятельности дошкольной образовательной организации и взаимодействия участников воспитательно–образовательного процесса [4, с. 49]. Использование информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность и профессиональную информационно-коммуникативную компетентность педагогов дошкольной образовательной организации. Достоинством информационно-образовательной среды является обеспечение родителям воспитанников детского сада доступа к сайту и другим информационным ресурсам. Родители могут больше участвовать в жизни детского сада и обогащать свои педагогические знания.

Информационно-образовательная среда благоприятно влияет на развитие условий качественной подготовки методических, педагогических, дидактических материалов.

В работе С. Г. Григорьева, В. В. Гриншкун обращается внимание на то, какую роль играет информационная образовательная среда в управлении детским садом. Использование технических средств и компьютеров существенно сокращает сроки сбора и обработки информации, повышает оперативность и качество принимаемых управленческих решений [3]. Информационно-образовательная среда способствует эффективному планированию деятельности дошкольного учреждения и его функциональных подразделений. Работники дошкольной образовательной организации имеют возможность систематически знакомиться с новыми нормативно-правовыми документами организации. Информационно-образовательная среда позволяет с легкостью проводить анализ деятельности дошкольной образовательной организации по различным направлениям работы. Важным моментом является информационный обмен и документооборот с другими дошкольными образовательными организациями и органами управления образованием [2, с. 3].

Информационно-образовательная среда, созданная в дошкольной образовательной организации, формируется на основе информационных образовательных ресурсов и технологий, способствует повышению качества дошкольного образования в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникушина Л.И. Что такое информационно-образовательная среда? URL:http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/01/20/chto-takoe-informatsionno (дата обращения: 04.06.2015). ].
  2. Вологодина Э.А. Информационно–образовательная среда дошкольного образовательного учреждения URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/07/30/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-doshkolnogo-obrazovatelnogo
  3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. – 286 с.
  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: "Школа- Пресс", 1994. – 205с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду в ДОО с учётом принципов взаимосвязанной деятельности всех субъектов  образовательного процесса - ...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в статье анализируются правовой статус руководителя ДОО, механизмы управления Учреждением, какими нормативными документами регламентируется управленческая деятельность в Учреждении, требования, предъя...

Методическая разработка фестиваля детского дошкольного творчества среди дошкольных образовательных организаций «Волшебная страна детства»

В методической разработке представлен опыт проведения фестиваля детского творчества среди дошкольных образовательных учрежедний, объединяющий все детские сады водну методическую концепцию весёлого дет...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...