Семинар-практикум для педагогов: «Роль, музыки в речевом развитии детей»
методическая разработка на тему

Дубовец Евгения Николаевна

Материал предназначен для музыкальных руководителей детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx790.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов: «Роль, музыки в речевом развитии детей»

        Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера. Музыка в этом вопросе - незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство.

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

На музыкальных занятиях идёт  расширение кругозора, активное обогащение словарного запаса детей: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов,  фамилии, имена композиторов, характеристику музыки.

Наиболее эффективно работа над речью происходит в процессе пения. У детей  развивается дыхание, голос, формируется чувство ритма и темпа речи, улучшается дикция, координируется слух и голос.

        Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

        Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

        Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Через использование пальчиковых игр, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь (Пример «Паучок ходил по ветке»)

                                     

«Паучок ходил по ветке» 

Паучок ходил по ветке, 

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, 


Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,



Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью,

а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).


Хлопок ладонями по столу/коленям.


Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)


Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.

           Пальчиковые игры дают возможность музыкальным руководителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.                        

Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.

Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

        Таким образом, музыкальное искусство оказывает ничем незаменимое воздействие на развитие речи дошкольников. Реализация интегративного подхода к речевому развитию посредством музыкального искусства позволяет достичь наиболее качественных результатов, повысить общий уровень речевого развития дошкольников.


        Можно сделать вывод, что на музыкальных занятиях, усилиями музыкального руководителя и воспитателя можно реализовывать логопедические задачи: автоматизировать звуки, развивать координацию движения и речи, укреплять мелкую и общую моторику, развивать творческое воображение и фонематический слух.


E:\Новая папка (3)\DSC_0017.JPG

E:\Новая папка (3)\DSC_0021.JPGE:\Новая папка (3)\DSC_0003.JPGE:\Новая папка (3)\DSC_0014.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей»

Цель: дать воспитателям и родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка; заинтересовать проблемой; приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи и детского сада; выслушать с...

Семинар – практикум "Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Использование технологии "Синквейн"  в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Роль сказки в речевом развитии детей».

Консультация для педагогов «Роль сказки в речевом развитии детей»....

Семинар-практикум для родителей подготовительной группы «Роль игры в речевом развитии детей»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в области речевого развития дошкольниковЗадачи: - Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;- Сп...